Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова. Анализ стихотворения Рубцова «Тихая моя родина Тихая моя родина главная мысль




Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. -Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. Тихо ответили жители: -Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил… Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зелёный простор. Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная! Время придёт уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Тихая моя родина Н.М.Рубцов




Какому русскому писателю посвятил Рубцов своё стихотворение? В.И.Белов подарил Рубцову свою строку «Тихая моя родина» из своего короткого рассказа «На родине», теперь на лирическом шедевре Рубцова «Тихая моя родина» стоит посвящение В.Белову Василию Ивановичу Белову () русскому писателю, одному из крупнейших представителей «деревенской прозы».


Какова тема этого стихотворения? Возвращение на родину В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце.


Какие чувства испытывает лирический герой? Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной. Эффект стихотворения в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе


Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл»? Ивы, река, соловьи, школа деревянная с новым забором, избы, церковь, кладбище Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зелёный простор. Из этих воспоминаний складывается «чувство родины», неподвластное времени.


Нарушили ли перемены, произошедшие в родном краю, «чувство родины» в душе лирического героя? Нет: глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зелёным просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного


С какой целью автор использует элементы высокой лексики? Погост - кладбище, обычно сельское. Обитель - 1. Место, где кто-то живёт, жилище. 2. То же, что монастырь. Поэт словно окружает родину ореолом святости, понимает, насколько это важно сохранить связь времён, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое


Какое слово в стихотворении Рубцова является ключевым? Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение покоя милой сельской глубинки Какое значение имеет его повторение? Здесь всё просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима




Какое чувство связывает лирического героя с родиной? С родиной у лирического героя «самая жгучая, самая смертная связь» Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя приём градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к ещё более действенному «самая смертная»






1. Материалы сайта «Весь Рубцов»: 2. Материалы сайта «Душа хранит». Жизнь и поэзия Николая Рубцова: 3. Кожинов В.В.Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта. - М.: Советская Россия, Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, Использованный материал:



Конспект урока литературы

«Тихая моя родина».

Анализ стихотворения Николая Рубцова

6 класс.

Цели урока:

    Познакомить учащихся со стихотворением «Тихая моя родина» - программным в творчестве Н. Рубцова.

    Выявить художественный мир произведения – образ малой родины поэта.

    Сформировать мысль о роли малой родины в жизни ученика, в жизни каждого человека.

ХОД УРОКА

I . Тема урока – название стихотворения – вынесена на доску.

Словарная работа

1). О чем пойдет речь на уроке? (о родине)

Слово родина может быть употреблено в двух значениях. Каких?

(в большом значении – Россия, в малом – место, где человек родился)

О каком значении пойдет речь? (слово в малом значении, место, где родился поэт – моя родина )

Придумайте ряд однокоренных слов к слову родина. Оформите их как эпиграф урока.

Родина – родился,

родители, родной,

родственники,

родня, род

2). Запишите ряд ключевых слов – понятий, который образуют вашу родину, понятий, главных для вас, дорогих сердцу конкретных предметов, обозначающих людей, место, где вы любите бывать, деталей пейзажа.

Мама – дом – семья – деревня бабушки – река

Родители – друзья – школа – парк отдыха – цветы

Мама – беседка в саду – березы – река - друзья в школе и т. д.

Вывод: общими для многих учащихся будут слова: мама, река, школа

II . Прослушивание текста стихотворения.

2). Слово встречается в тексте 5 раз (тихая, тихо, тихо, тихо, тихая). Почему оно необходимо поэту?

В деревне тихо. Людей мало. Кругом тишина.

В минуты, когда тихо, когда кругом тишина, автор задумывается о своей родине, о себе.

3). Стихотворение имеет посвящение: В. Белову.

Василий Белов – известный русский писатель. В одном из своих рассказов именно он употребил эти слова «тихая моя родина». Николая Рубцов специально обратился к нему с просьбой разрешить использовать их в стихотворении.

4). Где же она, малая родина поэта?

Слайд № 1. К северу от Москвы – Вологда. От Вологды по реке Сухоне к старинному русскому городу Тотьме. 90 километров от Тотьмы в глубь лесов к маленькой речке Толшме. На берегу реки село Никольское, или Никола, как говорят местные жители. Здесь прошли детские годы Николая Рубцова. Здесь он закончил 7 классов школы. В 14 лет он уехал из деревни. Вернулся в родную деревню через 8 лет.

Слайд № 2. Фотографии детства Коли Рубцова. Группа детдомовцев у здания школы. Ясноглазый мальчик среди одноклассников. Похвальная грамота за хорошую учебу.

III . Работа по тексту стихотворения.

1). Давайте мы с вами как будто вслед за поэтом войдем в деревню Николу – малую родину поэта. Старая дорога шла в Никольское через реку, мост. Далее – дорога в гору:

С моста идет дорога в гору,

А на горе – какая грусть –

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

В первых строчках – детали пейзажа: ивы, река, соловьи.

Родина поэта начинается с реки. Это естественно: река – главное в жизни деревенских мальчишек.

2). Поднимаемся в гору, к развалинам храма. Когда-то здесь, рядом с церковью, было кладбище. Но после того как церковь разрушили, хоронить на кладбище запретили. Его перенесли на другой берег реки, в низкое, заболоченное место. Поэтому следующие строки:

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

3). Наше внимание обращено на Никольский храм.

Следующие слайды презентации «Разрушенный храм».

Видим оставшиеся целыми своды, изображения апостолов (по ним когда-то стреляли, в глаза целились!), круглое отверстие вверху.

И стихотворная строчка:

Купол церковной обители яркой травою зарос.

4). Следующие строки – и снова недоумение поэта. Снова перемены:

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал.

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Река Тотьма возле села Никольского делает крутые повороты. Ее извилистое русло хорошо видно на фотографиях. Слайды № 5-8

В пятидесятые годы вблизи села шла заготовка древесины. Целую зиму заготавливали бревна, укладывали их на берегу реки. С весенним половодьем начинался сплав: бревна плыли по реке, пока не попадали в реку Сухону. Очень часто там, где берега были извилистые, возникал затор – бревна наползали друг на друга, перегораживали реку. Вот поэтому и был вырыт между речными изгибами канал.

Тина теперь да болотина

Там, где купаться любил.

5). Увидел вернувшийся поэт все перемены в родной деревне. Перемены вроде бы печальные. Но каково его настроение? Ищем ответ в тексте.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Радость встречи с родиной велика. Перед поэтом проходят дорогие сердцу картины: школа, тот же зеленый простор, забор , на котором когда-то сидел, словно ворона . Поэт возвращается в страну детства, где не было никаких печалей и бед.

6). Каковы же детали тихой родины Николая Рубцова?

Ивы - река – соловьи – мама – храм – избы – школа.

Почему этот ряд похож на ваш?

Это вечные понятия. Они почти у всех одинаковы.

IV . Какова же основная мысль стихотворения? Она в последних четверостишиях. Поэт уедет из деревни, он живет теперь далеко. Но каким бы далеким ни был путь, «речка за мною туманная будет бежать и бежать ».

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Изба на земле, гром в небе. Земная и небесная жизнь слиты воедино. И эпитеты: связь эта жгучая, смертная. Даже самая жгучая и самая смертная.

Вывод:

Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет поддерживать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем.

Невозможно прожить без таких слов: родина, родился, родители, родня, родной.

Д/З: выучить стихотворение наизусть. Своими словами сформулировать идею стихотворения.

Николай Михайлович Рубцов

В. Белову

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Стихотворение посвящается писателю Василию Белову..

Василий Белов (слева), Николай Рубцов (в центре) и Виктор Коротаев

Каждый человек непременно возвращается туда, где он родился, и где прошли его детские годы. Встреча с прошлым почти всегда окрашена легкой грустью, ведь в этом мире, таким знакомом и родном, для человека уже нет места - его заняли другие мальчишки и девчонки. Подобные чувства испытал и Николай Рубцов, когда в 1964 году побывал в Няндоме - небольшом северном городке, где прошли первые 6 лет его жизни.

Встреча с малой родиной стала для поэта настоящим откровением, ведь он даже не мог предположить, что в душе поднимется теплая волна любви и грусти, радости и сожаления. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Тихая моя родина» — светлое, пронзительное и лишенное патетики.

Прогулка по знакомым улицам вернула Рубцова в далекое довоенное прошлое, когда все казалось простым и понятным. Но настала война, и вскоре местный погост пополнился свежей могилой матери поэта. Однако найти старое кладбище Рубцов не смог, так как в родном Няндоме многое изменилось. Так, погост оказался на другой стороне реки, так как «между речными изгибами вырыли люди канал». В тоже время излюбленное место купания будущего поэта полностью затянулось тиной. Тем не менее, автор узнает мир своего детства и отмечает: «Тихая моя родина, я ничего не забыл».

На прежнем месте осталась школа, в которую Рубцов так и не успел пойти. Она все так же окружена свежевыкрашенным забором, на котором в детстве так любил сидеть автор. Он не смог отказать себе в удовольствии вновь присесть на него и внимательно оглядеть «зеленый простор», которым когда-то любовался, не думая о том, что время так скоротечно.

Свою жизнь, полную взлетов и падений, поэт сравнивает с рекой, которая провожает его тихим журчанием. Пройдут годы, и другие мальчишки с таким же упоением будут рыбачить на ее берегах и купаться в ее прозрачных водах. Самому же автору остается лишь вспоминать с ностальгией это счастливое время и по-доброму завидовать тем, кому еще предстоит пройти путь от детства к юности. Прожив много лет в крупном городе, Рубцов не отказывается от своей малой родины. Наоборот, он с любовью вглядывается в знакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб. Сквозь новые краски проступают едва уловимые черты прошлого. И чем больше они кажутся знакомыми и близкими, тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» с этим забытым Богом уголком, таким родным, любимым и близким, но, в то же время, уже ставшим чужим.

(1 вариант)

Николай Рубцов – лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.

Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет «тихая», с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души

(2 вариант)

Главный герой стихотворения Н. Рубцова – его «малая» родина.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Первая строчка – обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи…» Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать. Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу». Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать:

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: осн видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением. Только «школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Герой уедет, придет время уезжать, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть.

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души.

План
Введение
Н. Рубцов писал о природе, родном крае.
Основная часть
Образ Родины в стихотворении создаётся:
- описанием картин родного края;
- воспоминаниями детства, юности, матери.
Художественно-выразительные средства:
- эпитеты;
- метафоры.
Лирический герой чувствует свою связь с родимой стороной.
Заключение
Стихотворение привлекает своей лиричностью.
Николай Рубцов - лирик двадцатого века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.
Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю двадцатого века В. Белову, который так же, как и Н. Рубцов, был выходцем из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому в стихотворении больше невосклицательных предложений. Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи...», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
В данном лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет тихая, с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Данный эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Поэтическое стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

Похожие статьи

  • Инородные тела носа и околоносовых пазух

    Попадание посторонних предмет в нос – одна из наиболее частых причин обращения в детской отоларингологии. Но от такого диагноза не застрахован и взрослый. Если дети целенаправленно могут помещать инородные тела в носовую полость, то у...

  • Мастопатия: стоит ли ее бояться

    Мастопатия - это заболевание, при котором происходит избыточный рост тканей молочной железы, возникающий в ответ на гормональный дисбаланс в организме.Заболевание выявляется у многих женщин, но чаще всего оно выявляется в промежутке между...

  • Возмещение пособий из ФСС

    Социальные взносы с 1 января 2017 года наряду с пенсионными и медицинскими платятся в Федеральную налоговую службу. Несмотря на это, вопросами возмещения выплат по-прежнему занимается ФСС. И именно в этот фонд нужно обращаться за покрытием...

  • Порядок заполнения справки-расчета в фсс

    Справка-расчет для возмещения пособия из ФСС в 2019 году - обязательный документ для возмещения пособий из ФСС в России. Бланк, образец и инструкция для заполнения документа есть в нашей статье. Бланк справки-расчета для возмещения пособий...

  • Сонник автомобиль, к чему снится автомобиль, во сне автомобиль Сонник управлять машиной с помощью

    Машина может сниться лишь потому, что это наиболее удобное средство передвижения. В таком случае акцент в толковании следует сместить на остальное содержание сновидения. Однако, если машина явно выступает одним из центральных элементов, то...

  • Пётр I - лже-сын царицы Натальи

    Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал. Происхождение его точно не...