Божества смерти в культурах разных народов. Славянская богиня смерти Мара. Богиня Морена — славянская Богиня Зимы и Смерти

В далекой лесной избушке светлоокая Морена склонилась над очередной нитью Жизни, которую она собирается перерезать своим серпом. Дочь великой Лады и самого Сварога, покровительница женского начала, подземного мира и символ окончания телесной жизни.
Марена Свароговна имеет много имен: Маара, Мор, Морена и Мара, всемогущая владычица Зимы, которая укрывает землю ледяным саваном, чтобы та могла отдохнуть и набраться сил. Относится к пантеону древнеславянских богов, считается родной сестрой Лели и Живы.

Поклонялись Морене на территории Киевской Руси. Первоначально богиню почитали, как хранительницу домашнего очага, плодородия и Мать всего живого. Постепенно Мора трансформируется в злобную вестницу увядания, немощной старости и болезни. Символ богини – белый, словно саван или зимний снег, цвет, который в старину надевали во время скорби.

Встречается упоминание о Маре в скандинавской мифологии, где она представлялась ночным демоном. Существо садилось на грудь спящему и вызывало кошмарные видения. Но Мара могла издеваться не только над людьми, но и над домашним скотом.

У басков существует богиня Мари – покровительница природы и правосудия, которая влюбляет в себя мужчин либо ведет себя с ними, словно тиран.

Одни источники предполагают, что владения покровительницы Жизни и Смерти находятся ледяных скалах, размещенных на далеком севере. Именно в холодных пещерах богиня прячется от людских глаз и находит желанное уединение. Другие легенды гласят, что живет Мора в зеркальном дворце, добраться до которого можно только через Калинов Мост. Он соединяет два берега бездонной реки Смородины, и надежно охраняется многоглавым змеем.

Существовал у наших предков погребальный обряд, связанный с Мореной. Женщин, доживших до глубокой старости, которые являлись хозяйками всего рода, подобно богине, после смерти относили в специальную деревянную избушку на «куриной ноге», роль которой исполнял пень. Таким способом они переходили в распоряжение Моры, или Яги, и становились новыми ягишнями.

Образ Морены можно встретить в сказке о Василисе Прекрасной, которая отправилась в избушку на куриных ножках в поисках огня. Дом Яги-Мары был окружен забором из человеческих костей и черепов, которые также являются символом богини. А домашнюю работу выполняли оторванные руки и ноги, которые Морена забирала у умерших людей, чтобы те служили своей хозяйке.

В некоторых древних сказаниях Морена превращается в злобную девку Маринку, которая желает искусить богатыря Добрыню, заморочить славному молодцу голову и женить на себе. Славяне также считали, что Морена была женой самого Кощея Бессмертного, который так любил пакостить людям и насылать на них беды.

Морена может увязаться хвостом за понравившимся ей человеком, поэтому наши предки ежегодно устраивали ритуальные прощания с зимой. Делали из соломы чучело, ростом с девушку или ребенка, наряжали его в красивые одежды, венок и бусы, и ставили под ритуальным деревом, в ветви которого вплетали ленты и цветы. Юноши брали девушек за руки, и прыгали через огромный костер, а после праздника сжигали чучело Мары или топили в реке, чтобы избавиться от болезней, жизненных неприятностей и смерти. Отголоски этих языческих ритуалов можно встретить в современных обрядах, приуроченных ко дню Ивана Купала. К сожалению, молодые люди воспринимают прыжки через огонь, как веселую забаву и не более.

Встретить культ Морены можно у староверов, которые продолжают хранить языческие традиции. Мора – одна из главных в пантеоне славянских богов, которая остается проводником в мир вечной жизни. Некоторые историки предполагают, что образ Марены стал прототипом Девы Марии – матери Сына Божьего.

Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь ) – богиня зимы, смерти , царица ночи, могучее и грозное божество славян. Мара является дочерью богини Лады и Сварога (Марена Свароговна), сестрой Живы, Лели и Леля. Её мужем считается Кощей, а детьми Богумир, Желя и Карина. Судя по другим преданиям, сказкам, былинам, мужем Мары был и Даждьбог. Морана – это само воплощение нечистых сил. Она заведует навью и пеклом. По поверьям скитается в снегах и иногда навещает явь, что бы сделать чёрное дело. Кроме того, каждое утро она подстерегает солнце, что бы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света (Ярило, Жива), что бы как можно дольше продлить на земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре, который сейчас мы можем видеть на масленицу. Имя Мораны дало начало таким словам, как: мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и др. Вероятно в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена; немного позже было предположение, что это вообще два разных, но родственных божества, однако сейчас многие исследователи славянской культуры уверены, что Мара и Марена это имена одной Богини.

Символами богини Мораны являются Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной и что бы достичь их нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь.

Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако, без Мары, как и без Чернобога невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Без смерти не может быть жизни и жизнь – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности. Забирая души из Яви, Мара делает великое дело и даёт душе новое существование. После Зимы всегда наступает Весна. Это неизбежный процесс, в котором участвуем все мы, а Мара является главным действующем лицом в этой игре. Кроме того, Моржана является богиней смерти и болезней в мире ЯВИ и богиней вечной молодости в мире НАВИ.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника - Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся - тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар – это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это (маруты) духи злых воинов, шведы и датчане – души умерших, болгары - души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган.

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье вышитом драгоценностями. Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молодая и полная сил, а вот на масленицу (комоедицы) она уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает по прошествии времени душу в навь. Поэтому кумир Маре ставили возле поминальных курганов и капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам. День Марены традиционно отмечают 1 Марта.

Судя по достоверным источникам, многие историки и исследователи считают, что капище Мораны находилось на месте современного месторасположения Останкинской башни.

Выглядит так:

© Денис Блинцов

Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Ее гнева боялись как простые люди, так и прославленные небожители. Даже сегодня, спустя тысячу лет, память о ней живет в таких неприятных словах, как «морок», «мор», «мрак» и «марево». Однако, невзирая на все это, Морена была в большом почете у славян, так как она не только забирала жизнь, но и давала ей начало.

Морена - богиня смерти

У этой богини было много имен. Кто-то звал ее Морена, кто-то Мара, а кто-то и вовсе предпочитал более громкое Кащеевна. Не менее запутанной является и история ее появления. Согласно первой версии, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного Таким образом, ее отцом был сам Сварог - владыка великого молота и всего живого.

Вторая же версия гласит о том, что Морену привел на свет Чернобог. Правда, сегодня эта история приобрела новый окрас. Внимательно изучив древние тексты и песни, ученые пришли к выводу, что Чернобог не являлся ее творцом - он был ее законным мужем. Просто со временем мифы об их браке уступили место новому поколению историй. В них все реже и реже упоминался союз этих двух богов, а в дальнейшем Морена и вовсе стала женой совершенного другого небожителя.

Красавица или старуха?

Весьма увлекательным является то, как выглядит Морена. Богиня предстает перед смертными в совершенно разных обликах, в зависимости от времени года. Так, в конце осени она приходит в мир Яви как прекрасная молодая девушка. Ее лицо бело как снег, глаза чище горной реки, а волосы черны, словно зимнее небо. Также в это время Морена одевает только изысканные наряды, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

Но по мере того как дни близятся к весне, меняется и внешность богини. За три месяца она превращается из молодой девушки в седовласую старуху, которая не может ступить и шагу без своей трости. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини.

Заточенная в своей крепости

Морена царствует в мире людей лишь четыре месяца. В конце осени силы повелительницы зимы слишком велики, и никто из богов не может помешать ей свободно гулять по Яве. Лишь весной Ярило и Жива вступают в бой с ней, дабы вновь возродить тепло и жизнь на земле. И каждый год они побеждают, заставляя Мару вернуться в свой темный дворец в Нави.

Говорят, что дом этой богини можно найти, если пойти далеко на север. Здесь она живет большую часть года, плененная силами светлых богов. Также в преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр - многоглавый змей-дракон.

Сила богини

Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть. Она была прообразом той самой старушки с косой, которая приходит за душами умерших после их кончины. Также эта богиня могла насылать на людей болезни, невзгоды и проклятия. И именно из-за этого многие причисляют ее к пантеону однозначно злых богов.

Однако правда в том, что Мара не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто хладнокровно выполняла свою работу. Все собранные души она переносила в Навь, после чего те могли переродиться в новых телах. Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та провела усопшего к лучшей жизни.

Не проклинали люди Мару и за то, что она стремилась принести вечную зиму в мир. Они понимали, что весной Ярило все равно победит ее. А три месяца холода лишь подарят земле покой, который ей так необходим после сбора урожая. Молили они только об одном, чтобы Морена не насылала слишком больших морозов. И если таковы приходили, то они всеми силами пытались уговорить властительницу зимы сжалиться над ними.

Приспешники Мары

Морена - славянская богиня, породившая на свет многих темных духов. Именно их опасались люди больше всего, когда на землю опускалась ночь. Так, самыми страшными среди них были мары - существа, держащие под мышкой собственную голову. Согласно поверьям, они блуждали от двора ко двору, шепча про себя имена людей. Если кто-то отзывался на их зов, то его сразу же одолевала болезнь или несчастье.

Кикимор также породила тьма Морены. Богиня часто использовала их для своих корыстных целей. Особенно когда ей нужно было прибегнуть к какой-нибудь хитрости. Например, есть древняя легенда о том, как кикимора пыталась свести с белого света одного богатыря. Долго она водила его за нос, покуда храбрый воин не раскрыл ее обмана и не изрубил темного духа на мелкие части.

Обряды, связанные с поклонением Маре

Морена - богиня смерти и темной магии. Поэтому большинство ее культов, так или иначе, связаны с этими мрачными сферами. Помимо похорон, к помощи Мары прибегали в случае эпидемии и мора. В эти нелегкие дни люди просили благосклонности и милости богини, задабривая ее подношениями.

В канун великой битвы волхвы также взывали к Морене. Они верили в то, что она может наделить их воинов силой предков и те обязательно выиграют грядущее сражение.

Масленица

Немногие знают, но та которую ежегодно сжигают на Масленице, - это Морена. Богиня стала для нее прообразом еще в те времена, когда Русь жила по канонам язычества. Славяне верили в то, что ежегодно дрался с Марой, дабы вернуть тепло на землю.

Сама Масленица была праздником в честь его победы над зимой. В этот день люди пекли блины, которые по форме напоминали солнце. А также они сжигали соломенное чучело - метафорический символ, олицетворяющий богиню вечного холода и мрака. И хотя времена языческих идолов уже давно позади, люди по-прежнему используют в своих обрядах эту древнюю традицию.



Мара, Морена, Морана- Божество Смерти, Ночи и Зимы у Славян- Русичей. Данная Богиня почиталась как "Навья". То есть относящася к Нави (Загробному Миру). Слава о Ней до нашего времени дошла тоже в разных ипостасях, отображащихся в народном фольклоре и Оккультизме. Образы Её: "Кума Смерть", "Матушка Смерть", "Чёрная Вдова", именно сама "Смерть" собственной персоной. Сами имена Её изначальные на Древнеславянском языке происходят из корней слов: "Марь" и "Мор". Что в прямом значении само за себя говорит прямо: Смерть, Мор. Всё это свидетельствует о Её прямых основных функциях: Принесении Смерти всему живому, прерывание жизнетворящих явлений, остановка на целое полугодие, а то и более того многих Природных жизненно важных действий. Соответственно с Ней и было связано наступление самого сурового и "на более чем полугодовалый период усыпляющего Природу" времени года. Именно зимы. Конечно же это без труда увязывается с мировоззрением и миропониманием людей, живших в те времена- на Руси Дохристианской. Вот например: Осеннее Равноденствие- когда день становился меньше и увеличивалось в продолжительности Навье время (Ночь). Также и само "присечение" всех процессов флоры и уничтожение всего, что из почвы весной и летом выросло. Ещё и сам покров земной поверхности словно белым холодным "саваном". Ну и сами более чем полгода длящиеся суровые климатические условия. И неудивительно, что данный период считался Её временем "воцарения". И окончание его и по сей день традиционно связано с наступлением весны, и празднованием Масленницы- Комоедицы. И ещё с тех традиций празднуется уход зимы, времени Мары, публичным сжиганием её куклы, изготовленной из соломы в виде фигуры женщины. Ещё немало важно стоит отметить: Считалось, что когда кто то умирает- значит Богиня Мара пришла за ним, чтобы забрать в Навий Мир (На Землю Ушедших Предков). То есть так и говорилось прямо - "Мара забрала с собой его". И однозначно подтверждается, что с Данной Богиней контактировали во времена Руси Изначальной "Навьи Волхователи", Колдуны, Ведьмаки и т.п. И тем не менее, во все времена, даже во время и после тотальной христианизации Руси и усиленной борьбы с Язычеством, и вплоть до нашего времени с Ней- Марой в своих Оккультных обрядах контактировали и контактируют прежние и современные Оккультные Практики. И конечно же информация по Данному Божеству Славянскому попадала и попадает под исследования Учёных. Процитирую ниже результаты Их Научных Трудов:


==================================================

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


У этого термина существуют и другие значения, см. Мара (значения), Марена (значения), Морена (значения)


Воплощение Смерти, зимы

Мифология:Славянская

В иных культурах:Марс


Марена (польск. Marzan(n)a, Smiertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена) - в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Мары носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны.


ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ:


Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mor- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение - в духе народной этимологии, - корней *Mor- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.


У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой:


Оригинал

Zelenega Jurja vodimo,

Maslo in jajca prosimo,

Jezi-babo zganjamo,

Mladoletje trosimo!


Перевод

Зелёного Юрия водим,

Масло и яйца просим,

Бабу-ягу прогоняем,

Весну рассыпаем!


32 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 335.


Четко обозначенная женская сущность ритуального "пожара" заставляет вспомнить этнографические данные о ежегодном обряде сожжения соломенного чучела Мары, Морены, Костромы, Купалы, широко распространенного в славянских землях. Однако между костром в форме женской фигуры и женским чучелом, бросаемым в бесформенный костер, есть существенное различие в самой идее обряда: чучело Мары бросают в огонь (или в воду), символизируя человеческое жертвоприношение; в нашем же случае изображено некое хтоническое божество принимающее какие-то жертвы.


Главным возражением против этой гипотезы является несомненная однократность весьма торжественного обряда, произведенного в древнем Шумске. И "пожары", оставившие зольники, и костры, в которых сгорали небольшие соломенные куклы Купалы или Костромы, были ежегодными, обычными. Здесь же перед нами уникальный обряд, аналогии которому не находятся.


2. Вторым, и более естественным, является предположение о жертвоприношении по какому-либо особому, исключительному случаю: стихийное бедствие, засуха, эпидемия.


Эпидемия, мор, вполне объясняет и сочетание чучела-жертвенника с кладбищем и крадой возле него.


Женское божество, поглощающее посвященные ей приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, (от "мор", "морить"), которое впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги. Сказки часто подчеркивают огромность этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: "в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула"; "Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку затыкает" (иногда -- "титьки её на грядке висят").

====================================================


Это были Научные показания, во многом совпадающие с логической интуицией по данному вопросу и Оккультными выводами. Какую же информацию по Данной Богине получает и имеет Оккультная Практика? В этой части своего опуса я и постараюсь разъяснить предельно кратко и наиболее ясно. Имеются также и совпадающие с Научными сведения, что Божество Мара ещё и символизировала "Чёрную Луну"- или же современным языком выражаясь: "Новолуние". В Оккультизме такой день называется "День Мары". В традициях Элинов такие дни именовали: "Дни Гекаты". Точно также Богиня Морена нередко применяет Силы Марса. Основная планета- представитель Её Сил является Марс первостепенно, второстепенно - Луна. В Астрологии дни недели, присущие Маре есть вторник и понедельник. Как и было сказано выше, Морена является Божеством Смерти и Мира Нави- Загробного Мира. При контактировании с Ней вершатся в основном Ритуалы деструктивной направленности: На поражение врагов, на разрушения в основном. Иной раз иногда Её Сила и Энергия применяются в приворотах. Но в целом всё же в порчах и проклятиях, и в защитных обрядах- вершащих именно Её Жрецам и Волхователям. Также имеет свои образы - ипостаси в других Древних Язычествах: Она же нарекалась Геката у Древних Элинов, Она же Эрешкигаль в Шумеро- Аккадской традиции, Она же Кали в Индуизме. В традициях Вуду Она имеет тоже свой образ, именуемый Маман Бригитта. У Славян всегда описывалась и представлялась женщиной, облачённой полностью в чёрные одежды, с косой (С/Х орудием) и с невидимым лицом. Становится ясно и понятно ещё одно явление, почему в Деревенском Чернокнижии Её нарекают именно САМОЙ Смертью, приходящей за любым живым, кого захочет забрать в Мир Навий- на Землю Предков. И в отличии от заявлений нынешнего современного "неоязычества", самоназывающегося "родноверием" ныне, и базирующегося на крайне нелепых и фантастических измышлениях, Божество Морена 100% никогда не имела никаких сходств с некой "доброй феей". Которая попеременно и в зависимости от ситуаций якобы меняла свои образы: То якобы лютая- свирепая во всём чёрном и рваном одетая старуха, то либо в белом платьице добрая красивая девушка с косичкой. Данная информация от неоязычества- "родноверия" является не более чем нелепыми измышлениями. Интересующимся советую изучать информацию, подаваемую Исторической Наукой и Народной Литературой. И представленную строго от Первоисточников, нежели чем копаться в белиберде от всяких лжеучёных и новоявленных псевдоволхвов с подпольным компартийным истинным настоящим. Будьте внимательны и разборчивы! УДАЧИ!

При желании вы можете оставить отзывы о Маге Танатосе.

Серпы – это символы Мары. Серп прогнут вниз. На рисунке «круга» низом является более далёкая точка от центра. Подобно ситуации с расположением Солнца относительно Земли: ближе – верх, дальше – низ.

Треугольник, направленный вершиной вниз, в Славянстве является символом Мары – богини смерти, но также и олицетворения женского начала.

Известно, что своим серпом Богиня Марена разрезает нить жизни у каждого человека, но далеко не всякий человек сможет удостоиться чести быть сопровожденным в Ирийские сады самой Богиней Марой. Особыми почестями после смерти пользуются храбрые воины, павшие за Русь на полях сражений. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Богиня Марена является еще и Богиней Войны. Находясь на полях сражений, Марена особенно радуется, торжествует и упивается своей властью и всемогуществом.

Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако, без Мары, как и без Чернобога невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия.

Богиня Марена, как и Чернобог, поддерживает равновесие во всем мире, данное им Верховным Богом Мудрым Велесом.

Без смерти не может быть жизни и жизнь – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности. Забирая души из Яви, Мара делает великое дело и даёт душе новое существование.

Символ Богини Марены чаще всего указывает на Ее Божественное происхождение и связь с подземным миром.

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье вышитом драгоценностями. Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молодая и полная сил, а вот на масленицу (комоедицы) она уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну.

В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает по прошествии времени душу в навь. Поэтому кумир Маре ставили возле поминальных курганов и капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.

Название "смородина" происходит от древнерусского слова "смород" - неприятный, резкий запах. В сказках река описана огненной или смоляной, в ней не вода бежит, а высокий огонь полыхает. И запах (смород) присутствует. Через речку Смородину перекинут Калинов мост. Название его - от слова "калить", т.е. раскаленный от пламени в речке. В славянских легендах река Смородина представлялась границей между миром живых и мертвых, куда умершие попадали через раскаленный мост. Считалось, что после прохождения плоти через огненный поток, быстрее освобождается душа. Возможно, поэтому древние славяне сжигали своих покойников.

Богиня Марена приходит в мир Яви в образе Смерти, а в мир Нави она является с ликом молодой девицы, раздающей своим детям-славянам Живую Воду Вечной Молодости.

Символ Мара особо почитаем в кругу магов, колдунов и волхвов, ибо он обладает бесконечной властью над жизнью человека и над его смертью.
Вспоминают и чтят богиню, что проведет народ к Калинову мосту.

Воплощений у этой мрачной богини тоже было несколько - к примеру, Моровая дева, Мара, и прочие темные женские божества, олицетворявшие болезни, наваждения и гибель. Однако в русских народных сказках Марена превратилась в прекрасную Марью Моревну, пленницу Кащея, которую витязь должен украсть и привезти людям.

Ведь Марена, подобно многим божествам, была всего лишь темной стороной таинственной богини, к которой восходят все женские божества праиндоевропейской мифологии. И если зимой Марья Моревна была холодной и злой смертью, то весной она же, возобновляя жизненный цикл, являлась в своей второй ипостаси - богини весны и молодости, красивой юной девушки, несущей свет и любовь.

И все сказки и кончались победой царевича над силами тьмы и его свадьбой с прекрасной Марьей Моревной.

25 ноября считался днем Марены - символа смерти, зимы и тьмы.
В мифологии любого народа, связанной с годичным циклом, весна всегда олицетворяла жизнь, молодость и свет, а зима - старость, смерть, тьму.
Ноябрь - месяц особенный: по календарным датам еще осень, а по погоде - самая настоящая зима (ведь по-хорошему снег выпадал еще в начале октября, а не как теперь) - и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима.

Отмечается День Марены или Навий День - праздник воскрешения мертвецов и последний день силы и власти злых Навьих Богов перед приходом Весны. У православных христиан на эту дату приходился день Святой Евдокии, которая руководила приходом Весны. С наступлением марта, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб.

В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:

"Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко,

Как курочка снесёт в дубраве,

Отнеси его до раю,

Пусть все души радует
".

В воду бросают скорлупу освещённого, покрашенного в красный цвет, яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминает) к Русальному дню. В ночь перед Навьим днём навьи (чужие, заброшенные, "заложенные" покойники, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника - Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся - тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар – это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов.

После Зимы всегда наступает Весна. Это неизбежный процесс, в котором участвуем все мы, а Мара является главным действующем лицом в этой игре.

Кроме того, Моржана является богиней смерти и болезней в мире ЯВИ и богиней вечной молодости в мире НАВИ.

Треба (приносится на перекрёстках): морковь, рыба, баранина, репа, кисель, мёд, говядина, конина, цветы, каша, вино, калачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.

13 ноября, 25 ноября, 5 февраля, 1 марта, 3 марта (кикиморы), 23 марта (проводы Зимы), 1 августа.

Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна.

Похожие статьи

  • Калорийность говядины жареной: узнай, сколько калорий в говядине жареной Сколько килокалорий в 100 граммах говядины

    Калорийность говядины: 220 ккал.** среднее значение на 100 грамм, зависит от части туши и способа приготовления Говядина выделяется среди остальных сортов мяса своей пользой для организма и низким содержанием жиров. При правильном...

  • Малиновый пирог с творогом

    Взбиваем хорошо яйца с сахаром миксером в течении 7-10 минут, до образования воздушной массы. Вот так получилось у меня: Затем добавляем по очереди творог, сливки (сметану) и крахмал. Хорошо перемешиваем. Я перемешала миксером 1-2...

  • Гадание на воске что значит

    В случае, если вы сейчас не найдете в перечне вашей фигуры и не сможете растолковать значение этой фигуры, советуем обратиться к странице толкования гадания на кофейной гуще на которой дано толкование большего количества фигур, возникающих...

  • Рыба рожденные в год петуха

    Рыбы однозначно должны пересмотреть свои ценности в 2017-м году, с тем, чтобы получить то, что они по-настоящему заслуживают. Узнайте об этом поподробнее из нашего гороскопа для Рыб на 2017 год. Общий гороскоп знака Рыбы на 2017 год...

  • Как написать план по обществознанию

    Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11) Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9) Обществознание Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: как составлять сложный план В 2018 году изменились критерии оценки ЕГЭ по...

  • ВУЗы Германии: требования для зачисления

    Посчитать средний балл диплома очень просто. Для этого нужно вспомнить школьный курс математики. Вам нужно сложить все баллы и разделить их на количество предметов. Полученное число и будет вашим средним баллом по диплому. Чтобы получить...