Когда жил иван федоров. Иван федоров - биография первопечатника и интересные факты. С чего все начиналось

Появление типографского станка – важная веха в истории культуры. До изобретения книгопечатания, по словам академика В.И.Вернадского, «человеческая личность не имела никакой возможности предохранять, хотя бы несколько, свою мысль от исчезновения, распространить ее широко, переждать неблагоприятное время и сохранить ее до лучших времен. Вечно и постоянно все создавалось и вновь разрушалось тлетворным влиянием всеразрушающего времени».

С изобретением печатного станка устное слово, будучи записано, а затем воспроизведено в десятках, сотнях, тысячах оттисков, становится активным средством воздействия на массы, орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний. Книга стала дешевле, легче в изготовлении, и, следовательно, доступнее. Она начинает играть значительную роль в истории человечества, превращается в мощное политическое и идеологическое оружие. Ее воздействие отныне можно проследить в самых различных сферах общественной жизни.

«Мы сможем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания», - утверждал В.И.Вернадский.

Изобретению книгопечатания посвящены тысячи трудов. Появление способа многократного воспроизведения изображения и текста предопределило начало книгопечатания в современном значении этого слова. Воспроизведение текста с наборной формы революционизировало технику изготовления книги, открыло эру книгопечатания в современном понятии этого явления.

Принцип набора был известен человечеству с глубокой древности. На диске из Феста, относящемся ко II тысячелетию до нашей эры, найденном на острове Крит, отдельными штампиками оттиснуты знаки лишь недавно расшифрованной системы письма.

Примеры наборного принципа встречаются у Цицерона. Можно говорить о начале книгопечатания лишь тогда, когда текстовая печатная форма становится наборной.

Начало наборного печатания в Европе относят к 40-м годам XV столетия и связывают с именем брюгера из прирейнского города Майнца Иоганна Генсфлейша, чаще называемого Иоганном Гуттенбергом (между 1394 и 1399-1468 гг.).

Руководства по типографскому делу в ту пору не существовало. Опыт передавался от учителя к ученику. У каждого мастера были свои секреты, свои излюбленные приемы. Приходилось овладевать самостоятельно тонкостями ремесла, особенно при осваивании новых систем шрифта или алфавита.

Тот же путь прошел Иван Федоров(1510-1583) – основатель книгопечатания в России и Украине. По отдельным данным, учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра.

Имя первопечатника Ивана Федорова хорошо известно как в нашей стране, так и за ее пределами. Исследования последних десятилетий открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федорова. В прошлом столетии его считали не более чем ремесленником; теперь мы видим в нем просветителя, писателя, педагога, художника, общественного деятеля.

Свою деятельность начал вместе с П.Мстиславцем в 1563 году в Москве, где напечатал первую русскую книгу «Апостол». В ней он выступил не только как печатник, а и как редактор. В издании много иллюстраций: на форзаце изображен апостол Лука. Заставки и концовки, а их 48, выполнены на высоком художественном уровне. Шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме «Апостола» в Москве вышло два издания «Часовника».

Но в 1566 году Иван Федоров вместе с П.Мстиславцем оставил Москву и переехал в Украину. По одной версии, это было обусловлено гонением ортодоксальной верхушки церкви, по другой – культурная миссия.

В июле 1568 года в Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, заработал станок типографии Ивана Федорова. Существовала типография недолго – около двух лет, но ее роль в истории славянского книгопечатания исключительно велика. В те далекие времена она являла собой пример дружественных связей братских народов, связей, ставших столь плодотворными в наши дни.

Когда Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец переступили границу Великого княжества Литовского, оно переживало трудную пору своей истории. В 1559 году литовцы вступили в затяжной спор с Россией, Швецией и Данией о судьбе ливонского наследства.

Основные тяготы войны ложились на плечи литовского мелкопоместного дворянства, которое в ту пору вело борьбу с крупнейшими феодалами за экономические права и за участие в политической жизни Великого княжества.

Узнав о прибытии в Великое княжество Литовское московских типографов, Г.А.Ходкевич пригласил их в Заблудов.

Шрифт, гравированные доски заставок, концовок и буквиц, а также несложный инструментарий, как известно, печатники привезли из Москвы. Не было, по-видимому, типографского стана – по указаниям Ивана Федорова его изготовили плотники. Встал вопрос о том, на каком языке печатать книги – на старославянском, применявшемся в церковном богослужении, или же на народном, белорусском. Г.А.Ходкевич хотел издать книги на белорусском языке, но принять окончательное решение самостоятельно не хотел. На совет были призваны «люди мудрые в том письме, ученые». Внимая совету, Г.А.Ходкевич решил отпечатать «Учительное Евангелие» по старым рукописям, «яко з давна писаную».

В процессе подготовки оригиналов к печати Иван Федоров пользовался богатым по тем временам собранием книг Супрасльского монастыря, находившегося неподалеку от Заблудова.

Над первенцем заблудовской типографии, «Учительным Евангелием», Иван Федоров начал работать 8 июля 1568 года и закончил 17 марта 1569 года. Летом 1569 года друг и соратник первопечатника Петр Тимофеев Мстиславец перебрался в Вильну и здесь на средства богатых купцов Мамоничей основал новую типографию. Второе заблудовское издание, «Псалтырь» с «Часословцем», Иван Федоров печатал с 26 сентября 1569 года по 23 Марта 1570 года.

В предисловии к «Псалтыри» с «Часословцем» 1570 года гетман Г.А.Ходкевич обещал финансировать славянское книгоиздательство, но «Псалтырь» оказалась последней книгой заблудовской типографии, которая вскоре после выхода издания в свет 23 марта 1570 года прекратила свою деятельность.

По словам Ивана Федорова, основной причиной закрытия типографии была старость Г.А.Ходкевича. Ивану Федорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича-землевладельца, но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые пожитки и направил стопы свои во Львов, где в скором времени основал типографию, первую на украинской земле.

Путь Ивана Федорова во Львов не был легким. Путешествие осложнила эпидемия моровой язвы. Эпидемия свирепствовала в 1572 году, достигнув наибольшей интенсивности к осени, а затем пошла на убыль.

Иван Федоров приехал в «преименитый град» Львов осенью 1572 года. Чтобы основать типографию, нужны были немалые средства. Иван Федоров прежде всего обратился за помощью к зажиточным горожанам, но мольбы успеха не имели. Тогда Иван Федоров попросил священника объявить в церкви о приезде в город типографа и о его нуждах. На первых порах и это не возымело успеха. Львовская православная иерархия в ту пору жила конфликтом между Гедеоном Балабаном и Иваном Лопаткой-Осталовским, претендовавшими на епископское достоинство. Богатые горожане были заняты восстановлением своих домов после пожара 1571 года. Момент для создания типографии был выбран неудачный.

И все же нашлись люди, поддержавшие Ивана Федорова. «Неславные в мире» – это ремесленники-украинцы, не столь богатые, но все же достаточно зажиточные, чтобы ссудить Ивану Федорову необходимую сумму. Одно из имен может быть названо точно – Семен Каленикович, чаще называемый в документах Семеном Седляром. В 1573 году он дал в долг типографу 700 злотых. По тем временам это была большая сумма. Семен Каленикович, один из образованнейших людей своего времени, сыграл положительную роль в основании первой украинской типографии.

Во Львове Иван Федоров столкнулся с цеховой организацией ремесла. Типографов здесь не было. Не было, естественно, и такого цеха. Никто не мог запретить пришельцу заняться печатным ремеслом. Но, чтобы начать работу, нужно было изготовить типографский стан, наборные кассы, ящики для хранения шрифта. Для этого Ивану Федорову потребовался столяр. Вот тут-то и столкнулся с суровыми цеховыми законами печатник. Цех столяров строго-настрого запретил пришельцу держать у себя на службе столяра. Иван Федоров обратился в Городской совет. Жалоба рассматривалась 26 января 1573 года. Совет поддержал цеховых старшин. Типографу было запрещено постоянно держать столяра. Но он мог обратиться в цех и нанять там ремесленника, который бы, с дозволения своего мастера, сделал для Ивана Федорова необходимые работы. Однако никто из мастеров столярного цеха не захотел помочь Ивану Федорову. Тогда совет обратился за консультацией к Краковским типографам Матвею Зибенайхеру и Миколе Пренжине.

Ответ на запрос пришел 31 января 1573 года Зибенайхер и Пренжина сообщали, что «в городе Кракове книгопечатники не держат в своих домах подмастерий столярного мастерства». Если же кому из них понадобится столяр, они обращаются к цехмейстеру и за плату получают работника. Ответ удовлетворил Ивана Федорова, но цех по-прежнему отказался дать столяра.

Так или иначе, но 25 февраля 1573 года Иван Федоров начал печатать первую точно датированную украинскую печатную книгу – «Апостол», и почти год спустя закончил – 15 февраля 1574 года. В книге есть послесловие «Повесть … откуда начася и како свершися друкарня сія»,- это первый образец украинской мемуарной литературы.Одновременно, а может быть и раньше, в Львовской типографии печаталась «Азбука», первый известный нам печатный учебник кирилловского шрифта. Издание этого учебника демонстрирует Ивана Федорова как просветителя украинского народа.

В течение 1574 года Иван Федоров заботится о распространении тиража «Апостола». Часть книг типограф отдал в долг, возможно на комиссионных началах. Некоторые из должников впоследствии отказались платить, и с ними пришлось судиться.

В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Константинович Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Федорова к себе на службу. Увидя в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход из финансовых затруднений, печатник согласился.

Иван Федоров покидает Львов, став «типографом и служебником его милости Константина князя Острожского». Четвертая в его жизни типография была наиболее продуктивной. За неполные четыре года – с 1578 по 1581 года – она выпустила пять изданий и среди них прославленную Острожскую Библию.

Дорога была недолгой. Типограф и его спутники переехали реку Збитенку, миновали село Межирич с древней Троицкой церковью и вскоре на высоком левом берегу реки Вилии, заросшей камышом, увидели над Замковой горой купола церкви Богоявления и высокий шпиль башни с часами, поднимавшейся над замком.

Город был окружен крепостной стеной. Попасть в него можно было через строго охраняемые ворота.

Типография Ивана Федорова находилась неподалеку от замка. Двор, на котором находились типография и школа, назывался «Булсардиновым» – он стоял на Замковой улице у подножия Замковой горы, неподалеку от костела Вознесения, построенного в XV веке, Успенского собора и Николаевской церкви.

Князь К.К.Острожский задумал грандиозный по тем временам план: выпустить в свет первую полную славянскую Библию. Для этого нужно было разработать рисунки и отлить по ним новые шрифты, выгравировать доски заставок и запастись большим количеством бумаги, что было самым трудным. Поэтому Иван Федоров решил завязать связи с бумагоделательными мастерами.

Заботы Ивана Федорова в связи с заготовкой бумаги для печатания Библии привели его в бумагоделательную мастерскую, находившуюся неподалеку от Львова – в городе Буске.

Работая в Остроге, Иван Федоров в 1578 – 1581 годах ездит во Львов, Луцк по делам, связанных с закупкой бумаги и типографских принадлежностей. Первопечатник был человеком дела.

Острожская Библия сыграла исключительно большую роль в истории культуры восточнославянских народов. В свое время она явилась для Запада своеобразным свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев, белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных и технических представлений на Руси: Библия содержала сведения по астрономии и математике, химии и географии, биологии и медицине.

Иван Федоров - фигура ренессансной поры. Как и много кто в этот период, он был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись. Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом.

Свой жизненный путь Иван Федоров закончил во Львове в 1583 году. Украинский и русский народы отдают должное своему первопечатнику, а все книгоиздатели и книговеды в 1959 году начали и регулярно проводят ежегодные научные сессии, посвященные актуальным проблемам истории книги и книжному делу – «Федоровские чтения». Вышло большое количество научных трудов, посвященных жизни и деятельности «друкаря книг пред тем невиданных».

Список литературы

1. Ісаєвич Я.Д. Першодрукар Іван Федоров і виникнення друкарства на Україні. Львів, 1983.

2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. К.: МАУП, 2001.

3. Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М., «Книга», 1974.

4. Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., «Наука», 1985.

Наверное, каждый россиянин наслышан о знаменитом книгопечатнике Иване Федорове. Биографию этого по-настоящему удивительного человека проходят на уроках истории и литературы. В нашей статье будет дана подробная информация о жизни и работе Ивана Федорова с множеством интересных фактов.

Происхождение Федорова

Биография Ивана Федорова наполнена множеством интересных моментов и удивительных фактов. Герой нашей статьи жил во времена Ивана Грозного, а потому судьбу его можно назвать печальной. Талантливый книгопечатник и публицист вынужден был покинуть страну из-за сильнейшего давления со стороны царской власти.

Точное имя Ивана Федоровича не определено. Понятия фамилии на территории российского государства XVI века еще не было, а потому печатник мог подписываться везде по-разному. Чаще всего использовалось традиционное для московской Руси окончание на -ов (Федоров сын). Однако в Псалтыре 1570 года печатник обозначил себя как Иван Федорович.

Биография Ивана Федорова берет свое начало между 1510 и 1530 годами. Точных данных о месте и дате рождения печатника нет до сих пор. При этом сам Иван нередко указывал, что Москва - "его родина и отечество". Проживая в Княжестве Литовском, Федоров прибавлял к своему имени слово "Москвитин".

Жизнь Федорова

Биография Ивана известна не очень хорошо. Ученые до сих пор пытаются определить место и дату рождения знаменитого публициста. Высказываются предположения, что Федоров обучался в Краковском университете, расположенном на территории Речи Посполитой. Некоторые историки и вовсе утверждают, что видели имя Ивана Федорова в списках немецких учебных институтов.

В начале 1530-х годов Иван Федорович примкнул к окружению российского митрополита Макария. Вместе с ним Иван прибыл в Москву, где получил должность диакона в кремлевской церкви Николы Гостуновского. В 1553 году Федоров решает заняться строительством первого в стране типографического дома. Именно здесь он начал работу вместе со своим помощником Петром Мстиславцем.

Некоторые ученые полагают, что у Федорова была жена. Она, по утверждению историков, погибла при пожаре. Возможно, именно из-за этого Ивана отлучили от служения в церкви: вдовцы не имели возможности находиться в рядах духовенства.

Вся биография Ивана Федорова состоит из книгопечатания и служения русской церкви. Что именно печатал герой нашей статьи, и какое содержание имели издаваемые в XVI веке книги?

Типография в Москве

Перед началом своей работы Петр Мстиславец и Иван Федорович задумали подготовить единый для всех книг шрифт. Для этого был взят полуустав - образец почерка в греческих и славянских письменах. Это довольно свободный шрифт, с небольшими сокращениями и ровно выводимыми буквами.

Первой печатной книгой являлся "Апостол", о содержании которого будет рассказано чуть позже. Далее вышел "Часовник", датирующийся 1565 годом. Именно по "Часовнику" многие русские люди учились грамоте; можно сказать, что книга была предназначена для детей.

Биография Ивана Федорова чуть не завершилась в начале 1570-х годов. Сразу после выхода "Часовника" печатнику пришлось покинуть Москву. Какие на то были причины?

Нападение на типографию

Содержит ли биография Ивана Федорова факты взаимоотношений с русским царем? Согласно некоторым данным, правивший на тот момент Иван IV знал о мастерах печатного дела и щедро финансировал их типографию. В Москве был обустроена целая территория - так называемый "Печатный двор". Однако хорошие отношения с царем не спасли книгопечатников от нападок со стороны невежественных людей.

Историки зафиксировали факт сожжения типографии, произошедший незадолго после выхода "Часовника". Английский дипломат Джильс Флетчер, находящийся на тот момент в Москве, объяснил поджог нежеланием духовенства распространять просвещение по стране. Тем не менее, сохранились гравировальные доски и шрифты, которые Иван Федоров поспешил увезти из страны.

Существует также мнение, что Федоров с Мстиславцем были конкурентами для монахов-переписчиков. Цены на их труд начали понемногу снижаться, ведь куда выгоднее был процесс печати.

За границей

Биография первопечатника Ивана Федорова не закончилась. Вместе с верным помощником Петром Мстиславцем, Иван отправляется в Великове литовское княжество. Здесь печатников любезно принял король Сигизмунд II Август. Гетман Ходкевич помог Ивану и Петру обосновать типографию в литовском имении Заблудово. Первая книга, напечатанная русскими за границей, именовалась "Учительским Евангелием". Вышла она в 1568 году. Это сборник евангельских текстов с разными поучениями, толкованиями и дополнениями.

Спустя два года выходит "Псалтырь с Часословцем". Надо сказать, это важнейший момент в биографии первопечатника Ивана Федорова. Именно по "Псалтырю" учились грамоте многие люди XVI века.

Страница одной из книг Федорова выглядела как на фото ниже.

В 1569 году была заключена знаменитая Люблинская Уния - процедура объединения Литвы и Польши в единое государство Речь Посполитая. В биографии печатника Ивана Федорова этот исторический момент сыграл большую роль. Расстроившийся из-за подписания Унии Гетман Ходкевич сильно заболел. У него начались психические расстройства, из-за чего финансирование типографии прекратилось. Чуть позже литовские чиновники и вовсе посчитали печатание делом ненужным, а помещение у Ивана и Петра отняли.

Во Львове

Для детей краткая биография Ивана Федорова будет особенно полезна: история жизни многострадального печатника, столь много сделавшего для образования и книжного дела, закончилась довольно плачевно.

Герой нашей статьи был вынужден уже в третий раз сменить место своего жительства. На этот раз Иван с Петром отправились во Львов. Дорога была трудной, началась эпидемия чумы. Добравшись до города, печатник обнаружил проблему. Как в Москве, так и в Заблудове он жил на средства меценатов. Во Львове же людей, готовых финансировать печатание, было не так много. Помогли печатникам небогатые горожане, впечатленные мытарствами Ивана и его помощника Петра.

В 1573 году выходит второе издание "Апостола". Послесловие в книге стало более обширным и эмоциональным, были исправлены некоторые ошибки. Впервые на форзаце появился собственный знак Ивана Федорова. Чуть позже была напечатана "Азбука" - книга, предназначенная специально для обучения детей.

Биография Ивана Федорова по-настоящему удивительна. Если царь или богатый меценат не смогли нормально финансировать полезную работу печатника, то простые горожане и небогатые священники были готовы постоянно поддерживать труд Федорова. Именно во Львове герой нашей статьи напечатал большую часть своих трудов.

В Остроге

В 1575 году происходит знаменитая встреча Ивана Федорова и князя Константина Острожского, владельца крупного волынского поместья Острог. Константин нуждался в просветительской литературе для образовательного учреждения, которое выстраивалось князем. Краткая биография Ивана Федорова впечатлила Константина. Князь как раз нуждался в образованном человеке, способном обустроить местную типографию. Некоторое время книгопечатник поработал в Дерманском монастыре, а позже переехал в Острог.

В 1577 году Иван отправился в Турцию по поручению князя Константина. Печатник собирался приобрести греческую копию Библии. Полтора года Федоров писал знаменитое "Острожское Евангелие". За образец была взята греческая и московская геннадьевская Библии.

К началу 80-х годов биография печатника Ивана Федорова завершается. В конце жизни герой нашей статьи был разносторонне просвещен и обучен многим ремеслам. Помимо типографической деятельности, Федоров отливал пушки, делал оружие и занимался прочими ремеслами.

Краткая биография Ивана Федоровича описана во многих исторических источниках. По разным свидетельствам, книгопечатник работал в Вене, Дрездене, Кракове и прочих европейских городах. Скончался во Львове в 1583 году.

Технология печати

В начале своей печатной деятельности Иван Федоров подыскивал шрифт. За основу был взят полуустав, который нужно было перенести на матрицу.

Изготовление шрифта - работа очень трудоемкая. В своей московской типографии Петр и Иван работали с матрицей и металлом. Вначале в твердом листе металла вырезались выпуклые формы в виде букв. На мягкой металлической копии, которой и была матрица, отпечатывался текст. В формы наливался металл, после чего происходил набор букв. Это очень трудоемкая и по-ювелирному точная работа, требующая большого терпения и множества усилий.

В 1983 году была выпущена советская марка с изображением Ивана Федорова.

О печатном станке XVI века сохранилось не так много сведений. Лишь в некоторых источниках, где описывается краткая биография Ивана Федоровича, даются некоторые сведения о книгопечатном деле. Саму типографию называли штанбой. Тередорщик - это печатник. Помощник тередорщика, который делал набойки или накладывал краску, именовался батырщиком. Пьям - это верхняя доска печатного станка. Под ней помещался марзан - брусок для обозначения полей в книге. Пунсон играл роль бруска для гравирования букв в матрице. В маце, специальном мешочке, содержался конский волос для набивки краски. Сами листы лежали на тимпане - четырехугольной рамке.

Вес всего станка составлял примерно 104 кг. Изначально Федоров применял всего два шрифта. Чуть позже в русских типографиях накопилось аж шесть разных видов написания.

Произведения

Стоит кратко описать основные книги, напечатанные Иваном Федоровым. Краткие биографии святых (жития) содержались в произведении "Апостол", изданном в 1563 году. Что удивительно, страницы книги совпадают с современным форматом А4. На каждой странице помещалось 25 строк.

"Часовник" 1565 года представлял собой сборник молитв. Чуть позже он был дополнен именами святых, их краткими биографиями для детей. Иван Федоров издал "Часовник" как житие святых и молитвенник, по которому многие учились грамоте.

Монета с изображением Ивана Федорова высоко ценится нумизматами.

"Букварь" 1574 года состоял из 80 страниц азбуки и грамматики. Оригинал книги хранится в Гарвардском университете США.

Знаменитым книгопечатником было издано и множество других книг, а также дополнительных изданий к основным произведениям. Биография у героя нашей статьи по-настоящему насыщенная, полная интересных моментов и удивительных фактов.

До 15 века во всех монастырях велась кропотливая важная работа – переписывались книги. Создавалась каждая новая книга от нескольких месяцев до нескольких лет. Все изменилось в 1534 году, когда Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Больше двадцати лет понадобилось, чтобы новая технология попала на Русь.

Правил в далеком 1563 году князь Иван Грозный. Хотелось великому правителю не отставать от Европы. Так, по его велению, 19 апреля 1563 г. открылась первая на Руси «печатня». Первопечатником стал известный монах Иван Федоров. Уже через месяц, вышла в свет печатная книга, ставшая первой, изданной на русском языке. Называлась она «Деяния и Послания Апостолов» или проще «Апостолы». Книга вышла замечательная, особой двухцветной печати, изобрел которую Иван Федоров. Украшена она 22 буквицами, 46 орнаментальными заставками с элементами шишек и виноградных лоз. Задумка автора, чтобы книга внешне была похожа на рукописную по старым традициям, удалась.

Друкарь от Бога

Мало кто знает, но появлением пробелов между словами мы обязаны именно первопечатнику Ивану Федорову. Ранее все слова писались слитно. Лишь предложения разделялись точками. Помимо этого ввел он некоторые новые слова и даже буквы. Изобретенным в далеких 15-16 веках алфавитом мы пользуемся до сих пор. Иван Федоров обладал энциклопедическими знаниями, свободно разговаривал и писал на нескольких языках и считал, что призвание его – нести духовное и интеллектуальное просвещение, знания и книги в народ, обучать людей грамоте и праведной жизни.

Плоды трудов праведных и печатных

Однако Федоров не сам работал над книгами, помощником и другом его был Петр Мстиславец. Через год после «Апостолов», увидел свет «Часовник». Спустя некоторое время он был переиздан. Слишком велики были зависть и гонения от сторонников старых традиций. Монахи не хотели признавать книгопечатанье, делами своими добились побега первопечатников. Но они не прекратили свой труд. В 1568 году вышло «Учительное Евангелие». Далее были «Четвероевангелие», «Псалтири», «Псалтырь с Часословцем», «Азбука», «Псалтырь и Новый завет». Последней стала «Острожская Библия». Она же – первая полная Библия на церковнославянском языке.

Великий вклад Ивана Федорова и Петра Мстиславца в духовное и культурное развитие славянских народов по достоинству оценили потомки. В честь их поставлены памятники, основан праздник.

Кто такой Иван Федоров, знает, пожалуй, сегодня каждый школьник. Из учебников по истории детям известно о том, что первую русскую печатную книгу создал именно этот человек. Также они знают, что был он и весьма просвещенным человеком по меркам той эпохи. Но многие интересные факты из жизни этой легендарной личности в учебной литературе не представлены. Равно как и то, насколько тернист был творческий путь русского первопечатника.

на Руси

Первую книгу предки современных россиян встретили с любовью и большим почетом. Но кто такой Иван Федоров, жители Руси тогда еще и не ведали. Ведь прототип современного издания появился задолго до рождения этого человека. В раннем Средневековье книги не печатали, а переписывали. Делали это специально обученные люди - переписчики. Работа этих специалистов была тяжела, а производительность труда не превышала и четырех страниц в день.

В середине XV века немец изобрел подвижные буквы для книгопечатания. Это изобретение послужило толчком к зарождению издательского дела в Европе. Но первая московская типография, а создана она была в середине XVI века, действовала исключительно на государственной основе. Сам приказал соорудить для этих целей отдельное здание, в котором, по предположительным данным, и трудился Иван Федоров. Первопечатник кратко ознакомил соотечественников с печатной продукцией, издав в Москве всего две книги. Вскоре он вынужден был покинуть родные края. Новый, прогрессивный метод пришелся не по вкусу переписчикам. И это не удивительно, ведь создание книгопечатного станка лишало их основного источника дохода.

В изгнании

Первые книгопечатники на Руси не вызвали симпатии не только у профессиональных переписчиков, но и у служителей церкви. Последние узрели в инновационном методе еретический мотив. В результате заговора здание типографии, расположенное на Никольской улице, было предано огню. Однако существует и другая версия, согласно которой к этому пожару церковнослужители не имели отношения. Такое явление в те времена в деревянной Москве случалось регулярно. И мастера не решились просить у грозного царя очередную ссуду на строительство новой типографии.

Полна загадок биография Ивана Федорова. Кратко все же можно сказать, что многие годы первого русского печатника протекали не в Москве, а на чужбине. Сперва Федоров отправился в Литовское княжество, затем - во Львов, где смог благополучно открыть собственную мастерскую.

«Апостол»

Биография Ивана Федорова имеет множество белых пятен. Предположительно, образование он получил в Кракове. Однако в университете не было обнаружено сведений, подтверждающих обучение русского первопечатника типографскому искусству.

С основами западноевропейского книгопечатания Федоров был хорошо знаком. Но для издания книг на Руси следовало создать буквы, опираясь на традиции русской письменности. Над первой своей книгой Федоров трудился целый год. Помощь в этом деле ему оказывал его же сподвижник Книга называлась «Апостол». Шрифт в этом произведении книгопечатного искусства был чрезвычайно вычурным и напоминал рукопись. Каждый абзац начинался с большой красной буквы, которая была выполнена в сложном витиеватом стиле. В этой книге также присутствовали ссылки автора на греческие и венецианские образцы.

В новом издании была изложена биография Ивана Федорова. Кратко первопечатник повествовал о своей учебе. По его словам, книгопечатному искусству его обучал некий датский мастер.

«Часовник»

Не известно по сей день, так ли достоверны сведения первопечатника о своем образовании. Жизнь Ивана Федорова полна загадок в силу давности лет. Но, несомненно, этот человек владел всеми специальностями, задействованными в типографии того времени. Знаменитый русский первопечатник выполнял функции гравера, наборщика, а также самостоятельно изготавливал шрифты.

Об этом искусстве автор первых русских книг писал как о даре, ниспосланном свыше. Произведения его, как правило, имели духовное содержание. Поэтому не удивительно, что вторым изданием Федорова и Мстиславца стал сборник молитв. «Часовник» являл собой один из первых примеров учебной литературы. По этой книге, которая имела карманный формат, детей еще долгие годы обучали грамоте.

Кратко свидетельствует о его деятельности на территории Руси. «Часовник» стал второй и последней книгой, изданной в московской типографии. Но стремление к книгопечатному искусству Федоров не утратил до конца своих дней.

«Евангелие»

Путь великой личности всегда сложен и тернист. История первого книгопечатника - яркий тому пример. Биография Ивана Федорова богата печальными событиями. Немало трудностей его поджидало в жизни. Но оказавшись в изгнании, он не менее настойчиво продолжал создание книжных творений. Обосновавшись в княжестве Литовском, Федоров смог продолжить дело всей своей жизни. Совместно с гетманом Григорием Ходкевичем ему удалось выпустить «Учительское Евангелие».

«Псалтырь»

Биография Ивана Федорова и его творческий путь связаны с такими именами, как Григорий Ходкевич, Петр Мстиславец. Эти люди в разное время были соратниками этого великого человека в печатном деле. «Псалтырь» - книга, которую Федоров выпустил уже самостоятельно. Ходкевич к тому времени перестал проявлять интерес к типографии в силу преклонного возраста. Мстиславец по приглашению литовских коллег перебрался в Вильно.

«Апостол»: Львов

Кто такой Иван Федоров, во Львове знал каждый просвещенный человек. На Украине остро ощущалась нехватка печатного слова. Скитаясь долгие годы по городам и странам, Федоров нашел здесь временное пристанище и благодаря влиятельным благородным людям смог основать мастерскую. В этом городе был издан новый «Апостол». Хотя местное население и нуждалось в просвещении, типография вскоре была разорена.

В предисловии произведений, которые были выпущены за границей, Иван Федоров кратко рассказал читателям о гонениях книгопечатников со стороны московской церкви.

«Букварь»

На вопрос о том, кто такой Иван Федоров, невозможно дать односложный ответ. Этот человек представляет собой яркую фигуру своего времени, он является создателем русского шрифта, издателем первой книги. Всем знакомый «Букварь» увидел свет благодаря этой выдающейся личности.

На основе исторических данных и памятников русского печатного искусства можно создать приблизительное описание Ивана Федорова. Это был человек невероятно трудолюбивый и упорный. До последних дней своей жизни он не прекращал активных действий не только по обустройству очередной типографии, но даже замыслил отлить настоящую войсковую пушку. К сожалению, планам его не суждено было сбыться в силу скоропостижной кончины.

Острог

Последняя мастерская Федорова находилась в городе Остроге. В организации этой типографии ему помощь оказал местный князь, чья резиденция слыла в округе культурным и просветительным центром. Для мастерской книгопечатнику была выделена высокая башня, расположенная на берегу реки. Здесь мастеру удалось издать около пяти книг. Первая восточнославянская Библия стала последним и самым крупным изданием русского первопечатника. Ее тираж превышал тысячу экземпляров, что по тем временам было значительным показателем.

В подготовку издания Библии, которая получила название «Острожской», входило изготовление и прорисовка литер, представленных в пяти новых шрифтах. Множество ошибок, содержащихся в копии, высланной Иваном Грозным, замедлило процесс создания этой книги. Для редактирования потребовались аналоги на иностранных языках.

Несмотря на свой неугомонный пыл и невероятное трудолюбие, первопроходец русского издательского дела умер в полной нищете. Он был похоронен на чужбине, а спустя два столетия после смерти надгробие с его могилы бесследно исчезло.

Похожие статьи