Александр иванович пономарев, магистр богословия, профессор киевской духовной академии блаженный августин. Августин Бетанкур. Русский испанец

Родом испанец, французский инженер, русский генерал и организатор инженерного образования в России.

В 2013 г. Министерство транспорта Российской Федерации учредило ведомственную награду – медаль Августина Бетанкура, ее награждаются работники образовательных организаций за выдающиеся личные заслуги в организации обучения и повышения квалификации специалистов для транспортного комплекса, внедрение в учебный процесс инновационных технологий, форм и методов обучения и развития транспортной науки.

Августин Августинович Бетанкур (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) родился 1 февраля 1758 г. в Испании на острове Тенерифе.

Его детство прошло в образованной буржуазной семье, в которой формировались характер и наклонности к научному поиску и техническому творчеству. В возрасте 20 лет Августин приехал в Мадрид, где и получил образование в Королевском училище Святого Исидора и Академии изящных искусств, став одним из образованнейших людей в Испании.

В возрасте 25 лет он демонстрировал подъем в воздух первого в Испании воздушного шара. Вскоре после этого он выполняет важное государственное задание, подготовив доклад о состоянии добычи ртути, а затем сообщение о сооружении канала в Арагоне.

В начале славных дел

В возрасте 26 лет он становится академиком изящных искусств, и его направляют для продолжения образования в Париж, где он блестяще оканчивает Парижскую школу мостов и дорог. Особый интерес он проявляет к проблемам создания машин и механизмов для возведения зданий, мостов, портовых сооружений, для строительства дорог и каналов, рудников и шахт.

Затем испанское правительство направляет его в страны Западной Европы для обозрения различных систем судоходства, каналов, паровых машин и т.п. За несколько лет напряженной учебы и работы к 30 годам он стал крупным инженером-исследователем. В 1788 г. его назначили директором Королевского кабинета машин в Мадриде.

Выбираю Россию

В 1799 г. Бетанкур назначен генеральным директором путей сообщения Испании. Со свойственной ему энергией он взялся за переустройство системы путей сообщения в стране, основал Мадридскую школу инженеров дорог, каналов и мостов, однако возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть страну. Некоторое время он жил в Париже. Его научная и практическая деятельность была замечена, и вскоре русский посол И.М.Муравьев-Апостол предложил ему «попробовать себя в России».

В сентябре 1808 года в Эрфурте, Бетанкур был представлен императору Александру I и, как искусный инженер, в ноябре 1808-го принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в свиту Его Императорского Величества, а также причислен к ведомству путей сообщения.

С самого своего приезда в Петербург знаменитый инженер участвовал в решении проблем практически всех строек государственной важности в России. Здесь ему было открыто широкое поприще для применения его познаний.

В трудах и заботах на благо новой Родины

В 1809-1812 годах Бетанкур создал оригинальную механическую многоковшовую землечерпалку с паровой машиной для очистки русла рек и каналов. В августе 1812 г. землечерпалка, изготовленная на Ижорском заводе, была доставлена в Кронштадт, где выполняла дноуглубительные работы в акватории порта.

Бетанкур ввёл новые и улучшил старые машины для Александровской хлопчатобумажной мануфактуры в Павловске.

В 1812 году по проекту Бетанкура построен литейно-пушечный завод в Казани.

В 1812-1814 годах по его же проекту в Царском Селе была проведена реконструкция устаревшего Таицкого водопровода, общей протяжённостью около 15 километров.

В 1813 г. по проекту Бетанкура строится первый постоянный (деревянный арочный) мост через Малую Невку, получивший название «Каменноостровский». Машины, конструкции и приспособления для строительства деревянного арочного моста были созданы под руководством Бетанкура в мастерских, созданного им Института Корпуса инженеров путей сообщения. Этот мост для своего времени был шедевром мостостроения. По его проектам возведены также мосты на Московском тракте через реки Славянка и Ижора под Санкт-Петербургом.

В 1814 г. под руководством Бетанкура создана специальная комиссия по строительству Обводного канала, начатому еще в конце XVIII в. и приостановленному в годы Отечественной войны 1812 года.

В 1816 г. Бетанкур организовал и возглавил Комитет для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, на который возлагалось «рассмотрение чертежей на все без изъятия общественные, казённые и партикулярные в сей столице здания и другие постройки». Под наблюдением Комитета осуществлялись крупные градостроительные мероприятия в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске, Киеве. Так, Комитет сыграл решающую роль в экспертизе и реализации проектов застройки Санкт-Петербурга уникальными ансамблями и сооружениями (Дворцовая, Сенатская, Михайловская площади, Марсово поле).

В 1816-1818 годах под руководством Бетанкура и по его проекту возведена ассигнационная фабрика «Экспедиция заготовления государственных бумаг» в Санкт-Петербурге (ныне фабрика «Гознак»).

Одним из достижений явилась разработка ещё не известного мировой практике способа формирования водяных знаков (филиграней). Водяной знак стали получать путем штемпелевания его на сетке (на черпальные формы стали нашивать сетки, прессованные со штемпелей с медальонным характером гравюры).

Осенью 1816 года Бетанкур был назначен председателем Комитета по переносу Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. В ноябре того же года решением Комитета министров Российской империи Бетанкур получил в «единственное и независимое распоряжение... всю строительную часть означенной ярмарки». Целью строительства стало создание лучшего торгового комплекса в Европе.

С этого момента и до 1822 года (открытие ярмарочных торгов) Бетанкур проводил в Нижнем Новгороде каждое лето и лично руководил работой на всех стадиях строительства.

По указанию Бетанкура напротив ярмарки был возведен «инженерный дом», где жили его сотрудники. Близ села Гордеевка он наладил работу трех кирпичных заводов, выпускавших до 3 млн. кирпичей ежегодно. Параллельно работам на ярмарке А. Бетанкур в 1819 году разработал для прибрежной части города регулярный план с определением мест для будущих каменных и деревянных строений.

Главный директор Управления путей сообщения Российской империи

В ноябре 1818 года генерал-лейтенант А. Бетанкур был назначен Главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями (путей сообщения) и занимал этот пост до сентября 1822 года. Исполнение своих новых обязанностей он начал с продолжительной инспекционной поездки, добираясь до самых отдаленных мест империи, в том числе до Грузии и портов Черного моря.

Возвратившись из командировки в 1820 году, Бетанкур сел за подготовку обширного доклада, в котором подверг суровой, но справедливой критике состояние российских путей сообщения и внес предложение о необходимости крупных вложений в модернизацию транспортной инфраструктуры.

С первых дней работы он обеспечил продолжение начатого еще в 1817 году строительства Московского шоссе Санкт-Петербург–Новгород–Москва. Для возведения искусственных сооружений на нем Бетанкур создал специальное Управление по постройке мостов. Наблюдение за темпами и качеством строительства вел лично. Уже 1 сентября 1820 года между Петербургом и Москвой открылось регулярное движение дилижансов, хотя окончательная отделка дороги еще продолжалась.

Находясь на этой должности, он заложил основы построения и реконструкции каналов, поддержания в рабочем состоянии судоходных рек, возведения через водные преграды мостов разнообразных конструкций, в том числе, висячих, разработал системы водоснабжения Царского Села и Казани.

По проекту Бетанкура в 1821 году был сооружён плашкоутный «бетанкуровский» Исаакиевский мост через Неву и береговые устои по линии «Исаакиевский собор – здание 12 Коллегий», по образцу которого впоследствии возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава.

Для ведения дел по Корпусу инженеров путей сообщения и Строительному отряду он учредил «Дежурство» из опытных специалистов, а для оперативного руководства всеми работами по строительству и эксплуатации путей сообщения 28 мая 1820 года образовал Главный Штаб Корпуса. При Главном директоре путей сообщения была создана Особенная канцелярия (прообраз будущей канцелярии Министерства путей сообщения).

Основатель экспертного дела в России

В 1820 году Бетанкур создает Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения – первую «всероссийскую» проектную организацию не только в области отечественного транспорта, но и в строительстве. Основанный им Комитет для строений и гидравлических работ явился своеобразным государственным органом, осуществлявшим контроль за всеми стройками в Российской империи (экспертная оценка градостроительных планов, архитектурных решений, планов городского благоустройства). Таким образом было обеспечено достижение отечественным строительством нового уровня на основе широкой инженерно-технической экспертизы наиболее крупных проектов.

Блестящий инженер конструктор

Бетанкур также руководил технической частью строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Совместно с архитектором Огюстом Монферраном он просчитывает конструкции Исаакиевского собора. Если говорить точнее, именно он создает инженерный проект.

Им были спроектированы леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, использованные А.А. Монферраном. На их основе последний создал систему механизмов, с помощью которой установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади в Петербурге.

А. Бетанкур – один из организаторов инженерного образования в России

По его проекту в Санкт-Петербурге в 1809 г. был учреждён Институт Корпуса инженеров путей сообщения, куда он и был назначен генеральным инспектором. До конца жизни А. Бетанкур состоял его инспектором, заведующим хозяйственной и учебной частью и одновременно читал лекции по инженерному делу.

Бетанкур внес важный вклад в развитие отечественной системы высшего инженерного образования в XIX веке, которая отличалась сочетанием фундаментальной, общеинженерной и специальной подготовки.

Им были созданы научные основы образования инженеров путей сообщения по учебному плану, объединившему общенаучную, общеинженерную и специальную подготовку в одном вузе, предусматривавшему, наряду с теоретическим обучением, работы в мастерских, чертёжные работы, дающие навыки проектирования, практику строительных работ.

Впервые учебный план высшего технического учебного заведения включал такие дисциплины, как высшая математика и начертательная геометрия. Были изданы первые учебники и учебные пособия на французском и русском языках («Основания начертательной геометрии» и «Начальные основания аналитической геометрии» Севастьянова, «Дифференциальные исчисления» Базена, «Основания механики» Дестрема, «Курс теории построения машин»Чижова, «Высшая геометрия в пространстве» Майорова и др.)

Им создано множество действующих инструментов и моделей, макетов подъёмных механизмов – кабестанов, лебёдок, мостовых ферм, строительных конструкций, использовавшихся в учебном процессе.

По его инициативе, с самого начала к преподаванию в Институте привлекли крупнейших российских и зарубежных специалистов. Августин Августинович всемерно способствовал формированию прогрессивного взгляда на расширение строительства путей сообщения как важного фактора экономического развития страны, оставлял в Институте лучших выпускников и готовил из них будущих профессоров, он сразу же взялся за создание институтской библиотеки, учебных кабинетов, а немного позже – музея.

Видя, что количество выпускников ИИПС (за 1811-1824 годы было подготовлено всего 150 инженеров) явно недостаточно, Бетанкур предложил образовать Строительный отряд, куда могли поступать работники других отраслей, не получившие строительного образования. 17 апреля 1819 года император утвердил эту инициативу, и строительные организации ведомства путей сообщения стали пополняться специалистами, осваивавшими дело непосредственно на практике.

У истоков специального средне технического образования

Одновременно Бетанкур разработал проект организации Военно-строительной школы и Школы кондукторов путей сообщения для подготовки офицеров-строителей уровня техников-исполнителей. 1 мая 1820 года и это предложение было утверждено. Здания Кондукторской школы возводились по проекту и под наблюдением Бетанкура. В 1839 году, сыграв свою роль, она закрылась, а её оборудование передали Институту. Ранее, в 1826 году, Институт «вобрал» в себя и Военно-строительную школу: воспитанники её старшего класса поступили на 1-й курс ИИПС.

Все это положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России. В эти школы принимались юноши в возрасте 16-19 лет. Выпускали их в чине прапорщика и направляли на строительные работы в Строительный отряд. После 4-6 лет обучения выпускники І класса получали звание старшего унтер-офицера, ІІ класса – младшего унтер-офицера. Это были квалифицированные исполнители проектов новых сооружений. Кстати, здания для кондукторской школы, мастерские с большой паровой машиной (мощностью 10 л.с.) и литейная были возведены по проекту Бетанкура.

Последние годы жизни

В последние годы жизни (1822-1824) Бетанкур попал в немилость к императору и 2 августа 1822 года был отстранен от должности Главного директора путей сообщения. Бетанкур подал в отставку, которую получил 4 февраля 1824 года, а через пять месяцев в возрасте 66 лет скончался. В Петербурге, на Университетской набережной установлена стела с именем Августина Бетанкура, а в сквере у главного корпуса Петербургского университета путей сообщения ему поставлен памятник, который в 2003 году открыл наследный принц Испании Фелипе.

Однако лучшими памятника этому гениальному инженеру являются здания и сооружения построенные по его проектам, а также при его участие при его участии.

Поистине историческим сооружением, возведенным по проекту Августина Бетанкура в Москве, стал экзерциргауз (крытый плац для проведения военных смотров) ныне – Манеж, открытый 30 ноября 1817 года. Площадь его составила почти 7,5 тыс. кв. м, что позволяло разместить в нём более двух тысяч человек. Вот уже два века он славно служит москвичам и всем жителям столицы.

Борис Скупов


Портрет 1810 -х годов. Автор неизвестен.

Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) — испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.

Августин Бетанкур родился в Испании, на Канарских островах, на острове Тенерифе 1 февраля 1758 года. Происходил из древнего и очень влиятельного как в древние времена, так и по сию пору дворянского рода. Основателем рода был прославленный мореплаватель Жан (Хуан) де Бетанкур, нормандский дворянин, покоритель Канарских островов. К этому роду предположительно* принадлежал католический святой Педро де Сан-Хосе Бетанкур . Из живущих ныне представителей рода наиболее известны - Лилиан Бетанкур , владелица компании L"Oréal и колумбийский политик и сенатор Ингрид Бетанкур .

Образование Августин Бетанкур получил в Париже. Испанское правительство направляло Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского Корпуса инженеров путей сообщения. В Испании он назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он опубликовал ряд научных трудов по гидравлике и создал проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года Августин Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года стал генерал-лейтенантом.

Бетанкур блестяще подтвердил свою репутацию ученого и инже¬нера-механика: под его руководством был переоборудован и оснащен паровыми машинами Тульский оружейный завод, сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он руководил постройкой и оборудованием литейного завода в Казани, составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Одна из значительных работ Бетанкура — сооружение огромного экзерциргауза (помещения для военных упражнений в ненастную погоду) в Москве - всем известный Манеж, гениальные перекрытия которого, созданные Бетанкуром, дожили до 2004 года..

Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

В 1816 году Бетанкур стал председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути — учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

С 1819 года он руководит Главным управлением путей сообщения. Этому талантливому инженеру принадлежит ряд изобретений. Он создал уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

В 1820-м по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального средне-технического образования в России.

Августин Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.

Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики принимали участие в строительстве Исаакиевского собора (в том числе знаменитый Монферран).

Бетанкур скончался 26 июля (14 июля по старому стилю) 1824 года. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе Александро-Невской лавры.


Могила А. А. Бетанкура на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В год 300-летия Санкт-Петербурга в дань памяти знаменитому ученому и инженеру — Августину Бетанкуру установлен памятник перед корпусом Петербургского государственного универси¬тета путей сообщения (ПГУПС), основателем и первым ректором которого он был. Автор проекта памятника — скульптор, заслуженный деятель культуры РСФСР академик Владимир Горевой.

Текст из книги:

Знаменитые кронштадтцы. - СПб.: Русская классика. 2012. - 336 с. Стр. 42 - 43.

Примечание:
* На Канарских островах фамилию Бетанкур носят как потомки племянника Жана де Бетанкура - Масио, сменившего дядю в качестве правителя Канар, так и потомки туземцев - гуанчей , которым Жан де Бетанкур при крещении давал свою фамилию

Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina; 1 февраля 1758 - 14 (26) июля 1824) - испанский, затем российский государственный деятель, учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор и инженер, организатор строительства и транспорта в Российской империи.

Биография

В России Бетанкура звали Августом Августовичем.

Родился А.Бетанкур в Испании, на острове Тенерифе. Образование получил в Париже. Испанское правительство направило Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского корпуса инженеров путей сообщения. В Испании Бетанкур назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он публикует ряд научных трудов по гидравлике и создает проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года А.Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года он - генерал-лейтенант.

Бетанкур блестяще подтверждает свою репутацию ученого и инженера-механика: под его руководством проходит переоборудование и оснащение паровыми машинами Тульского оружейного завода; он руководит постройкой и оборудованием литейного завода в Казани; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергоф е, в Петербург е на Каменном острове; он проектирует и руководит строительством ряда зданий.

Одной из значительных работ Бетанкура является сооружение огромного экзерциргауза в Москве. Он составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Под его руководством был сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село.

Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения, сразу же ставшего аристократическим, государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер; в России его нарекли Степаном Игнатьевичем. Правда, над ним в качестве попечителей были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

В 1816 году Бетанкур был назначен председателем вновь учрежденного в Петербург е Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути - учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

В 1819 году он становится директором Главного управления путей сообщения. Талантливому инженеру Бетанкуру принадлежит ряд изобретений. Он создает уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

А.Бетанкур - член научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве. Так, кабестан, состоящий из двух чугунных валов с винтами, трех шестерен и одного веретена, укрепленных на деревянном основании, предназначался для передвижения тяжестей.

В своих "Записках" Ф.Ф.Вигель упоминает о применении изобретенных Бетанкуром строительных лесов и кабестанов при подъеме колонн Исаакиевского собора: "Нужен был в Бетанкуре гений механика, чтобы поднять такую тяжесть и, как простую палку, воткнуть перед зданием. Выдуманные им машины служили великой помощью Монферрану, а после смерти его (Бетанкура) сделались его (Монферрана) наследством".

(Augustin de Bethancourt et Molina) - генерал-лейтенант, главный директор путей сообщения, инженер-строитель и писатель; род. на острове Тенерифе 2-го февраля 1758 г., ум. 14-го июля 1824 г. в С.-Петербурге. Бетанкур происходил по прямой линии от Иоанна де Бетанкура, открывшего в 1402 г. архипелаг Канарских островов. Первые годы молодости Бетанкур провел на родине, образование получил в Париже и вслед за тем явился на службу в Испанию, где вскоре обратил на себя внимание выдающимися способностями. Между прочим правительство командировало его во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с новыми открытиями и для обозрения различных систем судоходства по каналам, паровых машин и всего, относящегося к механике. Возвратившись из командировки, он представил множество чертежей и моделей, из которых составился в Мадриде превосходный кабинет. В 1797 г. по повелению Карла ІV Бетанкур был снова командирован в Лондон для изучения имеющихся там машин, приспособленных к осушке золотых и серебряных рудников, в которых испанское правительство особенно нуждалось ввиду предположенного возобновления разработки рудников в Америке. Усердие, с которым Бетанкур собирал все сведения, какие могли быть полезны его отечеству, возбудило сильное подозрение англичан; его арестовали и препроводили в Лиссабон; но отсюда он был отправлен королем в Париж для построения новых машин и инструментов, вместо отобранных у него в Англии. В 1798 г. его вызвали из Парижа для устройства телеграфной линии между Мадридом и Кадиксом и для учреждения корпуса инженеров дорог и мостов; вслед за тем он был последовательно назначаем на должности: генерал-инспектора основанного им корпуса, интенданта провинций, члена совета финансов, директора королевского кабинета машин, интенданта армии и главного директора почт. Возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть отечество; в 1807 г. он приехал в Париж и здесь издал некоторые сочинения по гидравлике и механике, представив вместе с тем французской академии план нового шлюза для небольших каналов, что сделало его имя еще более известным. В 1808 г. он был принят на службу в Россию, с чином генерал-майора и с зачислением в свиту Его Величества.

Службу свою новому отечеству Бетанкур ознаменовал рядом заслуг. Главнейшими из них были следующие: тульский оружейный завод был преобразован и впервые мастерские его снабжены паровыми машинами; в Казани по проекту Бетанкура построен новый пушечный литейный завод; улучшены производства Императорской Александровской мануфактуры; устроены по особой арочной системе мосты в Ижоре, Петергофе, Туле и на Каменном острове; по его планам и под непосредственным его руководством сооружены многие здания, из которых особенно замечательна архитектура экзерциргауза в Москве (имеет 502 фута длины и до 150 - ширины); им же построен известный Таицкий водопровод, снабжающий водой Царское Село; наконец, важно его участие в устройстве экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой им изобретено значительное количество машин. Сопровождая принца голштейн-ольденбургского в путешествии по России, он ознакомился с устройством внутреннего судоходства и подал многие советы к его улучшению. Особенного внимания заслуживает деятельность Бетанкура по насаждению в России инженерного образования. По его проекту в 1810 г. учрежден институт инженеров путей сообщения, которого он был первым инспектором, и в этом звании являлся полным хозяином заведения: он заведовал хозяйственной и учебной частью и еще находил время, по недостатку профессоров, читать лекции по инженерному делу. В 1811 г. Бетанкур составил новый проект организации института, утвержденный в главных чертах советом путей сообщения и действовавший до 1823 г. В 1816 г., уже в чине генерал-лейтенанта, он был назначен председателем вновь учрежденного в С.-Петербурге городского строительного комитета, а в 1819 г. - директором главного управления путей сообщения. Незадолго до последнего назначения, на него было Высочайше возложено составление проекта перенесения Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород, а затем и выполнение этого важного дела. Занимаясь над разработкой последнего полученного им от Государя поручения - по перестройке Исаакиевского собора, Бетанкур тяжко занемог и вскоре за тем скончался. Как ученый строитель Бетанкур известен рядом собственных изобретений, которыми он значительно обогатил область техники; из них особенного внимания заслуживает проектированная им для очистки Кронштадтского порта огромная машина (machine à draguer), замечательная по точности движений и по силе. Его перу принадлежат также несколько печатных трудов: "Mémoires sur la force expansive de la vapeur de l"eau", Paris, 1790; "Mémoires sur un nouveau système de navigation intérieure", Paris, 1807; "Essai sur la composition des machines", Paris, 1808; "Description de la salle d"éxercice de Moscou", S.-Pétersbourg, 1819. Бетанкур состоял членом многих ученых обществ как в России, так и за границей.

"Журнал Путей Сообщения", 1826 г., № 1, стр. 44-56. - "Русский Инвалид", 1824 г., № 167, стр. 667-668. - Гамель, "Описание Тульского оружейного завода, стр. 68, 70. - Словари: Зедделера, Старчевского, Геннади. - Соколовский, "Пятидесятилетие института корпуса инженеров путей сообщения" (СПб., 1859). - "Список лиц, окончивших курс наук в институте И. П. С. А. I" (СПб., 1883).

{Половцов}

Бетанкур, Августин Августинович

(1758-1824) - выдающийся инженер-строитель, француз по происхождению. Внес ряд усовершенствовании в строительную технику, писал по вопросам механики к гидравлики. Приглашенный в 1808 на службу рус. правительством, выполнил много важных работ: преобразовал Тульский оружейный завод, впервые снабдив его мастерские паровыми машинами, построил в Казани новый пушечный литейный завод, улучшил производство Александровской мануфактуры, построил по особой арочной системе мосты в Туле, Ижоре, Петергофе и в СПб на Каменном острове. По его планам и под его непосредственным руководством сооружено много замечательных зданий, из которых особенно заслуживают внимания: манеж в Москве, перекрытие которого составило эпоху в истории строительного искусства (в архитектурной обработке принял участие архитектор О. И. Бове), здание Экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой Б. изобрел значительное количество машин, Гостиный двор на Нижегородской ярмарке. По его предложению Макарьевская ярмарка перенесена в Нижний Новгород. Б. способствовал улучшению устройства внутреннего судоходства России и содействовал распространению инженерного образования: по его инициативе и проекту в 1810 был учрежден Институт инженеров путей сообщения.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Бетанкур, Августин Августинович" в других словарях:

    - (наст. Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина, Bethencourt y Molina) (1 февраля 1758, Пуэрто де ла Крус, Канарские острова 14 (26) июля 1824, Петербург), испанский и российский ученый, изобретатель, инженер… … Энциклопедический словарь

    - (1758 1824), инженер механик и строитель, основоположник теории машин и механизмов. По происхождению испанец. С 1808 на русской службе, генерал лейтенант (1809). Один из создателей Корпуса инженеров путей сообщения (1809 10) и института… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бетанкур (фамилия). Августин де Бетанкур и Молина исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina … Википедия

    Бетанкур Августин Августинович - (1758 1824) ген. лейт. рус. службы, инж. строитель, писатель. Род на о. Тенерифе, одном из о вов Канарского архипелага, к рые его прямой предок, нормандский дворянин Иоанн де Бетанкур, открыл и покорил в 1402. Образование получил в Париже, служил … Российский гуманитарный энциклопедический словарь - Бетанкур фамилия испанского происхождения. Известные носители Бетанкур, Августин Августинович (исп. Agustín de Betancourt y Molina; 1758 1824) российский инженер механик и строитель испанского происхождения. Бетанкур, Альфонс… … Википедия

    Бетанкур (фамилия): Бетанкур, Августин Августинович (исп. Agustín de Bethencourt y Molina; 1758 1824) российский инженер механик и строитель испанского происхождения. Бетанкур, Джон Грегори (англ. John Gregory Betancourt; род. 1963)… … Википедия

    Бетанкур (Bethencourt у Molina) Агустин (Августин Августинович) , инженер механик и строитель, член корреспондент французской АН (1809). Испанец по происхождению. В 1781 … Большая советская энциклопедия

Августин, Аврелий, блаженный, епископ иппонский, знаменитый учитель церкви. Сын язычника Патриция и благочестивейшей христианки Моники, он род. в Тагасте, в Нумидии, 13 ноября 353 г. и ум. в Иппоне, в Северной Африке, 28 августа 430 г. От Моники он унаследовал свою горячую, любящую натуру, и по ее молитвам обратился в . Ранняя его жизнь была бурная. Когда он получил начальное воспитание на своей родине, то его честолюбивый отец, польщенный его успехами, отправил его, на 16-м году от рода, в Карфаген, где он учился в течение трех лет. Там потерянный теперь для нас «Гортензий» Цицерона пробудил в нём любовь к истине, и он начал изучать Библию, но скоро отказался от этого, потому что ему не нравился слог ее. С этого времени до самого обращения он неутомимо старался достигнуть высшего блага, но потерпел неудачу, хотя временно находил удовлетворение в различных философских и религиозных школах. Сначала его привлекло манихейство, и с 373–383 он был одним из «слушателей», или оглашенных, в этой секте. Но безнравственность «избранных», которые считались у манихеев святыми, и замеченная им поверхностность системы, повергли его на некоторое время в скептицизм, от которого, однако, его спас неоплатонизм. Между тем он преподавал риторику в Тагасте и в Карфагене, где издал в 380 г. свое первое сочинение: «О дельном и прекрасном», – и в Риме. Как учитель, он не имел особенного успеха, и ему не удавалось ни поддерживать надлежащего порядка среди учеников, ни заработывать денег; и, однако, он настолько обнаружил свои преподавательские способности, что Симмах, префект римский, нашел возможным отправить его в Медиолан, когда у него попросили рекомендовать кого-нибудь в преподаватели риторики. Там он познакомился с св. Амвросием, и под его влиянием обратился в христианство (в сентябре 386 г.), будучи 32-х лет от рода, и был крещен в Медиолане накануне Пасхи, 25 апреля 387 г. На пути домой Моника умерла, в Остии; и скорбь, причиненная ему этим, трогательно изливается в его «Исповеди». Раздав все, что осталось ему от матери, он по возвращении в Тагаст предался аскетической жизни; но с 391 г. был избран священником к церкви в Иппоне-Регий, и в 395 г. сделался помощником епископа Валерия, а вскоре затем и епископом. Если первый период его жизни ознаменовался разными приключениями, свидетельствовавшими о смутном искании истины, то в последнем периоде ее он выступает пред нами как великий учитель церкви. Из своего диоцеза он вел неустанную борьбу против разных ересей. Под его ударами пали манихеяне и донатисты, пелагиане и полупелагиане; и творения, составленные им в разгаре этих споров, доставили ему бессмертие, и дали тон и направление всему последующему богословию Западной церкви. Особенно замечательны два его творения: «Исповедь», в которой он в высшей степени смиренно и откровенно, с полным признанием всех своих греховных увлечений, обозревает свою жизнь до самого времени своего обращения; так что эта книга в одно и то же время представляет собою и источник глубокого религиозного назидания, и самую надежную автобиографию, – и «О граде Божием», в котором он показал, что Христова должна пережить разрушение Рима, и таким образом дал утешение тем, кто, вместе с блж. Иеронимом, скорбно восклицал: «Кто спасется, когда падет Рим»? Последние годы жизни Августина были крайне тревожны. Он видел, как вандалы наводнили Северную Африку, и ему пришлось руководить отчаянной обороной Иппона. Но Бог, по Своей милости, взял его к Себе, прежде чем пал город, и, таким образом, избавил его от величайшей скорби. В начале XVI века его останки были перенесены из Иппона в Сардинию; в начале XVIII в. Лиутпранд, король ломбардский, похоронил их в церкви св. Петра в Павии, где они оставались до 12 октября 1841 г., когда епископ павийский формально передал их епископу алжирскому, который перенес их в Иппон, находящийся близ теперешней Боны, и похоронил их там в посвященной его памяти церкви, 30 октября 1841 г.

Блаженный Августин сам есть источник всех наших сведений о его греховной жизни до обращения в . Будучи шестнадцати лет, он вступил в компанию распущенной молодежи ( лет, был уже отцом сына Адиодата (Богоданного) от своей наложницы ( они жили вместе, будучи верны друг другу; и Августин говорит, что его сердце «терзалось, было уязвлено, и истекало кровью», когда ему пришлось отправить ее обратно в Африку, потому что она была помехой для вступления его в законный брак ( возраста, и Августин, найдя эту отсрочку невыносимой, взял другую наложницу, и поддерживал эту новую связь до тридцати трех лет, пока рука Господа Христа окончательно не освободила его от искушений плоти, и свет Евангелия не озарил его сердце. Глубокую поучительность для христианского мира имело то обстоятельство, что величайший учитель Западной церкви был сначала рабом греха; потому что после своего обращения он мог наставлять и укреплять своих братьев, как человек, познавший из долгого и горького опыта, что тот, кто грешит против Бога, причиняет зло своей собственной душе. Но, судя о нем, мы должны помнить, что в то время он был еще язычник, и, судя по языческому уровню нравственности, сравнительно невинный. После своего обращения, он не только отказался от всяких незаконных связей, но всецело посвятил себя одинокой жизни, ради царства Божия, и никогда не нарушал своего обета.

Блаженный Августин есть один из учителей вселенской Церкви. Его одинаково почитают все христианские исповедания, и особенно исповедания Западной церкви, где римский католицизм соперничает в этом отношении с протестантизмом. Это был в то же время величайший проповедник, который быстро составлял свои проповеди; и если многие из его творений были написаны с преднамеренною целью, то еще большее число их явились, как результат мгновенного вдохновения, и как выражение наличной потребности. Хотя он не был ученым вроде блаженного Иеронима , потому что слабо знал греческий язык, и совсем не знал еврейского, но у него было более глубокое духовное понимание Священного Писания, чем у кого-либо из западных учителей церкви. При всех своих недостатках, он заслуженно пользуется уважением христианского мира. Редко еще кто выступал на защиту истины с большею решимостью и бесстрашием; редко кто отличался более возвышенным духом. Радость матери по случаю обращения в христианство ее сына находила отклик во всем христианском мире, когда стало известным, что Августин посвятил свой блестящий ум и чудесные способности на служение Христу. Понять Августина, значит понять всю предшествующую историю философии и богословия, и в то же время причины последующих успехов христианства на западе. Таким образом, он является выражением разделительной линии между церковью периода гонений и церковью времен победы. Он закончил первый период, и начал новый период в ее развитии.

В области богословия, блаженный Августин завершил целую эпоху: он закончил споры о Троице и христологии и, выдвинув вопросы антропологии, открыл новые пути для богословской мысли. Изложим вкратце основные черты его богословствования, которое, нужно заметить, всегда отличалось более критическим, чем теоретическим характером. Установив твердое и определенное учение о Св. Троице и о Христе, блж. Августин особенно много занимался вопросами антропологическими, т. е. вопросами об отношении человека к Богу. Сюда входят прежде всего вопросы о грехе и благодати. В учении о грехе блж. Августин, стараясь устранить как манихейскую, так и пелагианскую односторонность, особенно настаивал на причиненной человеку грехом немощи, и, насколько возможно, ограничивал свободу человека. Зло, по нему, есть лишение, отрицание и ослабление всякой духовной силы, особенно воли; добро положительно, и есть плод деятельности Бога. Он допускает лишь такую свободу выбора, какая безусловно необходима для того, чтобы отклонить от Бога обвинение в причине зла. Во время грехопадения человек сделал дурной выбор, и последствия его сделались наследственными. И, однако, человек имеет возможность достигнуть спасения, так как его natura сама по себе не преступна, а только испорчена; разум впал в ignorantia, и воля в infirmitas. В Адаме род человеческий имел некоторое предсуществование; и таким образом, когда он пал, то пал и весь род человеческий. Грех есть постоянная наклонность в человеке, по существу злая, стремящаяся к отчуждению от Бога. Такое учение противоположно пелагианской идее о равновесии, – о способности принимать то или другое направление. Греху, тяготеющему на всем роде, причастна и всякая отдельная личность. Наказание и вина, поэтому, наследственны. Но от этих последствий греха человек может освободиться с помощию благодати. Вопреки пелагианам, выдвигавшим возможность спасения собственными силами человека, блж. Августин настаивал на безусловной необходимости благодати, как спасительной силы. Благодать, по его учению, безусловно необходима: а) для самого начала спасительного процесса, т. е. для возбуждения в человеке спасительной веры и доброй деятельности и б) для продолжения и окончательного завершения дела спасения, т. е. для продолжения и закрепления в человеке веры и доброй деятельности. Благодать действует непреодолимо, хотя и не лишает человека свободы самоопределения. Из взаимодействия благодати и свободы и состоит процесс спасения, цель которого есть уничтожение в человеке греха, виновности за грех и наказания за него. Главные условия осуществимости этого процесса: вера и добрые дела, как результат благодатного исцеления разума и воли падшего человека. Но в основе этого процесса лежит божественное предопределение. Хотя блаженный Августин и придавал большое значение предопределению, как акту божественной мудрости, но этому предопределению он не придавал безусловного значения до исключения всякой самодеятельности свободы человеческой. В этом пункте учение блж. Августина подвергалось разным кривотолкам, особенно со стороны реформатов. Но в действительности, он высказывает лишь такое учение о предопределении, которое не выходит за пределы православного богословия, что вполне ясно выступает из сравнения его учения с учением «Послания восточных патриархов». На основании этого сравнения, профессор Л. Писарев в своей диссертации о блженном Августине прямо говорит, что «учение Августина может быть принято как образец истинного православно-христианского учения» (стр. 356). Заключая свое исследование, тот же ученый исследователь так определяет значение блж. Августина как богослова: «Развивая свое учение, главным образом, в противоположность заблуждениям пелагиан и полупелагиан, прежде всего оказал услугу христианству в том отношении, что он своим учением в самом корне подорвал основные принципы мировоззрения своих противников. Он доказал, что в особенности пелагианство скрывало в своих основных положениях такую ересь, которая находилась в полном противоречии с основными пунктами христианского учения. Вместе с этой чисто отрицательной заслугой он оказал своим учением для христианской науки и положительную услугу. Он несомненно сделал шаг вперед в деле раскрытия христианского антропологического учения. Дело в том, что до него были намечены только основные пункты этого учения. Оно высказывалось отцами предшествующего времени только в форме отрывочных суждений без всякого, по крайней мере видимого, отношения к общей системе христианского вероучения. Что же касается блж. Августина, то он первый в истории христианской богословской науки занялся более подробным выяснением антропологического учения и всю группу антропологических воззрений христианства представил в форме цельного и стройного миросозерцания. Отсюда понятно, почему именно в антропологическом учении знаменитого епископа иппонского по преимуществу заключается та громкая слава и известность, которые соединяются обыкновенно с его именем. «При имени блж. Августина, – говорит Риттер, – прежде всего каждый представляет себе его споры с пелагианами, во время которых он раскрыл учение об отношении божественной благодати к человеческой свободе». Нужно заметить, что заслуги блаженного Августина в этом отношении можно сопоставить с заслугами великих отцов и учителей восточной церкви, какими были: святой Афанасий Александрийский , св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский. Как эти последние были представителями богословско-философского раскрытия истинно-христианского учения восточной церкви во время ее борьбы с различными еретическими лжеучениями, так и блж. Августин был столпом и оплотом западной церкви во время ее борьбы с лжеучением пелагиан и полупелагиан. Как первые в борьбе с ересями создали теологическую часть христианской догматики, так последний в борьбе с пелагианами и полупелагианами создал антропологическую часть этой догматики».

Блаженный Августин не ограничивался лишь борьбой с ересями и расколами. Он понимал, что главный враг христианства есть язычество, на почве которого и вырастают плевелы ересей и расколов, и потому порешил нанести решительный удар ему, что и сделал в своем знаменитом сочинении «О граде Божием» – De Civitate Dei. Это сочинение одно из величайших апологетических творений древней церкви, и над ним блж. Августин трудился целых 14 лет – с 413 по 426 г. Поводом к его составлению послужил разгром Рима Аларихом в 410 году и задачей блж. Августина было опровергнуть нарекания язычников, что всеми бедствиями, которые приходилось испытывать Римской империи, в это время она обязана-де была христианам, из-за гнева на которых боги, создавшие величие Рима, отняли у него свое покровительство. Положение было действительно ужасное. Крушение всемирного могущества Рима произвело необычайное смятение в народах, так как с упадком Рима падал весь древний мир и нарождался при невообразимых муках мир новый, еще ничего определенного не обещавший и только возбудивший смутные опасения и слабые надежды. Надо было так или иначе разобраться в смятениях такой эпохи, и великий опыт уяснения судеб исторической жизни человечества и дал блаженный Августин в указанном творении, давая успокоительное разъяснение пережитых исторических переворотов и излагая общие начала для разумения путей домостроительства Божия в истории. С этой стороны творение «О граде Божием» имеет философско-исторический характер, так что не без основания блж. Августина называют «отцом философии истории». Основная мысль творения, что весь мир представляет собой одно великое царство, правителем которого является Бог, все устрояющий по Своей великой благодати и премудрости; но это царство в силу греховности человеческой распалось на два совершенно различных града – град земной и град небесный, из которых в первом преобладает стремление к земле и плоти, а во втором – к небу и духовности. Между этими градами происходит постоянная борьба, чем и объясняются разные исторические превратности, и по временам град земной берет перевес над градом небесным. Но это только временное торжество, которое закончится полной победой града небесного, и тогда на земле водворится полное царство Божие. – Творение это вообще изобилует глубокими философско-историческими мыслями, которые делают изучение его весьма плодотворным не только для богослова, но и для всякого историка.

– Память блж. Августина на Западе 28 августа, на Востоке и у нас 15 июня (по Филар. и Серг.). Имени его нет, однако же, ни в Прологе, ни в Чт.-Мин. (Макар. и Дм. Рост.), ни вообще в древних славяно-русусских месяцесловах (нет и в Синод. М. 1891 г.). В греческих стишных синаксарях оно показывается под 15 июня, под этим числом оно значится и в Синаксаристе Никодима (1819 г.), с таким надписанием: « Μνήμη σου ἐν Ἀγίοις Πατρος ἡμῶν Ἀυγουστίνου, Επισκόπου Ἱππώνος », приводится стихословие (двустишие) ему и в примечании кратко излагается его жизнь. Из Синакс. Никодима преосвященные Филарет и Сергий внесли имя блж. Августина в свои Месяцесловы, без всяких указаний относительно чествования его памяти на Востоке.

– Творения блаженного Августина могут быть разделены на a) автобиографические, куда относится «Исповедь», «Исправления», и «Письма»; b) полемические: трактаты против манихеян, донатистов, пелагиан и полу-пелагиан; c) догматические: «Энхиридион», и другие богословские трактаты; d) экзегетические: «Комментарий» на значительную часть Библии; е) практические: проповеди и нравственные трактаты. Лучшее издание творений Августина есть Бенедиктинское, Париж, 1679–1700, в 11 том. folio, перепечатанное Гомом, Париж, 1836–39, в 11 том., и Минем, Париж, 1841, 10 том.; 2-е изд., 1863, 11 том. Главнейшие из его творений переведены на русский язык при Киевской Духовной Академии (в восьми частях 1879–1895 гг.).

«Исповедь» составляет автобиографию блж. Августина до его возвращения в Африку (388), а в его «Исправлениях» (427) обозревается вся его литературная жизнь. Его ученик, Поссидий, ок. 432, написал первую Vita Sancti Augustini, изданную бенедиктинцами (Tom. X, Appendix, pp. 257–280), вместе с его собственной биографией (Tom. XI, pp. 1–492, у Миня Tom. I, pp. 66–578). Обстоятельное жизнеописание блж. Августина см. в соч. Фаррара, «Жизнь и труды отцов и учителей церкви», в перев. А. П. Лопухина.

Касательно богословия блаженного Августина см. обстоятельное исследование A. Dorner : Augustinus, sein theologisches System und seine religions-philosophische Anschauung, Berlin, 1873, О философии Августина см. Nourrison : La philosophie de saint Augustin, 2d ed. Paris, 1866, 2 vols.; Prof. Erneste Naville : St. Augustin, Geneva, 1872; J. Storz : Die Philosophie des heiligen Augustinus, Freiburg im Br., 1882. – В русской литературе наиболее известные сочинения: Арх. Сергий . «Учение блж. Августина в связи с обстоятельствами его жизни». (Чтения в обществе люб. духовн. просвещ. 1887 г., стр. 431). М. Красин . Творение блж. Августина «De civitate Dei, как апология христианства в борьбе с язычеством», докторск. диссерт. Родников Н. проф. каз. дух. акад. «Учение блж. Августина об отношении между церковью и государством сравнительно с учением отцев, учителей и писателей церкви первых четырех веков и средневековых, т. е. критических богословов западной церкви». Казань, 1897 г. Князя Трубецкого , «Религиозно-нравственный идеал западного христианства в V веке. Часть I. Миросозерцание блж. Августина . Москва. 1892. Скворцов , «Блж. Августин как психолог» (Труды киевск. дух. акад. 1870. № 4–6). Д. Гусев , проф. «Антропологические воззрения блж. Августина в связи с учением пелагианства» (Православн. Собеседник, 1874. № 7, стр. 271–334). Л. Писарев , «Учение блаженного Августина о человеке в его отношении к Богу». Казань. 1894. А. П. Лопухин , Пути Промысла Божия в истории человечества. Опыт философско-исторического обоснования воззрений блаженного Августина и Боссюэта. Изд. 2-е. Спб. 1898.

Похожие статьи

  • Инородные тела носа и околоносовых пазух

    Попадание посторонних предмет в нос – одна из наиболее частых причин обращения в детской отоларингологии. Но от такого диагноза не застрахован и взрослый. Если дети целенаправленно могут помещать инородные тела в носовую полость, то у...

  • Мастопатия: стоит ли ее бояться

    Мастопатия - это заболевание, при котором происходит избыточный рост тканей молочной железы, возникающий в ответ на гормональный дисбаланс в организме.Заболевание выявляется у многих женщин, но чаще всего оно выявляется в промежутке между...

  • Возмещение пособий из ФСС

    Социальные взносы с 1 января 2017 года наряду с пенсионными и медицинскими платятся в Федеральную налоговую службу. Несмотря на это, вопросами возмещения выплат по-прежнему занимается ФСС. И именно в этот фонд нужно обращаться за покрытием...

  • Порядок заполнения справки-расчета в фсс

    Справка-расчет для возмещения пособия из ФСС в 2019 году - обязательный документ для возмещения пособий из ФСС в России. Бланк, образец и инструкция для заполнения документа есть в нашей статье. Бланк справки-расчета для возмещения пособий...

  • Сонник автомобиль, к чему снится автомобиль, во сне автомобиль Сонник управлять машиной с помощью

    Машина может сниться лишь потому, что это наиболее удобное средство передвижения. В таком случае акцент в толковании следует сместить на остальное содержание сновидения. Однако, если машина явно выступает одним из центральных элементов, то...

  • Пётр I - лже-сын царицы Натальи

    Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал. Происхождение его точно не...