Природные ресурсы. Западная Сибирь обладает разнообразными природными ре­сурсами. Природа и природные ресурсы Западной Сибири, хозяйственное освоение и проблема охраны ландшафтов Основные виды природных ресурсов западной сибири

Сибирь – это огромнейший географический регион, который находится в Евразии и входит в состав РФ. Территория этой местности неоднообразна, и представляет собой комплекс различных экосистем, поэтому ее разделяют на такие объекты:

  • Западную Сибирь;
  • Восточную;
  • Южную;
  • Среднюю;
  • Северо-Восточную Сибирь;
  • Прибайкалье;
  • Забайкалье

Сейчас территория Сибири охватывает приблизительно 9,8 млн. кв. километров, на которых проживет более 24 миллионов человек.

Биологические ресурсы

Основные природные ресурсы Сибири – это растительный и животный мир, так как здесь сформировалась уникальная природа, которой характерна разновидность фауны и разнообразие флоры. Среди редких видов животных в Сибири можно встретить даурского ежа и дальневосточного леопарда, тонкоклювого кроншнепа и могильника, остроухую ночницу и амурского тигра, сапсана и черного журавля, ирбиса и речного бобра, белоголового сипа и дрофу. В «Красной Книге» РФ имеются некоторые виды растений, произрастающих в Сибири. Это башмачок крупноцветковый, мегадения маленькая и ветреница байкальская. Территория региона покрыта еловыми, пихтовыми, лиственничными и сосновыми лесами.

Водные ресурсы

В Сибири имеется достаточно большое количество водоемов. Здесь протекают многоводные реки, чему способствуют особенности рельефа и климата. Основные водоемы Сибири:

  • реки – Енисей и Амур, Иртыш и Ангара, Обь и Лена;
  • озера – Убсу-Нур, Таймыр и Байкал.

Все сибирские водоемы обладают огромным гидропотенциалом, что зависит от скорости течения рек и контрастов рельефа. Это способствует тому, что речные долины подходят для строительства гидроэлектростанций. Кроме того, здесь обнаружены значительные запасы подземных вод.

Полезные ископаемые

Сибирь богата на различные полезные ископаемые. Здесь сосредоточено огромное количество общероссийских запасов:

  • топливных ресурсов – нефть и торф, каменный и бурый уголь, природный газ;
  • минеральных – железные, медно-никелевые руды, золото, олово, серебро, свинец, платина;
  • неметаллических – асбест, графит и поваренная соль.

Все это способствует тому, что в Сибири есть огромное количество месторождений, где добываются полезные ископаемые, а затем сырье доставляются на различные российские предприятия и заграницу. В результате природные ресурсы региона – это не только национальное богатство, но и стратегические запасы планеты глобального значения.

19.08.2014 9438 0

Задачи: сформировать знания о природных ресурсах Запад­ной Сибири и мерах по их охране и восстановлению; раскрыть проблемы взаимодействия природы и человека; способствовать активному осмыслению проблемы рационального использования природных ресурсов как невосполнимого национального богатства.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Западно-Сибирская равнина. Географическое положение. Особенности природы».

Возможные варианты проверки:

1.Цифровой диктант.

I вариант

Термин

II вариант

Увалы

Плита

Циклон

Губа

Редколесье

Грива

Колки

Мирабилит

Замор

Пойма

Определения можно зачитывать в следующей последователь­ности:

1)Нижний отрезок речной долины, опустившийся ниже уровня моря.

2)Лесные участки в лесостепях и степях Западной Сибири.

3)Вытянутые волнообразные гряды высотой от 10 до 60 м с пологими склонами.

4)Явления массовой гибели рыбы в зимнее время из-за недос­татка кислорода в воде.

5)Натриевая соль серной кислоты, легко растворимая в воде.

6)Область тропосферы с пониженным давлением в центре.

7)Часть речной долины, затопляемая во время паводка и поло­водья.

8)Вытянутые в длину возвышенности с пологими склонами, не имеющие ярко выраженной подошвы.

9)Растительные сообщества на междуречьях из небольших групп низкорослых и кривых деревьев.

10)Молодая платформа.

Ответы:

Iвариант - 4, 7, 6, 9, 8, 3, 10, 1, 5, 2.

IIвариант - 7, 4, 5, 2, 3, 8, 1, 10, 6, 9.

2.Письменная работа по карточкам - задания в содержании предыдущего урока.

3.Фронтальная беседа об особенностях географического поло­жения и природы Западной Сибири.

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель. В 1828 году сенатор Корнилов так писал о богатствах Западной Сибири: «Обь своею рыбою не только пропитывает жи­телей берегов своих, но и снабжает оною с избытком и четыре ближние губернии; берега ее украшены огромными строевыми ле­сами, ... которые могут снабжать мачтовыми деревьями почти всю Европу. По берегам ее богатые промыслы: звериный, птичий и кедровый,... хотя точно не определено еще и не исследовано, какие сокровища по царству ископаемых вмещаются в том крае...»

Эти зарисовки были сделаны более 180 лет назад. И автор тогда уже убедительно описал природное богатство Западной Сибири. Она богата: лесом, птицей, рыбой, зверем. Корнилов пророчески сумел заглянуть в недра Западной Сибири и был прав: здесь приро­да сохранила нефть и газ - ценнейшие богатства XX в.

Чем же сейчас богата Западная Сибирь?

III. Получение новых знаний.

Изучение природных ресурсов Западно-Сибирской равнины проводится в виде практической работы с картами атласа и текстом учебника. Учащиеся заполняют таблицу в тетради и выполняют задания на контурной карте в тетради на печатной основе (с. 53).


Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины

Природный ресурс

Расположение на территории региона

Особенности

освоения

Минеральные ресурсы:

нефть и газ

бурый уголь

железная руда

соли

торф

Центральная и север­ная часть равнины Юго-восточная часть равнины

Томская и Новоси­бирская области Южная часть равнины Центральная и север­ная часть равнины

Сильная заболо­ченность местно­сти, мерзлотные грунты, суровый климат, гнус.

Водные ресурсы:

крупные реки, мно­гочисленные озера

подземные воды

Повсеместно

Повсеместно

Агроклиматические и почвенные ресурсы

Благоприятны в лесо­степной и степной зонах

Биологические ресурсы

Тундра - пушнина, дичь, разведение се­верного оленя; тайга - пушнина и древесина; реки и озера - обилие рыбы

По мере заполнения таблицы учитель дает краткие пояснения: нефть и газ - главное богатство Западной Сибири. В непроходимых болотах, тайге трудятся землепроходчики и нефтяники, ведущие поиск и добычу нефти, газа. В конце 1959 г. на берегу р. Ковды у поселка Шаим была добыта первая промышленная нефть, а в марте 1961 г. забил нефтяной фонтан у Мегиона. Открыты и освоены бо­гатейшие месторождения нефти в Самотлоре, газа - в Уренгое, на Ямале. Из Западной Сибири проложены в Европейскую часть и далее на запад в соседние страны нефте- и газопроводы. Ежегодно добываются сотни миллионов тонн нефти и газа.

Но именно эти богатства и погубили природу Западной Сибири.

Тысячи рек и озер залиты нефтью и превратились в безжизнен­ные отстойники, а там, где рыба еще ловится, она зачастую про­пахла нефтепродуктами.

Выбита «соровая» и «боровая» дичь. Зверь сохранился еще в самых глухих уголках Западно-Сибирской низменности. Ханты и манси питаются привозной океанической рыбой и мысом домашне­го скота.

Бесцельными рубками проредились леса. Остатки лесов горят так же, как и почти 180 лет назад.

На нефти и газе сколачиваются громаднейшие капиталы, но не в пользу местных жителей. Западная Сибирь так и остается глухой провинцией России.

Но кончаются запасы нефти и газа. Геологи уже сейчас говорят, что запасы недр сильно истощились. Капитал уйдет в другое место, искать более легкой прибыли, а Западная Сибирь останется растер­занной и опустошенной. Замрут нефте- и газопромыслы, разрушат­ся дороги, сгниют трубы нефтепроводов; тайга начнет поглощать многочисленные просеки и рукотворные плеши-поляны. Но сколь­ко времени потребуется, чтобы лес залечил свои раны, нанесенные безжалостной рукой человека!

Практическая работа на контурной карте выполняется на оценку.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 36, закончить практическую работу.

Западная Сибирь имеет самый крупный запас природного газа, нефти и угля (92%, 68% и 42% добычи соответственно). Основным газовым ресурсным и газодобывающим районом этой части Сибири является ЯНАО. Юг Западной Сибири известен крупнейшим углеперерабатывающим бассейном страны – Кузнецкий.

Этот бассейн имеет выгодные природно-экономические условия для своего развития, так как угольные пласты залегают относительно неглубоко, но имеют большую экономическую мощность. Это позволяет иногда добывать уголь открытым способом. Равнинная часть Западной Сибири сосредотачивает в себе большие, но вместе с тем малоиспользуемые запасы торфа.

Еще один ресурс, которым богат района – железная руда, ее месторождения расположены в Томской области (центральная часть), однако в данный момент не разрабатываются, так как содержание железа в залегающих железняках низкое. Месторождения магнетитовых руд располагаются в южной части Кемеровской области, но их недостаточно для полной загрузки местной черно-металлургической базы. Лесные ресурсы Западной части Сибири – это значительная часть всего лесного фонда Российской Федерации (12%). Общая территория, которую покрывают леса, составляет порядка 81 млн. га, запасы древесины насчитывают 9,8 млрд. куб.м. Западную Сибирь обогнали только Дальний Восток и Восточная Сибирь. Практически 80% всех запасов древесины сосредоточены в Томской и Тюменской областях.

Однако, качество этой древесины, в большинстве своем, низкое, так как практически вся ее часть растет на заболоченных местах. Водные ресурсы Западного района Сибири (http://westsiberia.ru/) велики. Основа их – Обь-Иртышский речной бассейн, к которому примыкает сток рек Таз и Пур. Водообеспеченность превышает в 1,5 раза средние показатели по России. Но все же в некоторых районах периодически возникают перебои с водой: особенно в Новосибирской области и в степях Алтайского края. Район сосредотачивает в себе порядка 16% всех сельхоз угодий и 15% пахотных земель в РФ. Три четверти всей пашни находятся в Новосибирской и Омской областях, а также в Алтайском крае. Эти области славятся плодородными, каштановыми, черноземными и аллювиальными почвами речных долин. Что касается рекреационных ресурсов, то это, конечно же Горный Алтай: Телецкое озеро, реки Катунь и Бия со своими порогами, горные ландшафты, которые привлекают водных туристов и альпинистов. Человеческие ресурсы насчитывают 15 млн. человек.

Здесь население размещено равномерно по всему району. Плотность населения – примерно 6,2 человека на один кв.км. Приведем для сравнения – в Тюменской области - 2 человека на 1 кв.км, в Кемеровской – вообще 33 человека. В этой части Сибири большинства населения – городское, удельный вес которого составляет 72,4%. Западная Сибирь насчитывает 80 городов, свыше 200 п.г.т. Преобладающее население – русские, но на севере района живут малочисленные народы (ненцы, эвенки, коми, ханты, манси). В Алтайской крае проживают алтайцы. В регионе также есть казахи, немцы, татары и другие народы. Однако несмотря на все это, миграция составляет 2,1%, другими словами, эта часть Сибири остро нуждается в кадрах. Но все же сравнивая Западную Сибирь с остальными районами, она все обеспечена квалифицированными кадрами лучше.

1. Дайте оценку природных ресурсов Западно-Сибирской равнины.

Природные ресурсы равнины весьма разнообразны. По запасам нефти и газа Западная Сибирь в числе мировых лидеров. На ее территории сосредоточено 60% общих запасов торфа России, расположены богатейшие месторождения соли. Большое богатство Западной Сибири - ее водные ресурсы. Кроме поверхностных вод - рек и озер - найдены огромные резервуары подземных вод. Велико хозяйственное значение биологических ресурсов тундры и лесотундры - этой, казалось бы, небогатой жизнью зоны. В ней добывается значительное количество пушнины и дичи, в ее реках и озерах много рыбы. Кроме того, тундра - основной район разведения северного оленя. Тайга Западной Сибири издавна славилась добычей пушнины и древесины.

2. По справочным материалам учебника подготовьте сообщения об освоении территории равнины.

Знакомство русских с Западной Сибирью впервые состоялось, вероятно, еще в XI в., когда новгородцы побывали в низовьях Оби. Походом Ермака (1581-1584) открывается блестящий период Великих русских географических открытий в Сибири и освоения ее территории.

Однако научное изучение природы страны началось лишь в XVIII в., когда сюда были направлены отряды сначала Великой Северной, а затем академических экспедиций. В XIX в. русскими учеными и инженерами изучаются условия судоходства на Оби, Енисее и в Карском море, геолого-географические особенности трассы проектировавшейся тогда Сибирской железной дороги, месторождения солей в степной полосе. Существенный вклад в познание западносибирской тайги и степей внесли исследования почвенно-ботанических экспедиций Переселенческого управления, предпринятые в 1908-1914 гг. с целью изучения условий земледельческого освоения участков, отводившихся для переселения крестьян из Европейской России.

Совершенно иной размах приобрело изучение природы и естественных ресурсов Западной Сибири после Великой Октябрьской революции. В исследованиях, которые были необходимы для развития со производительных сил, принимали участие уже не отдельные специалисты или небольшие отряды, а сотни крупных комплексных экспедиций и многие научные институты, созданные в различных городах Западной Сибири. Детальные и разносторонние исследования проводились здесь Академией наук СССР (Кулундинская, Барабинская, Гыданская и другие экспедиции) и ее Сибирским отделением, Западно-Сибирским геологическим управлением, геологическими институтами, экспедициями Министерства сельского хозяйства, Гидропроекта и других организаций.

В результате этих исследований существенным образом изменились представления о рельефе страны, были составлены детальные почвенные карты многих районов Западной Сибири, разработаны мероприятия по рациональному использованию засоленных почв и знаменитых западносибирских черноземов. Большое практическое значение имели лесотипологические исследования сибирских геоботаников, изучение торфяных болот и тундровых пастбищ. Но особенно существенные результаты принесли работы геологов. Глубокое бурение и специальные геофизические исследования показали, что в недрах многих районов Западной Сибири заключены богатейшие месторождения природного газа, большие запасы железных руд, бурых углей и многих других полезных ископаемых, которые уже служат прочной базой для развития промышленности Западной Сибири.

4. С какими трудностями встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины?

Нефтяные и газовые месторождения региона природа «защитила» от человека и мощными болотами, и мерзлотными грунтами. Строить в условиях таких грунтов крайне сложно- Зимой человеку мешают сильные морозы, большая влажность воздуха, сильный ветер. Летом одолевают многочисленные кровососущие - мошкара, мошка и комары, мучающие людей и животных.

5. Как изменялась оценка ее природных ресурсов с момента покорения Сибири отрядами Ермака и до наших дней?

С момента покорения Ермаком Сибири и до наших дней в западной Сибири открывались все новые ресурсы и потенциал территории постоянно рос.

природные ландшафты Западно-Сибирской равнины все в большей степени уступают место антропогенным. Там, где река Таз пересекает полярный круг, в XVI-XVII вв. стояли деревянные избы Мангазви - торгового аванпоста русских землепроходцев. Теперь в самых дремучих местах западносибирской тайги, в самых, казалось бы, непроходимых болотах построены города и поселки нефтяников, железные дороги, крупные аэропорты, газопроводы, транспортирующие природный газ из Уренгоя в европейскую часть России и в Западную Европу.

« Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения»

8 класс.

Цель: Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о природных ресурсах Запад­ной Сибири и мерах по их охране и восстановлению; раскрыть проблемы взаимодействия природы и человека; способствовать активному осмыслению проблемы рационального использования природных ресурсов как невосполнимого национального богатства.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, устную речь; развитие коммуникативных навыков обучающихся; продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы по добыванию новой информации и новых знаний, навыков работы с физической и контурной картами, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Воспитательные : осознание неповторимости Отечества, вызвать у учащихся интерес к настоящему своей Родины; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для сотрудничества в паре, группе.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, ИТ технология,.

Методы : словесный, наглядный, практический.

Оборудование: атласы, настенная карта, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, презентация к уроку, тренировочный тест «Природа Западно-Сибирской равнины», схема «Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по физической географии России

«Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения»

8 класс.

Цель: Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о природных ресурсах Западной Сибири и мерах по их охране и восстановлению; раскрыть проблемы взаимодействия природы и человека; способствовать активному осмыслению проблемы рационального использования природных ресурсов как невосполнимого национального богатства.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, устную речь; развитие коммуникативных навыков обучающихся; продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы по добыванию новой информации и новых знаний, навыков работы с физической и контурной картами, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Воспитательные : осознание неповторимости Отечества, вызвать у учащихся интерес к настоящему своей Родины; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для сотрудничества в паре, группе.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, ИТ технология,.

Методы : словесный, наглядный, практический.

Оборудование: атласы, настенная карта, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, презентация к уроку, тренировочный тест «Природа Западно-Сибирской равнины», схема «Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Орг. момент.

1 мин.

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Мотивация и вступление в тему

2 мин.

Учитель даёт положительный настрой и нацеливает ребят на предстоящую работу.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. На уроке вам придётся выполнять устные и письменные задания, работать с атласом и контурной картой. Будьте внимательными, не отвлекайтесь!

Настраиваются на предстоящую работу.

Повторение темы прошлого урока «Природа

Западно - Сибирской равнины».

7 мин.

О какой равнине идёт речь в стихотворении поэта И.Фролова?

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина-на север.

Равнина-на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой то гигантский утюг.

И начнём с проверки знаний по данной теме.

  1. Работа с настенной картой Западной Сибири:

Показать границы Западно-Сибирской равнины, Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Барабинская низменность, Объ с Иртышом, Тобол.

  1. Ответим на вопросы тренировочного теста. Надо выбрать только один верный ответ (см. приложение №1)

Природа Западно-Сибирской

равнины

Работа с настенной картой.

Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка.

Постановка учебной задачи (целеполагание).

Актуализация раннее изученного.

2мин.

Определим тему урока, а для этого разгадайте ребусы.

Каким общим понятием можно объединить получившиеся слова?

Предположите тему урока.

- Что такое природные ресурсы?

Просмотрите п.36 стр.204 и скажите о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Отгадывают ребусы.

Ответы: Нефть реки уголь лес газ

Формулируют тему урока.

Это компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности.

Ставят цель урока (Познакомимся с природными ресурсами Западной Сибири, узнаем о главном богатстве равнины мирового значения, выясним, что мешает освоению природных богатств равнины.)

Открытие нового знания.

8 мин.

Учитель предлагает открыть тетради, записать число и тему урока.

Западно-Сибирская равнина богатейшая природоресурсная территория России.

- «Какими природными ресурсами богата Западно-Сибирская равнина?»

Используя учебник п.36, карты атласа найдите ответ на вопрос и заполните схему «Природные ресурсы Западной Сибири». Работа по рядам. (Приложение№2)

Обсуждение результатов работы.

1.На поверхности-

2. В недрах –

Однако, основное богатство – это…….

Крупнейшее в России и 6-е по размеру в мире нефтяное месторождение Самотлорское находится в Западной Сибири. Расположено вблизи Нижневартовска, в районе озера Самотлор. В переводе с хантыйского Самотлор означает «мёртвое озеро», «худая вода». Для нефтяников Самотлора был построен город Нижневартовск на болоте, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях.

Назовите места, где добываются нефть и газ. Найдём на карте.

Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока.

Работая в парах дети заполняют схему «Природные ресурсы Западной Сибири».

На поверхности

Значительная часть равнины занята лесами - березовыми, сосновыми, кедровыми, пихтовыми, еловыми и лиственничными.

Важнейшие водные артерии Западной Сибири - река Обь со своим крупным левым притоком Иртышем. Вдоль восточной границы Западно-Сибирской равнины протекает Енисей - самая многоводная река России.

Биологические ресурсы - пушнина и дичь, рыба.

В недрах - нефть, газ, соль, торф, бурый уголь, железная руда.

Подземные воды – самый большой в мире а ртезианский бассейн скрывает Западная Сибирь. Второй по величине в Австралии.

Резервуары подземных вод с температурой от 40 до 120 0 с находятся на территории Тюменской, Томской, Омской и Новосибирской областей.

Основное богатство – это нефтяные и газовые залежи .

1 ученик показывает месторождения:

Газ- Уренгойское, Медвежье, Ямбургское

Нефть -Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское.

Проблемный вопрос

5 мин.

Добыча п/и в Западной Сибири - дело сложное. В той же Саудовской Аравии или Ираке достаточно лишь пробурить одну скважину в песке, и к ней можно свободно подойти.

С какими трудностями встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины?

(Приложение№3)

Чтобы найти ответ на вопрос я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задания.

Учащиеся решают проблемные задачи в группах.

1. Перечислите трудности, с которыми встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины?

2.Перечислите причины сурового климата Западной Сибири? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.199

3.Перечислите причины заболоченности Западно-Сибирской равнины? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.200

4. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)»

5. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)»

6. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)»

Физ. Минутка

2 мин.

Упражнения « Круг» для глаз.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз.
Круговые движения плечами вперёд и назад.
Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Выполняют упражнения вместе с учителем.

Выступление с сообщением 1 ученика .

3 мин.

Примером гармоничных отношений человека и природы могут служить традиции селькупов, которые живут в среднем течении реки Таз.

(Приложение№4)

Слушают сообщение.

Закрепление.

3 мин.

А теперь закрепим знания, полученные на уроке.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Фронтальная работа

1. Кроме нефти и газа в Западной Сибири больше не чего не добывают (нет)
2. Загрязнение вод в Западной Сибири связано с добычей нефти (да).

3. На территории Западной Сибири сосредоточено 60% общих запасов торфа России (да).

4. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют лесные ресурсы (нет).

Подведение итогов

Нигде в мире нет такого огромного пространства с таким плоским рельефом – нигде ни бугорка, ни увала. Западная Сибирь по праву называют уникально богатой нефтегазовой провинцией Земли.

Вопрос охраны и рационального использования ресурсов земли Сибирской является делом государственной важности.
Наша задача: жить так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рожественского.

Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы живут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.

Домашнее задание:

2мин.

2. Отметить на контурной карте месторождения минеральных ресурсов.

Записывают домашнее задание.

Итог урока. Рефлексия.

- Возвращаемся к вопросу начала урока.

Достигли мы цели урока?

Приём «Плюс-минус-интересно».

Заполните таблицу из трех граф.

В графу «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной.

В графу «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(Приложение№5)

Сообщают учителю, были ли, по их мнению, достигнуты цели урока.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов.

Приложение№1

Тест по теме «Природа Западно-Сибирской равнины» 1 вариант

1. Западно-Сибирская равнина расположена между:

А) Восточно-Европейской равниной и Уралом

Б) Уралом и Среднесибирским плоскогорьем

В) Среднесибирским плоскогорьем и Кавказом

2. Какое утверждение о Западной Сибири неверно :
А) холмистый рельеф Б) малое испарение В) наличие многолетней мерзлоты

3. Выберите природную зону, отсутствующую в Западной Сибири:
А) широколиственные леса Б) тундра

В) лесостепь Г) тайга

4. Самой заболоченной частью Западной Сибири является:

А) Барабинская низменность Б) Васюганская равнина В) Сибирские Увалы

5. Климат Западной Сибири:

А) умеренно-континентальный Б) континентальный

В) резко континентальный Г) муссонный

Тест по теме «Природа Западно-Сибирской равнины» 2 вариант

1. Какая по форме Западно-Сибирская равнина:

А) холмистая Б) низменная В) плоская Г) возвышенная.

2. Какой равнине уступает Западная Сибирь по величине:

А) Русской равнине Б) Среднесибирскому плоскогорью В) Прикаспийской низменности

3. Самая крупная река в Западно-Сибирской равнине?

А) Обь с притоком Иртыш Б) Надым В) Тобол Г) Волга

4. В Западной Сибири возрастает влияние океанов:

А) Северного Ледовитого Б) Атлантического В) Тихого г) Индийского.

5. На Западно-Сибирской равнине отсутствует зона:

А) тайги Б) тундра В) пустыня Г) степи.

Ключ

1 вариант

2 вариант

1-Б

2-А

3-А

4-Б

5-Б

1-В

2-А

3-А

4-А

5-В

Без ошибок - 5

1 ошибка - 4

2 ошибки - 3

3 ошибки - 2

Приложение№2

Схема «Природные ресурсы Западной Сибири».
Определите, какими природными ресурсами богата равнина.


Приложение№3

Вопрос 1.

Перечислите трудности, с которыми встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины?

Вопрос 2.

Перечислите причины сурового климата Западной Сибири? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.199

Вопрос 3.

Перечислите причины заболоченности Западно-Сибирской равнины? Составьте схему.

Вопрос 4.

Перечислить причины неблагоприятной экологической ситуации.

Вопрос 5.

Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» стр. в учебнике 207.

Какие последствия возникают из-за ухудшения экологической обстановки района

Вопрос 6.

Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» стр. в учебнике 207.

Предложите пути решения проблем Тюменской области.

Приложение№4

Народы севера

Коренное население Западной Сибири занималось охотой, рыбной ловлей. Жители севера

Ненцы - кочевали с оленями. Кочевое оленеводств о позволяло сох ранить пастбища, котор ые восстанавливалось то лько через 10-15 лет. Медленно растут растения тундры, слишком короткое и прохладное лето.

Ханты, сел ькупы бережно о т носились к окружающей их природе, которая давала им пищу, одежду, жилище. Жили охотники и рыбаки в низких избушках, сверху крыша утеплялась землей. Льдины служили стеклами зимой. Отходы (рыбьи внутренности, головы кости), не выбрасывали, а топили из них жир. Их желчных пузырей топили желчь и использовали ее для обработки замши. Из пузырей осетров варили клей.

Клей использовался для изготовления ценно го орудия охоты - лука, а также при изготовлении лыж. Из шкурок рыбы шили мешки, в которых хранили продукты.

То есть хозяйство коренного населения было безотходным, а рыбы раньше в реках было больше, чем сейчас. Пришли нефтяники и нарушили гусеницами вездеходов пастбища, в реках стало меньше рыбы, нефть отравила рыбу.

Приложение№5

«Плюс»

«Минус»

«Интересно»

«Плюс»

(записывается все, что понравилось на уроке)

«Минус»

(записывается все, что не понравилось на уроке)

«Интересно»

(вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме)

«Плюс»

(записывается все, что понравилось на уроке)

«Минус»

(записывается все, что не понравилось на уроке)

«Интересно»

(вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме)

Дополнительный материал для группы 6

Похожие статьи

  • Инородные тела носа и околоносовых пазух

    Попадание посторонних предмет в нос – одна из наиболее частых причин обращения в детской отоларингологии. Но от такого диагноза не застрахован и взрослый. Если дети целенаправленно могут помещать инородные тела в носовую полость, то у...

  • Мастопатия: стоит ли ее бояться

    Мастопатия - это заболевание, при котором происходит избыточный рост тканей молочной железы, возникающий в ответ на гормональный дисбаланс в организме.Заболевание выявляется у многих женщин, но чаще всего оно выявляется в промежутке между...

  • Возмещение пособий из ФСС

    Социальные взносы с 1 января 2017 года наряду с пенсионными и медицинскими платятся в Федеральную налоговую службу. Несмотря на это, вопросами возмещения выплат по-прежнему занимается ФСС. И именно в этот фонд нужно обращаться за покрытием...

  • Порядок заполнения справки-расчета в фсс

    Справка-расчет для возмещения пособия из ФСС в 2019 году - обязательный документ для возмещения пособий из ФСС в России. Бланк, образец и инструкция для заполнения документа есть в нашей статье. Бланк справки-расчета для возмещения пособий...

  • Сонник автомобиль, к чему снится автомобиль, во сне автомобиль Сонник управлять машиной с помощью

    Машина может сниться лишь потому, что это наиболее удобное средство передвижения. В таком случае акцент в толковании следует сместить на остальное содержание сновидения. Однако, если машина явно выступает одним из центральных элементов, то...

  • Пётр I - лже-сын царицы Натальи

    Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал. Происхождение его точно не...