Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Человек как духовное существо Лекция по обществознанию человек как духовное существо
Духовность в наши дни одно из востребованных понятий. О ней говорят философы, политики и публицисты. Недавно японский премьер Наото Кан сказал: "Если бы нам удалось соединить наши технологические успехи с такой духовностью, которая отличала Серебряный век русской культуры, вряд ли другие страны могли бы обеспечить столь быстрое продвижение, какое в этом случае мы бы, то есть японцы, обрели". Нередко пишут и о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов как очевидном феномене наших дней.
Но вот беда. Почти ни в одном психологическом словаре нет статьи, посвященной духовности. Нет этого понятия и в культурологических словарях. Итак, едва ли не все осознают, что это важный фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни. Все тоскуют о желаемом преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных ценностях. Но в то же время дальше общих слов современная общественная мысль не продвигается.
Духовность – понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Исторически сложилось два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. Сокровенный смысл религиозного истолкования духовности обнаруживается в прямом богообщении. "Мы не “верим” только... Мы духовно уже видим (как видим солнце), что Хозяин мира есть Бог, и Он есть духовное Солнце всей жизни. Если бы не было Его, не было бы ничего. Без вечности и бессмертия все, что в мире, – ни к чему и незачем. С Богом все осмысленно, получает свой смысл и свою цель. Все трудности, все труды и страдания человека озаряются смыслом, и сама смерть несет в себе свет вечного бытия".
Понятие трансцендентности
Человек и животные исследуют окружающую среду при помощи органов чувств: они слушают, нюхают, смотрят и трогают, в результате у них формируются связные представления об этой среде, они запоминают и связывают эти представления, и на основе прошлых впечатлений, у них развиваются ожидания. Итак, человек замкнут в пространстве физического мира. Он может познавать этот мир и добиваться огромных успехов в познании. Однако люди смутно догадываются, что за пределами физического мира есть какой-то другой мир. Мы получаем сигналы из этого мира. Более того, многие духовидцы, мистики, эзотерики обретали способность выходить в этот духовный мир и передавать собственные впечатления от встречи с ним. В истории философии такой переход из области посюстороннего в область потустороннего получил название трансценденции. В философии так обозначается переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, которая лежит по другую его сторону.
Австрийский психолог Виктор Франкл подчеркивает, что "существенное различие между человеком и животным состоит в том, что интеллект человека как высок, что человек в отличие от любого животного – обладает еще одной способностью: понять, что должна существовать мудрость, которая принципиально превосходит его собственную, а именно надчеловеческая мудрость, которая создала как человеческую мудрость, так и мудрые инстинкты животных, и гармонично распределила их между ними".
Трансцендентный (от лат. transcendere – переступать) – "перелетающий" (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Если говорить о понятии "трансценденции" в онтологическом смысле, то оно выражает признание бытия, которое не оказывается объектом наших мыслей и восприятий.
По словам Н. А. Бердяева, духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание. Иначе говоря, оно не выводится из природы, из окружающего мира. Недовольство человека конечным, устремленность к бесконечному обнаруживает божественное в человеке. Согласно Н. А. Бердяеву, человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. "В этом тайна человеческого существования, – показывает Н. А. Бердяев, – оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему".
- Чем духовный человек отличается от бездуховного?
- Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
- Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
Человек, взрослея, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства - духовный мир человека.
Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
Итак, духовность , согласно современным философским взглядам,- это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Нет двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим. Но означает ли это, что каждый человек «сам по себе» и его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст. Но зачастую то, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению. Духовный мир также весьма разнообразен: у разных людей - разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.
- Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.
Мировоззрение. Его виды и формы
Структура мировоззрения
- Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
- Принципы - Руководящее положение, основное правило , установка для какой-либо деятельности . Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.
- Идеи -(др.-греч . ἰδέα - видность, вид, форма, прообраз) Главная мысль произведения или общий принцип теории, изобретения, некий прообраз, замысел или его наиболее существенная часть.
- Убеждения - элемент (качество) мировоззрения , придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности .
- Идеалы - (лат. idealis от греч. ἰδέα - образ, идея) - высшая ценность , наилучшее, завершенное состояние того или иного явления - образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал).
- Духовные ценности - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.
- Мифологическое - (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения преобладает над разумными объяснениями. Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей .
- Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
- Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения
- Теологическое (религиозное) - (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии , она зачастую разделяет людей разных верований.
Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения
- Философское - (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч . Φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Мировоззрение. Его виды и формы.
- Обыденное (житейское) мировоззрение - является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
- Отсутствие целостности.
- Преобладание произвольных идей . Опирается на здравый смысл и житейский опыт.
- Фрагментарность взглядов на мир . Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде.
- Отсутствие целостности. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Мораль, ценности, идеалы
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
Мораль, ценности, идеалы
Функции морали:
- оценочную
- оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
- регулятивную контролирующую интегрирующую воспитательную
- регулятивную - установление норм, принципов, правил поведения;
- контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
- интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
- воспитательную - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
Мораль, ценности, идеалы
- добра и зла,
- нравственного и безнравственного,
- цели и средства ее достижения,
- морали и нравов,
- должного и сущего.
Мораль, ценности, идеалы
- Моральные ценности , в отличие от материальных, удовлетворяют потребности духовной жизни , облегчают процесс нравственного существования человека.
- К числу высших моральных ценностей обычно относят обобщенные понятия, отражающие сущность морали и человеческого существования : добро, свободу, смысл жизни и счастье. В ценностях подобного рода нуждаются все, они значимы для всех , что обусловливает их общечеловеческий статус.
- Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.
- Важнейшие аспекты (стороны) морали:
- а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
- б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
- в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
- 3) Основные категории морали:
- а) добро и зло;
- б) долг и совесть;
- в) справедливость;
- г) честь и достоинство;
- д) счастье.
- 4) Нравственная культура личности и общества.
- 5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.
Мировоззрение
- Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
- Структура мировоззрения
- Знания Принципы Идеи Убеждения Идеалы Духовные ценности
- Знания
- Принципы
- Убеждения
- Идеалы
- Духовные ценности
- Исторические виды мировоззрения: мифологическое; теологическое (религиозное); философское.
- мифологическое;
- теологическое (религиозное);
- философское.
- Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности: преобладание произвольных связей; фрагментарность взглядов на мир; отсутствие целостности.
- преобладание произвольных связей;
- фрагментарность взглядов на мир;
- отсутствие целостности.
- Основные черты научного мировоззрения: логическая стройность; систематичность; универсальность; критичность; обоснованность.
- логическая стройность;
- систематичность;
- универсальность;
- критичность;
- обоснованность.
- Классификация типов мировоззрения по эмоциональной окраске Оптимистическое мировоззрение Пессимистическое мировоззрение
- Оптимистическое мировоззрение
- Пессимистическое мировоззрение
У р о к 6
Цель: помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельности.
Тип урока : изучение нового материала.
Х о д у р о к а
П л а н:
1. Духовный мир человека.
2. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.
3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
I. Работа по теме урока.
– Как вы можете объяснить, что такое «духовность»? Что значит «человек – существо духовное»?
– Правильно ли живет человек, чтобы считать себя духовным существом?
З а д а н и е. Запишите, какие качества присущи духовному существу. Составьте словесный портрет такого человека.
– Что такое духовный мир человека? Что мы в него включаем?
– Что значит «человек бездуховен»? Составьте словесный портрет бездуховного человека.
С раннего возраста мы слышим, что какие-то поступки хорошие, а какие-то – плохие.
Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения ее соответствия принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными и безнравственными.
– Что такое мораль? (П рименяется прием методики развития критического мышления – «корзина идей». Учащиеся наговаривают все, что они знают о морали.)
Мораль многообразна, она может пониматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инструмент сохранения порядка в обществе, как честность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.
Ж. Фурье, французский философ, считал мораль прибежищем слабых и выражением бессилия человека.
К. Маркс утверждал, что нравственные установки отражают господство в обществе одной группы людей и стремление этой группы навязать свои взгляды всему обществу.
– Согласны ли вы с Ш. Фурье и К. Марксом? С вой ответ обоснуйте.
– Как вы думаете, когда возникли первые моральные установки и каковы они были?
В древности законов не существовало, люди поступали по обычаю. Постепенно в сознании человека появилось два элемента, на которых строится мораль, – совесть и долг.
– Что такое совесть?
Совесть – нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла.
– Что такое долг?
Долг – нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении.
З а д а н и е. Проанализируйте высказывания о долге и совести. Какое высказывание ближе вам и почему? Ответ обоснуйте.
«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть применение наших поступков к этому закону» (И. Кант, немецкий философ).
«Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» (А. С. Пушкин).
«Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и обезьяной» (Ч. Дарвин).
«Человек в силе уступает быку, в способности бегать уступает лошади, однако он заставляет людей жить сообща, в то время как бык и лошадь не обладают этой способностью. Благодаря чему люди могут жить сообща?
Отвечаю: благодаря разделению обязанностей.
Благодаря чему возможно это разделение?
Отвечаю: благодаря чувству долга» (Сюнь-Цзы, китайский философ).
«Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга» (М. Т. Цицерон, римский оратор).
З а д а н и е. Прочитайте сказку. Придумайте ее окончание.
У одного короля был сын. Звали его принц Фредерик. Принцу уже исполнилось 18 лет, но никто не учил его правильному поведению и добрым поступкам. Его очень избаловали, потому что других детей в семье не было. От природы у Фредерика было доброе сердце, и ничего особо плохого он не делал, просто не думал о других, никому не помогал, да и вести себя не умел: сидел развалясь, перебивал старших, надменно говорил с придворными.
Вдруг король получил известие, что его сосед созывает к себе молодых царевичей на смотр. У него не было наследника, и он хотел найти жениха для своей прекрасной дочери Эльзы. Он дал слово, что Эльза выйдет замуж за того, кто будет не только хорошо воспитан, но и понравится ей своим характером.
До смотра оставалось десять дней, и решено было созвать всех лучших учителей хороших манер, чтобы день и ночь заниматься с принцем. С утра до вечера принца постоянно учили, но него была плохая память, а правил было столько, что запомнить их не представлялось возможным. До отъезда оставалось только три дня, а поведение и манеры принца ничуть не улучшились. Тогда король созвал своих министров, и было решено обратиться к старому-старому мудрецу с просьбой выделить 50 самых главных правил, которые принц должен запомнить. Мудрец на это ответил так: «Можно сократить число этих правил до одного. Я научу принца Фредерика за один час».
Мудрец сказал принцу: «Для того чтобы быть не только хорошо воспитанным, но и просто хорошим человеком, ты должен запомнить только одно: другие ничуть не хуже тебя, поэтому всех их надо любить и уважать. Если ты будешь так думать, то все правила станут исполняться сами собой». Принц долго не мог понять, как, например, можно считать равным себе и даже полюбить противного карлика-шута или неприятного лакея. «А ты сделай так, – сказал мудрец, – ты помни, что они в действительности прекрасные принцы, которых заколдовала злая волшебница, не обращай внимания на горб и другие физические недостатки».
С этого момента принц Фредерик сильно изменился. Он поднял оброненный придворной дамой платок, поговорил с карликом, перестал кричать на лакея. Все заметили, что он стал скромным, ласковым, внимательным, не говорил того, что могло обидеть, а, наоборот, старался каждому сделать что-нибудь приятное…
В качестве домашнего задания учащиеся должны были подготовить материал о заповедях, существующих в мировых религиях. Можно заслушать сообщения учащихся о Конфуции, Будде, Моисее, Иисусе Христе.
Класс делится на 3 группы.
З а д а н и е. Каждая группа выступает с сообщением, подготовленным на уроке (что им известно, как бы они это объяснили, подтвердить фактами, примерами):
1-я группа – сообщение о понятии «идеал»;
2-я группа – сообщение о понятии «ценность»;
3-я группа – сообщение о понятии «мораль».
II. Закрепление изученного.
1) Работа с документом, с. 44–45.
2) Ответить на вопросы к документу.
Домашнее задание: §4, с. 45, вопросы № 1–4.
У р о к 7
ЧЕЛОВЕК КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО
(продолжение)
Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.
Тип урока : изучение нового материала.
Х о д у р о к а
I. Работа по теме урока.
Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:
1) духовные потребности в познании окружающего мира;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
5) способность к различным формам социальной деятельности;
6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;
8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.
– Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.
Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.
Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.
Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.
Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.
– Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?
Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
Р а б о т а в г р у п п а х.
З а д а н и е:
1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);
2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);
3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);
4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).
II. Закрепление изученного.
З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.
Домашнее задание: § 4.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Появление человека
Научное исследование происхождения человека (Дарвин, Энгельс); 20в. - концепция биосоциальной природы человека
Сегодня исследование антропогенеза идет по трем направлениям:
связь с геологическими процессами, сопоставление этапов эволюции человека с этапами эволюции земной коры(восстановление недостающих звеньев эволюции до современнного вида)
биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков в соответствии с появлением у них отл. признаков(прямохождения, использование рук как рук, развитие речи и мышления и т. д.)
Уточнение общей теории антропогенеза как сложного процесса взаимодействия биологических и социальных факторов.
Начало становления
рамапитек (14-20 млн лет назад) - саванна, орудия
австралопитеки (5-8 млн лет назад) - подобранные и отчасти подработанные орудия
человек умелый (Homo habilis)(2 млн лет назад)
человек прямоходящий (Homo erectus)(1-1.3 млн лет назад) - орудия охоты, огонь, мб речь
человек разумный
(Homo sapiens)(150-200 тыс лет назад)
на стадии корманьонца
(40-50 тыс лет назад) - приближен к современным людям по физ. облику, интеллекту.
Мог
: организовать коллект. деятельность, строить жилища, делать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, имел интерес к прекрасному, чувство сострадания и т. д.
В общем теории антропогенеза 20в. выделяла труд как ведущий фактор становления человека и человеческого общества. Но потом пошли изменения, добавили к труду:
развитие речи
сознания
формирование нравственных представлений
Только все вместе обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.
Цель и смысл жизни человека
Отличительная особенность человека - стремление к философскому осмыслению жизни . Поиск смысла жизни - занятие чисто человеческое.
Субъективная сторона : Зачем, собственно, живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально.
Объективная сторона (не зависящая от человека) - осознание единства человека и человечества со всем живым на планете - имеет огромное мировоззренческое значение.
В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни:
Смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека.
Смысл жизни связан с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.
Позиции некоторых философов
Аристотель . Смысл жизни - счастье.
Эпоха Возрождения . Смысл жизни в самом человеческом существовании.
Классическая немецкая философии(Кант и Гегель ) - связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.
Фромм (20в.) - есть два вида людей. Одним нужно брать, иметь. Другим - творить, любить, отдавать, жертвовать собой.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Вместе с тем индивид имеет имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в социальном отношении . Сколько существует род человеческий - столько и существует личность.
Науки о человеке
рассматривают его в четырех измерениях:
Биологическое . Биология, генетика.
Психическое. Психология
Социальное. Социальная психология, социология, мифология, религия, философия, право, политика, мистика, культурология.
Космическое . Мифология, религия, астрология, философия.
Человек как духовное существо
Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума. Ч, у которого высока развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством - духовностью(стремление к высоте идеалов). Ч, у которго духовная жизнь мало развита бездуховен. Итак, духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности Ч становятся высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей(истина) создает ценностные ориентации.
Ч, являясь существом общественным подчиняется определенным правилам, это необходимое условие выживания человеческого рода. Установленнные нормы и правила призваны защитить интересы и достоинства каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общ и личн интересов. Нормы и правила морали формируются естественно и извлекаются из массовой житейской практики.
Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них-Кант. Он сформуриловал категорический императив морали - это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей. Категорический императив и «золотое правило» утверждают личную ответственность Ч за совершенные им деяния. Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории.
Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в Ч. Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного Ч, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение Ч к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации Ч, неразрывно связанную с категорией морали. Моральные категории носят парносоотносительный характер, например добро и зло.
Также одно из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль. Без совести нет нравственности. К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозночается ценностное отношение Ч к своему отечеству. С патриотическими ориентирами Ч связаны и качества гражданственности(и чувство любви к родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, осознание себя как полноправного гражданина).
Моральные начала не заложены в Ч от рождения, некоторые из них он должен выработать в себе самостоятельно. Самовоспитание в сфере нравственности - самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по все видам деятельности.
Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, Ч, находящее выражение в системе ценностей и идиалов личночти, соц группы, общества. Разделяют различные классификации типов мировоззрения:
одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм)
природе (природоцентризм)
Ч (антропоцентризм)
Но более всего распространена следущая классификация типов мировоззрения.
обыденное (возникает в жизни Ч в процессе его деятельности)
религиозное (мировоззрение, основой которого являются религиозные учения)
научное (научная картина мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принятые взаимоотношения Ч со средой обитания)
Мировоззрение дает Ч ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций Ч получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание Ч мира, добра и зла, красоты и безобразия.
Похожие статьи
-
Таро Ангелов-Хранителей: расклады и значения карт
Ваш Ангел-хранитель своими посланиями и подсказками способен помочь вам во всех начинаниях и в любых сферах жизни. Магическая сила вашего Ангела-хранителя позволит вам общаться с ангелами и получать от них ответы и указания по всем...
-
Гадание на воске и воде онлайн
Горящая свеча – очень сильный магический образ. Даже сейчас в волшебные, романтические моменты люди стремятся заменить электрическое освещение живым огнём. Может свеча помочь и найти ответы на вопросы. Не обязательно про будущее, хорошим...
-
Значение карты ленорман «крысы Крысы в доме звезд ленорман
23. КРЫСЫ (Семерка треф) КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ : потеря, тревога, отчаяние.Появление этой карты в раскладе означает порчу имущества, потерю или пропажу. Вас могут и обокрасть. Поэтому проверьте еще раз, все ли у Вас в порядке с замками, не...
-
Воспаление яичников: причины, симптомы, лечение
Воспаление придатков у женщин в медицинской практике обозначают термином (аднексит или сальпингоофорит). Под этими названиями скрывается инфекционно- воспалительный процесс, поражающий маточные трубы и яичники, но не затрагивающий саму...
-
Биологическая характеристика Escherichia coli
Содержание В кишечнике теплокровных животных есть безвредные палочки, которые приносят большую пользу носителю. Они помогают синтезировать витамины В и К. Однако кишечная палочка вызывает пищевые отравления человека, наступают...
-
Какие причины выделений бледно-розового цвета у женщин?
Наш сайт сотрудничает с дипломированными специалистами в сфере акушерства, гинекологии и репродукции. Задайте свой вопрос в комментариях и получите ответ в течение 48 часов. Выделения различной консистенции, объема и оттенка - один из...