Основные факторы развития детей дошкольного возраста. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка. Факторы, влияющие на развитие личности младшего школьника

Введение

Стремительно меняется жизнь вокруг нас, неизменно одно – люди продолжают любить, рожать и воспитывать детей. Рождение человека было и будет всегда чудом, самым удивительным и прекрасным событием в жизни каждой семьи.

Актуальность выбранной темы вытекает из фактора нестабильности: экономической, политической, ценностной. К сожалению, сегодня негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, т.е. обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту изменений социальной ситуации развития человека.

Помимо факторов, негативно влияющих на детское развитие, некоторые исследователи обсуждают кризисность современного детства. Как пишет И.Д. Фрумин, сегодняшние дети отличаются от детей, о которых писали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. Изменились формы внешней активности ребенка, сказывается и кризис, испытываемый современной семьей. И, конечно, детство становится другим, благодаря повсеместному внедрению раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как убедительно доказывают физиологи, является фактором риска нарушения здоровья детей. В целом для современных условий характерно широко масштабная социальная депривация, т.е. лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. И безусловно, социальная депривация приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что в современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов. Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Здоровье будущего ребенка целиком и полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планирование беременности, проведение обследования обоих родителей желательно до зачатия младенца.

Часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью. Как мать будет воспитывать своего ребенка, какими стереотипными установками пользоваться, когда и в какое учреждение отдаст своего малыша – от этих компонентов зависит будущая жизнь ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.


1. Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития человека.

В 1971–74 гг. в Праге подвергалась исследованию группа из 220 детей, родившихся в 1961–63 гг. на основании достоверно нежелательных случаев беременности. Попарно с ними соотносилась группа контрольных детей. Критерием при этом были возраст и пол ребенка, далее, дети посещали тот же самый класс. Возраст матерей и отцов приблизительно был схож, причем эти родители занимали сходное социально-экономическое положение.

Хотя статистическая значимость сравнительно невыразительна, однако различия все же существуют и свидетельствуют о фактах вполне определенным образом. Что касается биологического вступления в жизнь (беременность, роды, масса тела при родах), то нежеланные дети не отличаются от положительно или хотя бы нейтрально принимаемых детей. У этих детей был, однако, существенно более короткий период кормления грудью, они чаще становились объектом врачебной помощи и отличались тенденцией к менее гармоничному физическому развитию (т.е. к несоответствующей полноте).

Матери усматривали у своих «нежеланных» детей в дошкольном возрасте и в период обследования менее благоприятные личностные свойства. Также учителя, сравнивая их с контрольными одноклассниками, давали менее благоприятную оценку, а сами одноклассники (при социометрическом обследовании) значительно чаще отвергали их как друзей, оценивая их поведение в коллективе в качестве менее приемлемого. Что касается уровня умственного развития, то между группами не отмечалось никаких различий. Что касается школьной успеваемости и способности приспосабливаться к фрустрационным ситуациям, то «нежеланные» дети явно отставали от контрольных детей. Различия между детьми, выявлялись у мальчиков более четко, чем у девочек – по заболеваемости, школьной успеваемости, оценке личных свойств матерями, учителями и одноклассниками.

Независимые наблюдатели также считали, что у «нежеланных» мальчиков интеллект ниже, чем у девочек.

Выяснилось также, что простая сумма неблагоприятных признаков в развитии личности «нежеланных» детей весьма значимо превышает сумму подобных признаков у детей контрольной группы. Это значит, что «нежеланных» детей характеризует не несколько выраженных отклонений, а десятки мелких признаков плохого адаптирования, которые затем сдвигают данную группу как целое в социально невыгодном направлении. Клиническую картину таких отклонений можно назвать, скорее всего, картиной психической «супердепривацией», которая при благоприятных условиях, в последующем развитии не должна обязательно проявляться отрицательным образом. Несомненно при неблагоприятных условиях она может принести пострадавшему индивиду в будущем серьезные жизненные осложнения.

Предупреждение нежелательной беременности отличается, следовательно, далеко идущим как психологическим, так и общественным значением.

Обследования в педопсихиатрических и педагогическо-психологических консультациях показали, что дети, родившиеся после нежелательной беременности, значительно чаще входят в контакт с данной службой и что их проблемы там принимаются в качестве более серьезных. Различия в школьной успеваемости – при условии одинакового интеллектуального развития – с переходом в высшие классы школы становятся более выраженными скорее не в пользу «нежеланных» детей. Значительно чаще эти дети оцениваются своими матерями и учителями как менее добросовестные, однако более импульсивные, как менее послушные, а также хуже приспосабливающиеся в детском коллективе. Сами «нежеланные» дети в тестах семейных связей усматривают существенно менее положительной заинтересованности со стороны своих матерей чем контрольные дети. Они отмечают также значительно меньше директивности и больше несистематичности. В то время как в контрольных семьях отмечается значительно высокая корреляция воспитывающего поведения матери и отца в отношении ребенка, в семьях с «нежеланным» ребенком данная корреляция весьма низка. Последнее означает, что в таких семьях дети воспринимают поведение своих родителей чаще как отмечающееся несогласиями или противоречиями.

Подобно результатам первоначального обследования многие установленные данные свидетельствуют о том, что ситуация нежеланных мальчиков более затруднительна, чем ситуация девочек. Например, нежеланные мальчики чаще предполагают, что с течением времени отношение к ним их матерей начинает, скорее, ухудшаться. Менее часто они воспринимают мать как наиболее значительное лицо своего детства. В отличие от данных, устанавливаемых у контрольных детей, они считают, что их характер больше похож на отцовский, чем на материнский. Брак своих родителей они чаще расценивают как несчастливый.

Хотя с течением времени в большинстве случаев наступает, по-видимому, далеко идущее компенсирование, которое занимает первоначально совершенно отрицательные позиции к существованию данного ребенка, однако сам факт, что различия все-таки имеются, причем со временем они скорее возрастают, свидетельствуют о том, что «нежелательность беременности» безусловно не представляет фактора, которым можно было бы в жизни ребенка пренебречь. Картина психической субдепривации, как она была показана выше, остается и далее сохранной.

Возникает вопрос: будут ли отмеченные отклонения в развитии личности нежеланных детей отражаться на сексуальном поведении, отношениях партнеров и, наконец, также на родительских позициях. Можно обсуждать гипотезу, что данная субдепривация также будет отличаться тенденцией передавать свои неблагоприятные последствия дальнейшему поколению, как это, кстати, можно отметить и в случае других психо-патологических единиц.

В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией (Баженова О.В., Баз Л.Л., Брутман В.И.), психофизиологией (Батуев А.С., Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В.), психологией материнства (Радионова М.С., Филиппова Г.Г.), психотерапевтическими (Коваленко Н.П., Скобло Г.В., Шмурак Ю.И.) и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. Выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные закономерностям развития ребенка дошкольного возраста позволили выделить факторы, обуславливающие течение и результаты данного процесса: наследственность, среда и воспитание.

Фактор – движущая сила, причина какого либо процесса. Развитие личности – качественное изменение ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому в процессе социализации личности. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.

Необходимо отметить, что без участия взрослого человека развития ребенка невозможно. Взрослый (семья, педагоги, окружающие) выступает посредником в процессе социализации ребенка.

Движущими силами формирования личности являются возникающие в процессе воспитания противоречия биологических (наследственность) и социальных (среда) закономерностей.

Движущая сила развития личности имеет следующие противоречия:

1. Между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения.

2. Между возросшими духовными и физическими возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности.

Основные факторы, влияющие на развитие личности дошкольника.

1. Наследственность – передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, обеспечивающие наследственную программу развития человека.

Основные наследственные свойства:

а) анатомо-физиологические особенности человеческого организма;

б) задатки речи, мышления, прямохождение;

в) цвет кожи, глаз и волос; телосложение;

г) тип нервной системы.

2. Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле:

а) в широком смысле «среда» – природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни;

б) в узком смысле «среда» – непосредственное предметное и человеческое окружение ребенка.

3. Воспитание (всегда носит целенаправленный и организованный характер). Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности, которая является залогом формирования различных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной.

Возрастная периодизация

Полная возрастная периодизация включает в себя всю человеческую жизнь с ее характерными стадиями.

Рассматриваются различные подходы ученых к возрастной периодизация дошкольников.

П.П. Блонский. Основа периодизации – периоды смены зубов, что связано с умственным развитием ребенка и с процессом его социализации.

Л.С. Выготский. Основа периодизации – теория свободного возраста и кризисов развития:

– новорожденность;

– младенчество;

– ранний возраст;

– дошкольный возраст.

Д.Б. Эльконин. Основа периодизации – смена ведущего вида детской деятельности. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка и его возможностями. Виды деятельности сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. Данная теория дополняет теорию Л.С. Выготского.

Сензитивный период – период, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий и др.).

Виды периодизации, принятые современной наукой

1. Психологическая периодизация:

– пренатальный период;

– период новорожденности (до 6 недель жизни);

– грудной период (до года);

– ползунковый возраст (1-3 года);

– дошкольный период (от 3 лет и до поступления в школу);

– школьный возраст (6-11 лет);

– пубертантный период (11-15 лет);

– юношеский период (15-20 лет).

2. Педагогическая периодизация:

– младенчество (первый год жизни);

– ранний возраст (от 1 года до 3 лет);

– дошкольный возраст (от 3 до 7 лет):

– младший дошкольный возраст (3-4 года)

– средний дошкольный возраст (4-5 лет)

– старший дошкольный возраст (5 лет - до школы).

– младший школьный возраст (с момента поступления в школу до перехода ребенка в среднее звено – 5 класс);

– средний школьный возраст (с момента перехода в среднее звено и до 15 лет);

– старший школьный возраст (15-18 лет).

Основные педагогические характеристики младенчества:

1. Действия с предметами – основа познавательного развития.

2. Совершенствование нервной системы.

3. Увеличение массы тела и роста.

4. Возрастание двигательной активности.

5. Формирование механизмов речи.

6. Овладение умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать.

Основные педагогические характеристики периода раннего возраста (1-3 года):

1. Речь становится ведущим фактором становление личности.

2. Усвоение ребенком в процессе общения и разнообразных видов деятельности моральных норм и социального опыта.

3. Появление первых признаков самостоятельности в поведении и действиях.

4. Усвоение ребенком основных способов использования предметов – развитие предметной деятельности.

5. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры развиваются восприятие, мышление, память и др.

6. Сенсорное развитие через ощущение и восприятие.

7. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития.

8. Ведущий вид деятельности раннего возраста – предметная деятельность, в процессе которого происходит усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

Основные педагогические характеристики периода

дошкольного возраста (от 3 лет до момента поступления в школу)

1. Формирование логического мышления, появление элементов абстрактных рассуждений.

2. Начало всестороннего развития и формирования личности.

3. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления.

4. Игра по-прежнему лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации замыслов, желаний и стремлений.

5. Деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышлений и речи приводят к формированию чувственного этапа познаний мира.

6. Формирование произвольности – в игре, рисовании, конструировании и др.

7. Происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции, активно формируется костно-мышечная система, повышается двигательная активность.

Ведущий вид деятельности дошкольного возраста – игровая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

К 6-7 годам ребенок владеет навыками сюжетно-ролевой игры, использует народные и дидактические игры, в рисунке отображает людей, бытовые сюжеты, картины природы, по собственному замыслу создает конструкции из разных материалов, владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни, стремится быть причастным к труду взрослых, инициативен в общении со взрослыми и сверстниками, свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, умеет грамматически правильно строить сложные предложения, имеет элементарные представления о языковой действительности (звук, слово, предложение) и высокий уровень познавательного развития, у него развито самосознание, он проявляет интерес к практическому экспериментированию, обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению, инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий, умеет преодолевать трудности и т.д. У ребенка формируется готовность к систематическому обучению в школе, т.е. ведущей становится учебная деятельность, характеризующая систематическим и целенаправленным усвоением знаний, умений и навыков.

Проблеме развития и воспитания детей дошкольного возраста посвящены исследования Р.С. Буре, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, Т.А. Репиной и др.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ учитывает возрастные возможности и способности детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Вопрос для обсуждения

1. Дайте определение возрастным особенностям человека.

2. Перечислите факторы развития личности дошкольника.

3. Раскройте основные виды периодизации принятые современной наукой.

4. Назовите основные характеристики младенчества и раннего возраста.

В психологии выделяют два направления, объясняющих процесс детского развития.

1) Биологизаторское направление

2) Социологизаторское направление

Противоречия между потребностями и способностями, потребностями и требованиями общества – являются источником развития ребенка . Разрешение противоречий позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях , в окружении конкретных предметов мате­риальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. От этих условий зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобра­зие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобре­таемых в процессе развития.

Факторы развития могут способствовать или препят­ствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка. Они содержат в себе источники развития и направляют его

Факторы развития – это «движущие силы», которые определяют поступательное развитие ребенка и являются его причинами.

Согласно Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Таким образом, факторами развития может выступать совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.

Обучение идет впереди развития и создаетзону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может делать сам и что – с помощью взрослых

Обучение неразрывно связано с деятельностью, которая также является источником развития психики ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, ведущие виды деятельности играют главную роль в развитии, другие – подчиненную.

Вопрос 4. Периодизации психического развития ребенка

Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику возрастных этапов. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Выготский Л.С. изучив работы многих ученых, выделил три группы периодизаций: по внешнему признаку; по внутреннему признаку (по одному и по нескольким признакам детского развития); на основе определения стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.

К первой группе относятся периодизации на основе внешнего признака, но связанного с самим процессом развития.

Периодизация Рене Заззо . В ней ступени детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения. По мнению автора - развитие и воспитание взаимосвязаны.

До 3 лет - раннее детство.

3-6 лет - стадия дошкольного возраста (воспитание в семье или дошкольном учреждении ).

6-12 лет - стадия начального школьного образования (приобретение основных интеллектуальных навыков ).

12 -16 лет - стадия обучения в средней школе (ребенок получает общее образование ).

После 16 лет - стадия высшего или университетского образования.

Существуют и другие периодизации (Гетчинсона, А. Валлона ).

Во второй группе периодизаций используется внутренний признак детского развития (чаще всего только один).

Павел Петрович Блонский выбрал для критерия развитие костной ткани у детей, появление и смену зубов. По этой периодизации детство делится на три эпохи.

От 8 мес. до 2,5 лет - эпоха беззубого детства.

От 2,5 лет. до 6,5 лет - детство молочных зубов.

Зигмунд Фрейд считал, что главным источником человеческого поведения является бессознательное , которое насыщено сексуальной энергией - либидо . Автор считал, что этапы развития отличаются друг от друга способом фиксации либидо. Сексуальное развитие служит критерием данной периодизации. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон.

До 1 года - оральная стадия. Эрогенная зона - слизистая рта и губ.

1-3 лет - анальная стадия. Эрогенная зона - слизистая кишечника. Ребенок усваивает социальные нормы.

3-5 лет - фаллическая стадия. Эрогенная зона - гениталии. Высшая ступень развития детской сексуальности.

5-12 лет - латентная стадия. Наблюдается временное прерывание сексуального развития ребенка. Его интересы направляются на общение с друзьями.

12-18 лет - генитальная стадия. Все эрогенные зоны объединяются, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

В третьей группе периодизаций периоды психического развития ребенка выделяются на основе определения: стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.

К этой группе относятся периодизации, предложенные Львом Семеновичем Выготским и Даниилом Борисовичем Элькониным.

Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоя­тельств растягиваясь до года или даже двух лет.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окру­жающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появ­лением «трудновоспитуемости», как пишет Л. С. Выготский. Ребе­нок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действо­вать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конф­ликты с близкими людьми - типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабля­ется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второго почти не меняется.

Главные изменения, происходящие во время кризисов, - внутрен­ние. Изменяются интересы ребенка и его ценности.

Кризис новорожденности

0-1 месяц - период новорожденности

1 месяц - 1 год - младенчество

Кризис 1 года

1-3 года - раннее детство

Кризис 3 лет

3-7 лет - дошкольный возраст

Кризис поступления в школу

7-10 лет - младший школьный возраст

10-15 лет - подростковый возраст

Кризис 12 лет

15-18 лет - старший школьный возраст

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Дополнительная информация.

Из других современных периодизаций детского развития заслужи­вают внимания периодизации А. В. Петровского и Д. И. Фельдштейна.

А. В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс ин­теграции в различных социальных группах. Согласно А. В. Петровскому, детство - это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество - про­явление своей индивидуальности. В юности должна произойти интег­рация в обществе.

Д. И. Фельдштейн основным критерием развития личности ребенка от рождения до ранней юности определяет положение «Я» в социуме.

Он выделяет два блока социального развития личности. Эти бло­ки можно обозначить как фазы становления личности.

На первой фазе (от 0 до 10 лет) - фазе собственно детства - происходит станов­ление личности на уровне еще не развитого самосознания.

На второй фазе (от 10 до 17 лет) - фазе подросткового возраста - наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступа­ющего в социальной позиции общественно ответственного субъекта.

Выделенные фазы охватывают определенные циклы развития лично­сти, фиксируя результат этой формы социального развития - ста­новление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции.

В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация:

Период новорожденности - до 1 мес.;

Период младенчества -1 – 12 мес.;

Период раннего детства - 1 - 4 года;

Дошкольный период - 4 - 7 лет;

Младший школьный - 7-12 лет;

Подростковый период - 12 - 16 дет;

Ранняя юность - 16 - 19лет;

Поздняя юность - 19 - 21 год;

Молодость (ранняя зрелость.) - 21 - 35 лет;

Зрелость - 35 - 60 лет;

Первая старость (пожилой возраст) - 60 - 75 лет;

Старость (преклонный возраст) - 75 - 90 лет;

Долгожительство - старше 90 лет.

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе. 4.1 из 5 (7 голоса)

В последние годы популярна формула: «обучение ведет за собой развитие». В том смысле, что чему захочу научить – тому научу, когда захочу – тогда научу. Но это неверный подход. Ребенка можно научить (без вреда психике) только тому, чему он уже способен обучаться. Не надо требовать от него того, чего он еще не в состоянии выполнить. Например, приводят трех- или пятилетнего ребенка к психологу с жалобой на то, что он не хочет заниматься. А дело все в том, что в 5 лет он еще не может проявлять волевые усилия, его мозг недостаточно развит для этого. Чтобы такой ребенок начал учиться, надо создать ему такие условия, в которых он захочет это делать, заинтересовать его. Интерес и удача – два компонента развития мотивации обучения.

Обратите внимание, как вы общаетесь с ребенком? Слишком часто мы предъявляем к детям неадекватные требования: «Сиди спокойно, прекрати играть, иди ужинать!» А поскольку ребенок довольно медленно переключается с одного вида деятельности на другой, вы повышаете голос. И в следующий раз, пока вы не закричите, он даже не услышит вас. Дети, конечно, разные. Кому-то нужно больше времени для переключения, кому-то – меньше. Но вы в любом случае должны, наблюдая за своим ребенком, понять, сколько времени нужно именно ему и верно рассчитывать время.

Мы иногда очень жестко заставляем ребенка что-то сделать, не учитывая его состояние. А это называется психологическим насилием или психологическим битьем. Так делают учителя в школе, каждый день говорящие четверокласснице: «Я тебя в пятом классе не вижу», так же делают родители, постоянно сравнивающие своего ребенка с одноклассниками, родственниками, друзьями. И такие вещи никогда не забываются. Хорошо, если человек, уже будучи взрослым, захочет избавиться от этого негативного воздействия прошлого и пойдет к психологу. Но так бывает далеко не всегда. Чаще все те, кого били (неважно физически или психологически) в детстве, будут поступать так же со своими детьми.

Безусловно, можно не прислушиваться ни к чьим советам и воспитывать ребенка так, как считаете нужным вы сами, как воспитывали вас. Но это не отменяет того, что существуют закономерности развития. Мы просто может либо принять их, либо нет.

Варианты развития дошкольников

Выделяется 5 разновидностей развития дошкольников :

  1. Социально-коммуникативное развитие. Как ребенок общается с другими детьми, со взрослыми, с родителями, воспитателями, незнакомыми людьми. Как он с ними взаимодействует.
  2. Речевое развитие. Очень многие дети имеют несформированную речь. Это может случиться по разным причинам, но такому ребенку точно будет непросто взаимодействовать с другими детьми, а значит, развиваться в социальном плане.
  3. Художественно-эстетическое развитие. На него большое влияние оказывает участие ребенка в театральных представлениях, ролевых играх.
  4. Физическое развитие. Дети сейчас больше сидят, чем двигаются, а это для них очень вредно. В 3-4 года формируется осанка, стопа. И для того, чтобы они сформировались правильно, ребенка необходимо заинтересовать (не заставить, а именно заинтересовать!) двигательной активностью. Одной мелкой моторики недостаточно, нужны также и «большие» движения.
  5. Познавательное развитие. Включает в себя память, внимание, мышление, восприятие, моторику, речь и организацию деятельности.

Произвольная регуляция и организация деятельности – это:

  1. умение воспринимать, понимать и удерживать в рабочей памяти вербальную «инструкцию»;
  2. умение сконцентрировать внимание и не отвлекаться какое-то определенное время;
  3. умение контролировать ход выполнения работы;
  4. умение попросить помощи, если непонятно;
  5. умение завершить работу (сравнить задание с результатом).

Что за «инструкция»? Например, мы просим ребенка сложить пирамидку. Это плохая «инструкция» для пятилетнего. Как ее сложить? По цветам, по размерам? Если по цветам, то по какому принципу? И так далее. Также в «инструкции» не должно быть непонятных ребенку слов. Если ребенку меньше 6 лет, ему стоит не только сказать словами, но и показать на примере, как надо делать. Кому-то будет достаточно одного раза, чтобы потом самому сложить пирамидку, кому-то понадобится несколько раз. Это тоже зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Основные закономерности развития у всех детей одинаковы. Это этапность (все дети проходят через все этапы, и ни один нельзя проскочить) и гетерохромность (все органы и системы организма развиваются неравномерно).

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Это внешние (или экзогенные) и внутренние (биологические) факторы.

Биологические факторы:

  1. Генетические: увеличивается количество генетических патологий.
  2. Биологические: например, недоношенных детей, весом 500 граммов, сегодня успешно выхаживают. А такие дети рождаются без рефлексов, и им необходимо заниматься с логопедом уже с периода лепета, с ними надо иначе работать и в детском саду, и в школе, нужно по-другому общаться.
  3. Пре-перинатальные: когда рождаются двойни и тройни, дети в них имеют особенности развития. Эти дефекты очень мелкие, и их долго не видно, вплоть до школы.
  4. Физическое здоровье.
  5. Психическое здоровье.

К экзогенным относятся:

  1. Экология: непонятно, что мы едим, пьем, чем дышим.
  2. Социальные: дети растут в разных семьях, в разных социальных условиях.
  3. Социокультурные: например, давление социума в плане требования сверхраннего обучения.
  4. Семейные: например, социальная депривация ребенка в семье состоятельных и очень требовательных людей. По результатам исследований, жесткие требования оказывают такой же негативный эффект на состояние ребенка, как полное невнимание к нему. Также на детей большое влияние оказывают родительские неврозы.
  5. Педагогические: за деньги преподаватели научат чему угодно в любое время. Это тоже к слову о неадекватных требованиях.

Все эти факторы смешиваются. И из-за долговременного воздействия имеет место кумулятивный эффект, то есть эффект накопления.

В плане социокультурного развития дошкольника на сегодняшний день выделяют следующие особенности:

  1. Домашнее воспитание: почти 30% не ходят в детский сад.
  2. Сверхраннее образование, которое, как уж было упомянуто выше, может быть не только бесполезным, но и вредным.
  3. Ограниченные контакты со сверстниками: дети ходят в кучу кружков, но там их общение ограничивается деловым.
  4. Замена общения со взрослыми техническими средствами. Вместо того, чтобы вместе почитать книжку, многие родители дают ребенку гаджет. По данным исследований только 10% родителей регулярно читают дошкольникам. А для ребенка 4 лет поход в магазин, где он сможет сам себе выбрать книжку, может стать настоящим праздником. Если, конечно, у него есть привычка читать вместе с мамой.
  5. Исчезновение игры как ведущего вида деятельности. Спонтанной игры у дошкольников сегодня почти не наблюдается. Часто это происходит из-за того, что не сформирована речь. А когда речь не сформирована, играть бывает трудно.
  6. Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов). Если заставлять ребенка учиться чему-то, когда он не готов и ему неинтересно, результат может быть прямо противоположным.

Мифы о развитии дошкольника

И в конце следует немного сказать о трех очень популярных мифах развития современного дошкольника и развенчать их.

  • Миф первый : «окно развития» ребенка закрывается в дошкольном возраста (в 4-6 лет). В 60-е так действительно думали, хотя даже тогда ни один специалист прямым текстом этого не говорил. На самом деле, все наоборот: ресурс мозга увеличивается, причем постоянно, на протяжении всей жизни. Если человек в 80 лет получает новую нестандартную задачу, в его мозгу появляются новые нейронные связи. На сегодняшний день даже в первый час после инсульта опытные логопеды могут помочь человеку полностью восстановить речь.
  • Миф второй : современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект. Дети развиваются точно так же, как и раньше, приблизительно с той же скоростью. Все зависит только от того, как с ними работают. Если взаимодействовать с ребенком, разговаривать с ним, заинтересованно слушать его, процесс развития идет несколько быстрее. Но так было всегда.
  • Миф третий : читать и писать дети должны научиться как можно раньше. Самый эффективный этап обучения письму и чтению – 6-8 лет, когда формируется избирательное внимание. Кроме того, только к 6-7 годам ребенок начинает дифференцировать зрительные стимулы. Подготовку можно начать и раньше: в 5 лет ребенок вполне способен научиться писать печатные буквы, правильно держать ручку, тетрадь, правильно сидеть.

В итоге, все сводится к тому, что если ребенок готов чему-то учиться, если его этим увлекли, если его хвалят, и он чувствует, что преуспевает, смело учите его этому. Если не давить, развитие будет проходить плавно и естественно.

Похожие статьи

  • Инородные тела носа и околоносовых пазух

    Попадание посторонних предмет в нос – одна из наиболее частых причин обращения в детской отоларингологии. Но от такого диагноза не застрахован и взрослый. Если дети целенаправленно могут помещать инородные тела в носовую полость, то у...

  • Мастопатия: стоит ли ее бояться

    Мастопатия - это заболевание, при котором происходит избыточный рост тканей молочной железы, возникающий в ответ на гормональный дисбаланс в организме.Заболевание выявляется у многих женщин, но чаще всего оно выявляется в промежутке между...

  • Возмещение пособий из ФСС

    Социальные взносы с 1 января 2017 года наряду с пенсионными и медицинскими платятся в Федеральную налоговую службу. Несмотря на это, вопросами возмещения выплат по-прежнему занимается ФСС. И именно в этот фонд нужно обращаться за покрытием...

  • Порядок заполнения справки-расчета в фсс

    Справка-расчет для возмещения пособия из ФСС в 2019 году - обязательный документ для возмещения пособий из ФСС в России. Бланк, образец и инструкция для заполнения документа есть в нашей статье. Бланк справки-расчета для возмещения пособий...

  • Сонник автомобиль, к чему снится автомобиль, во сне автомобиль Сонник управлять машиной с помощью

    Машина может сниться лишь потому, что это наиболее удобное средство передвижения. В таком случае акцент в толковании следует сместить на остальное содержание сновидения. Однако, если машина явно выступает одним из центральных элементов, то...

  • Пётр I - лже-сын царицы Натальи

    Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал. Происхождение его точно не...