Многообразие и значение земноводных сообщение. Многообразие земноводных, их значение, охрана и общие черты. Как отличить лягушку от жабы

Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны.

Воспитательные задачи: прививать детям любовь к природе, научить охранять природу и особенно тех представителей, которые занесены в Красную книгу.

Оборудование: таблицы “Строение лягушки” и “Многообразие земноводных”, модель жабы, влажный препарат лягушки, таблица “Кистепёрая рыба”, презентации учеников “Отряды земноводных”.

Ход урока

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку).

II. Повторение пройденного материала и актуализация знаний (деятельность учителя).

Вопрос-загадка.

И в лесу мы, и в болоте.
Нас всегда везде найдёте.
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные.....

С каким классом мы познакомились на прошлом уроке? Какое строение имеют представители этого класса? Учитель показывает термины и слова, а ученики отвечают и получают оценки (фронтальный опрос).

Термины: резонаторы, клоака, головастик, веки, метаморфоз и т.д.

III. Сообщение темы, постановка задач и изучение новой темы.

Тема нашего урока – многообразие земноводных и их значение в природе. Наша задача – познакомиться с отрядами земноводных, с их признаками, а также рассмотреть их роль в природе и жизни человека.

Открыли тетради и записали тему урока.

Запись в тетрадях. Класс Земноводные делится на 3 отряда:

1. Безногие

2. Бесхвостые

3. Хвостатые

Прежде чем мы познакомимся с представителями и признаками отрядов, начертим таблицу в тетради, которую вы будете заполнять по ходу нашего урока.

Для объяснения новой темы учитель заранее распределила заданиям некоторым ученикам (подготовить презентации по отрядам, найти дополнительный материал по представителям отрядов, выяснить значение земноводных и некоторым ребятам были даны вопросы, на которые они должны были ответить самостоятельно).

1. Отряд бесхвостые (деятельность ученика)

“Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но не столь же справедливо, как семейство жаб”. Альфред Брем

Отряд бесхвостые объединяет земноводных, лишённых хвоста во взрослом состоянии и имеющих прыгательные задние ноги. К ним относят лягушки, жабы и квакши.

Ученик показывает свою презентацию по отряду бесхвостые. После этого учащиеся заполняют таблицу.

2. Отряд хвостатые (деятельность ученика)

Отряд хвостатые насчитывает 350 видов. Имеют длинный хвост и короткие ноги. Передвигаются при помощи ног и волнообразных движений туловища и хвоста. Наиболее известны тритоны – кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский. Весной у тритонов развивается вдоль спины волнистый гребень, который служит для увеличения кожного дыхания. На Кавказе, в Карпатах живут саламандры. Их кожные выделения ядовиты. Окраска обычно предостерегающая.

Ученик показывает свою презентацию по отряду хвостатые. Учащиеся заполняют таблицу по отряду хвостатые.

3. Отряд Безногие (червяги) (деятельность ученика)

Безногие приспособлены к роющему образу жизни. Тело червеобразное, лишено конечностей, разделено на многочисленные кольца. Внутренние органы вытянуты, число позвонков до 300. В длину могут достигать 1 метр. Развито обоняние, глаза неподвижны, скрыты под кожей. Откладывают яйца. Известно 160 видов. Обитают в Африке, Южной Америке.

Ученик показывает свою презентацию, учащиеся заканчивают заполнять таблицу.

Вопрос учителя, чем полезны земноводные,нужно ли охранять земноводных? Учащиеся дают свои варианты ответов, учитель подводит итог и значение земноводных записывают в тетрадь.

Значение земноводных:

Играют большую роль в природе, входят в цепи питания. Ими питаются птицы, змеи, рыбы;

Поедают различных вредителей растений;

Зелёные лягушки истребляют личинок и куколок кровососущих комаров;

В ряде стран лягушек использует в пищу человек;

Лягушка является классическим объектом для научных исследований.

После этого ученики записывают в тетрадь названия земноводных, которые занесены в Красную книгу Республики Татарстан:

Жаба серая

Лягушка травяная

IV. Закрепление новой темы.

Подведём итоги. Мы познакомились с отрядами земноводных, с признаками отрядов и их представителями.

Несколько учащихся зачитывают свою таблицу, самые лучшие оцениваются.

  • Почему лягушек называют амфибиями?
  • Правда ли что существуют лягушачьи концерты?
  • Почему глаза лягушек часто называют удивительными?
  • Можно увидеть синих лягушек?
  • Есть ли у лягушек зубы?
  • Правильно ли говорят, что если возьмёшь лягушку в руки, то появятся бородавки?

Можно придумать и другие вопросы на усмотрение учителя.

V. Подводятся итоги урока и даётся домашнее задание.

Озвучиваются оценки, которые получили ученики за ответы, презентации.

Домашнее задание (творческое): составить кроссворд на пройденную тему и найти интересные факты, из дополнительных источников, про различные виды земноводных.

Экология земноводных

К современным амфибиям относятся три отряда:

  1. Хвостатые (Urodella) – тритоны, саламандры.
  2. Бесхвостые (Anura) – жабы, лягушки.
  3. Безногие (Apoda) – червяги.

Места обитания амфибий разнообразны, но большинство представителей обитают во влажных местах, некоторые виды в воде проводят всю жизнь. Червяги, тропические земноводные, ведут подземный образ жизни.

Замечание 1

Земноводные – это группа холоднокровных животных, температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

Так, при $10^\circ \ C$ движения амфибий становятся вялыми, при $5-7^\circ \ C$ они впадают в оцепенение. В условиях холодного и умеренного климата жизнедеятельность земноводных почти застывает. Тритоны зимуют во мху, в норках, под камнями, лягушки – на дне водоемов.

Отряд Хвостатые амфибии

Хвостатые земноводные являются самой древней группой амфибий. В современном мире известно около 130 видов. Хвостатые амфибии имеют вальковатое, удлиненное тело, длинный хвост. Передние и задние конечности почти одинаковой длины. Передвигаются хождением или ползанием. Некоторые виды сохраняют жабры на протяжении всей жизни. Оплодотворение внутреннее.

В России широко распространены тритоны. Чаще всего встречается гребенчатый тритон. Самцы черные с оранжевым брюшком. Обыкновенный тритон меньших размеров со светлой пятнистой окраской. Летом тритоны обитают в воде, зимой находятся на суше в состоянии оцепенения.

К отряду хвостатые относится балканский протей, обитающий в водоемах пещер. У этой амфибии полностью редуцированы глаза, кожа не содержит пигментов.

Отряд Бесхвостые амфибии

К бесхвостым относятся разнообразные жабы, лягушки, квакши. Для них характерно широкое, короткое тело. Задние конечности намного длиннее передних, что позволяет животным передвигаться скачками. Оплодотворение наружное.

У лягушек кожа слизистая, гладкая. В ротовой полости есть зубы. Лягушки – преимущественно дневные и сумеречные амфибии.

У жаб кожа сухая, бугристая, есть роговой слой эпидермиса. Зубов нет.

Квакши небольших размеров, у них стройное тонкое тело, на концах пальцев лап имеются присоски. Присоски обеспечивают квакшам передвижение по деревьям, вертикальным поверхностям. Окраска, как правило, ярко – зеленая, способна изменяться в зависимости от фона окружающей среды.

Отряд Безногие амфибии

К безногим земноводным относятся тропические амфибии, живущие под землей – червяги. У червяг длинное тело и короткий хвост. Глаза и ноги редуцированы. Питаются безногие почвенными беспозвоночными животными.

Значение земноводных

Земноводные питаются в основном насекомыми, а также другими мелкими беспозвоночными животными. Они уничтожают много вредителей растений, наносящих огромный вред лесным и сельскохозяйственным культурам, а также беспозвоночных, переносящих возбудителей серьезных заболеваний человека и животных.

Пример 1

Одна травяная лягушка способна съесть за лето около 1,2 тыс. вредных насекомых.

Жабы, преимущественно ночные охотники, поедают много слизней и ночных насекомых, малодоступных для птиц. В Западной Европе для истребления вредителей жаб выпускают в парники и оранжереи. Тритоны в большом количестве уничтожают личинок комаров.

Для проведения физиологических опытов в лабораториях разводят аксолотли -личинки американских амблистом, обладающих удивительной способностью быстро восстанавливать утраченные части тела.

Икра земноводных, головастики и они сами являются пищей для многих промысловых рыб, птиц. Амфибии – существенная часть рациона некоторых видов пушных зверей (хорь, норка, выдра).

В некоторых странах люди используют земноводных в пищу (Юго-Восточная Азия, Франция, Америка). Существуют фермы, где разводят лягушку – быка. Человек для приготовления блюд использует задние конечности (пара весит 250-400 г), а остальная часть тела лягушки перерабатывается и идет на корм скоту.

Большие лягушки приносят ощутимый вред, поедая молодь рыб.

Класс земноводные - это холоднокровные животные, связанные и с водной, и с наземной средой; насчитывается около 5000 видов. Также их называют амфибиями.

Строение класса земноводных

Орган земноводных

Из каких частей состоит

СКЕЛЕТ

Скелет головы

Черепная коробка;

Челюсти - верхняя и нижняя

Защита головного мозга

Захват пищи

Позвоночник

Позвонки (есть шейный позвонок); хвостовая кость

Опора тела, защита внутренних органов

Пояс передних конечностей

Грудина, две вороньи кости, две ключицы и две лопатки

Выполняют связь ко-нечностей с позвоноч-ником

Пояс задних конечностей

Сросшиеся тазовые кости, прикрепленные к позвоночнику

Опора задних конечностей

Передняя конечность

Плечевая кость, две сросшиеся кости предплечья, мелкие кости кисти, кости четырех пальцев

Опора во время передвижения

Задняя конечность

Бедренная кость, две сросшиеся кости голени, кости стопы и пяти пальцев

Отталкивание во время движения

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Головной мозг

Отделы: передний (развит лучше, чем у рыб), средний, промежуточный, продолговатый, мозжечок (из-за однообразия двигательных реакций развит слабее, чем у рыб)

Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

Спинной мозг

осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

Орган зрения - глаза, защищенные веками; Орган слуха - ухо (состоит из среднего и внутреннего уха, Органы обоняния и равновесия - располо-жены в мозгу

Восприятие сигналов из внешней среды

ОРГАНЫ ПОЛОСТИ ТЕЛА

Пищеварительная система

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Дыхательная система (может быть легочное и кожное дыхание)

Легкие (мешочки с эластичными стенками, в которых разветвляется множество капилляров)

Газообмен

Кровеносная система

Трехкамерное сердце (два предсердия и один желудочек), артерии, вены, капилляры; два круга кровообращения

Снабжение всех клеток тела кислородом и питательными веществами, отведение продуктов распада

Происхождение класса Земноводных

Земноводные или амфибии появились порядка 375 млн. лет назад. Первые земноводные произошли от древних кистеперых рыб, которые были огромных размеров, которые в свою очередь также достигали гигантских размеров.

Классификация Земноводных

Земноводные делятся на 3 основных отряда:

Представители

Особенности и численность

Отряд Хвостатые

представителями являются тритоны, саламанд-ры, амбистомы, сирены

Все они имеют удлиненное тело, которое переходит в хвост, конечности короткие и слабые. Особенностью хвостатых является высокая регенерация частей тела, бывает когда у животных востанавливается до проловины своего тела. Данный отряд включает примерно 500 видов земноводных.

Отряд Бесхвостые

жабы, лягушки, жерлянки, квакши и другие

У представителей данного отряда хорошо развиты задние конечности для передвижения прыжками, отсутствует хвост. Включает примерно 4000 видов земноводных

Отряд Безногие

к ним относятся червяги

Прмитивные земноводные, у которых нет ни хвостолв ни конечностей, походят на земляных червей.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

>>Многообразие земноводных, их значение, охрана и общие черты

§ 48. Многообразие земноводных, их значение, охрана и общие черты

Отряд Бесхвостые земноводные, как показывает название, объединяет земноводных, лишенных хвоста во взрослом состоянии и имеющих прыгательные задние ноги. В мире известно около 3500 видов, в СССР - 23 вида. В нашей стране обитают лягушки, жабы и квакши 93 .

Лягушки, живущие в СССР, - бурые и зеленые. Бурые - травяная и остромордая - весной появляются очень рано, как только сойдет снег, и отличаются от зеленых не только бурой окраской, но и негромким урчанием. Зеленые лягушки - прудовая и озерная - весной пробуждаются позже бурых, когда растает лед на прудах, озерах и заводях, и заявляют о себе громким кваканьем самцов.

(!) легко отличаются от лягушек по грубой коже, покрытой бугорками. Кожа жаб выделяет едкую жидкость, которая вызывает раздражение, попадая в глаза или рот. Если это случится, следует немедленно промыть их чистой холодной водой.

Рассказы о том, что кожные выделения жаб вызывают у человека появление бородавок, лишены всякого основания.

Жабы активны в темное время суток, а днем прячутся в различные убежища. Задние конечности жаб короче, чем у лягушки. В связи с этим жабы хуже прыгают.

Благодаря хорошо развитым легким и сухой коже жабы могут жить вдали от водоемов и только на период размножения уходят в воду. Они поселяются в огородах, на полях, в лесах, парках и приносят человеку большую пользу, истребляя различных вредителей культурных растений.

Квакши .

В нашей стране в южных областях европейской части, на Кавказе и на Дальнем Востоке встречаются маленькие лягушки длиной 4-5 см - квакши. Увидеть их почти невозможно, так как живут они... на деревьях. Но кричат они очень громко. Вниз спускаются весной для икрометания и осенью - на зимовку.

Отряд Хвостатые земноводные объединяет земноводных, имеющих длинный хвост и короткие ноги. Они передвигаются при помощи ног, волнообразных движений туловища и хвоста. Известно около 350 видов хвостатых земноводных, в СССР -11 видов.

Из них наиболее известны тритоны 93 .

Весной у тритонов развивается вдоль спины волнистый гребень, который служит для увеличения кожного дыхания. Особенно высокий он у самцов. Летом тритоны выходят на сушу и ведут скрытный образ жизни неподалеку от различных водоемов (в старых пнях, ямах и других влажных убежищах). В период наземной жизни гребень у тритона не развит.

В лесах Карпатских гор и на Кавказе живут саламандры (!). Их кожные выделения ядовиты. Окраска обыкновенной саламандры предостерегающая - черная, с яркими желтыми пятнами.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Оценочный лист ученика ____________________________

Правила работы в группе: 1. выберите капитана 2. Распределите роли: спикер, художники, писарь, систематик 3. Соблюдайте тишину и порядок, равноправие всех участников группы.

Индивидуальный блиц-опрос «Общая характеристика Амфибий»

1 ответ = 1 балл

Задание в группе «Строение Земноводных» (макс. 5 баллов)

Задание в группе «Соотнесите виды и отряды» (макс. 10 баллов)

Кроссворд (5 баллов) и итоговое задание (

1 место - 5 б.;

2-е – 4 б.;

3-е – 3 б.)

Общий балл и оценка

29-35 – «5»

22-28 – «4»

15-21 – «3»

Менее 15 – «2»

Баллы

Дата:

Класс: 7

Тема урока : Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные.

Цель : повторить и закрепить познакомиться уметь различать и определяться представителей различных отрядов и знать

Тип урока : комбинированный.

Форма урока : урок – сказка.

Методы обучения: частично-поисковый, групповая работа, индивидуальная работа, игра.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока “Многообразие земноводных” (прил. 1), интерактивная доска, карточки «Отряды Земноводных» (прил. 2), оценочные листы (прил. 3), таблицы «Многообразие земноводных и их особенности» (прил. 4)

План урока:

    Орг. момент (3 мин.)

    Опрос д/з (12 мин.)

    Изучение нового материала (11 мин.)

    Физминутка (3 мин.)

    Закрепление изученной темы (10 мин.)

    Рефлексия (2 мин.)

    Выставление оценок (1 мин.)

    Объяснение д. / з. (1 мин.)

Ход урока:

    Организационный момент (3 мин.)

Здравствуйте ребята и уважаемые гости урока.

Сообщение плана урока:

На прошлом уроке мы с вами начали изучать класс Земноводные. Сегодня конечно же продолжим, но для начала давайте разберемся, что мы будем делать? У вас у всех есть оценочные листы, в которых есть памятка о правилах работы в группе и таблица с этапами урока. Итак, ознакомьтесь с ними и послушайте меня.

В животном царстве, позвоночном государстве, жил-поживал класс Земноводных (Слайды 1–2) . Класс этот – богатый, знатный. Многие его представители славятся на весь мир. Но вот однажды побывала в гостях у класса злая колдунья. Завистливая она была, не понравилось ей, что все тут такие известные, первые позвоночные обитатели суши на планете Земля, да и к тому же могут жить и в воде. И решила колдунья навредить классу Земноводных. Украла она ключевое слово, с которым ассоциируется весь класс Земноводных, а остальных представителей заколдовала. Ребята! Помогите разрушить чары злой колдуньи, расколдовать представителей класса и найти то самое слово.

А для этого нам нужно решить множество заданий, которые у вас написаны в этапах урока, под каждым заданием будут даны буквы из которых после всех заданий, вы составите слово и получите соответствующий балл, просьба не выкрикивать а поднять карточку, чтобы я смог определить места.

Формулирование целей урока вместе с ребятами:

    Ребята давайте подумаем, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (многообразие земноводных)

    Кроме этого давайте посмотрим, что еще мы будем делать на сегодняшнем уроке? (выполнять задания по домашней работе)

    Исходя из этого, давайте поставим цели нашего урока?

    Опрос домашнего задания (12 мин.)
    2. 1. Индивидуальный блиц-опрос «Общая характеристика Амфибий»:
    1 ответ = 1 балл, при неправильном ответе вопрос переходит след группе.

Группа С:

    Назовите один из признаков Земноводных отличающий их от рыб?

    В чем отличие дыхательной системы рыб и земноводных? (нет легких и есть легкие, жаберное и кожное дыхание в воде)

    Почему мозжечок лучше развит у рыб чем у земноводных?

Группа В:

    Назовите одно отличие и одно сходство кровеносной системы рыб и земноводных? (замкнутая и два круга – сходства; 2-х и 3-х камерное)

    Проведя аналогию с рыбами. На какой стадии развития у земноводных имеется боковая линия? (головастика)

    Почему средний мозг у земноводных развит лучше у земноводных чем у рыб?

Группа А:

    Последний отдел пищеварительной системы Земноводных? (клоака)

    Просмотрите отрывок из мультфильма «Лягушка-путешественница» и ответьте на вопрос: Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки) ФАКТ : Лишённые кожного дыхания лягушки, живут около 3-4 дней, тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.

    Орган выделения у земноводных? Его отличие от органа выделения рыб и ланцетника? (почки как и у рыб, а у ланцетника это - протонефридии)

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    1. Задание в группе «Строение Земноводных»

Группа С:

Соотнесите признаки ланцетников, рыб и земноводных:

30 видов

Около 20 тыс. видов

Около 3 тыс. видов

Имеют спинно-брюшное (дорсовентральное) строение

Обитают исключительно в воде

Обитают и на земле и на суше

Имеют влажную кожу

Имеют костную чешую

Имеют плакоидную чешую

Имеют 1 шейный позвонок

А. Ланцетник

Б. Рыбы

В. Земноводные

Группа В:

Найдите и покажите 3 отличия в скелете рыб и земноводных.

Группа А:

Прочитайте и объясните стих, учтите анатомическое строение пищеварительной системы лягушки.

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.

Правда это или нет?

(Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    Изучение нового материала (16 мин.)

    1. Задание в группе «Систематика Земноводных» (макс. 10 баллов)

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Не имеют конечностей

достигают в длину 1 м.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста,

2. имеют две пары сильных конечностей

3.

Задание: Каждой группе раздается ватман на котором они пишут признаки изучаемого отряда (Группа А – Бесхвостые земноводные , Группа В – Хвостатые земноводные, Группа С – Безногие земноводные) и дополняют таблицы.

Отряд Безногие, или цецилии

Безногие земноводные (червяги) хорошо приспособлены к роющему образу жизни. Их червеобразное, лишённое конечностей тело разделено на многочисленные кольца (сегментированное тело), что делает их похожими на больших дождевых червей. Внутренние органы сильно вытянуты.

У червяг хорошо развито обоняние, а вот недоразвитые глаза скрыты под кожей, отсутствует и барабанная перепонка. В глубокой ямке за ноздрёй находится осязательное щупальце.

Безногие обитают в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке, некоторые из них достигают в длину 1 м (Гигантская червяга ) . 160 видов разделены примерно на 6 семейств.

Отряд Хвостатые – другой отряд земноводных. Все они имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост. Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом. Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.

Хвостатые питаются различными беспозвоночными, икрой рыб и других амфибий, мелкими позвоночными животными. 9 семейств (около 360 видов) обитают преимущественно в Северном полушарии, за экватором можно встретить только очень немногие формы. Некоторые хвостатые (например, огненная саламандра) выделяют токсин кожными железами. К этим же видам относится и известный эндемик гор Джунгарского Алатау в пределах юго-восточного Казахстана и северо-западного Китая семиреченский лягушкозуб, или джунгарский тритон занесенный в Красную книгу Казахстана.

Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента.

Отряд бесхвостые наиболее высокоразвитый из современных земноводных. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см. Некоторые бесхвостые (например, пипа, сумчатые лягушки) носят молодь на спине.

Известно более 20 современных семейств и около 3500 видов бесхвостых земноводных. Они обитают преимущественно во влажных местах на земле, деревьях и в воде, во всех частях света, кроме Антарктиды.

Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента.

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Не имеют конечностей

Тело сегментированное на кольца

Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

достигают в длину 1 м.

Хвостатые

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Не имеют конечностей

Тело сегментированное на кольца

Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

достигают в длину 1 м.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

Бесхвостые

Отряды

Признаки

Представители

Безногие

    Не имеют конечностей

    Тело сегментированное на кольца

    Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

    достигают в длину 1 м.

Гигантская червяга, толстотелая червяга, Кенийская червяга и др.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

огненная саламандра, тритон, японская исполинская саламандра, семиреченский лягушкозуб и др.,

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Лягушка, жаба, пипа, лягушка –голиаф и др.

Таблица «Многообразие Земноводных и их особенности»

Отряды

Признаки

Представители

Безногие

    Не имеют конечностей

    Тело сегментированное на кольца

    Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

    достигают в длину 1 м.

Гигантская червяга, толстотелая червяга, Кенийская червяга и др.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

огненная саламандра, тритон, японская исполинская саламандра, семиреченский лягушкозуб и др.,

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Лягушка, жаба, пипа, лягушка –голиаф и др.

Таблица «Многообразие Земноводных и их особенности»

Отряды

Признаки

Представители

Безногие

    Не имеют конечностей

    Тело сегментированное на кольца

    Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

    достигают в длину 1 м.

Гигантская червяга, толстотелая червяга, Кенийская червяга и др.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

огненная саламандра, тритон, японская исполинская саламандра, семиреченский лягушкозуб и др.,

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Лягушка, жаба, пипа, лягушка –голиаф и др.

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    1. Задание в группе «Соотнесите виды и отряды» (макс. 10 баллов).

Из прил. Картинки ребята находят виды подходящие изучаемого отряда и прикрепляют его к ватману а затем проверяют по ключам, т.е. совпадающим цифрам.

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    Физминутка (3 мин.)

Вы наверное устали, давайте немного разомнемся. Выходим все к доске, каждый из Вас может взять 1 карточку любого вида Земноводных, посмотрите на них запомните. Я говорю – хаос, то все земноводные беспорядочно ходят, а дальше слушайте внимательно: соберитесь по троя – хаос – соберитесь по принципу наличия и отсутствия конечностей – хаос – по отрядам – хаос – по развитию в воде и на суше – хаос – по принципу самые милые и очень милые.

    Закрепление изученной темы (5 мин.)

    1. Кроссворд (5 баллов)

Кроссворд “А знаете ли вы?” Слайд № 5

В клетках нужно вписать названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой “А”

Ответы: 1. Жаба или Пипа; 2 Квакша; 3. Лягушка; 4. Жерлянка; 5. Саламандра.

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

3. 4. Итоговое задание (1 место - 5 б.; 2-е – 4 б.; 3-е – 3 б.)

Ответ: ЛЯГУШКА

Как вы думаете, почему колдунья украла именно это слово? (С-В-А)

    Подведение итогов урока (2 мин.)

Вам удалось разрушить чары злой колдуньи, расколдовать представителей класса Земноводные и найти украденное слово. МОЛОДЦЫ!

А теперь давайте вспомним поставленные нами цели в начале урока и решим, достигнуты ли они?

    Повторить и закрепить общие характеристики класса Земноводные и их строение;

    Познакомиться с многообразием класса земноводные;

    Уметь различать и определять представителей различных отрядов

    Знать их отличительные особенности.

    Рефлексия (2 мин.)

Выберите стикер со смайликом соотвествующим вашему настроению, а на другой стороне напишите почему, что вам понравилось или что не понравилось.

    Выставление оценок (1 мин.)

Вы уже посчитали свои баллы в оценочных листах и оценили сами себя, поднимите руки те у кого 5, у кого 4, у кого 3 и у кого 2.

    Объяснение д./з. (1 мин.)

Похожие статьи

  • Инородные тела носа и околоносовых пазух

    Попадание посторонних предмет в нос – одна из наиболее частых причин обращения в детской отоларингологии. Но от такого диагноза не застрахован и взрослый. Если дети целенаправленно могут помещать инородные тела в носовую полость, то у...

  • Мастопатия: стоит ли ее бояться

    Мастопатия - это заболевание, при котором происходит избыточный рост тканей молочной железы, возникающий в ответ на гормональный дисбаланс в организме.Заболевание выявляется у многих женщин, но чаще всего оно выявляется в промежутке между...

  • Возмещение пособий из ФСС

    Социальные взносы с 1 января 2017 года наряду с пенсионными и медицинскими платятся в Федеральную налоговую службу. Несмотря на это, вопросами возмещения выплат по-прежнему занимается ФСС. И именно в этот фонд нужно обращаться за покрытием...

  • Порядок заполнения справки-расчета в фсс

    Справка-расчет для возмещения пособия из ФСС в 2019 году - обязательный документ для возмещения пособий из ФСС в России. Бланк, образец и инструкция для заполнения документа есть в нашей статье. Бланк справки-расчета для возмещения пособий...

  • Сонник автомобиль, к чему снится автомобиль, во сне автомобиль Сонник управлять машиной с помощью

    Машина может сниться лишь потому, что это наиболее удобное средство передвижения. В таком случае акцент в толковании следует сместить на остальное содержание сновидения. Однако, если машина явно выступает одним из центральных элементов, то...

  • Пётр I - лже-сын царицы Натальи

    Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал. Происхождение его точно не...