Цивилизация как смерть культуры. Вперед - к природе Место и роль культуры в цивилизации

Понятия культура и цивилизация тесно связаны, что позволяет исследователям в ряде случаев употреблять их как синонимы.

И культура, и цивилизация есть ценностные понятия. Любая цивилизация (как и культура), есть совокупность присущих ей ценностей.

Однако эти понятия имеют и смысловые различия, заложенные еще во времена античности. Так, термин "культура", имеющий греческое происхождение, первоначально обозначал обработку, возделывание (почвы, растений), а позже был распространен на область воспитания и образования. Термин же "цивилизация" имеет латинское происхождение и указывает на гражданские, государственные характеристики (“цивилис” означает “гражданский”, “государственный”).

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

Культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

Смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

Взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),

Логику эстетического развития (Бродель).

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Термин “цивилизация” означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Значит, хронологически культура и цивилизация не всегда совпадают. Так, мы можем говорить о первобытной культуре, но не существует первобытной цивилизации. Только когда умственный труд начинает отделяться от физического, возникают ремесла, появляется товарное производство и обмен, происходит переход от первобытной культуры к цивилизации.

О.Шпенглер считал стадию цивилизации концом развития любой культуры. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, возникновением мегаполисов. В это время, по мнению Шпенглера, народ утрачивает “душу культуры”, происходит “омассовление” всех сфер жизнедеятельности и их омертвление, формируется стремление к мировому господству - внутреннему источнику гибели культуры.

Помимо этого есть целый ряд явлений, стоящих за пределами культуры и являющихся ее антиподами. Это, в первую очередь, войны. Насилие и разрушение противоположны содержанию культуры, созидательному и гуманистическому. Если цивилизация подавляет личность, то культура создает условия для ее расцвета. Антикультура может свести на нет все усилия культуры и приводит иногда к необратимым последствиям. Цивилизация объединяет в себе культуру и бескультурье, ценности и антиценности, приобретения и потери народа.

Культура, таким образом, является основой, “кодом” цивилизации, но полностью с ней не совпадает. По известному выражению М.М. Пришвина, культура - это связь людей, а цивилизация - связь вещей.

Термин “цивилизация” используется в различных смыслах:

как историческая ступень в развитии человечества, следующая за варварством и характеризующаяся образованием классов и государства. Это определение использовали Морган и Энгельс;

как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство ("мировая цивилизация", "ввести дела цивилизованно" и т.п.). Речь идет о наиболее рациональном и гуманном способе воспроизводства жизни и существования человека;

как синоним термина "материальная культура": то, что дает удобство и комфорт;

как характеристика единства исторического процесса. Это понятие служит критерием сравнения определенных этапов истории (“цивилизованность”, “высокий уровень развития цивилизации”, “низшая ступень развития цивилизации”).

Чтобы объяснить многообразие цивилизаций, необходимо обратиться к анализу системы норм, регламентирующих общественные отношения, поведение и деятельность людей. Так, цивилизации различаются по степени их технико-экономической развитости, по скорости экономических и социальных процессов, особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок и степени их влияния, а также способами кодирования, хранения и передачи информации,

“Причина генезиса цивилизации кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких: это не единая сущность, а отношение”, - подчеркивал А. Тойнби.

Культура создает условия для развития цивилизации, цивилизация создает предпосылки культурного процесса, направляет его. На основе одной и той же цивилизации формируется множество культур. Так, европейская цивилизация включает английскую, французскую, немецкую, польскую и другие культуры.

Цивилизации являются важнейшим системообразующим началом общественной жизни, создавая всеобщие формы культуры и социальных отношений. Они рассматриваются исследователями как внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, свободной духовной и материальной деятельностью в соответствии с нормами цивилизации.

Сравнительный анализ понятий цивилизаций и культур позволил сделать важный вывод о том, что не все явления общественной жизни можно отнести к культуре. Если в прошлом веке эти понятия употреблялись как синонимы и многие философы склонны были винить культуру во всех несчастьях человечества, то разведение понятий культура и цивилизация в ХХ в. помогло сохранить представление о культуре как области созидания и свободного творчества людей. Не культура, а цивилизация с ее войнами, эксплуатацией, загрязнением окружающей среды и другими антикультурными явлениями разрушает духовный мир человек и угрожает жизни на нашей планете.

Главный культурные задачи конца второго тысячелетия - запретить отношение к человеку как к вещи, "винтику производства". Акцент при этом делается на развитие творческих сил человека. Не удовлетворение материальных потребностей, а человеческое развитие является главной целью.

Одним из основоположников современной культурологии является русский философ Н.Я. Данилевский , чья оригинальная концепция культуры изложена в книге "Россия и Европа".

Славянофил и почвенник, Данилевский впервые обосновал цивилизованный подход к истории, создав концепцию культурно-исторических типов. В своей работе Данилевский высказывает мысль о том, что в общем потоке мировой культуры выделяются некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды.

Идеи Данилевского формировались под воздействием естественных наук, в том числе биологии. Бытие отдельных культур похоже на бытие живых организмов. Так, культурно-исторические типы находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой.

Данилевский ставит под сомнение возможность существования общечеловеческой культуры и общей линии развития. Культурные типы замкнуты и поэтому не в состоянии создать общую систему ценностей, на основе которой они в будущем могли бы сплотиться. В дальнейшем взгляды Данилевского были развиты в трудах О. Шпенглера и А. Тойнби.

Помимо этого, Данилевский выдвинул и развил тезис о славянской исключительности. Славянский культурно-исторический тип Данилевский считает качественно новым и исторически перспективным. Особенно ярко он проявляется, по мнению философа, в русском народе, являющемся воплощением мессианской идеи возрождения культуры.

Слабость теории Данилевского заключается в механическом перенесении законов биологии на общество и в недооценке мировой культуры, основанной на общеродовой сущности человечества.

Ф. Ницше в работе “О пользе и вреде истории для жизни” определил культуру как решимость, подчеркнув, что творческий пафос западноевропейской культуры угасает. Возвышенные идеи и порывы буржуа заменяют карьерой, деньгами и развлечениями. Это ведет западную культуру к катастрофе.

Ницше выделяет два вида культуры: апполоновскую (критическую и рациональную) и дионисийскую (творчески-чувственную культуру стихийного порыва). Там, где Дионис подчиняется Апполону, рождается трагедия человека и культуры.

Смысл и цель истории, согласно Ницше, находятся не в конце ее, а заключены в ее совершеннейших представителях - выдающихся людях, гигантах, сверхчеловеках. Заратустра, сам освободившись от пут культуры и общества, проповедует, призывая к освобождению других людей. Философия Ницше - это призыв к разрушению твари в человеке во имя создания в нем творца. Не случайно Ницше был так популярен в среде дореволюционной русской интеллигенции, отличавшейся свободолюбием.

О. Шпенглер разработал концепцию культуры, в значительной степени основанную на противопоставлении культуры и цивилизации. В своей работе “Закат Европы” Шпенглер критикует идею единства мировой культуры. Все культуры в своем развитии проходят, подобно живым организмам, одни и те же стадии развития: детство, юность, зрелость и увядание. Вслед за этим следует неизбежное угасание культуры. В среднем на существование каждой культуры отводится тысяча лет, а затем на ее месте возникает новая, не менее прекрасная культура.

Шпенглер подчеркивает уникальность и непостижимость каждой культуры. Он вводит выражение “душа культуры” - это некий лежащий в основе каждой культуры принцип, непередаваемый словами и не могущий быть понятым другим народом. Поэтому, считает Шпенглер, взаимодействие культур пагубно сказывается на их развитии - собственная культура народа при этом размывается, ценности же чужой культуры не могут быть в достаточной степени восприняты.

Под цивилизацией Шпенглер понимает последнюю, неизбежную фазу развития культуры. Цивилизация обладает одними и теми же признаками во всех культурах и является выражением умирания культуры. Победа техники и больших городов, плебейской морали, заорганизованность - этим знаменуется закат культуры.

И цивилизация представляет собой довольно сложную проблему. Некоторые философы считают их почти синонимами, но велика также когорта тех, кто разводят эти термины и считают их антагонистичными. Рассмотрим само значение и происхождение этих слов. «Культура» появилась в Древнем Риме и первоначально обозначала обработку земли. Этимология термина «цивилизация» идет от латинского «civis» (что значит городской житель, гражданин). Под этим понятием подразумевался определенный уровень отношений (законы, государственная инфраструктура), быта дороги, водопровод и т.д.), нравов и искусства (этика и эстетика).

Как видим, с одной стороны римляне включали культуру (в теперешнем ее понимании) в более общий термин «цивилизация», а с другой - противопоставляли ее как нечто сельское и варварское городскому, просвещенному и утонченному. Однако мы можем определенно сказать, что на заре человечества оба эти феномена не были антонимичными. Ведь говорим же мы: «культура древних цивилизаций», подразумевая под этим органичный сплав технических достижений и мифологии, того или иного народа на определенном уровне прогресса.

Человек не приспосабливается к окружающему миру, а стремится преобразовать его. Поэтому мы можем уверенно сказать, что и культура, и цивилизация являются проявлением поступательного развития человеческого общества, то есть следствием прогресса. С одной стороны, человек пытается понять законы, существующие в природе, и использовать их, получить дополнительные материальные блага для своего существования. С другой стороны, он пробует осознать свое место в этом мире, найти утраченную гармонию, осмыслить цель своей жизни.

До и цивилизация не противостояли, но взаимно дополняли друг друга. Законы природы понимались как установленные Богом (или божествами) нормы, и таким образом активно взаимодействовала с материальным миром. Творение Бога - человек - созидал иную природу, которая также участвовала в небесной гармонии, хотя она и находила свое проявление в таких, казалось бы, приземленных вещах, как плуг для глубокой вспашки и банковское кредитование.

Однако с началом техногенной эпохи понятия «культура» и «цивилизация» начинают расходиться. Массовое производство сходящих с конвейера продуктов обезличивает их, отдаляет от их творца - ремесленника. Человек перестал вкладывать душу в вещи, и они стали довлеть над ним. Оба эти понятия сделались антагонистичными, и кроме того, появился эрзац, «кентавр» обоих феноменов - мода.

В чем же суть противостояния, в котором находятся культура и цивилизация? Первая оперирует вечными ценностями (классика никогда не устаревает), а вторая исходит из того, что гаджеты морально устаревают, их заменяют другие, более совершенные. Современная наука прагматична (финансируются в основном только те отрасли, которые приносят ощутимые дивиденды), тогда как достижения духа не всегда окупают затраты. Искусство, литература, религия базируются на достижениях всех ушедших эпох, тогда как каждый уровень следующей стадии прогресса часто самодостаточен.

Наша цивилизация взошла на вершины интеллектуального и технического прогресса. Мы создаем новые сверхтехнологии каждый день, а поток информации в мире увеличивается в геометрической прогрессии. Наверное, человеческая жизнь на планете Земля теперь очень комфортна и успешна?! Человек удовлетворен и счастлив?!… Или все же, у вас возникает какое-то «НО»? Вдруг оказалось, что наша цивилизация взошла […]

Наша цивилизация взошла на вершины интеллектуального и технического прогресса. Мы создаем новые сверхтехнологии каждый день, а поток информации в мире увеличивается в геометрической прогрессии.

Наверное, человеческая жизнь на планете Земля теперь очень комфортна и успешна?! Человек удовлетворен и счастлив?!… Или все же, у вас возникает какое-то «НО»?

Вдруг оказалось, что наша цивилизация взошла не на вершину прогресса, а в глухой тупик своего развития! Теперь, когда в стране война и всевозможные кризисы, уже не осталось ни одного человека, которого не коснулись бы сомнения в разумности нашей цивилизации. Сейчас на наших глазах рушатся все иллюзии мира: уверенность в финансово-экономической системе; в политических альянсах и ассоциациях; международных договоренностях, а так же в политических партиях и в их лидерах.

Мы — цивилизация, отбросившая все то, что нельзя продать или купить; забывшая и игнорирующая все, что не приносит нам прибыль. Цивилизация – поставившая во главу своего существования деньги и власть. Мы — цивилизация, вознесшаяся к вершине ГОРДЫНИ, ТЩЕСЛАВИЯ и КОРЫСТИ, что привело нас на дно безнравственности и безнадежности. И экономический и политический кризис, творящийся в Украине, — это только следствие всеобщего культурно-нравственного тупика.
Почему мы связываем падение культуры с разносторонними кризисами?

Давайте разберемся. Что же такое КУЛЬТУРА и что такое ЦИВИЛИЗАЦИЯ? В последнее время, эти два понятия часто путают, хотя источники Культуры и Цивилизации совершенно различны.

«Там, где культура, там и мир»
Н.К. РЕРИХ

КУЛЬТУРА — часто употребляя это слово, мы не задумываемся над его философской сутью.

«Культура, – писал Н.К. Рерих в одном из своих очерков, – есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с развитием всего мироздания».

Культура — это духовная сущность общества, его глубокая и сокровенная суть, его внутреннее содержание. Это основа, на которой стоит и развивается, как жизнь каждого отдельного человека в обществе, так и государства в целом. Это нетленное богатство человечества. Культура — устремленность всего общества к познанию и выражению высших Идей и Идеалов. Культура — есть энергетическое явление человеческого духа, которое носит высший космический характер. Она возникает вместе с человеком, и является самоорганизующейся системой человеческого духа, в пространстве которого Космос реализует свое творчество. Такая система живет и развивается по Великим законам Космоса.

Культура — важнейшая основа эволюции Вселенной! Без этой основы никогда не была бы возможна и сама эволюция человечества.

Теперь давайте рассмотрим, что такое ЦИВИЛИЗАЦИЯ?

Цивилизация есть обустройство жизни человека, в первую очередь, с материей этой жизни, с интеллектом самого человека и наработанными им умениями. Цивилизация возникает в конкретном времени и пространстве, приходяща по своему характеру и подвержена умиранию и забвению.

Как связаны между собой Культура и Цивилизация? Может ли цивилизация существовать отдельно от культуры, а культура отдельно от цивилизации? Давайте обратимся к истории, к науке, призванной быть учебным пособием для всего человечества.

Существовали такие Цивилизации, которые видели своей основой развитие культуры, и тем самым достигли потрясающих духовно-нравственных высот. Их красотой и достоинствами мы восхищаемся и поражаемся до сих пор, а их свершения и сегодня для нас кажутся недостижимыми. Такие цивилизации были устойчивы и неразрушимы под любыми порывами внешних нападений и внутренних трудностей. Как показывает история, только те цивилизации, в основе которых лежала культура, смогли противостоять внешней агрессии и внутренним неурядицам. Почему? Потому, что силу духа человеческого, способного совершать подвиги созидания, питает не физическая пища, а устремленность к высшим Идеалам.

«Идеал — это небесная модель, которая взывает к своей земной тени» Хорхе Ливрага (философ, писатель, общественный деятель).

Давайте рассмотрим примеры таких сильных и прекрасных цивилизаций.

Н. Рерих «Гуру — Гури — Дхар»

Древний Египет — просуществовал несколько тысячелетий! В свое время, он был захвачен хеттами и персами, и 300 лет находился под их гнетом, но смог добиться освобождения, и вновь подняться в своем величии, за очень короткий срок. Что Египту позволило воскреснуть? Почему он не был ассимилирован захватчиками? Благодаря чему Цивилизация Египта оказалась способна на столь длительное существование и подобное возрождение? Мы, к сожалению, не открыв глубину и высоту этой цивилизации, продолжаем блуждать в тупиках своей горделивой неразумности, и учим своих детей тому, что Египет был рабовладельческим государством. Осознайте, что рабы не смогли бы вернуть своей стране Свободу и Величие Созидания!

Древняя Греция – никогда не была государством, т.е. никогда не имела ни одной общей государственной системы, которая сейчас определяется нами, как государственное самоопределение. Что позволило этой невероятной общности людей быть вместе 600 лет и родить такую прекрасную высоту искусства и философии? До сегодняшнего дня «вся современная философия является лишь интерпретацией Сократа». На чем же держалась эта общность народов, которую мы сейчас называем Древней Грецией? Доказано: на общей высокой культуре, нравственности и философии!!!

Еще одним ярким примером государства, вышедшего благодаря культурному просвещению из сильнейшего кризиса, является Чехия 14 века, времен правления короля Карла 4. Первое, что он сделал, взойдя на престол, основал центр просветительской деятельности в своей стране – Пражский университет. Целью создания этого учебного заведения являлось воспитание нового цвета нации, благодаря которому позже Культура и Нравственность распространились по всей империи. И сегодня мы ездим в Прагу, любуемся ее сказочной красотой при этом, не погружаясь в ее культурное, глубинное наследие, хватаем лишь внешние атрибуты. И загадывая на мистическом мосту Возрождения свои маленькие желания, мы совершенно не осознаем его истинное значение.

Анализируя все это, давайте вспомним: а было ли раньше человечество в столь тотальном тупике разума, как сегодня? Да, было! В темной средневековой Европе, народы прозябали в полном невежестве и в отчаянных страданиях души и тела. В те времена, любой здравый смысл, любая искра надежды, временами даваемая гениями и героями народу, сразу же уничтожалась инквизицией с нечеловеческой жестокостью. Как же Европа вышла их этого тупика?

Во Флоренции, в самом центре Европы того времени, вспыхнул факел Культуры и Гуманизма, Нравственности и Свободы Духа. История называла этот факел — эпоха Возрождения! И теперь, мы наслаждаемся великими произведениями искусства того времени. Мы восхищаемся красотой и изысканностью стиля их Творцов, и, к сожалению, снова не открываем суть процесса, который происходил внутри каждого из Титанов той эпохи. Не задаемся вопросом: как они смогли создать тот Идеал Искусства и Жизни, до которого сегодня мы не можем приблизиться, не взирая, на всю «высоту» наших технологий? Как в такой непростой ситуации они возродились и смогли на своих плечах вынести Европу к Свету, к высокому творчеству, к идеям человеколюбия и свободомыслия и к просветлению разума? Благодаря чему они осмелились нести людям идею возрождения способности человека Творить Прекрасный Мир! Творить как Чудо Вселенной, созданное по образу и подобию самого Создателя. Что же произошло с этими Великими людьми? Что они возродили?

Н. Рерих «Мадонна Защитница»

Культуру!!! Произошло возрождение философии гуманизма, и как итог — возрождение Духа Человеческого!

И началась эстафета культуры по всей Европе: от Гения к Гению, от Героя к Герою. В каждой стране, время от времени, начали вспыхивать и ярко гореть, освещая путь другим людям, Человеческие Героические жизни, во имя Истины, во имя Свободы, во имя Красоты. И вся Европа расцвела эпохой Просвещения.

Вот и получается, что вся мировая история человечества свидетельствует о том, что найти в себе силы на выход из различных кризисов и тупиков смогут те цивилизации и страны, которые вспомнят и возродят в себе память о КУЛЬТУРЕ.

Как эта древняя история касается нас — цивилизации столь технически развитой, что жители средневековой Европы, каждого из нас считали бы великим мудрецом или магом?

В своих размышлениях «О пакте Культуры Н.В.Рериха», это же подтверждает известный академик Л.В. ШАПОШНИКОВА: «Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура как истинная духовная ценность бессмертна. /Н.К. Рерих/». С самых древних времен Культура и цивилизация представляли собой одно целое. Однако надо помнить, что Культура лежит в основе цивилизации. Культура первична, цивилизация вторична, но их взаимодействие крайне важно для самого человека. Если нет такой основы как Культура, то возникает бездуховная цивилизация, свидетелем которой мы являемся в наш
XXI век. Люди забывают о том, что какой бы изощренной и материально обеспеченной ни была цивилизация, она не в состоянии создать того внутреннего, духовного человека, на котором и держится Космическая эволюция. Предавая забвению Культуру как таковую, отводя ей второстепенное место в системе общественных ценностей, а зачастую сводя ее к псевдоценностям массовой культуры, многие не понимают одного обстоятельства – любой кризис в стране – экономический, социальный, политический, научный и т.д. есть, прежде всего, кризис самой Культуры и его носителя – духа, человека».

Когда цивилизации отказывались от культуры и основывали свое существование на роскоши, власти, сладострастии и корыстолюбии, они — исчезали!!! Цивилизации, не способные создавать и развивать культуру, являются деградирующими, а значит не нужными для общей эволюционной волны во Вселенной. Всегда концом цивилизаций является конец нравственности и благородства Человека.

Что на сегодняшний день является нашей Культурой? Где наши Идеалы? В чем устремленность нашей цивилизации, нашей страны?

Разрушение Культуры и пренебрежение Культурой в XX веке, превратилось в процесс планетарного масштаба. Редкой стране удается его избежать. Нашей стране повезло еще меньше. Тоталитарный режим, который господствовал на ее территории более семидесяти лет, разрушал и искажал основы духовной Культуры нашего народа. А в условиях дикого рынка и полнейшей безнравственности людей, имеющих власть и средства; при равнодушии народа к культуре, Украина терпит великие бедствия. Сейчас мы в полной мере видим результат нашего воспитания и нашей всеобщей культуры. Дети наши, не нашедшие себя в созидании, нашли себя в разрушении. Потеряв в себе культурные и духовные ценности, невозможно воспитать своего ребенка на высших идеалах жертвования своими корыстными интересами и эгоистическими устремлениями ради достижения общего высшего блага. Мы не воспитали нового лидера-философа такого, как Марк Аврелий или великого мецената эпохи возрождения Лоренцо Великолепного. Не воспитали поэтов и философов, подобных Гомеру, Сократу и Платону. Не создали подвиг человеческого духа, достойный Джордано Бруно. Выход у нас один: начать эпоху Возрождения культуры; начать воспитание нового человека; начать с себя.

Сделайте 2015 год — годом возрождения культуры в своей собственной жизни, в своей семье, в своем городе, в своей стране!

И тогда воплотиться в реальность Мечта и Надежда каждого из нас на объединенность и мир в нашей стране. И каждый из нас сможет увидеть истинность слов великого охранителя культуры Николая Рериха «Там, где культура, там и мир…»

С уважением, Елена КОЛТУНОВИЧ
E.Koltunvich@www.сайт

Еще статьи в этом разделе

→ → → Культура и цивилизация

В данной статье мы определим, каково же соотношение и взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация» .

Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуют­ся как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных дос­тижений общества в его историческом развитии и только материальная культура .

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII - XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости». В XIX веке под цивилизаци­ей стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества , как степень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. Наиболее развитой цивилизацией являлся тип общества, сложив­шийся к тому времени в европейских странах.

Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность матери­альных и социальных благ , доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция проти­вопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Маркузе ). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержани­ем цивилизации, а сама цивилизация - лишь внешняя мате­риальная оболочка культуры.

Однозначного определения цивилизации нет, т.к. разные ис­следователи вкладывают в этот термин разный смысл. Одни уче­ные отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи - разводят понятия культуры и цивилиза­ции.

В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом . Если цивилизацию трактуют как определенную историческую ста­дию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, ин­формационную цивилизации.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египет­ская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработа­на такими исследователями как Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби . Последний разработал теорию «локальных циви­лизаций», которых насчитывается более 20. Кроме названных, это две православных цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мекси­канская, юкатанская, майя и др.

В рамках противопоставления понятий «культура» и «ци­вилизация» последняя определяется (по О.Шпенглеру ) как со­вокупность технико-механических элементов, как заключи­тельный этап развития любой культуры . Для этого этапа харак­терен высокий уровень научных и технических достижений, и в то же время, упадок искусства и литературы. Так, писал о цивилизации как «смерти духа культуры».

Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:

Исторический процесс совершенствования жизни об­щества (Гольбах );

Образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган );

Утилитарно-техническую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель );

Завершающую фазу эволюции какого-либо типа куль­туры, смерть культуры (Шпенглер );

Любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби );

Наиболее широкую социокультурную общность, кото­рая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон ).

В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.

Вывод:

Цивилизация предполагает усвоенность образов поведе­ния, ценностей, норм и т.д.

Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь, — это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура - отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев.

Различие культуры и цивилизации, несмотря на их про­тиворечия, носит не абсолютный, а относительный характер.

Говорят, ученые пришли к выводу, что до нас на Земле существовало примерно шесть высокоразвитых цивилизаций. Их уровень развития был выше нашего и, тем не менее, они погибли. Возможно, и нас ждет та же судьба, но есть вероятность того, что на этот раз все может быть иначе. Нам случилось жить во время смены астрологических эпох (о чем говорят многие древние источники), когда срабатывает диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Шесть предыдущих цивилизаций эти изменения накапливали, а мы (если поведем себя правильно) можем их реализовать и качественно измениться. Не лишним для этого было бы хотя бы приблизительно понимать логику развития. Все начинается с энергетической программы, информационного пакета в сжатом, концентрированном виде поступающего от Создателя. «В начале было Слово», - так сказано об этом в Библии. Далее, пакет раскрывается и превращается в систему взглядов на мир, на его основные законы. Это – мировоззрение. Обычно, на начальном этапе, мировоззрение оформляется в виде религии. Религия диктует людям, как жить, как себя вести по отношению к Создателю, окружающему миру и друг к другу. Если первичные заповеди соблюдаются, приходит новая порция энергии, которая проявляется, как культура. Культура – это творчество, искусства, строительство, науки. Вспомним, что делает человек, когда его переполняет энергия. Он поет и танцует, он творит, он созидает, он выплескивает эту энергию на окружающих людей и весь мир. Именно поэтому первобытные люди рисовали на стенах пещер, украшали одежду, орудия труда и охоты. Еще позже появляются технические, технологические и организационные аспекты взаимодействия людей. И это уже цивилизация, которую создала, породила культура. Если религия была направлена в первую очередь на душу (чувства, эмоции), культура – на дух (сознание), то цивилизация начинает заботиться о материи и развивать тело. Постепенно человек начинает все больше увлекаться благополучием тела, все больше энергии направлять на его обслуживание и комфорт. Это нормально, но лишь до тех пор, пока от этого не страдает душа. А душа таки страдает, ведь ради денег, ради материального достатка, ущемляется культура и отодвигается на второй план нравственность. И вот тут начинается то, о чем говорил Шопенгауэр: цивилизация начинает убивать культуру и уничтожать религию, лишая себя тем самым источника энергии. Имея самые лучшие намерения сделать людей счастливыми, о которых Данте сказал, что ими вымощена дорога в ад, цивилизация создает свое мировоззрение, свою религию денег. Деньги объявляются энергией, кровью экономики, идолом, божеством и основой всех основ. Да, деньги – это тоже энергия (как, впрочем, и все остальное в этом мире), но не ее источник. Они – не Солнце, излучающее свет, а Черная Дыра, поглощающая его. Таким образом, сначала умирает лишенная энергии религия и религиозная нравственность, потом вырождается и распадается культура, а потом гибнет и сама цивилизация. Форма гибели может оказаться любой: ядерная война, столкновение Земли с небесным телом, всемирный потоп, извержение вулкана, землетрясение или гигантское цунами. То, что таким же путем движется и наша цивилизация, не видит разве что слепой. Естественно, у думающих людей возникает желание вернуться в некую точку невозврата, после которой можно было бы пойти другим путем. Отсюда зарождаются движения назад к природе, назад к патриархальным ценностям, назад к праславянским божествам. Я думаю, это зря. Развитие идет по спирали, и мы в любом случае возвращаемся к нашему прошлому опыту, только - на более высоком уровне; так что смотреть надо все-таки вперед, а не назад. И уж, если наша цивилизация оказалась на таком скользком вираже, то надо не тормозить, а наоборот, прибавлять газ и в правильную сторону крутить руль. Почему я говорю не назад, а вперед к природе? Потому что увидел пример такого движения со стороны науки. Речь идет о новых технологиях, позволяющих восстановить, некогда существовавший природный баланс. Природа, в широком понимании, это не столько человек вместе со всем животным и растительным миром, сколько симбиоз (взаимополезное существование) неисчислимого множества микроорганизмов. Наверное, все уже знают, что без них даже пища в нашем организме не переваривалась бы, не говоря об отходах жизнедеятельности, которыми, не будь их, вся Земля оказалась бы заваленной по уши в самое короткое время. По отношению к человеку, подавляющее большинство таких микроорганизмов являются нейтральными или пробиотическими, то есть, полезными для жизни, и лишь малая их часть служит некими «санитарами леса», которыми нам в школе представляли волков. Когда, ощутив себя царем природы, человек начал борьбу с этими «санитарами», то повел он себя не совсем разумно. Вместо поиска и ликвидации причин, сосредоточился на посредниках, начав травить их дезинфектантами и антибиотиками. В результате таких действий, большинство микробов уничтожаются, но некоторые «санитары» мутируют и выживают. Борьба продолжается, становится все более затратной, все более беспощадной и все более бессмысленной, потому что победить природу невозможно. Наконец, нашлись ученые, которые пошли другим путем. Они изобрели способ сохранять в специальном растворе споры полезных пробиотиков, которые, в благоприятной среде просыпаются, очень быстро размножаются, на корню выедают всю органическую пищу (грязь) и за счет своего численного превосходства, без всякого насилия вытесняют болезнетворные микробы путем элементарного лишения их пищи. На основе этой технологии создан целый ряд специализированных «моющих» средств для пола, мебели, ковров, посуды, окон, влажных стен, белья, тела, домашних животных и даже канализационных труб. Пробиотики не растворяют, не преобразуют, не отмывают, а просто съедают всю грязь и пыль, которая встречается на их пути. Например, в составе средства для ванн, они проводят настоящий пилинг (очистку) кожи от верхнего отмершего слоя, в составе крема для лица, выедают гнойнички и язвы, в составе освежителя воздуха, избавляют его от аллергенов, пыли и возбудителей заболеваний. Я, пожалуй, не стану перечислять всех достоинств данных препаратов, потому что не спец в этом деле и потому, что информацию о продукции бельгийской компании «Кризал» вы и сами найдете на сайте http://chrisal.kiev.ua/ . Как потребителя, меня привлекают несколько моментов. 1. Польза, а не вред для здоровья. 2. Легкость и простота использования. 3. Сбережение и восстановление природы. 4. Хорошая цена (ниже, чем у привычных средств). Поскольку, для искушенного потребителя, хорошей цена никогда не бывает, предлагаю не совсем обычный в нынешней ситуации ход. Не обычный, потому что, к сожалению, наше время коллективизмом и сплоченностью не отличается. Тем не менее, предлагаю желающим объединиться в ситуативную группу и сделать коллективную оптовую закупку по лучшей цене, которая далее останется с нами навсегда. Это – один из способов разумного поведения покупателей, которые не могут или не хотят становиться продавцами сетевых компаний, почему по сравнению с ними, и оказываются в менее выгодном положении. Жаль, что не распространенный. В целом, не имеет значения, на какую суму купит каждый из нас. Главное, чтобы нас было много. Находите меня, называйте сумму, а что делать дальше, я расскажу. Для тех, кто хочет не только потреблять, но и зарабатывать, подскажу и сетевую компанию (даже две), но это – индивидуально. Другой вариант я упоминал на прошлой неделе: распространяйте информацию через интернет. Сегодня, способ получения дохода на партнерских ссылках (партнерках), один из самых распространенных и действенных. Но по большому счету, не деньги в данном случае – главное. Хотелось бы, чтобы мотивацией были здравый смысл и забота о природе. Как говорят бельгийские ученые, если хотя бы 10% населения заменят дезинфекцию посевом пробиотиков, природа сама постепенно очистится и вернется к своему первоначальному естественному балансу. А это станет одним из шагов и на пути к сохранению нашей цивилизации.

Похожие статьи

  • Сонник автомобиль, к чему снится автомобиль, во сне автомобиль Сонник управлять машиной с помощью

    Машина может сниться лишь потому, что это наиболее удобное средство передвижения. В таком случае акцент в толковании следует сместить на остальное содержание сновидения. Однако, если машина явно выступает одним из центральных элементов, то...

  • Пётр I - лже-сын царицы Натальи

    Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал. Происхождение его точно не...

  • Петр Первый не прощал измен (9 фото)

    ЕВДОКИЯ ФЕДОРОВНА (ЛОПУХИНА) Евдокия Федоровна - первая супруга Петра I (1669 - 1731), дочь боярина Федора Лопухина. Петр I вступил в брак с Евдокией Федоровной в 1689 г. и в следующем году имел от нее сына Алексея. Воспитанная по старине,...

  • Применение прожиточного минимума в экономических расчетах

    Прожиточный минимум – это не просто условная сумма, которая необходима для нормальной жизнедеятельности. На основе этой суммы определяется минимальный размер оплаты труда, минимальная пенсия и социальные выплаты. Его рассчитывают для трех...

  • Маринованный сладкий перец на зиму рецепты

    Вкусный и ароматный маринованный сладкий болгарский перец — прекрасный выбор для заготовок на зиму. Попробуйте с маслом, чесноком, специями.Я сегодня предлагаю сделать вкусный болгарский перец маринованный кусочками быстрого...

  • Как варить молочный сахар для помадок

    Вареный молочный сахар может стать красивой альтернативой трудным десертам, которые длинно подготавливаются, и, как водится, стремительно съедаются. Помимо того, это оригинальное блюдо может стать вашим помощником в сгущении теста для...