И ы после шипящих упражнения. Правописание гласныхо-е-ё после шипящих и ц. Употребление -и-, -ы- после шипящих и -ц

Правописание гласных -И (-Ы) после Ц.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

После ц пишется буква и или ы .

Буква ы пишется в следующих случаях.

1. В корнях слов - исключений:

цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).

2. В окончаниях существительных и прилагательных ,

огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.

3. В суффиксе прилагательных -ын ,

сестрицын, Лисицын, царицын, Троицын день .

Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно ,

Царицын, Голицыно .

Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.

Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:

а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен:

цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, иуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;

б) в суффиксах иноязычного происхождения:

организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах:

блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

ИТОГ:

Пишите И:

  • в корне слова:ци рк , ци фра ;
  • исключения : цы ган , цы ц , на цы почках , цы плёнок .
  • в словах на -ЦИЯ:секци я , станци я , станци онный .

Пишите Ы:

  • в суффиксах:Сестрицы н , Птицы н , Царицы но .
  • в окончаниях:улицы , станицы , сестрицы .

Примечание:

В фамилиях сохраняется традиционное написание: Птицы н , Ци ци н .

Задания:

1. Исправь ошибки:

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.

Ц…ган, милиц…я, акац…я, нарц…сс, панц…рь, на ц…почках,

ц…нга, лисиц…н, ц…плята, с улиц…, секц…я.

3.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_,

ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий, из-за дверц_.

4.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

Рац_я, Цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.

5.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

Ц…ган на лекц…и листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты.

6.Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму.

1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то - умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.

Правило

К формулировке правила 1956 года почти нечего и добавить: "После Ц буква Ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.В остальных случаях после Ц пишется всегда И , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина."

История правила

Вся история этого правила - история постепенного отказа от старых исключений и поиск новых.

Николай Греч писал о выборе И и Ы так (см. п. 2):

При попытках сформулировать правило в конце 19 - начале 20 века исследователи приводят разные перечни исключений.

Даль использует слово цыркать .

Грот приводит в качестве исключений цыбик, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь, цыплёнок, цыган, цыкать.

Ушаков цыбик, панцырь, цынга, цыган, цыплёнок (цифирь , цирюльник у него с И).

В 1956 году уменьшено число слов-исключений с Ы в корне (убраны цыбик, цыновка, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь ). Слово цыркать в этом списке не упоминается.

В 1963 году комиссия Виноградова предлагает изменить правило и после Ц всегда писать И, даже в окончаниях. Это предложение не проходит.

В 2007 году добавлено Лопатиным добавлено слово цыркать в исключения.

На что нужно обратить внимание

  • Слова, оканчивающиеся на -ция , пишутся с буквой И после Ц, хотя строго говоря буква в окончании: нация, полиция, станция, квитанция.
  • К правилу не имеют отношения слова, в которых после Ц пишется Е . Правописание таких слов надо проверять или запоминать: цемент, цена, цепочка и т. д.
  • Современные исключения легко запомнить так: "Цыц, цыган на цыпочках цыплёночка несёт"

В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

    Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Шоколад, обжора

Тренажёр

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

1. После ц буква ы пишется:

а) в окончаниях существительных, например: водицы, концы, молодцы;

б) в окончаниях прилагательные, например: куцый (куцым и др.), светлолицый (светлолицые и др.);

в) в суффиксе -ын-, например: сестрицын, Птицын, Царицын.

Буква и после ц пишется во всех остальных случаях: цикорий, цинга, цинк, панцирь, позиция, медицина и др.

Исключения: цыган, цыкать, цыпленок, на цыпочках, а также некоторые однокоренные слова: цыганский, цыц, цыплячий и т. п.

2. После ц не пишутся буквы ю, я, а пишутся у, а, например: цукаты, царапать. Исключениями являются нерусские собственные имена: Цюрупа, Цяньнань и т. п.

Буквы о или е после ц под ударением пишутся в соответствии с произношением, например: цокать, яйцо, танцор, молодцом, с ленцой; целить, целый, ценный, цепи.

В безударном положении о после ц пишется только в слове цокотать (и производных от него - цокотуха, цокотушка), а также в нескольких иноязычных словах: герцог, палаццо, скерцо и др.

Упражнение 38. Выпишите слова с сочетаниями цы и ци и объясните правописание этих слов.

1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал. (П.) 2. У дверей светлицы Швабрин опять остановился. (П.) 3. Полукругом стояли краснолицые музыканты, неистово дуя в трубы. (Горьк.)

4. Бойцы потихоньку передавали друг другу, что командирам объявлен секретный приказ. (Злоб.) 5. Черницын, оперевшись на карниз печки, упрямо не поднимал глаз. (Верш.) 6. Пусть Мотря Михайловна запланирует у себя в бригаде побольше пшеницы. (Кравч.) 7. Цыганка прикусила червонец еще крепкими зубами. (Т. Т.) 8. Ваня на цыпочках отошел от стола и положил трубку в зеленый телефонный ящик. (Первом.) 9. Цифры, как и факты,- вещь неоспоримая.(Джум.) 10. Некоторым товарищам Иван уже успел сказать, что отец уезжает сражаться в рядах интернациональной бригады. (Злоб.)

Упражнение 39.

1. Был я в то время студентом в провинциальном университете. (Л. Т.) 2. А дело в том, что во время этой самой сильной любви к ней был я в последний день маслениц… на бале у губернского предводителя. (Л. Т.) 3. Спешат темнолиц…е рабочие, безоружные солдаты, какие-то растрепанные женщины. (Горьк.) 4. Все же Синиц…н и на этот раз успел вывернуться и коснулся ковра лишь одной лопаткой. (Наг.) 5. Куц…й песик бросился навстречу малышу. (Могил.) 6. Однако Иван Гаврилович, продолжавший вести наблюдение из каменной щели, велел им тихонько сидеть у него за спиной и даже ц…кнул на расшумевшихся ребят. (Л. К. и М. П.) 7. Не зажигая огня, Маня прошла в горницу, открыла ящик, собрала кое-какие вещи в платок и тихо, на ц…почках, вышла. (Марк.) 8. Одновременно перебазировались на более дальние рубежи и армейские тылы - склады, мастерские, редакция, аэродром. (Злоб.) 9. Утром, когда Семен был на станц…и, в Дубках, стало известно, что началась война. (Краеч.) 10. Володя и Ваня, заметив лазейку между камнями, как ящериц…, юркнули туда один за другим. (Л. К. и М. П.)

Упражнение 40. Объясните правописание гласных после ц.

Гарцевать, герцогиня, курицей, овцой, облицовка, отцов, пальцев, сердце, сердцем, танцевать, цап-царап, цаца, цеце, цезарь, цоп, цоколь.

Упражнение 41. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Дворц… и палацц…, рассованные по разным укромным уголкам Европы, пошли с молотка вместе с фамильными редкостями. (М.-С.) 2. Грибоедовский лакей Александр Грибов уже пучил свои свинц…вые глаза - ни дать ни взять знаменитый полковник. (Голуб.) 3. Фрося - деревенская девушка, пахнувшая ситц…м и мылом,- из-под опущенных ресниц она поглядывала на всех синими испуганными глазами. (Пауст.) 4. Потом вынули дорожную карету, ее везли запряженные ц…гом шесть лошадок. (Т. Т.) 5. Силой вы хотите выдать Манешку, и в таком деле я вам не советчиц… . (Марк.) 6. И бойц… повернули к месту, где валялись два трупа, и один из красноармейцев развязал руки Бехбиту. (Джум.) 7. Крайнов изо всех сил ударил врага ногой в живот и сбил наземь, но не удержался и сам повалился лиц…м вниз. (Джум.) 8. Кучерявый озорной козленок ц…котал по земляному полу крохотными копытц…ми. (Шол.) 9. Впрочем, какое в конц… конц…в значение имеет для него шоссе? (Кравч.) 10. В пять часов утра Чебрец…в наконец сообщил, что достиг указанных рубежей. (Злоб.) 11. Конь побежал рысц…й - не пришлось и кнутом взмахнуть. (Кравч.)

Упражнение 42. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Визг кнутов по ободранным, обезумевшим от усталости клячонкам, оранье обезумевших от водки распоясовц…в, оранье хриплое и изо всех киш…к, оранье, переполненное ругательствами, гранью, песнями, ц…лою туч…й висит над этим чудовищ…м. (Усп.) 2. Посулов светлолиц…й, его юное, больш…глазое лиц… напоминало женщину вкрадчивым мягким взглядом. (Горьк.) 3. У Тюрина сделали обыск, нашли несколько революционных брош…р, и студента арестовали. (Л. Т.) 4. Курил Савка преуморительно: свернет из газетной бумаги крюч…к, набьет крупкой, зажж…т. (М.-С.) 5. Давыдов грохнулся на заскрипевший сундук, побагровел, пятерней откинул со лба глянц…вито-ч…рные пряди волос. (Шол.) 6. На сенокос волченорц… выехали всем селом рано утром после Петрова дня с ноч…вкой. (Марк.) 7. Соловьи смолкли,- сладко и сильно Ц…кал и рассыпался только один - под самым шалаш…м. (Бун.) 8. Ж…лтые станционные огни, тускло расплывшиеся в ч…рном небе, напоминали яичные ж…лтки, выплеснутые на чугунную сковородку. (Хаз.) 9. Тогда дед Щ…карь начал тихонько их прикликать: «Ц…п, ц.,.п, ц…п, ц…п! Ц…паньки! Мамушки!» - звал он ш…потом. (Шол.) 10. Всем было ясно, что хлеб подожж…н и что подж…г - дело рук своих людей. (Буб.) 11. Петуш…к с острым, еще не вполне оформившимся гребешком и куц…м хвостом молодц…вато взлетел на крышу. (Бабаев.) 12. От бросившейся щ…ки серебряным фонтаном вылетела из воды молодь: потревоженные лопухи, кувшинки закачались,- начинался ранний утренний ж…р рыбы. (Пермит,) 13. Мелькали татары в белых поярковых шляпах, чуваш… в длинных холщ…вых рубахах, расш…тых цветным гарусом, взъерошенные ц…ганки. (Голуб.) 14. Мужики жадно затягивались, и ц…гарки, вспыхивая, кроваво освещали как бы одну взъерошенную здоровенную бороду, бесконечный оскал, частокол зубов, узкий, острый, как нож, прищ…р огромных глаз. (Смирн.) 15. Только иней мерцал и таял у нее на бровях да наливались румянц…м, с синью, крутые щ…ки, так, кажется, кровь из них и брызнет. А дочка-ученица, бесстыдниц…, нисколько не боясь и не стесняясь Татьяны. Петровны, своей строгой учительниц…, посиживала удобно на материнских крепких руках. (Смирн.)

Упражнение 43. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Потом, разговаривая в коридоре ш…потом, если с тобой увязались приятели и приятельниц…, на ц…почках, чтобы не обеспокоить Татьяну Петровну, пробраться в класс. Постоять в дверях, удивляясь, что класс как бы ч…точку не твой; не то чтобы вовсе ч…жой, а немножко не такой, как всегда: непривычно пустой, тихий и холодно-гулкий. Наверное, поэтому воскресные гости стараются не ш…меть, продолж…ют говорить сиплым от простуды ш…потом, кашлять в кулак, добираются осторожно до своих парт. Тут ничего не изменилось, все по-прежнему родное, разве что остывшая за ночь, особенно ч…рная крышка парты, как ледяная. От нее сразу зябнут руки. Но беда невелика: можно гусиные лапы греть попеременно за пазухой, а стриж…ную белобрысую голову, которая неожиданно нач…нает выпраш…вать у хозяина ш…пку, надо поч…ще и посильнее царапать пятерней, тогда в волосах заведется электричество, и тепла хоть отбавляй. Скоро за делом - за красками, глиной, за ж…рналами «Вокруг света» и «Природа и люди» - становится и вовсе ж…рко.

А тут еще заглянет в класс Григорий Евгеньевич в бумазейной враспояску рубахе, в валенках и овч…нной безрукавке по-домашнему, посидит с тобой за партой с краю, помолчит, покашляет, посмотрит твои глиняные художества и, смеясь, скажет негромко:

Слон у тебя не получ…лся. Гм … Может, кота сляпаешь, чтобы глина не пропадала даром? Если постараться, выйдет обязательно. Например, хобот превратить в кош…чий хвост, а? Действуй смелей! Усы не забудь.

И ни о ч…м не спросит, не станет гладить по голове, а только взглянет грустно-ласково в глаза, все понимая, и стиснет одобрительно Ш…ркины плечи.

Ах ты, муж…ч…к мой с ноготок, искатель праведной книги!..

Гласные после -ц- и шипящих - непростая тема для тех, кто изучает русский язык. В большинстве случаев такие слова пишутся не так, как произносятся. Правописание определяет часть речи и позиция гласного.

Употребление -а-, -у- после шипящих и -ц-

После -ч-, -щ-, -ж-, -ш-, -ц- пишется только -а-, -у- (хотя может слышаться -я-, -ю- ).

Например: чудо, щука, чаща, целое .

Исключениями являются слова жюри, парашют, брошюра. Некоторые лингвисты хотят подстроить правописание этих слов под правило, «влить» их в русский язык. Возможно, в будущем это и произойдет, но пока следует употреблять -ю- .

Также под правило не подпадают иноязычные имена собственные. Их мы пишем согласно произношению: Жюль Верн .

Употребление -и-, -ы- после шипящих и -ц-

Какие следует употреблять гласные после -ц- и шипящих? Правило звучит так: после -ч-, -щ-, -ж-, -ш- пишется только -и- (однако часто произносится [ы]).

Например: жить, машина, чинить, щит.

После -ц- возможны два варианта - -и- или --ы-- . Правописание зависит от того, в какой морфеме находится гласная.

Пишите -ы- :

  • в окончаниях (танцы, отцы, купцы, скворцы );
  • в суффиксах -ын- (курицын, сестрицын, синицын ).

Пишите -и- :

  • в корнях слов (цитата, циркуль, циновка, медицина );
  • в существительных на -ция, -ций (станция, провокация, авиация, квитанция, стронций ).

Запомните исключения из правила с помощью простого предложения: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

Теперь рассмотрим, когда нужно писать гласные -о-, -е- после шипящих и -ц- .

Употребление -о-, -е- после -ц-

В ударной позиции:

  • [о] передаем как -о- (танцор, цокать, лицо);
  • [э] передаем как -е- (цена, цеце, ценный).

В безударной позиции пишется буква -е- : танцевать, цедить, ситцевый. Исключения: цокотать и производные от него.

Ряд иноязычных слов, в которых пишется -о- : герцог, палаццо, интермеццо, скерцо, цоизит.

Упражнения на -и-/-ы-

Мы рассмотрели первую часть темы «Гласные после шипящих и -ц- ». Слова, приведенные ниже, помогут закрепить пройденный материал. Найдите «непрошеного гостя» с ошибкой.

  1. Цекотуха, герцогиня, цеце, лицо.
  2. Цыган, цыкнуть, революцыя, сестрицын.
  3. Жизнь, цикл, шина, ципленок.
  4. Щюка, чушь, Жюль Верн, жульен.
  5. Чаще, гуще, чащя, шустрый.

Ответ: 1) цокотуха, 2) революция, 3) цыпленок, 4) щука, 5) чаща.

Гласные -о-, -е- в суффиксах и флексиях

Продолжаем исследовать правописание гласных после шипящих и -ц- . Употребление -о-, -е- зависит от части речи и морфемы.

В суффиксах и флексиях существительных и прилагательных:

  • под ударением нужно употреблять -о- (девчонка, парчовый, крючок, ключом, бойцом);
  • в безударной позиции мы пишем -е- (замочек, плюшевый, товарищем, пальцем).

Исключение составляют существительные с суффиксом -ёр : монтёр, стажёр.

  • под ударением употребляем -о- (горячо );
  • в безударном слоге ставим -е- (жгуче ).

Помните, что причастие не имеет флексии, поскольку это неизменяемая часть речи. Здесь -о- и -е- выступают суффиксами.

Гласные -о-, -е- в корне слова

Углубляемся в тему «Гласные после -ц- и шипящих». После -ч-, -щ-, -ж-, -ш- в корне под ударением пишется -ё- , если мы можем подобрать однокоренное слово с -е-.

Например: шёпот - шепчет, дешёвый - дешевле, зачёт - зачесть, шёл - шедший.

Если такое слово нельзя найти, употребляем -о- .

Например: шорох, чокаться, чопорный.

Но на практике это правило использовать сложно. Мы не всегда можем быть уверены, что проверили все родственные слова. Так что нужно просто запоминать правописание.

Гласные в глаголах и отглагольных словах

В окончаниях глаголов возможно употребление -ё- или -е- .

  • В ударной позиции пишется буква -ё- (печёт, течёт, бережёт ).
  • В безударной позиции следует писать -е- (машет , скачет ).

Правило распространяется на отглагольные существительные и причастия.

  • Под ударением употребляем -ё- (ночёвка, тушёнка, вооружённый ).
  • Без ударения - -е- (взвешенный, построенный).

По поводу е/ё мнения лингвистов расходятся. Часто букву ё заменяют в письменной речи на е. Поэтому в данном случае гласные в отглагольных словах - это скорее вопрос правильного произношения.

Обратите внимание! Речовка - неотглагольное существительное с ударной -о- . Ночёвка - отглагольное существительное с ударной -ё- .

Следует отличать слова ожёг (глагол) и ожог (существительное), поджёг (глагол) и поджог (существительное).

Упражнения

В приведенных словах правильно вставлены гласные после -ц- и шипящих. Найдите «чужака» из другого правила.

  1. Ожёг, тушёнка, течёт, шёпот.
  2. Плащовка, девчонка, горячо, сапожок.
  3. Возведенный, плачет, месяцем, шепчет.
  4. Огурцы, Синицын, молодцы, цыц.
  1. Шёпот - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  2. Горячо - наречие с суффиксом -о-, остальные слова - существительные.
  3. Месяцем - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  4. Цыц - исключение из правила.

Правильно употребите гласные после -ц- и шипящих.

Ож_г, трущ-_ба, реч_вка, голубц_, взбеш_нный, ш_колад, ш_оссе, теч_т, ц_када, ж_лтый, скач_т, хоч_ет, горош_ек, пальц_ем, солнц_м, огурц_м, сгущ_нка, на ц_почках, дириж_р, ноч-_вка .

Ответ: ожог, трущоба, речовка, голубцы, взбешённый, шоколад, шоссе, течет, цикада, жёлтый, скачет, хочет, горошек, пальцем, солнцем, огурцом, сгущёнка, на цыпочках, дирижёр, ночёвка.

Подберите примеры под орфограммы.

  1. Ударный гласный в суффиксе существительных.
  2. Гласный после шипящих в корне слова.
  3. Безударный гласный в суффиксе наречия.
  4. Гласный после шипящих в причастии.
  5. Безударный гласный после шипящих в глаголе.
  6. И/ы после -ц- - исключение из правила.

Шепчет, реже, больше, цыган, монтажёр, шоссе, встревоженный, шёлк, кольцом, жгуче, на цыпочках, машет, взъерошенный, жёлтый.

  • монтажёр, кольцом;
  • шоссе, шёлк, жёлтый;
  • реже, больше, жгуче;
  • встревоженный, взъерошенный;
  • шепчет, машет;
  • цыган, на цыпочках.

Мы изучили правописание гласных после шипящих и -ц- . В целом, правила не сложные, однако написание требует осмысленного подхода. Два похожих слова часто могут писаться по-разному только из-за ударения или разного происхождения слов.

Похожие статьи

  • Сонник автомобиль, к чему снится автомобиль, во сне автомобиль Сонник управлять машиной с помощью

    Машина может сниться лишь потому, что это наиболее удобное средство передвижения. В таком случае акцент в толковании следует сместить на остальное содержание сновидения. Однако, если машина явно выступает одним из центральных элементов, то...

  • Пётр I - лже-сын царицы Натальи

    Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал. Происхождение его точно не...

  • Петр Первый не прощал измен (9 фото)

    ЕВДОКИЯ ФЕДОРОВНА (ЛОПУХИНА) Евдокия Федоровна - первая супруга Петра I (1669 - 1731), дочь боярина Федора Лопухина. Петр I вступил в брак с Евдокией Федоровной в 1689 г. и в следующем году имел от нее сына Алексея. Воспитанная по старине,...

  • Применение прожиточного минимума в экономических расчетах

    Прожиточный минимум – это не просто условная сумма, которая необходима для нормальной жизнедеятельности. На основе этой суммы определяется минимальный размер оплаты труда, минимальная пенсия и социальные выплаты. Его рассчитывают для трех...

  • Маринованный сладкий перец на зиму рецепты

    Вкусный и ароматный маринованный сладкий болгарский перец — прекрасный выбор для заготовок на зиму. Попробуйте с маслом, чесноком, специями.Я сегодня предлагаю сделать вкусный болгарский перец маринованный кусочками быстрого...

  • Как варить молочный сахар для помадок

    Вареный молочный сахар может стать красивой альтернативой трудным десертам, которые длинно подготавливаются, и, как водится, стремительно съедаются. Помимо того, это оригинальное блюдо может стать вашим помощником в сгущении теста для...