Дело «Матильды»: как фильм Учителя стал самым скандальным в России. Губительная кинострасть Почему такой ажиотаж вокруг фильма матильда

Выход на экраны фильма Алексея Учителя "Матильда", главного генератора хайпа и антихайпа, постоянно подогревается новыми скандалами, абсурдными новостями и нелепыми заявлениями. Как безобидная, но очень дорогая (бюджет 25 000 000$) мелодрама стала главным событием 2017 года?


Осенью 2014 года российские СМИ опубликовали первые кадры со съемочной площадки фильма. Создатели похвастались детально воссозданной копией Успенского собора Московского кремля, пышностью декораций, количеством шикарных костюмов, бутафорских украшений. Эти фото продемонстрировали общественности, что выделенные государством деньги не разворованы, а пошли на дворцовую позолоту и соболиные мантии для царской семьи.


"В фильме два главных героя, и фигура императора для меня не менее интересна. Скажем так: это своеобразная попытка создать его образ более исторически справедливым. Я категорически не согласен, что Николай II был безвольным, слабым человеком, погубившим Россию. Почитайте литературу, воспоминания современников, мемуары - он был безумно интересный, талантливый, интеллигентный человек, и Российская империя достигла при нем небывалого процветания", - это говорил Алексей Учитель о фигуре царя в "Матильде" в 2014 году.


Имя исполнительницы заглавной роли держали в строжайшей тайне до апреля 2016 года. Такой вот пиар-ход (знали бы продюсеры тогда, какой пиар им еще предстоит). На Каннском кинофестивале во время презентации сериальной версии фильма объявили имя киношной Матильды - ей оказалась польская актриса Михалина Ольшанска. Говорят, что Кире Найтли так понравился сценарий, что она согласилась играть Кшессинскую, но потом забеременела и выбыла из проекта.


Через несколько дней после презентации в Каннах в сети опубликовали первый трейлер картины. Уже по первому ролику видно, что фильм - развесистая "клюква", а к "исторической справедливости" вряд ли имеет какое-то отношение. Это такая мелодраматическая фантазия Алексея Учителя об отношениях последнего русского царя и балерины. В трейлере царь с балериной скидывают одежду совсем как в клипе группы "Звери", золотые буквы во весь экран под эпичную музыку провозглашают "Матильду" "ГЛАВНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ БЛОКБАСТЕРОМ ГОДА" (очень дурной знак: предыдущим главным фильмом года были "Утомленные солнцем 2", они же и "Великий фильм о великой войне"), а завершается ролик фразой: "Ты - царь. Ты имеешь право на все (пауза), кроме любви". И вот тут на арену выходит депутат Наталья Поклонская. Сигналом для нее послужила сцена, где у Матильды отрывается бретелька, оголяя левую грудь балерины, а шокированный император в этот момент от колоссального возбуждения роняет театральный бинокль.



Публичный ответ заявителям, которые обращались на мое имя по поводу фильма «Матильда» https://t.co/c6JHCiVFWP pic.twitter.com/mNqIqllnWW— Наталья Поклонская (@PoklonskayaNV) April 17, 2017



17 апреля 2016 года Поклонская направила первый запрос в прокуратуру по просьбе оскорбленных трейлером граждан (около 30 тысяч). Лет 10 назад такая новость показалась бы нам бредом, но сейчас это уже в порядке вещей.


В Екатеринбурге ко мне обратились десятки людей, которые добиваются недопущения осквернений Святынь фильмом Матильда https://t.co/77cD5CTvSJ pic.twitter.com/Z8D0Wknpik— Наталья Поклонская (@PoklonskayaNV) July 19, 2017



В публичном ответе заявителям на обращения по фильму "Матильда" приведены выдержки из экспертиз, проведенных по запросу депутата. Именно в этом документе исполнитель роли царя Ларс Айдингер назван "актером с порно-амплуа". Еще там говорится о том, что создатели фильма представили Николая II "как неадекватного и нравственно растленного человека", а образ Александры Федоровны "не соответствует исторической действительности". В завершении фраза: "Художественное творчество не существует в отрыве от общества и не может быть абсолютно свободным ".


И понеслось... Молитвенные стояния, петиции, повторные проверки в прокуратуре. Поклонская даже обвинила Учителя в нарушении неприкосновенности частной жизни последнего русского царя. Тем не менее прокатное удостоверение картине выдали.


Скандал продолжается уже полтора года. Еще даже не фильм, а всего лишь трейлер показал, какие монстры таятся в российском обществе. Угрозы фанатиков стали реальностью: поджог кинотеатра в Екатеринбурге, сожжение автомобилей у офиса Алексея Учителя. Две крупнейшие сети кинотеатров уже отказались прокатывать картину, а лидер "Христианского государства" совсем недавно заявил о выходе фильма следующее: "...каждый день будет так: покажут фильм в кинотеатре, завтра он сгорит; покажут фильм в другом кинотеатре - и он сгорит".​ А это уже совсем не смешно.


Благодаря стихийному "кровавому пиару" билеты на предпремьерные показы "Матильды" во Владивостоке 11 сентября раскупили менее чем за сутки и, несмотря на отрицательные отзывы первых зрителей, желающих составить свое мнение о скандальной картине все больше. По просьбе режиссера во время сеансов во Владивостоке дежурили полицейские.


Реакция первых зрителей, посмотревших фильм во Владивостоке



Ну разве что Николай тут тюфяк и нифига не умеет в царствование. Как и в реальности, папаумч!!!— Ацтек (@Aztek_Blind) September 11, 2017



Учитель и Минкультуры не собираются сдаваться, а цирк вокруг фильма не собирается утихать: 14 сентября митрополит Волоколамский Илларион, посмотревший киноленту, сказал, что императрица в фильме "истеричная ведьма", а 11 сентября вдова племянника Николая II подала иск на создателей "Матильды" о защите чести и достоинства.


Кстати, на основе истории вокруг "Матильды" можно сделать очень интересный фильм. И давайте не будем забывать, что "Матильда" всего лишь мелодрама, возможно, дурновкусная, художественный вымысел, не претендующий на историческую достоверность. Печально, что самое заметное событие 100-летия Революции 1917 года, это - обсуждение с пеной у рта романтических отношений царя и балерины.


Со всеми этими балеринам с голой грудью мы стали забывать, как выглядит настоящая Матильда.


"Матильда" (1996) по роману Роальда Даля.

НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Скандал вокруг фильма "Матильда" - это не попытка вернуть цензуру, а нападки со стороны мракобесия. Такое мнение высказал в интервью ТАСС режиссер Алексей Учитель в субботу, когда кинокартина вышла в широкий прокат в Северной Америке, вызвав небывалый интерес зрителей.

Мракобесы пытаются влиять на умы

"Вокруг выхода картины в прокат шла борьба не со стороны критиков, - пояснил режиссер. - Борьба была более серьезная - с мракобесием, мракобесами, которые пытались запретить то, что можно запрещать только по закону. А по закону там запрещать нечего. Я рад, что мы победили в главном, и теперь фильм идет в России и других странах".

"Матильда" не сможет появиться на главных международных фестивалях из-за сроков выхода в прокат. "Мы закончили производство в конце сентября, и все крупнейшие фестивали прошли, а после проката мы уже не можем выставляться. Но на других фестивалях "Матильда" появится - в Китае, Корее и других странах", - отметил он.

Работа над четырехсерийной телеверсией, как рассказал Алексей Учитель, будет завершена к концу текущего года. "Телесериал уже вызвал большой интерес на международном кинорынке, - сказал он. - На телеэкранах этот фильм появится через год". Но что касается российской аудитории, то режиссер затруднился назвать сроки и канал вещания, заметив, что "у нас не так все просто".

Николай II, Цой, Шостакович

Очередной кинокартиной, над которой начинает работать режиссер, станет игровой фильм о рок-музыканте Викторе Цое. "Следующим летом я буду снимать историю о Цое, которого знал лично и много снимал, - пояснил он. - Там пойдет речь о событиях, которые происходили уже после его смерти. Цой в картине будет, но не актер, а в живых, документальных кадрах, которые у меня есть".

В ближайших планах Алексея Учителя - еще одна картина об исторической личности, композиторе Дмитрии Шостаковиче. "В настоящее время мы ищем, кто будет писать сценарий фильма о Шостаковиче", - сообщил режиссер.

Фильм - ребенок, за которого переживаешь

"Любой фильм для меня как ребенок или какой-то очень близкий родственник, я всегда переживаю за него как за живого человека - огорчаюсь, когда его обижают, и радуюсь, когда хвалят, очень близко воспринимаю это, - рассказал Учитель. - Я не могу находиться в зале, когда смотрят мой фильм, поскольку даже любой чих как нож в сердце. Я очень остро реагирую, нервничаю, даже если реакция по окончании просмотра хорошая.

"Я очень долго и тяжело отхожу от работы над картиной и переключаюсь на новую, этот переход для меня весьма болезненный, - поделился он. - Когда делаешь картину, весь организм как-то собирается, мобилизуется в один нерв, энергию, и я в этот период даже редко простужаюсь и болею, а когда завершается работа и картина выходит на экраны, организм часто начинает подводить". Готовые фильмы режиссер редко пересматривает. "Очень хочется сохранить чувство цельности и живой картины, которая возникает при завершении работы, тем более и прощание с ней дается так тяжело", - пояснил он.

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулась с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, - любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго - до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома - великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна - она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она - прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов - общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», - говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой - запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» - говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, - сказано в петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года - в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, - преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм - эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», - заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально - это моя личная позиция», - рассказал Арцишевский ТАСС.

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - заявил режиссер РИА Новости. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений - это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он - человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре - там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.


Фильм, который снимает известный режиссер Алексей Учитель ("Прогулка", "Портрет его жены"), рассказывает историю отношений будущего императора, а на тот момент цесаревича Николая Александровича Романова и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Танцовщица с польской кровью своей красотой буквально свела с ума царского сына. С его стороны это была настоящая страсть от которой Николая заставили отказаться в обмен на корону. Хотя будущий император любил свою Матильду так, что готов был отказаться от престола.


Согласитесь, история, действительно заслуживающая внимания кинематографа. Под этот грандиозный проект государство выделило 25 миллионов долларов, большая часть из которых была израсходована на декорации и костюмы, а их было сшито более 5 тысяч. География съемок грандиозная: снимали во самых заповедных местах исторического Петербурга: в интерьерах Мариинского театра, Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах, - так что этот фильм уже одной своей картинкой - путеводитель по истории. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Ну, то есть масштабы всем понятны. Плюс саундтрек заказали моднейшему композитору Голливуда Марко Белами, а сыграл все-то, что написал голливудский итальянец, расширенный состав симфонического оркестра п/у Валерия Гергиева. Да, мы еще забыли сказать об актерах, во всех ролях кроме главных только самые модные фамилии, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов. В этот список, честное слово, просится имя Ходченковой, но каким-то чудом обошлись без нее.

А вот что касается исполнителя главной роли, тут создатели, как говориться, лоханулись. В погоне за актерской внешностью, максимально схожей с лицом Николая II, продюсеры утвердили на роль немецкого актера Ларса Айдингера. И надо ж такому случиться, что именно этот статный 39-летний красавец блондин в свое время умудрился сняться в порно-фильме, в частности, в арт-порно-картине Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания" (2012), которая вроде и была снята метром на Библейские и античные сюжеты, но все равно, считается фильмом, который просто эротикой не назовешь. Ну, и началось.

"У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь"

У грандиозного кинопроекта конечно же появились враги, например, в лице бывшей прокурорши Крыма и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Подначиваемая представителями общественного движения "Царский крест", Поклонская обвинила картину в "искажении исторических событий" и "антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры" и уже отправила в Генпрокуратуру два запроса, чтобы соответствующие органы проверили, правильно ли создатели "Матильды" используют выделенные из бюджета средства, а заодно проверили сюжет на наличие в ней крамолы, порочащей память императорской семьи и чувства православных.

На эти действия Поклонской Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заметил, что такие инициативы следует "прерывать на корню", поскольку, во-первых, нельзя проверить то, чего еще нет (фильм-то до сих пор находится в процессе съемок), а, во-вторых, как сказал Говорухин, "непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки". Тупиковым и неверным путем называют процесс травли фильма и священники, хотя при этом саму картину осуждают.

Потомки самой Матильды Кшесинской тоже никаких поводов для обращения в правоохранительные органы он не видят. Правнук балерины Константин Севенард заявил, что для этого пока оснований нет.

Никто фильм не видел. Мне говорить о том, что там есть несоответствия с историческими событиями сложно, - комментирует ситуацию г-н Севенард. - Николай Второй был близок с Матильдой Кшесинской - это известный доказанный факт. Тут оспаривать нечего. Мне не нравится, что фильм захватывает события с момента знакомства Кшесинской с Николаем и заканчивается его коронацией. История эта имеет большую протяжённость. Мы знаем, что у Матильды Феликсовны и Николая Второго родилась дочь в 1911 году. В нашей семье есть фотографии, подтверждающие это. Матильда получила титул Святейшей Княгини потом. Весной 1917 года она была посредником между Николаем Вторым и Временным Правительством. Она пыталась спасти Царскую семью.

На днях режиссер фильма "Матильда" Алексей Учитель, наконец, отреагировал на нападки недовольных православных россиян. Хотя, сдается, проблему он оценил по достоинству слишком поздно. Учитель заявил, что создатели фильма готовят два письма в Генеральную прокуратуру - одно по поводу самой Поклонской, а другое, по поводу людей, которые рассылают в кинотеатры письма с призывом отказаться от проката фильма.

В общем, скандал не шуточный. И опасения, что 25 миллионов бюджетных денег ухнут в бездну есть и очень большие. Мы уже не говорим про труд тысяч людей, приложивших к этому фильму свои усилия, - кто его и когда ценил. Понятно лишь одно, премьера фильма недавно была перенесена на 25 октября, так что у обеих сторон есть время для маневров.

Алексей Учитель в центре

«Матильда»

Я снимаю не биографию Матильды Кшесинской. Мой первый игровой фильм «Мания Жизели», выпущенный в 1995 году, был как раз в чистом виде байопиком другой балерины, Ольги Спесивцевой. У«Матильды» же другой жанр, это лирический рассказ о том, как маленькая женщина могла существенно повлиять на судьбу России. Трудно в это поверить, но ведь мы были в шаге от того, чтобы все сложилось совсем иначе. Есть целый ряд мистических и загадочных происшествий, которые повлияли на ход исторических событий. Например, показанное в фильме крушение царского поезда под Харьковом. Десятки людей погибли, были ранены, состав разметало по железнодорожной насыпи, но ни один член царской семьи не пострадал. Александр III руками удерживал крышу искореженного вагона, давая возможность выбраться жене и детям. Однако именно тогда он повредил себе почку, что повлекло за собой смерть императора в возрасте сорока девяти лет.

Это фильм об искренней и взаимной любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской на фоне бурных исторических событий. Меня сейчас очень интересует фигура последнего самодержца. При подготовке к фильму я прочитал об этом человеке массу исторических документов, мемуаров, и на мой взгляд, его очень часто понимают у нас неправильно, как слабовольного монарха, который погубил Россию. Не все так. Он не очень хотел принимать власть, но когда за нее взялся, то к 1913 году сделал Россию первой в Европе по всем экономическим показателям, не говоря уже о развитии искусства и культуры, — страна тогда была самой сильной за все годы своего существования. По моим ощущениям, он был человеком внешне не властным, мог говорить тихо, но очень правильно подбирал людей. У него был один недостаток: на него действительно влияли женщины, в частности императрица Александра Федоровна. Вплоть до свадьбы, даже до момента коронации Николай II разрывался между двумя женщинами. Фильм и об этом — о ситуации, когда долг побеждает, а любовь остается в стороне. Мы снимаем художественный фильм и не ставили перед собой задачи восстановить историческую справедливость, но надеюсь, мой личный взгляд на личность императора будет интересен зрителю.

Кшесинская действительно была первой русской балериной, которая сделала тридцать два фуэте. Но нельзя сказать, чтобы она была невероятной красавицей — Матильда Феликсовна безумно притягивала своим обаянием и энергетикой. Наследнику Николаю Александровичу, человеку, в общем-то, закомплексованному и зажатому, она помогла раскрепоститься — он обрел и внутреннюю, и внешнюю свободу. Помимо двух этих главных героев и невесты императора Аликс в фильме есть еще одно важное действующее лицо, офицер Воронцов, которого играет Данила Козловский. Это на самом деле существовавший человек, которого любовь к Матильде Кшесинской свела с ума: он был настолько одержим ею, что пытался повеситься, вынашивал планы нападения на Николая II. Его присутствие придаст фильму оттенок триллера.

Помимо масштабных сцен, катастроф, большого количества костюмов мы показываем с неожиданной стороны то время: в России уже тогда носили джинсы, ездили на мотоциклах, катались на роликовых коньках. Николай II был фанатом фотографии и кинематографа, у него у первого в России появились компактная фотокамера и кинопроектор, ручку которого царь крутил сам,— он безумно любил смотреть фильмы, и мы это в картине показываем.

Я очень долго не мог найти актрису на главную роль, пробовались актрисы и знаменитые, и менее известные, искали по всей стране и далеко за ее пределами. В результате исполнительница нашлась, но в силу некоторых причин мы до сих пор не раскрываем имя главной актрисы «Матильды» — все это породило волну слухов, вплоть до анекдотических.

Перед началом съемок мы устроили конкурс синопсисов, в котором участвовали двенадцать авторов, и все толкали действие в сторону байопика, мне же хотелось какой-то необычной по жанру истории. И такая обнаружилась в сценарной заявке писателя Александра Терехова: на нескольких страницах у него было сразу множество вбросов отдельных сцен из будущего фильма, написанных очень необычным языком и при этом чрезвычайно зримо. Работать с талантливым писателем мне всегда интересно: проще увидеть сцену, когда она написана не просто технично, но еще и мастерским слогом. С Александром взаимодействовать было легко, при том что это будет его дебют в качестве сценариста.

Всю хореографию в нашем фильме ставит Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Я рассматривал разные кандидатуры, но сделал выбор, когда увидел поставленный Алексеем потрясающий балет на музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», который невероятно тонко воссоздает атмосферу конца XIX века. Около семидесяти артистов этого театра и учащихся Пермского хореографического училища приезжали к нам на съемки. Когда вы видите на сцене полсотни балерин с горящими внутри пачек лампочками, это даже на современного зрителя производит впечатление и при этом все исторически достоверно: такие костюмы в то время уже были, а сейчас их воспроизвела наш художник Надежда Васильева.

Нет практически ни одного дворца в Петербурге, кроме Зимнего, где бы не снимали: Екатерининский, Елагин, Юсуповский, Александровский в Царском Селе. Роль апартаментов Кшесинской играет найденная нами реально существующая квартира на Загородном проспекте — ее хозяева превратили свое жилье в музей быта рубежа XIX-XX веков.

В Большом театре в Москве мы снимали всего один день, зато Александринский и Мариинский театры проявили особую щедрость — Мариинку мы вообще получили целиком в свое распоряжение на восемь дней во время отпуска труппы, и это первый подобный случай за все годы существования театра. Валерий Гергиев является музыкальным руководителем картины, а Мариинский театр — партнером в создании фильма. Впереди у нас съемка этим летом еще трех больших эпизодов на натуре, в частности давки на Ходынском поле — строим для этого декорации под Петербургом, — а к весне следующего года фильм должен быть готов.

Уже больше года не утихают жаркие дискуссии вокруг исторической мелодрамы «Матильда», в которой рассказывается история любви наследника российского престола Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской. В преддверии премьеры картины, которая запланирована на 26 октября этого года, вновь активизировались общественные и религиозные деятели с требование запретить ее..

Должно быть, ни один из отечественных фильмов в последнее десятилетие не подвергался такой ярой критике со стороны общественности, как «Матильда». В исторической драме режиссера Алексея Учителя идет речь о первой любви цесаревича Николая Александровича. В юности, еще до брака с немецкой принцессой Александрой Федоровной, будущий император увлекся балериной Матильдой Кшесинской. По мнению ряда историков, этот роман прекратился еще в 1894 году, и с тех пор Николай II не поддерживал никаких связей с танцовщицей. И хотя картина еще не вышла на большие экраны страны, многие решили, что в ней грубо искажены исторические факты и последний российский император выставлен не в лучшем свете. Между тем создатели проекта и не претендуют на стопроцентную историческую достоверность.

Как разгорался скандал

Алексей Учитель задумал снять историческую драму о личной жизни императора Николая II еще в 2010 году. Изначально на роль Матильды рассматривалась британская актриса Кира Найтли - ей очень понравился сценарий, и она с радостью согласилась. Однако во время подготовки к съемкам Найтли забеременела и выбыла из проекта. Долгое время ей не могли найти замену и, в конце концов, утвердили начинающую польскую актрису Михалину Ольшанскую. На роль правителя Российской империи изначально претендовал Данила Козловский, но вместо него цесаревича сыграл немецкий актер Ларс Айдингер. Впрочем, Козловский остался в проекте - ему просто достался другой персонаж. Помимо этого, в картине снялись Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и Григорий Добрыгин.

Съемки фильма стартовали в 2014 году в разных исторических локациях. Тогда на этот проект почти никто не обратил внимания и, естественно, ни о каких общественных волнениях и речи быть не могло. Однако чем дальше продвигалась работа над лентой, тем больше негодования вызывала.

По-настоящему всполошил общественность выход первого трейлера к «Матильде» в 2016 году. Увидев не связанные между собой отрывки, многие поспешили сделать выводы о том, что Николай II выставлен в нем как ветреный человек, придерживающийся нестрогих моральных принципов. В Русской православной церкви, например, предстоявшую картину о любовных похождениях императора сразу назвали «клеветой».

Особенно же видеоролик с содержанием любовно-эротических сцен разочаровал общественное движение «Царский крест», в котором заявили об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». За поддержкой они обратились к депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской, чтобы она инициировала проверку фильма «Матильда».

Поклонская, в свою очередь, приложила немало усилий для того, чтобы Генпрокуратура РФ взялась за это дело. Более того, она попыталась добиться запрета показа фильма. По мнению политического деятеля, «Матильда» оскорбляет чувства верующих, поскольку Николай II официально причислен Русской православной церковью к лику святых. Такую позицию поддержали многие россияне, которые в том же 2016-м создали на сайте Change.org петицию, обращенную к патриарху Кириллу и министерству культуры.

«Содержание фильма является сознательной ложью, так как в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем», - говорится в прошении, которое подписали почти 25 тысяч человек.

Режиссер картины Алексей Учитель в открытую полемику с недовольными общественными и религиозными деятелями не вступал и попросил дождаться ее выхода на большие экраны, чтобы делать соответствующие выводы. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - высказался Учитель в апреле этого года в интервью агентству РИА Новости.

Однако Наталья Поклонская решила идти до конца и нашла очередные зацепки, которые помогли бы ей официально добиться запрета на показ «Матильды». Депутат заявила о том, что в ее распоряжении оказались документы, свидетельствующие о сомнительных схемах финансирования фильма Учителя. А позже она сообщила о том, что намерена представлять в суде интересы семьи Романовых, члены которой также скептически отнеслись к исторической драме.

Кто заступился за Учителя и «Матильду», а кто поддерживает нейтралитет

В столь непростой ситуации многие коллеги режиссера поддержали его. В защиту члены Киносоюза опубликовали открытое письмо, в котором выступили против цензуры в индустрии в связи с давлением на Учителя.

«Фильм Алексея Учителя «Матильда» запланирован к выходу в прокат только в октябре 2017 года, и его еще никто не видел. Но уже не первый месяц против картины ведется кампания, которую лишь недальновидные люди могут счесть своеобразной рекламой», - говорится в послании.

Кроме того, председатель комитета Государственной думы по культуре, режиссер Станислав Говорухин, раскритиковал идею о проверке фильма. Он заявил, что такие инициативы нужно «прерывать на корню», поскольку невозможно проверить то, чего еще по факту нет. Говорухин отметил, что не понимает, почему людей возмущают реальные факты из биографии исторического лица.

К дискуссиям даже присоединились представители исполнительной власти. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков попросил не делать поспешных выводов до премьеры фильма. А премьер-министр Дмитрий Медведев предостерег граждан против проявления нетерпимости и агрессии в сфере культуры.

О ситуации высказался и министр культуры РФ Владимир Мединский. «В законе не оговариваются нарушения, которые бы могли оправдать запрет фильма. Истерическая кампания вокруг совершенно обычного фильма, который никак не оскорбляет память царя, меня возмущает. Люди, которые ее продвигают, не имеют никакого отношения к православной религии и даже к идее христианства. Мне за них стыдно», - сообщил политик в интервью французскому изданию Figaro.

До премьеры самой обсуждаемой картины этой осени остался месяц. Однако многие общественные деятели не теряют надежды, что фильм все-таки запретят в последний момент. Из-за поднявшейся волны негатива несколько сетей кинотеатров уже отказались от показа «Матильды» по соображениям безопасности. Так, недавно экстремисты подожгли автомобили возле офиса адвоката Константина Добрынина, который представляет интересы Алексея Учителя. Возле искореженных машин были разбросаны листовки с лозунгом «За Матильду гореть».

МОСКВА, 3 августа. /ТАСС/. Сотни православных верующих обратились в Генеральную прокуратуру РФ с заявлением о проверке создателей художественного фильма "Матильда" на оскорбление их чувств и экстремизм, а также настаивают на обращении надзорного ведомства в суд с требованием запретить демонстрацию фильма. Об этом в четверг сообщила ТАСС адвокат Оксана Михалкина, представляющая интересы заявителей.

"Заявители просят Генпрокуратуру принять меры прокурорского реагирования и защитить их религиозные чувства от оскорбления, а также просят обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан и запретить демонстрацию художественного фильма Алексея Учителя как оскорбляющего религиозные чувства православных христиан. Также они просят прокуратуру организовать проверку, по результатам которой требуют привлечь создателей "Матильды" к уголовной ответственности по статьям 148 и 282 УК РФ", - сказала она.

Адвокат уточнила, что заявления были поданы 2 августа представителями различных православных общин через электронную приемную. Число заявителей, по ее словам, пока достигает нескольких сотен человек, при этом каждый из заявителей подавал отдельное обращение. К генпрокурору намерены обратиться в общей сложности несколько десятков тысяч верующих, отметила Михалкина.

Как отмечается в заявлениях, текст которого есть в распоряжении ТАСС, создатели фильма сознательно исказили исторические события в сценарии и трейлерах фильма "Матильда" как в фактическом, так и в морально-нравственном плане. "Глубокая любовь, существовавшая на самом деле между императором Николаем II (Романовым) и императрицей Александрой Федоровной с самого юного возраста, авторами сценария и режиссером А. Учителем отрицается, и на ее место ставится "страстная любовь" Николая II к Матильде Кшесинской, которой в действительности никогда не было. Публичная демонстрация фильма "Матильда" - это публичное, крайне болезненное, оскорбление религиозных чувств верующих и грубое унижение их человеческого достоинства", - говорится в заявлениях.

Заявители утверждают, что выход фильма в широкий прокат будет означать распространение ложной и порочной информации о лицах, которые особо религиозно почитаемы православными верующими в России.

Скандал вокруг "Матильды"

Скандал вокруг фильма возник в связи с разгоревшимся ранее спором режиссера Алексея Учителя и депутата Госдумы Натальи Поклонской и продолжается уже несколько месяцев. Депутат добивается того, чтобы фильм не вышел в прокат, так как оскорбляет память царя и чувства верующих. Ранее Поклонская уже направила в Генпрокуратуру депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы фильма "Матильда". Эксперты оценивали трейлеры картины, выход которой запланирован на октябрь, а также полный текст сценария фильма.

В свою очередь Учитель называет недопустимыми попытки депутата повлиять на творческий процесс и прокатную судьбу фильма. Адвокат режиссера Константин Добрынин написал жалобу на Поклонскую в комиссию по этике Госдумы. Ответа на нее пока не последовало.

Премьера фильма ожидается 6 октября в Мариинском театре - это будет первая кинопремьера в современной истории Мариинки.

Роль Николая II исполнил немецкий актер Ларс Айдингер, образ Матильды воплотила польская актриса Михалина Ольшанска, мать императора Марию Федоровну сыграла литовская актриса Ингеборга Дапкунайте. Также в фильме снимались Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрыгин.

Похожие статьи

  • Таро Ангелов-Хранителей: расклады и значения карт

    Ваш Ангел-хранитель своими посланиями и подсказками способен помочь вам во всех начинаниях и в любых сферах жизни. Магическая сила вашего Ангела-хранителя позволит вам общаться с ангелами и получать от них ответы и указания по всем...

  • Гадание на воске и воде онлайн

    Горящая свеча – очень сильный магический образ. Даже сейчас в волшебные, романтические моменты люди стремятся заменить электрическое освещение живым огнём. Может свеча помочь и найти ответы на вопросы. Не обязательно про будущее, хорошим...

  • Значение карты ленорман «крысы Крысы в доме звезд ленорман

    23. КРЫСЫ (Семерка треф) КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ : потеря, тревога, отчаяние.Появление этой карты в раскладе означает порчу имущества, потерю или пропажу. Вас могут и обокрасть. Поэтому проверьте еще раз, все ли у Вас в порядке с замками, не...

  • Воспаление яичников: причины, симптомы, лечение

    Воспаление придатков у женщин в медицинской практике обозначают термином (аднексит или сальпингоофорит). Под этими названиями скрывается инфекционно- воспалительный процесс, поражающий маточные трубы и яичники, но не затрагивающий саму...

  • Биологическая характеристика Escherichia coli

    Содержание В кишечнике теплокровных животных есть безвредные палочки, которые приносят большую пользу носителю. Они помогают синтезировать витамины В и К. Однако кишечная палочка вызывает пищевые отравления человека, наступают...

  • Какие причины выделений бледно-розового цвета у женщин?

    Наш сайт сотрудничает с дипломированными специалистами в сфере акушерства, гинекологии и репродукции. Задайте свой вопрос в комментариях и получите ответ в течение 48 часов. Выделения различной консистенции, объема и оттенка - один из...