У 3 х летнего ребенка невнятная речь. Игры и упражнения для развития слухового восприятия и речевого слуха

Речь ребенка в 3 года развита настолько, что мама и близкие люди без труда понимают малыша. Ребенок становится общительным, и пользуется своими умениями в различных ситуациях: в магазине и аптеке он заказывает продукты и лекарства. На детской площадке рассказывает, кто купил ему новую игрушку и куда они собираются с мамой. В этом возрасте у малыша нет секретов от чужих. Он выболтает все, что ему известно об отношении мамы с папой, о том, что думает бабушка по поводу соседей и прочее.

Активный словарный запас увеличивается каждый день и уже не поддается подсчету. Если на 3 день рождения малыш владел 250 словами, то через полгода в его запасе уже 1000 слов. Давайте разберемся, .

Артикуляционная гимнастика

Хотя у ребенка словарный запас большой, но страдает произношение. В этом возрасте артикуляционный аппарат еще недостаточно развит, поэтому малыши искажают некоторые звуки. Особенно трудными представляются шипящие и сонорные звуки. Как мы можем помочь? Проводить артикуляционную гимнастику. Если у вас нет специальной книжки по артикуляционной гимнастике, то предлагаем вам воспользоваться следующей сказкой.

Расскажите малышу, что его язычок живет в домике, где щеки – это стены домика, а ротик — дверцы. Постучите пальчиком по щечке: «Тук-тук». Пусть дверцы домика откроются и малыш широко откроет рот. Язычку интересно, кто пришел к нему в гости, поэтому он смотрит направо, налево, вверх, вниз (языком касаемся правого, левого угла рта, верхней и нижней губы). Язычок никого не увидел и опять спрятался к себе в домик (ротик закрываем).

В домик опять постучали (стучим пальчиком по другой щечке), теперь язычок выглядывает в окно (просим малыша сказать «о», округлив губки). А вот и друг. «Давай вместе играть», — предлагает воображаемый друг (или игрушка). «Хорошо», — соглашается язычок. Язычок катается на качелях (попеременно касается верхней и нижней губы), играет на дудочке (вытягиваем губы и поем «ду-ду-ду»), надувает и лопает воздушные шарики (набираем воздух в щеки и хлопаем по ним ладошками).

Ух, как проголодались друзья. Пора и подкрепится. Будем печь блины (высовываем широкий язычок изо рта и, хлопая по нему губами, говорим «пя-пя-пя»), жуем блины и облизываемся (язычком облизываем верхнюю и нижнюю губу). Вот уже и вечер, друзьям пора домой. Язычок машет «пока-пока» и возвращается в свой домик.

Речевые игры

Речевые игры хороши тем, что в них можно играть везде: на прогулке, в магазине, в поликлинике, дома (когда вы заняты, а малыш скучает). Эти игры помогут перенести слова из пассивного словаря в активный. Давайте рассмотрим некоторые из них. Уловив суть, вы сможете придумать другие игры, учитывая интересы малыша.

  1. Загадки

Загадывайте загадки, используя выразительное описание предмета. Например: желтый, вкусный, сладкий, ароматный, сделан пчелами, его любит медведь, а Маша пьет с ним молоко на ночь. (Мед)

Следующую загадку загадывает ребенок. Если малыш использует мало описательных слов, то попросите подсказку. Какого цвета, формы, вкуса, для чего используется и т. д.

  1. Подбор глаголов к существительному и наоборот

Предложите малышу рассказать, что делает тот или иной предмет. Например: паровоз – едет, шумит, гремит, спешит, везет, гудит, дымит и т.д.

И наоборот, подбирайте существительные к глаголу. Например: Что или кто может идти: человек, животное, дождь, снег, телепередача и пр.

  1. Игры на обобщение и наоборот

Ваш ребенок уже знаком с такими общими понятиями как игрушки, мебель, одежда, обувь, продукты, посуда, животные, сказки? Тогда можете предложить ему поиграть в эту игру. Озвучьте предметы из какой-то категории, а малыш должен назвать их одним словом. Или вместе выберите одну категорию и по очереди говорите предметы. Выигрывает тот, кто последним сможет сказать слово (не забудьте поддаться, малыши в 3 года еще не умеют проигрывать).

  1. Подбор существительных к прилагательному

Вы спрашиваете: что бывает острым (круглым, мягким, теплым, желтым и т.д.), а ребенок отвечает: нож, вилка, иголка. Если малыш любит соревноваться, можете говорить слова по очереди.

  1. Рассуждения

Спросите у малыша: что будет, если мы поедем в лес? Если ответ малыша односложный, задавайте наводящие вопросы: кого мы там увидим? Что будем делать?

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Задавайте провокационные вопросы: что произойдет, если зимой выйти на улицу в легком платье? Что будет, если мама не посолит суп?

Театральные постановки

Говоря о том, как развивать речь ребенка в 3 года , нельзя не упомянуть о таком инструменте, как театр. Здесь могут быть различные варианты:

Фланелеграф

Фланелеграф (ковролинограф) в обязательном порядке сейчас имеется во всех развивающих центрах, логопедических кабинетах, детских садах. Это столь универсальное пособие, что переоценить его развивающие возможности сложно. Для использования дома можете сами. Если вы сделаете набор карточек для разыгрывания сказок, то ваш малыш с удовольствием будет пересказывать сказки и сочинять новые. Часто дети стесняются, когда их просишь рассказать сказку, но возле фланелеграфа стеснение проходит. Малыш ставит карточки одну за одной и рассказывает сказку, иногда меняя конец на новый. Или смешивает всех персонажей, наделяет их новыми качествами и рассказывает свою сказку.

Куклы – перчатки

В возрасте 3 лет, ребенок одушевляет игрушки. А когда игрушка шевелится, машет руками и кивает головой, то не остается никаких сомнений, что она живая. С такой игрушкой малыш поделится сокровенными тайнами и тревогами, расскажет последние новости и будет повторять «сложные» слова. Перчаточная кукла поможет выучить песенку или стишок и расскажет забавную историю, если малыш загрустит.

Ролевые игры с костюмами

В возрасте 3 лет начинает формироваться ролевая игра. Малыш с удовольствием берет на себя роль и исполняет ее. А наличие даже небольшого элемента костюма (маска из бумаги, ушки зайца, крылья бабочки) переносят в мир сказки, и ребенок начинает вести себя по-другому и говорить новые слова, о знании которых вы даже не подозревали. Например, одна трехлетняя «бабочка» рассказала: «Я бабочка, я легкая и воздушная, я порхаю с цветка на цветок. Посмотрите на меня, я — сама элегантность!».

Детям также нравится разыгрывать известные им сказки, изменяя сюжет по настроению. Позвольте им быть главными, и вы удивитесь их фантазии, памяти и словотворчеству.

Развитие мелкой моторики

Когда мы , то не стоит забывать о необходимости продолжать занятия по . В этом возрасте малышу становятся доступны более сложные пальчиковые игры. Некоторые из них можете посмотреть в этом видео:

Лепка из пластилина дается малышу все лучше. Малыш уже хорошо лепит шарики, колбаски и лепешки. Используя пошаговые инструкции из книги Рони Орена «Секреты пластилина» , ребенок легко слепит забавных зверюшек. Из них можно будет сделать выставку и показывать гостям.

Пуговичные тренажеры и шнуровки подойдут для развития мелкой моторики, если малыш ими еще не овладел в полной мере.

Пишем письмо

Предлагайте ребенку периодически писать письма: папе о прошедшем дне или бабушке об интересных событиях на этой неделе. Такая игра развивает навык письменной речи. Пусть малыш диктует, а вы записывайте. Когда письмо готово – прочитайте его ребенку и спросите, не хочет ли он что-нибудь изменить. Поначалу предлагайте свои варианты, «как сказать лучше». Постепенно малыш научится красиво выражать свои мысли, и письма станут интереснее. Обязательно зачитывайте письма папе и бабушке и храните их. Во-первых, вам будет с чем сравнить, а во-вторых подросшему ребенку будет интересно читать свои первые рассказы.

Когда мы развиваем речь ребенка в 3 года , нам нужно направлять свои усилия в разных направлениях: увеличение активного словаря, улучшение произносительной стороны речи, расширение понимания речи ребенком. Эти и многие другие задачи вы сможете решить, используя приведенные игры.

Приглашаю обсудить в комментариях вопрос развития речи ребенка 3 лет. Как вы развиваете речь ребенка в 3 года?

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.

Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев. Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога. Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.

Как должен говорить ваш ребенок

Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

  • Формируется уже довольно внушительный словарный запас - от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
  • Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
  • Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
  • В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
  • Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
  • Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
  • Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.

Как развивать речь в 3-4 года

Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:

  • Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
  • Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
  • Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
  • Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
  • Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
  • Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.

Упражнения для развития речи

Игры со словами расширяют словарный запас, помогут ребенку «почувствовать» родной язык, научиться правильно строить свою речь. Такие занимательные развлечения отлично подходят для того, чтобы скоротать время в дороге, на прогулке или просто повеселиться дома.

Дети охотно играют со взрослыми «в слова». Все взрослые прекрасно знают эти игры:

  • Подбирайте слова на выбранную букву.
  • Просите ребенка определять местоположения игрушки (под столом, на столе, у стола и т. д.).
  • Образовывайте прилагательные(ложка из серебра - серебряная ложка, хвост лисы - лисий хвост).
  • Подбирайте рифмы к словам. Уловив принцип, дети с удовольствием играют в стихотворчество.
  • Говорите одну фразу тихо, громко и обычным голосом. Меняйте тембр и темп голоса.

Развитие мелкой моторики

По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:

  • Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль.
  • Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.
  • Игры с пластилином, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы - пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.
  • Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.

Артикуляционная гимнастика

Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:

  • Легонько покусывать кончик языка.
  • «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.
  • Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!
  • Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!
  • Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.

Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним.

Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды - речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к логопеду-дефектологу.

Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 16.05.2019

В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов. В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

  • используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;
  • начинают говорить сложными предложениями;
  • используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
  • задают большое количество вопросов;
  • употребляют некоторые предлоги и союзы;
  • стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
  • пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
  • внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
  • правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.

Понимание речи:

  1. слушают длинные сказки и рассказы;
  2. понимают сложноподчиненные предложения;
  3. способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

У детей 3-х лет чаще всего наблюдаются трудности в произношении шипящих ([Ш],[Щ], [Ч]) и сонорных звуков ([Л], [Р]). Шипящие звуки часто заменяются на свистящие, а сонорные и вовсе пропускаются. Такие проблемы для малышей данного возраста являются нормой.

К 4-му году жизни словарный запас ребенка составляет порядка 2000 слов. В речи, помимо глаголов и существительных, появляются числительные, местоимения и наречия. Если раньше в речи малыша присутствовали только качественные прилагательные – легкий, мягкий, вкусный, то теперь появляются и притяжательные – тетина шляпа, дядины ботинки и т.д. Речь становится грамматически правильной и более понятной. Совершенствуется произношение отдельных звуков. На вопрос взрослого малыш может ответить развернутым предложением из 3-х и более слов.

Нормы развития речи

Темпы развития связной речи у детей в 3-4 года весьма индивидуальны, однако существуют общепринятые нормы, на которые могут ориентироваться родители, чтобы понимать, насколько правильно идет речевое развитие у их ребенка.

Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

  1. проговаривать свое имя, фамилию и отчество;
  2. назвать имена близких родственников и друзей;
  3. пересказать сказку или мультфильм;
  4. точно повторить услышанное;
  5. называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;
  6. в процессе речи понижать и повышать тон.

В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.

Повышенного внимания требуют следующие случаи:

  • речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
  • скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
  • скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
  • плохо развито звукопроизношение;
  • выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.

На развитие речи ребенка оказывают влияние как физиологические факторы, так и социальные. Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.

Методики развития речи

Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, вы можете развивать речь своего малыша на прогулке, дома, в поездках и т.д.

  • Расширяйте круг общения малыша – как можно больше общайтесь с людьми разного возраста.
  • Обогащайте его словарный запас – каждое новое слово закрепляйте путем повторения в течение нескольких дней.
  • Следите за тем, как ребенок произносит шипящие (Щ, Ч, Ш) и свистящие звуки (З, С, Ц), твердые и мягкие. Если он это делает неправильно, исправляйте.
  • Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.
  • Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.
  • Во время прогулок больше рассказывайте обо всем, что видите вокруг.
  • Расспрашивайте ребенка о просмотренном мультфильме, услышанной истории и т.д.
  • Учите отвечать развернуто и давать ответы на заданные вопросы.
  • Как можно чаще читайте сказки, стихи и скороговорки.
  • Играйте в различные словесные игры, например, «Съедобное – несъедобное», «Что где лежит».


Программа развития речи ребенка должна быть комплексной и включать различные занятия, направленные, в том числе на развитие мелкой моторики, так как речь тесно связана с ней.

Игры для развития речи

Обучение и развитие детей в возрасте 3-4-х лет происходит, как правило, в игровой форме.

Сказка про язычок”
Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком. Для занятий вам понадобится зеркало. Расскажите малышу рассказ про язычок. Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево – вправо).

Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом – постройте разные рожицы и покривляйтесь. Развитие двигательных мышц лица позволит ребенку быстро научиться правильно воспроизводить звуки.

“Лошадка”
Такие занятия можно проводить каждый день. Попросите ребенка цокать языком, как лошадка. Данное упражнение поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в произношении звуков Ж, Ш, Л, Р.

“Повторяй”
Игра учит ребенка правильно произносить слова. Для занятий вам понадобятся разные картинки. Показывайте картинки и называйте слова с каким-то определенным звуком, например “Ш” или “Ж”:
  • шарф, шуба, вишня, шкаф, мишка, шапка
  • желудь, жаба, ножницы, жук, лужа

Важно, чтобы ребенок четко произносил эти звуки, скорость при этом не имеет значения. Дальше подберите слова с парными по твердости-мягкости согласными:

  • мел, мед, мишка, меч, мяч
  • молоко, масло, мыло, море

“Объединяй”
Игра, способствующая развитию наглядно-образного мышления. Для занятия вам понадобятся карточки с изображением различной посуды, одежды, фруктов или овощей. Выложите на столе несколько карточек, например, с рисунками предметов одежды, попросите ребенка назвать их по отдельности, а затем одним словом. Можно играть и наоборот – попросите малыша назвать, какие он знает овощи, фрукты и т.д.

“Предлоги”
Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет – игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.

“Воздушная вата”
Эта игра направлена на развитие речевого дыхания и учит ребенка контролировать его силу. Для занятий вам понадобятся косметические ватные шарики. Разложите их на столике и вместе с крохой подуйте на них. Чей шарик окажется дальше, тот выиграл. Позже, ближе к 5 годам, сильное речевое дыхание поможет ребенку .

Программа занятий для развития речи у детей 3-4-х лет обязательно должна включать творческие виды деятельности – лепку, рисование и рукоделие, так как они способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости и концентрации внимания. Очень полезны и подвижные игры – дети легче запоминают названия предметов и учатся считать.

Больше разговаривайте со своим детёнышем, придумывайте разные истории, сказки – это позволит не только развить речь, но и сформировать богатую фантазию и логику. Все это поможет развитию ребенка и подготовит к школе.

Читайте далее:

Все родители знают, что ребенка нужно развивать. С ним надо проводить занятия: рисовать, учить стихи, писать и т.д. Однако норма развития речи у ребенка для многих родителей остается тайной: мало кто представляет, что должен уметь говорить малыш к 2-3 годам, когда идет становление разговорной речи. Почему формируется задержка, и правильно ли развивается ребенок?

Норма для 3 лет

Развитие речи у детей 3-4 лет предполагает, что малыш уже умеет:

  • назвать имена и фамилии родителей и ближайших родственников;
  • может описать ситуацию или картинку простыми предложениями;
  • постепенно предложения в речи усложняются;
  • знает названия бытовых предметов и может сгруппировать их по признакам;
  • знает, как называются действия животного, человека;
  • может назвать предмет по описанным признакам;
  • может повторить услышанное или пересказать короткую информацию;
  • может менять силу голоса;
  • пересказывает короткую сказку.

Конечно, развитие речи у всех детей 3 года разное, и ориентироваться на норму нужно только приблизительно. Объем лексики тоже индивидуален.

Норма для ребенка 3 года не согласовывать некоторые формы слов. Дети могут не всегда правильно строить предложения, не выговаривать сложные для произношения звуки р, л, ж, ш. Если ребенок развивается нормально, не стоит переживать по поводу некоторых неточностей в речи. Если в 4-5 года они не пройдут, вы еще успеете позаниматься со специалистами-логопедами. Немногие логопеды соглашаются проводить занятия с детками в 3 года.

Кроме перечисленных характеристик, в 3 года для ребенка важно различать множественное и единственное число, ориентироваться в основных цветах.

В 4 года речь ребенка постепенно совершенствуется. Предложения становятся сложнее, в их составе появляются новые слова. Если в 3 года у ребенка порой возникало недовольство по поводу того, что его не понимают, то в 4 года у ребенка появляется уверенность, что его понимают. С этого момента можно проводить занятия со специалистом индивидуально или в группах раннего развития.

Как проводятся занятия?

Если у родителей ребенка 3-4 года нет возможности водить на развивающие занятия, в игровой форме их можно проводить и дома. Сегодня существует множество пособий и видео, где показано наглядно, как нужно проводить занятия с той или иной категорией детей.

  • Первое, на что следует обращать внимание, - это произношение отдельных звуков у ребенка в 3-4 года. Особенно важно делать акцент на шипящие и свистящие звуки, мягкие и твердые. Можно посмотреть обучающее видео и попробовать самостоятельно выставить ребенку звук, если он его не выговаривает.
  • Старайтесь обучать малыша интонации голоса. В игре можете пробовать менять голос: делать его более тихим или более громким, медленным или быстрым. При постановке речи уделяйте внимание речевому дыханию: перед тем как сказать фразу, нужно сделать вдох носом, а говорить на выдохе.
  • Развивайте мелкую моторику. Для этого ребенку в 3-4 года полезно завязывать шнурки, продевать в нитки бусинки, раскрашивать изображения, обводить по контуру. Ученые доказали тесную связь между развитием мелкой моторики и совершенствованием речи ребенка и любого человека.
  • Учите с ребенком стихи. Это можно сделать в форме игры. Для начала выберите несложную потешку. Продекламируйте ее, а затем можно разыграть ее сюжет с помощью игрушек. Полезно заниматься пальчиковой гимнастикой, где слова сопровождаются движениями пальцев.
  • Играйте со словами. Описывайте их свойства, загадывайте загадки. Кстати, интересные загадки можно придумать и самостоятельно.
  • Для развития речи ребенка 3-4 года можно приобрести специальные пособия. В них даются различные задания, например, найти отличия на картинках, запомнить и назвать предметы, сказать, что находится справа или слева. Эти пособия можно скачать и в интернете.
  • Используйте проверенные общедоступные методики. Например, хорошо развивает лексику методика Домана. Карточки можно скачать и распечатать, а затем показывать их малышу и называть, что на них изображено. Это позволит восполнить недостаток лексики и приобрести новые знания.

Если родители хотя бы полчаса в день будут уделять тому, чтобы провести занятия с ребенком 3-4 года в игровой форме, проблем с речью у такого малыша не будет.

Отклонения

Иногда случается так, что ребенок до 3-4 года не говорит. Родители до этого возраста ждут: возможно, малыш заговорит сам. С трех лет, если ребенок не говорит, нужно вести его к специалисту.

Таковыми являются невропатолог и логопед. Сначала отведите ребенка к опытному логопеду. Пусть специалист его протестирует. Если логопед заподозрит физиологические (короткая уздечка) или неврологические причины отсутствия речи, следует идти к невропатологу и проводить обследование.

Что включает в себя обследование и прием у невропатолога? Как правило, врач назначает энцефалограмму головного мозга, чтобы выявить отклонения в его структуре и работе. Как правило, отклонения обнаруживаются, и назначается лечение. Оно включает в себя прием витаминных комплексов, ноотропных препаратов и занятия с логопедом.

К сожалению, не все родители соглашаются проводить лечение задержки речи медикаментозными средствами. Многие уверены, что без этого можно обойтись. Но не нужно категорично отказываться от назначенной терапии. Если вы сомневаетесь в квалификации невропатолога, посетите другого специалиста и прислушайтесь к его мнению. Изучите состав препаратов: возможно, есть менее агрессивные по воздействию на ребенка медикаменты.

Занятия с логопедом необходимы. Специалист предложит ряд мер по лечению задержки развития речи:

  • логопедический массаж;
  • постановку звуков;
  • коррекцию грамматического строя речи;
  • пополнение лексического запаса;
  • развитие мелкой моторики, логического мышления.

Некоторые логопеды успешно совмещают практику раннего развития и специализированную логопедическую коррекцию. Так вы получите сразу две услуги в составе одного занятия.
Занятия с ребенком по развитию речи трудная, но необходимая мера. Это залог успешного обучения и дальнейшей жизни малыша.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

(ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

При нормальном психическом развитии внимание ребенка главным образом сосредоточено либо на эмоциональном общении, либо на предметной деятельности. И у детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года, например. Больше всего малышей сейчас занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, главное – уметь общаться с помощью языка, чтобы в эти игры играть.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно дети в этом возрасте уже могут:

    Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);

    Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);

    Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;

    Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);

    Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;

    Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);

    Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);

    Словарный запас около 1500 слов.

Кроме того, развитие речи у детей 3 лет немыслимо без так называемого словотворчества, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. Именно этот процесс вызывает у взрослых наибольшее умиление, а между тем это говорит о том, что ребенок пытается интуитивно применять законы построения слов, пусть и на свой манер.

Речь ребенка в 3 года: отклонения

У ребенка есть отклонения от нормы, если он:

    Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;

    Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);

    Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;

    Имеет маленький словарный запас;

    Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина мммашина , вместо мультик мумумультик );

    Говорит слишком быстро.

Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.

Если у ребенка наблюдаются некоторые из этих пунктов, то стоит обратиться к логопеду за консультацией, потому что зачастую родители не могут оказать квалифицированную помощь своему ребенку.

Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года

Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

    Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;

    Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;

    Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);

    Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;

    Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;

    Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;

    Играйте в сюжетно-ролевые игры;

    Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;

    Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;

    Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;

    Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);

    Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.

То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.

Похожие статьи

  • Инородные тела носа и околоносовых пазух

    Попадание посторонних предмет в нос – одна из наиболее частых причин обращения в детской отоларингологии. Но от такого диагноза не застрахован и взрослый. Если дети целенаправленно могут помещать инородные тела в носовую полость, то у...

  • Мастопатия: стоит ли ее бояться

    Мастопатия - это заболевание, при котором происходит избыточный рост тканей молочной железы, возникающий в ответ на гормональный дисбаланс в организме.Заболевание выявляется у многих женщин, но чаще всего оно выявляется в промежутке между...

  • Возмещение пособий из ФСС

    Социальные взносы с 1 января 2017 года наряду с пенсионными и медицинскими платятся в Федеральную налоговую службу. Несмотря на это, вопросами возмещения выплат по-прежнему занимается ФСС. И именно в этот фонд нужно обращаться за покрытием...

  • Порядок заполнения справки-расчета в фсс

    Справка-расчет для возмещения пособия из ФСС в 2019 году - обязательный документ для возмещения пособий из ФСС в России. Бланк, образец и инструкция для заполнения документа есть в нашей статье. Бланк справки-расчета для возмещения пособий...

  • Сонник автомобиль, к чему снится автомобиль, во сне автомобиль Сонник управлять машиной с помощью

    Машина может сниться лишь потому, что это наиболее удобное средство передвижения. В таком случае акцент в толковании следует сместить на остальное содержание сновидения. Однако, если машина явно выступает одним из центральных элементов, то...

  • Пётр I - лже-сын царицы Натальи

    Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал. Происхождение его точно не...