Культура франции. Культура Франции во второй половине ХХ в Особенности населения и культуры франции

Культура Франции

Культура Франции своими корнями уходит в X век, к которому относится появление Западно-франкского государства, образованного в результате распада империи Карла Великого. В процессе развития французской средневековой литературы сформировались многие жанры и направления, которые стали общими для всей европейской литературы. Первые дошедшие до нас памятники носят религиозный характер, например "Кантилена о святой Евлалии" (IX век). В IX веке жил философ Скот Эриуген, труды которого во многом определили дальнейшее развитие философской мысли в Европе. К концу X века под влиянием местных и заимствованных у римлян приемов складывается французская архитектура романского стиля. Ведущую роль в романском стиле играла церковная архитектура, отличавшаяся суровостью форм. Примерами таких сооружений являются: аббатство Клюни (910 г.), церкви Сен-Филибер в Турню (979-1019 гг.) и другие. Живопись и скульптура этого времени представлены во Франции фресками и скульптурными изображениями святых, украшающих церкви и соборы. Устная народная поэзия XI века, к которой относится "Песнь о Роланде" легендарном полководце, погибшем в сражении с басками в 778 году. Это произведение героического эпоса, явилось начальной точкой отсчета в формировании всей культуры Франции и оказало определяющее влияние на создание и развитие большинства европейских национальных культур. В это же время получила свое развитие философия, выдающимся представителем которой был Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) - создатель теории "номинализма", определившей основу развития общеевропейской философской мысли в средние века.

С конца XI века на смену героическому эпосу приходит рыцарская литература и лирика трубадуров. Творчество Бертрана де Борна (1140-1215 гг.), Бернарда де Вентадорна, Арнаута Даниэля легло в основу мировой поэзии, а провансальский язык, на котором они писали, стал международным языком поэтов XIII века. В конце XII века в связи с объединением страны и роста городов получает развитие городская литература. Образцом дидактического произведения является "Роман о розе", авторы Гильом де Лоррис и Жан де Мён. Драматические произведения этого времени носили в основном религиозный характер "Игра о святом Николае" Боделя, 1200 год, но были уже и пьесы, выдержанные в реалистическом плане, например "Игра в беседке" 1262 год и "Игра о Робене и Марион", 1283 год. В XII веке был открыт Парижский университет, который получил в дальнейшем название Сорбонны. В XIII - XIV веках основаны университеты в Тулузе, Гренобле, Доле, Кане, Пуатье, Бордо. В XIII - XIV веках Гильом де Машо (1300 - 1377 гг.) и Эсташ Дешан (1340 - 1407 гг.) явились основоположниками таких стихотворных форм, как баллада, королевская песнь, рондо и другие, которые стали общими для всей европейской поэзии. В средние века в развитие общеевропейской философии неоценимый вклад внес Фома Аквинский - яркий представитель средневекового аристотелизма.

В XII веке во французской архитектуре рождается новый стиль - готика, который становится общеевропейским. Готические соборы, строившиеся поколениями мастеров, ознаменовали высшую ступень средневекового зодчества. Их отличает устремленность ввысь и богатая пластическая обработка камня. Памятниками ранней готики являются такие, как церковь аббатства Сен-Дени под Парижем (1137-1144 гг.), собор в Лане (1160-1215 гг.), собор Нотр-Дам в Париже (1163-1257 гг.). Лучшими памятниками зрелой готики являются соборы в Шартре (1194-1260 гг.), Бурже (1200-1342 гг.) и другие. Живопись и скульптура средневековья были тесно связаны с готической архитектурой и ей определялись. Скульптура стала неотъемлемой частью архитектуры, она покрывала порталы соборов, заполняла ниши и галереи. Монументальная живопись в готических соборах была вытеснена витражами, беспримерными по силе цвета, составлявшими циклы не только религиозного, но и светского содержания.

В XV - XVI веках эпоха Возрождения ознаменовалась расцветом французской культуры, которая наряду с итальянской послужила основой для развития национальных культур всей Европы. Французская философия и литература Возрождения представлены такими титанами, как Рабле (1494-1553 гг.), Вийон (1431-1463 гг.), Ронсар (1524-1585 гг.), Монтень (1533-1592 гг.), которые оказали огромное влияние на формирование гуманистических принципов общеевропейского масштаба.

Одновременно с ним, крупнейшими мастерами реалистического искусства были Шаронтон (родился в 1410 г.), Фроман (1435-1484 гг.) и другие.

В XVI веке в период собственно Возрождения под влиянием античности и итальянского искусства во Франции созданы собственные направления в архитектуре, живописи и скульптуре. Произведения авторов этого времени проникнуты светским жизнерадостным духом. Виднейшими представителями этой эпохи являются:
- в архитектуре: Делорм (1512-1570 гг.), Экуан (1531-1552 гг.) и другие;
- в скульптуре: Гужон (1510-1568 гг.), Пилон (1535-1590 гг.), Ришье (1500-1567 гг.) и другие;
- в живописи: Клуэ Младший (1485-1540 гг.), его сын Клуэ (1522-1572 гг.), Кенель (1545-1619 гг.) и другие.
Музыкальное возрождение сложилось в XIV веке как направление Арс Нова. В последующем столетии получают развитие различные жанры светского музыкального искусства. Эпоха Возрождения завершилась созданием самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органно-клавирной музыки созданием новых музыкальных жанров - оперы, кантаты, оратории, сольной песни. В то же время возникает опера, как попытка воскресить античный театр. Виднейшими представителями музыкального искусства Франции этого времени явились: де Машо (1300-1377 гг.), Филипп де Витри (1291-1361 гг.), Котле (1531-1606 гг.), де Сермизи (1490-1562 гг.), Жакенен (1490-1559 гг.) и др.
Театр эпохи Возрождения представлен такими мастерами, как Жодель (1532-1573 гг.), Гарнье (1534-1590 гг.) и др.
Французские ученые эпохи Возрождения такие, как Френель (1497-1558 гг.), Белон (1517-1564 гг.) внесли огромный вклад в развитие естественных наук.

Литература XVII века характеризуется преобладающим влиянием классицизма, родоначальником которого явился Малерб (1555-1628 гг.), провозгласивший необходимость строгих правил в поэзии, четкости поэтического языка. В 1634-35 годах во Франции была создана академия, которая объединила литераторов и содействовала формированию классицизма как официального общегосударственного стиля. XVII век в литературе - это Корнель (1606-1684 гг.), Расин (1639-1699 гг.), Мольер (1622-1673 гг.), де Лафонтен (1621-1695 гг.), Перро (1628-1703 гг.) и другие.
В 1648 году была образована академия живописи и скульптуры, в 1671 году - архитектуры. В это время в архитектуре блистали такие имена, как Лемерсье (1585-1654 гг.), Брюан (1635-1697 гг.), Лево (1612-1670 гг.) и многие другие. В живописи - Пуссен (1594-1665 гг.), Лоррен (1600-1682 гг.), Бурдон (1616-1671 гг.) и др. В скульптуре - Лебрен (1619-1690 гг.), Жирардон (1628-1715 гг.), Пюже (1622-1694 гг.) и др.В 1666 году была образована французская академия наук. В 1627 году было положено начало Ботаническому саду, при котором был Музей естественной истории. С такими именами французских ученых XVII века, как Декарт (1596-1650 гг.), Ферма (1601-1665 гг.), Роберваль (1602-1675 гг.), Паскаль (1623-1662 гг.), связаны крупные достижения в области математики.
XVIII век - это французская буржуазная революция и эпоха Просвещения. В философии - это Монтескье (1689-1755 гг.), Вольтер (1694-1778 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гельвеций (1715-1771 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Руссо (1712-1778 гг.).
Монументальным памятником просветительской мысли XVIII века является "Энциклопедия", выпущенная в 1751-1774 годы и состоящая из 35 томов. В её создании принимали участие все известные деятели того времени. Трудно переоценить тот вклад, который внесла Франция в XVIII веке в общемировую культуру.
В литературе XVIII века - это Шенье, Марешаль, де Лиль, де Лакло и другие. В живописи - Ванлоо (1705-1765 гг.), Ватто (1684-1721 гг.), родоначальник реалистического искусства. В скульптуре - Лемуан (1704-1778 гг.), Габриэль (1698-1782гг.) и другие.
В музыке ведущим жанром была опера. Свое развитие получила клавесинная сюита. Композиторы XVIII века - Рамо (1683-1764 гг.), Дандриё (1684-1740 гг.), Куперен (1628-1661 гг.) и другие.

В области естественных наук XVIII век дал миру великих французских ученых: Руэль (1703-1770 гг.), Лавуазье (1743-1794 гг.), Кулон (1736-1806 гг.), Лаплас (1749-1827 гг.), Бертолле (1748-1822 гг.) и другие. Франция - родина метрической системы мер, принятой декретом Конвента в 1793 году. В ее разработке приняли участие Деламбр (1749-1833 гг.) и Мешен (1744-1804 гг.).
XIX век во Франции - это целая эпоха в мировой культуре. С именами французских ученых связаны крупные достижения в области физико-математических наук, Лежандр (1752-1833 гг.) - труды по интегральному исчислению, Коши (1789-1857 гг.) - теория функций комплексного переменного, Галуа (1811-1832 гг.) теория групп и поля, и многие другие. Большое значение для развития математической физики имели труды Фурье (1768-1830 гг.). Ценные работы по математике, механике, математической физике принадлежат Пуансо (1777-1840 гг.), Пуассону (1781-1840 гг.), Понселе (1788-1867 гг.). В физике - Френель (1788-1827 гг.), Араго (1786-1853 гг.), Гей-Люссак (1778-1850 гг.), Пти (1791-1820 гг.), Ампер (1775-1836 гг.), Фуко (1819-1891 гг.), Беккерель (1820-1891 гг.). Такие перечни можно продолжать по всему разделам естественных наук, достаточно вспомнить, такие имена как Кюри (1859-1906 гг.), Пуанкаре (1854-1912 гг.), чтобы понять каков вклад французской науки в развитие мирового научного и технического потенциала.
Французская философия представлена в XIX веке трудами таких философов, как Лашелье (1832-1918 гг.), Бутру (1845-1921 гг.), Бергсон (1859-1941 гг.).
Идейным и художественным направлением во французской культуре первой половины XIX века был романтизм. Он отразил разочарование в итогах Великой французской революции. В этом течении общественной мысли интерес к национальному прошлому сочетался со стремлением к созданию универсальной картины мира.

Писателями, развивавшими это направление в своем творчестве, были: Шатобриан (1768-1848 гг.), де Сталь (1766-1817 гг.), Нодье (1780-1844 гг.), Ламартин (1790-1869 гг.), Гюго (1802-1885 гг.), Дюма (1803-1870 гг.), Жорж Санд (1804-1876 гг.) и другие.

В 20-е годы XIX века начинает складываться художественный метод критического реализма. Это направление в литературе представлено такими писателями и поэтами, как Стендаль (1783-1842 гг.), де Бальзак (1799-1850 гг.), Мериме (1803-1870 гг.), Флобер (1821-1880 гг.), Бодлер (1821-1867 гг.), Готье (1811-1872 гг.) и многие другие. Общественная жизнь Франции в период Второй империи и Третьей республики получила замечательное отражение в творчестве выдающихся писателей Золя (1840-1902 гг.) и де Мопассана (1850-1893 гг.). Начало XIX века в изобразительном искусстве и архитектуре во Франции прошло под знаком классицизма как основного художественного направления.

Франция по праву считается законодательницей мировой моды. Достаточно назвать имена Коко Шанель, Ив Сен-Лорана, Кристиана Диора, Юбера де Живанши и становится все ясно. Это то, что мы называем высокой модой. Во Франции начинали свою карьеру знаменитые итальянцы Версачи и Армани.

Коко Шанель первая надела брюки и отбросила неудобные для движения корсеты. В 70 лет она создала знаменитый стиль 60-х: маленькое черное платье и костюмы, элегантность и простота которых покорили мир. Революционным был и ее знаменитый парфюм, первые стойкие духи в простом флаконе, «Шанель № 5».

Но и за пределами подиума жители этой страны весьма элегантны. Внешний вид французов отличается аккуратностью, утонченностью и некоторой консервативностью. Стиль важен во всем, недопустимо выглядеть нелепо или навязчиво при любых обстоятельствах. Это при том, что французы довольно эмоциональны и сентиментальны.

Французское кино

Для некоторых, как известно, важнейшим из искусств является кино. И родилось это искусство во Франции. В Париже, на бульваре Капуцинов в 1895 году состоялся первый показ «Синематографа братьев Люмьер». С этого времени кино Франции стремится всегда быть на высоте, и по своей популярности соперничает лишь с голливудским. Достаточно назвать только несколько имен, чтобы убедиться в этом: Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жан Рено и Венсан Кассель. Во все времена французские актеры считались эталонами мужской привлекательности.

Актрисы ничуть не уступают актерам, имена этих прекрасных француженок также сводят с ума весь мир: Катрин Денев, Бриджит Бардо, Софи Марсо, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Одри Тоту, Летиция Каста, Марион Котийяр.

Всем известны французские комедии с Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром и Жераром Депардье. Выражение «французский юмор» вошло в поговорку.

Отдельную страницу занимает психологическое кино с Жаном Гобеном, Анни Жерардо, Жан-Луи Трентиньяном и Роми Шнайдер. Франция дала миру известнейших режиссеров: Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Клода Лелуша, Люка Бессона и Франсуа Озона. С 1946 года на Лазурном берегу проходит знаменитый Каннский фестиваль, на который стремятся попасть все кинозвезды мира.

Французская живопись

Искусство Франции подарило миру многих великих художников, многочисленные школы живописи. Известно, что Франция - родина импрессионизма, новаторского течения XIX века.

Кто мог предположить, что найдутся живописцы, который изобразят туман, обычный стог сена в разную погоду, улицу, как систему живописных мазков, меняющуюся под влиянием освещения. Художники живо передавали свои мгновенные впечатления. Отвергаемые любителями салонного академизма, новаторы вначале назывались «отверженными», имели скандальную репутацию, хотя им суждено было стать великими. Наиболее известны Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне.

Если говорить о художниках, то Францию можно смело назвать их страной. Взять хотя бы . Этот холм, бывший когда-то районом, поставляющим дешевую муку в Париж, стал любимой резиденцией многочисленных живописцев. Здесь они черпали вдохновение, общались, любили.

Скука на кухне или за обеденным столом - это не про французов. Они обожают и умеют готовить, добавляя в каждой блюдо самые лучшие ингредиенты. Традиционность блюд приветствуется, но почти каждый кулинар добавит в рецепт свою нотку. Кулинарные обычаи Франции сформировали вкус и у соседних стран, которые, однако, снискав популярность, никогда не смогут сместить с пьедестала родину гурманов. В настоящее время во Франции находится наибольшее количество ресторанов, имеющих три звезды Мишлен, самую высокую оценку.

Французы любят, чтобы все было на высоте, и предпочитают быть на высоте. Национальной особенностью также является особенная любовь к шику, галантность, вежливость, воспитанность. Нельзя не восхищаться любовью французов к собственному языку и их отчаянной защитой его во всех регионах. Вообще, сложно найти другую страну, где бы с такой ревностью относились ко всему национальному. Французы любят ссылаться на историю, но понимают ее по своему, видя своих народных героев исключительно победителями, борцами за свободу и равенство.

Французов отличает необычное сочетание горячности и воспитанности. Завести настоящую дружбу с французом нелегко, отношения к иностранцу будет всегда дружелюбным, но слегка холодным: на первом месте всегда будет страна, семья, личность.

В то время как на севере Европы медленно исчезали ледники последнего оледенения и шла последовательная смена климатических стадий, в южных районах Западной Европы не было столь резких колебаний в природных условиях. Самым существенным событием здесь явилась смена сурового климата конца ледникового времени сначала относительно более тёплым и сухим, а затем влажным лесным климатом. К этому последнему периоду относятся находки в пещере Мас-д"Азиль в Арьеже (Франция, предгорья Пиренеев), представляющей собой гигантский туннель длиною около 400 м, по которому и в настоящее время протекает прорывшая его в глубокой древности река Ариз. Люди издавна, оценили удобства этого обширного подземного коридора, по сторонам которого имеется много боковых камер. Между мадленскими слоями, залегающими в основании, и поверхностными отложениями времени неолита и века металла был найден слой с многочисленными и характерными остатками материальной культуры. По этим находкам было дано наименование целому культурному периоду ("Азильская культура") не только в указанном районе Франции, но и далеко за её пределами.

Азильцы, обитатели пещеры в мезолитическое время, как и их мадленские предшественники, занимались охотой на диких животных, состав которых, однако, уже резко изменился. Полностью исчезли представители древней арктической фауны. Место северного оленя занял благородный олень, вместе с ним распространились и другие животные, обитавшие в широколиственных лесах умеренного пояса,- бобр, бурый медведь, кабан, барсук. Другой особенностью азильских отложений является обилие раковин съедобных моллюсков, преимущественно лесных улиток. Характерно, что в азильское время по сравнению с более ранним, мадленским, костяные изделия, в особенности гарпуны, становятся более грубыми.

Вместо разнообразных по типам и формам, а также относительно крупных по размерам кремниевых изделий, свойственных верхнему палеолиту, теперь широко распространяются менее крупные изделия определённых стандартизованных форм, геометрические по очертаниям, в том числе сегменты и острия с одним дугообразно ретушированным лезвием, а также небольшие округлые скребки...

Темы раздела:





Темы раздела:






Существовавшие на Средиземноморском побережье с VI в. до н. э. торговые колонии дали новые свидетельства о племенных группах, которые поселились в этом районе и построили укрепленные деревни; они использовали монеты, выращивали виноград и делали вино. Не хватает лишь письменных документов.

Затем в эти места пришли римляне. К тому времени галлы, все еще будучи конгломератом отдельных племен, создали собственную относительно передовую цивилизацию с центрами в укрепленных городах, известных под латинским названием oppida. Сравнительную легкость, с которой они приспособились к римским обычаям и установлениям - в противоположность германским племенам по ту сторону Рейна, - можно объяснить высокой степенью развития их цивилизации. Для Юлия Цезаря предлогами для завоевания Галлии были защита союзников Рима, охрана римских границ и продвижение римских интересов. Быстро разделавшись с племенем гельветов, Цезарь двинулся покорять другие разрозненные галльские племена. За восемь лет были установлены очертания Римской Галлии. Организация административных провинций и создание римских институций, завершивших романизацию Галлии, относятся уже к правлению Октавиана Августа.

В конце I в. н. э. наступил период упадка кельтской культуры . В Европе начала распространяться культура римлян. Погибло большинство кельтских опидумов, остатки собственно латенской культуры постепенно были вытеснены формами, характерными для культуры римских провинций. Кельтские традиции стали частью последней, а самостоятельно продолжали развиваться лишь на Британских островах.

Следующие три века происходило развитие галло-римской цивилизации , процветание которой (особенно на юге) отразилось в архитектурных сооружениях, социальных институциях, культурных артефактах и общем стиле жизни...

Темы раздела:




КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ (V-XV вв)

В феодальном обществе франкского государства , пришедшем на смену обществу рабовладельческому, возникла новая, феодальная культура. Носительницей феодальной культуры в период раннего средневековья являлась церковь.

Религия в феодальном обществе Франкского государства была одним из мощных средств утверждения и сохранения классового господства эксплуататоров. Обещая небесное блаженство в награду за земные страдания, церковь всеми путями отвлекала народные массы от борьбы с феодалами, оправдывала феодальную эксплуатацию и настойчиво пыталась воспитывать трудящихся в духе полной покорности их господам. Влияние церкви сказалось со всей силой и на духовной культуре средневекового общества Франкского государства.

Распад феодального общества на ряд замкнутых в экономическом и политическом отношении мирков и повсеместный разрыв существовавших в рабовладельческом обществе торговых, политических и культурных связей обусловливали отсутствие сколько-нибудь широкого образования в VI-Х вв. Все существовавшие тогда школы (епископальные и монастырские) находились в руках духовенства. Церковь определяла их программу и подбирала состав их учащихся. Основной задачей церкви при этом являлось воспитание церковных служителей, способных воздействовать на народные массы своей проповедью и охранять в неприкосновенности существующие порядки.

От своих служителей церковь требовала в сущности очень малого - знания молитв, умения читать по латыни Евангелие, хотя бы и не понимая всего прочитанного, и знакомства с порядком церковных служб. Лица, чьи знания выходили за пределы подобной программы, являлись в западноевропейском обществе VI-Х вв. редчайшими исключениями.

Создавая школы, церковь не могла обойтись без некоторых элементов светского образования, которые феодальное общество унаследовало от древнего мира. Приспособив эти элементы светского образования к своим потребностям, церковь Франкского государства явилась невольной их «хранительницей». Античные дисциплины, преподававшиеся в церковных школах, именовались «семью свободными искусствами»...

Темы раздела:






Некоторое оживление культурной жизни во Франции , известное под названием «каролингского возрождения», оказалось весьма ограниченным и в пространстве и во времени. К Х в. влияние «каролингского возрождения» было почти полностью исчерпано. Х в. и первые десятилетия XI в. представляли картину несомненного культурного упадка. Распад монархии Карла Великого и последующее дробление выделившихся из неё частей, которое сопровождалось непрерывными феодальными войнами, опустошительные нашествия норманнов, венгров и сарацин, голодовки и эпидемии, которыми был так богат тот период, - всё это резко снизило уровень духовной культуры франкского феодального общества .

В связи с этим следует отметить упадок монастырских мастерских (скрипториев) , в которых переписывались рукописи, и библиотек. Отсюда чрезвычайная дороговизна книги: в XI в. грамматика Присциана равнялась по стоимости дому и участку земли в придачу, а простой требник - целому винограднику. Неудивительно, что в монастырской библиотеке оказывалось не более одного шкафа с несколькими десятками рукописных кодексов, притом исключительно религиозного характера. Если руководители монастырей и продолжали кое-где поощрять переписку рукописей, то это касалось лишь сочинений религиозного содержания и христианских легенд, подобных «Кантилене о св. Евлалии» (около 890 г.), самому раннему памятнику церковной поэзии на французском языке. Переписывание же произведений античных авторов и других светских книг, в отличие от каролингской эпохи, рассматривалось теперь как нечто греховное. Не случайно также, что техника письма, а также искусство украшения книг миниатюрами и заставками, с конца IX в. ухудшились.

Всё большим влиянием в это время стали пользоваться служители кафедральных соборов , так называемые каноники, т. е. священники, жившие по уставу (канону), получавшие крупные доходы от приписанных к церкви земельных владений и имевшие право голоса при выборе епископа. Из их среды выходили наиболее образованные представители церкви. Таким был, например, Герберт, преподававший с 980 г. в Реймсской школе семь «свободных искусств». Особенно преуспевал Герберт в математике и астрономии...

Темы раздела:




Изменения, произошедшие в XI и XII вв. в социально-экономической жизни Франции, получили своё отражение и в сфере идеологии. Главным являлось здесь то, что именно в это время во Франции зародилась городская культура и многовековая монополия католической церкви в области образования впервые оказалась нарушенной.

Наибольший интерес в истории духовной культуры в городах Франции XI-XIII в.в. представляет та её часть, которая уходила своими корнями в народное творчество. Именно эта культура, открыто противостоявшая феодально-церковной культуре господствующего класса и называемая в дальнейшем ранней городской культурой, носила глубоко прогрессивный характер и определяла то новое, что внесли горожане в культуру средневекового общества на первом этапе развития городов во Франции. Тесная связь, существовавшая между ранней городской культурой и творчеством крестьянских масс, была вполне естественной, ибо ремесленное население первых городов вышло из среды крепостных крестьян.

В тех сценках, которые разыгрывали жонглёры, они не щадили ни феодалов, ни представителей клира. В хрониках сохранились описания подобных сценок. Так, например, в одной из хроник рассказывается о некоем жонглёре - дрессировщике животных, который специально приходил на рыцарские турниры и приводил туда с собой двух обезьян для того, чтобы «обучить» их военным приёмам рыцарей. Затем, посадив на собак «обученных» таким способом обезьян (в полном рыцарском вооружении), этот жонглёр заставлял их сражаться друг с другом наподобие рыцарей. Нетрудно представить себе, какой шумный успех имела столь злая карикатура на военные рыцарские игры (турниры) у простого народа. Выступая на всех народных сборищах, связанных с праздниками, крестинами, свадьбами или же просто ярмарочными днями, жонглёры являлись там желанными гостями. Напротив, со стороны церкви творчество жонглёров вызывало сильнейшую ненависть.

Церковь неоднократно осуждала это творчество на церковных соборах, а самих жонглёров лишала элементарных гражданских прав, допускала безнаказанность их убийства и запрещала их похороны на кладбищах. Музыкальное, поэтическое и драматическое творчество жонглёров казалось церкви тем более опасным, что оно находило живое сочувствие со стороны городских масс.

Теснейшим образом была связана с народным хоровым пением городская музыка . В сюжетах и мотивах песен городских ремесленников повторялись сюжеты и мотивы крестьянских песен. Не менее тесно было связано с искусством жонглёров, с народными игрищами и деревенскими ряжениями, с крестьянскими праздниками и обрядами то городское драматическое искусство, которое прямо противостояло церковной литургической драме...

Темы раздела:







Дальнейший рост городов и развитие товарно-денежных отношений, усиление феодальной эксплуатации крестьянства и резкое обострение классовой борьбы в стране, постепенная централизация государства и возникновение новой формы феодальной монархии с сословным представительством - таковы были важнейшие изменения в социально-экономической и политической жизни Франции в XIV-XV вв. Тогда же на французский народ обрушились невыносимые бедствия, связанные со Столетней войной, и народные массы проявили в борьбе с иноземными захватчиками величайший патриотизм. Эти события оказали огромное влияние на развитие французской культуры .

Церковь, насколько это было в её силах, по-прежнему препятствовала развитию культуры, не поставленной на службу церковным интересам. Захватив с помощью богословов из «нищенствующих орденов» руководство университетами в свои руки (XIII в.), она превратила Парижский университет в центр мертвящей церковной схоластики и хранителя католической ортодоксии. Однако потребности развивавшегося феодального общества неуклонно вели к тому, что сквозь толщу схоластических мудрствований всё чаще и чаще пробивались ростки знаний, основанных на опыте. Со времени крестовых походов промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество, часовое дело, мельницы), химических (красильное дело, металлургия, алкоголь) и физических фактов (очки), которые доставили не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше, средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты. Можно сказать, что собственно систематическая экспериментальная наука стала возможной лишь с этого времени.

С конца XIII в. во Франции начала более быстро развиваться медицина . И хотя медицинская практика того времени была тесно связана с такими псевдонауками, как алхимия, астрология и магия, всё же находились смельчаки, которые вопреки страшным церковным наказаниям и запретам занимались анатомированием трупов, пытались основываться на эксперименте и вносили новые приёмы в область хирургии и общей медицины.

В XIV в. во Франции начали появляться знатоки, занимавшиеся исследованием античной литературы (Пьер Берсюир в середине XIV в.; Жан де Монтрейль и Гонтье Коль в начале XV в.). В 1470 г. в Париже была основана первая типография , где печатались произведения на латинском языке и труды итальянских гуманистов. Образование всё больше становилось светским и ускользало из-под влияния духовенства. Французские университеты постепенно освобождались из-под власти папства и подчинялись непосредственно королевской власти...

Темы раздела:








КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XIX вв)

В XVI столетии во Франции сложилась культура Возрождения , отмеченная, как и в других странах Европы, решительными победами светской гуманистической мысли над средневековым аскетическим мировоззрением и схоластикой. Это было время усиленного изучения античной культуры и вместе с тем очень важный, во многом переломный период в развитии французского языка и национальной литературы.

Расцвет культуры Ренессанса во Франции XVI в. имеет прежде всего свои глубоко национальные корни. Он подготовлялся постепенно. Итальянские походы Карла VIII и следующих французских королей послужили лишь внешним толчком, способствовавшим ознакомлению французского дворянства с богатейшими достижениями итальянской культуры Возрождения и ускорившим распространение новых культурных веяний в этой среде.

В области общественной мысли и литературы наиболее передовые и смелые идейные тенденции с особенным размахом и глубиной выявляются на первом этапе развития французского Возрождения . Это вполне понятно, так как именно в первой половине XVI в. социально политическая борьба народных масс и передовых общественных кругов Франции находится на подъёме.

Решающим шагом в освоении новых форм в архитектуре Франции XVI в. , где долго держались давние национальные традиции готики, стало влияние итальянских походов французских королей в конце XV- первые десятилетия XVI в. Приглашенные в страну итальянские мастера и внимательно изучавшие античное наследие крупнейшие французские архитекторы XVI в. Ф. Делорм, П. Леско и другие создали ряд выдающихся сооружений. Этому способствовали переводы трудов по архитектуре Витрувия и итальянских ренессансных теоретиков, распространение гравюр с изображением памятников зодчества и появление французских трактатов об архитектуре, отвечающей новым вкусам.

Первые проявления Ренессанса в архитектуре Франции XVI в. связаны с постройками короля Франциска I - от возведения во дворце Блуа на реке Луаре нового крыла с богато декорированной наружной лестницей, закрученной спиралью, до строительства огромного великолепного охотничьего замка Шамбор с его сотнями помещений...

Темы раздела:













Феодальный строй Франции второй половины XVII в. защищала не только государственная машина, но и вся система взглядов господствующего дворянского класса.

Католическая церковь во Франции XVII в. по-прежнему была важнейшим орудием охраны феодального порядка. Если вся жизнь простого человека протекала, с одной стороны, под контролем многочисленной местной бюрократии, то, с другой стороны, тот же крестьянин, а отчасти и горожанин, находились под неусыпным надзором и воздействием церкви, воспитывавшей народные массы в духе подчинения своим господам и королевской власти. Незыблемость и непререкаемость авторитета католической веры были, однако, в известной степени подорваны существованием во Франции второй религии в виде протестантизма, гугенотства, узаконенного Нантским эдиктом 1598 г. Наличие в стране двух допущенных законом вероисповеданий открывало щелку для скептицизма, ослабляло мощь католицизма.

Вторая половина XVII в. - выдающийся период в развитии французской культуры . Он характеризуется в первую очередь тем подъемом, который переживали прогрессивные общественные силы страны в связи с ее экономическим и социальным развитием.

Абсолютная монархия стремилась подчинить своему контролю всю культурную жизнь страны. С этой целью правительство начало создавать академии. По примеру французской Академии в 1663 г. организуется Академия надписей, а затем в 1666 г. Академия наук. В 1663 г. утверждается новый устав Академии живописи и скульптуры, в 1671 г. учреждается Академия архитектуры. Король назначал писателям и художникам пенсии и премии, брал их под свое покровительство, превращал в своего рода государственных служащих. За это они должны были прославлять мощь и величие абсолютистской Франции, развлекать короля и его придворных. Королевский двор был призван стать законодателем художественного вкуса.

В 1661 г. Людовик XIV начал грандиозное строительство в Версале. Здесь был возведен королевский дворец (строители Л. Лево и Ж. Ардуэн-Мансар) и разбит под руководством замечательного садовода-архитектора А. Ленотра (1613-1700) огромный парк с многочисленными аллеями, водоемами, статуями и фонтанами. К украшению Версаля были привлечены виднейшие французские архитекторы, художники и скульпторы, садоводы и мебельщики . В его сооружении участвовали лучшие инженеры и техники, тысячи рабочих и ремесленников. Возведение и содержание Версаля, выраставшего в некий символ величия абсолютной монархии, стоили огромных средств...

Культура Франции XVIII в. Французское Просвещение

Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Важнейшее направление в просветительской философии Франции XVIII века представлено материалистической школой. Ее развитие открывает врач Жюльен Офре Ламетри (1709-1751), автор медицинских и философских трудов «Естественная история души», «Человек-машина», «Человек-растение», «Система Эпикура». Смелый атеизм Ламетри вызвал ярость церковных и светских реакционеров. Философ вынужден был бежать из Франции и умер в изгнании.

В развитии французского Просвещения XVIII века выделяется течение, главные представители которого, вместе с английскими учеными, заложили основы буржуазной политической экономии, подвергнув острой критике экономическую политику абсолютизма. Это - течение физиократов, в самом названии которых выражено их убеждение в торжестве законов природы над искусственными, надуманными законами правительств (от греческого физис- природа, кратео - господствовать).

Французская художественная литература эпохи Просвещения сделала важный шаг в направлении реалистического отображения действительности. Она переносит читателя в мир отношений, более близких к действительной жизни людей, ломая условные границы «высокого» и «низкого» жанра, установленные теоретиками классицизма в период расцвета абсолютной монархии...

Темы раздела:




Одним из известных поэтов революции был Экушар Лебрен (1729-1807) . В своих одах, написанных в духе Пиндара, он воспевает борьбу французского народа против феодальных владык и чужеземного деспотизма. Другой поэт эпохи Мари Жозеф Шенье (1764-1811) был автором гимнов, которые исполнялись в дни праздников, а также трагедий революционно-патриотического содержания.

Иной характер носила поэзия его брата - Андре Шенье (1762-1794) , самого яркого французского лирика этого времени. В отличие от сурового классицизма якобинцев Андре Шенье видел в античном искусстве не только воплощение добродетели и свободы, но и торжество чувственного земного начала. В своих эклогах и элегиях он прославляет радости земной любви и наслаждение жизнью.

Первой ласточкой революционной драматургии была пьеса Мари Жозефа Шенье «Карл IX, или урок королям». Вслед за тем на сцене появляются и другие пьесы, прославляющие республиканцев и патриотов, бичующие королей и аристократию, религиозный фанатизм и невежество. Некоторые пьесы носили аллегорический характер (например, «Празднество Разума» Марешаля, «Празднество Верховного существа» Кювелье).

Основным направлением французской литературы первой трети XIX в. был романтизм. На раннем этапе его развития центральное место в романтическом движении занимал Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848) , писатель, представлявший консервативное крыло этого движения. В годы революции Шатобриан - участник войн против французской республики, а в годы Реставрации - реакционный политический деятель. Все написанное им представляет собой полемику с идеями Просвещения и революции.

Живописи, скульптуре и графике Франции XIX в. выпала исключительно важная и яркая роль в сложении и развитии мировой художественной культуры.

Острота социальных противоречий и быстрая смена политических форм во Франции порождали целую серию переворотов также в художественной жизни и художественных направлениях. Ни одна страна в рассматриваемый период не могла сравниться с Францией по смелости идейно-творческих исканий.

Все три основных этапа французского искусства 1789 - 1870 гг. - классицизм, романтизм и реализм - обладают внутренним единством. В своих лучших, наиболее прогрессивных проявлениях они, вне зависимости от своих стилистических форм, наполнены революционным духом, демократической силой и героическим пафосом...

Темы раздела:





Франция: культура, кухня, обычаи, традиции, религия и население.

Культура Франции особенная в первую очередь тем, что у французов ценным является только то, что их национальное. Это в первую очередь архитектура: замки средневековья, храмы и соборы, и множество иного. Что касается живописного искусства Франции, то можно смело сказать, что их импрессионизм поменял взгляды на живопись всего мира.

Население и культура Франции играет важную роль в благополучии страны. Ведь если жители государства получают духовное и моральное обогащение страна процветает. Культура Франции очень богата и многогранна. За свою длинную историю, эта страна подарила миру огромное количество выдающихся писателей, художников, музыкантов и архитекторов. Население Франции составляет близко 66 000 000 человек и все они чтят свои национальные традиции, которые представленные разнообразными праздниками и фестивалями. Эта страна может похвастаться множеством древних замков, интереснейших музеев и галерей, а так же грандиозной архитектурой. Сердцем культуры Франции является его столица, но достопримечательностями владеет не только Париж, а целая страна.

Мода Франции всегда была наделена шармом и стилем. Французские женщины могут напялить на себя что попало и сделать из этого индивидуальный привлекательный образ.

Наверное, это у них в крови с рождения и по этому, моду нельзя не отнести к культуре Франции.

Франция - государство свободных взглядов и раскрепощенности . Почти у половины французов был половой акт с участием нескольких людей, почти 30 процентов пар обмениваются партнерами... Пляжи для нудистов так же имеют популярность. Наибольший нудистский пляж расположен именно здесь, на Лазурном берегу. Но как бы вульгарно это все не звучало, культурные рамки тут на месте.

Подведем итог: культура и население Франции очень богато и многогранно. Это и величественная архитектура, и прекрасная живопись, замки, музеи и храмы, а так же собственные уникальные взгляды на манеры поведения, секс, стиль в одежде, фильмы и юмор...

Показаны записи 1-3 из 3 .

Кухня Франции.

Наверное, нет на свете человека, который не слышал бы о кухне Франции. Это в самом деле одна из самых высокопрофессиональных, утонченных, ярких гастрономических традиций не только Европы, но и всего мира. Она настолько давно завоевала пальму первенства в мире, что сегодня почти в каждой национальной кухне можно встретить блюдо французского похождения, либо же продукты, которые названы французскими словами. Но важно знать один нюанс. Мы привыкли ассоциировать французские блюда как нечто сверх изысканное, с многочисленными редкими ингредиентами, которыми особо-то и не наешься, но получишь высшее удовольствие вдыхая запах и наслаждаясь внешним видом. На самом деле, кухня Франции условно делится на два вида: аристократическую и народную. Первая начала свою историю только со времен королевской…

Религия Франции.

Франция на протяжении веков была активным католическим государством, католицизм был государственной религией, а с иноверцами, как с гугенотами (протестантами) кроваво расправлялись. Папский престол постоянно ориентировался на французских королей как на самых могущественных католиков в мире, инициировав вместе крестовые походы. Более того, XIV век вошел в историю как время так называемого Авиньонского плена пап, когда наследники Святого Петра седели не в Риме, а во французском Авиньоне. Но эти времена и события канули в лету, и сегодня Франция - светское государство, где религия четко отделена от политики. Свобода веры считается непоколебимым конституционным правом, хотя, в то же время, некоторые религиозные организации на государственном уровне признаны культами.Итак, самой многочисленной…

Обычаи и традиции Франции.

Традиции, наверное, являются одним из самых важных моментов в жизни французов. Точно так, как невозможно жить, не придерживаясь этикета, моды и стиля, хорошей кухни, так им сложно представить свой день без придерживания обычаев. на самом деле, современные традиции Франции очень сильно перемешались с обычаями тех народов, которые приезжают к ним жить. Таким образом, в классическую европейскую систему традиций и обычаев, большая часть которых базировалась на католических канонах, влились традиции мусульман, в большей степени - с Северной Африки. Обращаясь к классическим устоям французской жизни, заметим, что для них очень важно, чтобы жизнь проходила обязательно "комильфо" (то есть делать все так, как положено). К примеру, не мало времени без угрызений совести тратится на утренний туалет и приготовления…

Переживавшая экономический и культурный подъем Франция в начале 20 века, кратко говоря, была одной из нескольких великих мировых держав. Во внешней политике она пошла на сближение с Англией и Россией. Внутри страны в 1900 - 1914 гг. нарастало противостояние между социалистами и умеренными. Это был период, когда о себе громко заявили недовольные своим положением рабочие. Начало 20 века закончилось объявлением Первой мировой войны и сменой мирового порядка.

Экономика

С экономической точки зрения Франция в 19 - начале 20 века переживала значительный рост. То же самое происходило в большей части остальной Европы и в США. Однако во Франции этот процесс приобрел уникальные черты. Индустриализация и урбанизация были не такими быстрыми как у ключевых лидеров (в первую очередь у Великобритании), но зато продолжал развиваться рабочий класс, а буржуазия по-прежнему укрепляла свое могущество.

В 1896-1913 гг. произошла так называемая «вторая промышленная революция». Она ознаменовалась появлением электричества и автомобилей (возникли компании братьев Рено и Пежо). Зародилась в начале 20 века наконец обзавелась целыми промышленными регионами. Руан, Лион и Лилль были текстильными центрами, а Сент-Этьен и Крезо - металлургическими районами. Двигателем и символом роста оставались железные дороги. Повышалась производительность их сети. Железные дороги были желанным объектом инвестиций. Упрощение обмена товарами и торговли благодаря модернизации транспорта привело к дополнительному промышленному росту.

Урбанизация

Сохранялись мелкие предприятия. Почти треть рабочих страны трудились у себя дома (в основном портные). Накануне Первой мировой войны экономика Франции опиралась на твердую национальную валюту и отличалась большим потенциалом. При этом были и изъяны: южные регионы страны отставали в промышленном развитии от северных.

Урбанизация сильно повлияла на общество. Франция в начале 20 века все еще оставалась страной, где больше половины населения (53%) проживало в деревне, однако отток из села продолжал нарастать. С 1840 по 1913 гг. население республики выросло с 35 до 39 миллионов человек. Из-за потери Лотарингии и Эльзаса в войне с Пруссией на протяжении нескольких десятилетий продолжалась эмиграция населения из этих регионов на историческую родину.

Социальное расслоение

Жизнь рабочих оставалась малоприятной. Впрочем, так было и в остальных странах. В 1884 году был принят закон, по которому разрешалось создавать синдикаты (профсоюзы). В 1902 появилась объединенная Всеобщая конфедерация труда. Рабочие самоорганизовывались, в их среде нарастали революционные настроения. Франция в начале 20 века менялась согласно их требованиям в том числе.

Важным событием стало создание нового социального законодательства (в 1910 году появился закон о пенсиях для крестьян и рабочих). Тем не менее, меры властей значительно отставали от той же соседней Германии. Индустриальное развитие Франции в начале 20 века привело к обогащению страны, однако блага распределялись неравномерно. Большая их часть доставалась буржуазии и В 1900 году в столице было открыто метро, и тогда же там прошли II Олимпийские игры современности.

Культура

Во французском языке принят термин Belle Époque - "Прекрасная эпоха". Так позже стали называть период с конца XIX века до 1914 года (начала Первой мировой войны). Он ознаменовался не только экономическим ростом, научными открытиями, прогрессом, но и культурным расцветом, который пережила Франция. Париж в то время по праву назывался «столицей мира».

Широкая публика была охвачена интересом к популярным романам, бульварным театрам и опперетам. Творили импрессионисты и кубисты. Накануне войны всемирно известным стал Пабло Пикассо. Хотя по происхождению он был испанцем, вся его активная творческая жизнь была связана с Парижем.

Русский театральный деятель организовал в столице Франции ежегодные «Русские сезоны», ставшие мировой сенсацией и заново открывшие иностранцам Россию. В это время в Париже с аншлагами проходили премьеры «Весны священной» Стравинского, «Шахеразады» Римского-Корсакова и т. д. «Русские сезоны» Дягилева произвели революцию в моде. В 1903 году вдохновленный балетными костюмами модельер открыл быстро ставший культовым модный дом. Благодаря ему устарел корсет. Франция в 19 - начале 20 века оставалась для всего мира главным культурным светочем.

Внешняя политика

В 1900 году Франция вместе с еще несколькими мировыми державами участвовала в подавлении Боксерского восстания в ослабленном Китае. Поднебесная в тот период переживала социальный и экономический кризис. Страну наполнили иностранцы (в том числе и французы), которые активно вмешивались во внутреннюю жизнь страны. Это были торговцы и христианские миссионеры. На этом фоне в Китае и произошло восстание бедняков («боксеров»), устроивших погромы иностранных кварталов. Беспорядки были подавлены. Париж получил 15% огромной контрибуции в 450 миллионов лян.

Внешняя политика Франции в начале 20 века основывалась на нескольких принципах. Во-первых, страна была колониальной державой с огромными владениями в Африке, и ей нужно было защищать собственные интересы в разных частях света. Во-вторых, она лавировала между другими мощными европейскими государствами, пытаясь найти долгосрочного союзника. Во Франции традиционно сильными были антинемецкие настроения (корнями уходившие в поражение от Пруссии в войне 1870-1871 гг.). В результате республика пошла на сближение с Великобританией.

Колониализм

В 1903 году английский король Эдуард VII посетил Париж с дипломатическим визитом. По итогам поездки было подписано соглашение, согласно которому Великобритания и Франция разделили сферы своих колониальных интересов. Так появились первые предпосылки к созданию Антанты. Колониальное соглашение позволило Франции свободно действовать в Марокко, а Великобритании - в Египте.

Немцы пытались противостоять успехам своих противников в Африке. В ответ на это Франция провела Алжирскую конференцию, на которой ее экономические права в Магрибе были подтверждены Англией, Россией, Испанией и Италией. Германия на некоторое время осталась в изоляции. Подобный поворот событий полностью соответствовал антинемецкому курсу, которым шла Франция в начале 20 века. Внешняя политика была направлена против Берлина, а все ее остальные особенности определялись согласно этому лейтмотиву. Французы установили протекторат над Марокко в 1912 году. После этого там произошло восстание, которое подавила армия под командованием генерала Юбера Лиотэ.

Социалисты

Любая характеристика Франции в начале 20 века не может обойтись без упоминания о росте влияния левых идей в тогдашнем обществе. Как уже говорилось выше, вследствие урбанизации в стране увеличилось количество рабочих. Пролетарии требовали своего представительства во власти. Они получили его благодаря социалистам.

В 1902 году левый блок выиграл очередные выборы в палату депутатов. Новая коалиция провела несколько реформ, касавшихся социального обеспечения, условий труда и образования. Обыденным делом стали стачки. В 1904 году весь юг Франции охватили забастовки недовольных рабочих. Тогда же лидер французских социалистов Жан Жорес создал знаменитую газету «Юманите». Этот философ и историк не только боролся за права рабочих, но и выступал против колониализма и милитаризма. Фанатик-националист убил политика за день до начала Первой мировой войны. Фигура Жана Жореса стала одним из главных международных символов пацифизма и стремления к миру.

В 1905 году французские социалисты объединились и создали французскую секцию Рабочего интернационала. Ее главными лидерами были и Жюль Гед. Социалистам приходилось иметь дело со все более недовольными рабочими. В 1907 году в Лангедоке вспыхнуло восстание виноградарей, недовольных ввозом дешевого алжирского вина. Армия, которую правительство ввело, чтоб подавить беспорядки, отказалась стрелять по людям.

Религия

Многие особенности развития Франции в начале 20 века полностью перевернули французское общество. Например в 1905 году был принят закон об Он стал завершающим штрихом антиклерикальной политики тех лет.

Закон отменил наполеоновский Конкордат, вышедший еще в 1801 году. Было утверждено светское государство и гарантирована свобода совести. Ни одна из религиозных групп больше не могла рассчитывать на покровительство государства. Вскоре закон был раскритикован Папой римским (большинство французов оставались католиками).

Наука и техника

Научное развитие Франции в начале 20 века ознаменовалось Нобелевской премией по физике 1903 года, которую за открытие естественной радиоактивности солей урана получили Антуан Анри Беккерль, и Мария Склодовская-Кюри (спустя шесть лет она также получила Нобелевскую премию по химии). Успехи сопутствовали и создававшим новую технику авиаконструкторам. В 1909 году Луи Блерио первым перелетел через Ла-Манш.

Третья республика

Демократическая Франция в начале 20 века жила в эпоху Третьей республики. В этот период во главе государства стояло несколько президентов: Эмиль Лубе (1899-1906), Арман Фальер (1906-1913) и Раймон Пуанкаре (1913-1920). Какую память о себе они оставили в истории Франции? Эмиль Лубе пришел в власти в разгар социального конфликта, вспыхнувшего вокруг резонансного дела Альфреда Дрейфуса. Этот военный (еврей в звании капитана) был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Лубе отстранился от дела и дал ему идти своим ходом. Франция тем временем пережила всплеск антисемитских настроений. Тем не менее, Дрейфус был оправдан и реабилитирован.

Арман Фальер активно укреплял Антанту. При нем Франция, как и вся Европа, невольно готовилась к приближающейся войне. был настроен антинемецки. Он провел реорганизацию армии и увеличил длительность службы в ней с двух до трех лет.

Антанта

Еще в 1907 году Великобритания, Россия и Франция окончательно оформили свой военный союз. Антанта была создана в ответ на усиление Германии. Немцы, австрийцы и итальянцы сформировали еще в 1882 году. Таким образом, Европа оказалась расколотой на два враждебных лагеря. Каждое государство так или иначе готовилось к войне, надеясь с ее помощью расширить свою территорию и закрепить собственный статус великой державы.

28 июля 1914 года сербский террорист Гаврило Принцип убил австрийского принца и наследника Франца Фердинанда. Сараевская трагедия стала поводом для начала Первой мировой войны. Австрия напала на Сербию, Россия вступилась за Сербию, а за ней в конфликт втянулись члены Антанты, в том числе Франция. Италия, состоявшая в Тройственном союзе, отказалась поддерживать Германию и Габсбургов. Она стала союзницей Франции и всей Антанты в 1915 году. Одновременно с тем к Австрии и Германии присоединились Османская империя и Болгария (так образовался Четверной союз). Первая мировая война положила конец «Прекрасной эпохе».

Похожие статьи