Куприн поединок почему создан. Поединок (повесть), сюжет, герои. Герои и прототипы

Год издания книги: 1905

Повесть Александра Куприна «Поединок» многие называют одним из наиболее значимых произведений в творчестве автора. Именно благодаря таким произведениям Куприн занимает высокое место в нашем . Свою повесть писатель посвятил , которого считал своим учителем. И получил от него высокие оценки за это произведение. Повесть «Поединок» шесть раз экранизировался под разными названиями. Последняя из них относится к 2014 году.

Сюжет повести «Поединок» кратко

В повести Куприна «Поединок» читать можно о молодом подпоручике Георгии Алексеевиче Ромашове. Он совсем недавно закончил училище и сейчас вместе с шестой ротой заканчивал вечерние занятия. Младший офицерский состав собрался вместе и рассуждал о глупости этих занятий. Их разговор прервало появление черкеса Бека-Агамалова. Его умение держаться на лошади могли бы позавидовать даже кавалеристы. Он то и рассказа новость, что командир требует от офицеров рубки чучел. Это вызвало бурное обсуждение о уместности данного умения в современной войне, но затем все дружно решили попробовать. Ромашов некогда не был силен в этом. И в этот раз он вновь ударил в грязь лицом, не только не попав по чучелу, но еще и содрав кожу с пальца. А вот Бек-Агамалов успешно снес пол чучела. Тем временем появился командир полка. Он явно был не в настроении и сначала под горячую руку попал солдат из роты Ромашова, а затем и сам подпоручик. В итоге Ромашов получил четверо суток домашнего ареста, а его капитан Слива выговор.

После того как плац опустел Георгий Алексеевич ощутил свое одиночество. По пути домой он размышлял куда пойти вечером. Город был маленький и единственным приличным местом был вокзал, где к прибытию прусского поезда собиралось немало народа. Но его был жалок, а памятуя как над ним не так давно посмеялась красивая пассажирка первого класса он решил, что делать на вокзале сегодня нечего. Все дорогу домой заняли мечты о том, как он выучится и уже он будет отдавать приказы полковнику Шульговичу. Он так замечтался, что побежал и замахал руками.

Дома его вновь заняли мысли о том куда пойти вечером. Последнее время он часто проводил вечера в доме поручика Владимира Ефимовича Николаева. Но сегодня он твердо решил туда не идти. Это решение изменило письмо от Раисы Александровны Петерсон с которой он уже давно крутил роман за спиной ее мужа. Женщина намекала, что они уже неделю не виделись, а сегодня ее мужа как раз не будет дома. Прочтя письмо, Ромашев решил вновь отправится к Николаевым. А своему денщику Гайнане велел если придут от Петерсонов отвечать, что не знает де хозяин.

Далее в кратком содержании «Поединок» Куприна вы узнаете, как подходя к дому Николаевых он увидел Александру Петровну Николаеву в окне. Он долго ей любовался, надеясь, что она так мило говорит именно о нем. Затем он все-таки решился зайти в дом. Владимир Ефимович был занят подготовкой к поступлению в военную академию. Шурочка ему в этом активно помогала и даже изобрела собственную методику. И у нее это получалось даже лучше, чем у мужа. Ей не давалась только баллистика, которая была загромождена множеством формул. С подачи Шурочки разговор свелся к поединкам, которые вновь разрешили. Девушка осуждала это решение и считала варварством. В то же время, по ее мнению, в офицерском составе поединки были нужны. Так она б, например, с удовольствием убила Назанского, за то, что приучил Ромашова к водке. На прощание она даже сказала, что вместо общества Назанского, Георгию Алексеевичу лучше приходить в их дом.

Следующий день для главного героя повести «Поединок» Куприна прошел не весело. Он был под домашним арестом и не мог принимать участие в суете, связанной со смотром. Вообще в части все офицеры старались отлынивать от работы и больше были заняты своими финансовыми проблемами. Частенько за счет солдатских денег. Но перед смотрами все как будто оживали. Зато у Ромашова было время подумать. Например, почему его денщик за свои деньги покупает ему сигареты, года даже буфетчик не дает ему в долг. И только визит Николаевых скрасил этот день. На следующий день его ошарашил визит адъютанта. Командир полка требовал его к себе. Ромашов наскоро оделся и прибыл к Шульговичу. Сначала полковник начал на него кричать, что Ромашов много пьет и скоро вообще скатится по наклонной. Но затем увидел в глазах главное героя, что еще слово и это может стать последней каплей. После этого он немного поостыл и даже пригласил его к себе на обед. Они много говорили и оказались земляками – пензинскими. Только Ромашов был из Наровчатского уезда, а Шульгович из Инсарского. В ходе обеда полковник делал немало замечаний Ромашову по поводу столовых приборов, чем ввел того в смущение.

Последующие события в повести «Поединок» Куприна разворачивается на балу. В первые годы Ромашов любил это действо, но затем он понял, что дамы ходят на бал в одних и тех же платьях, а их румянами они совершенно не умеют пользоваться. Да и атмосфера праздника была через чур напыщенной. Во время бала он всячески пытался избежать встречи с Раисой Петерсон, но это не удалось. Во время их танца он решил порвать отношения. Это вызвала бурю эмоций и обещаний отомстить. Тем более что в этом она могла рассчитывать на мужа, который как известно очень любил свою жену. И уже не раз был замечен за подлостями по службе против бывших фаворитов своей жены.

Дальше понеслись серые будни. Была муштра солдат, обучение и подготовка к смотру. Ромашов испортил отношения со Сливой сделав ему замечание по поводу жестокого обращения с солдатами, а сам тем временем все больше залазил в долги. Поэтому, когда 23 апреля он получил приглашение на пикник в честь дня имени Шурочки, он понял, что денег на подарок у него нет. Пришлось занимать десять рублей. Но когда Ромашов уже подъезжал к дому Николаевых что-то насторожило его в письме Шурочки. Он уже было совсем решил проехать, но Шурочка вышла лично его встречать. Это остановило его бегство. На пикнике было не так весело, как шумно. Ромашов все пытался разузнать у Шурочки почему она сегодня такая необычная и почему ее муж с ним так холоден. Но девушка все ускользала от ответа. Лишь когда свечерело Ромашов двинулся подальше в лес. Шурочка скользнула за ним. Главный герой признался ей в любви, а Шурочка призналась, что ее тоже тянет к нему. Но назвать это любовью нельзя – это скорее жалость. Но несмотря на это встречаться им больше нельзя. Ведь ее муж получает анонимки о якобы их отношениях. Поэтому Шурочка просит Ромашова больше не приходить в их дом.

Далее в произведении «Поединок» Куприна читать можно о том, как с первого мая весь полк выступил в лагерь. Лагерь находился в двух милях от города. Солдаты и младший офицерский состав жили там. Все кроме шестой роты, казармы которой совсем прохудились. В лагере муштра только усилилась. Выбивалась из этого ритма только пятая рота, которой командовал капитан Стельковский. На своих солдат он не орал, не бил, да и выглядели они у него откормленными. Но дисциплина у него была железная. Поэтому совсем не удивительно, что на плацу пятнадцатого мая именно его рота заслужила похвалу генерала. А вот Ромашов как всегда оплошал. Во время марша он так загордился собой, что сбил всю роту с ритма. В итоге получилось стадо, а сам подпоручик схлопотал строжайший выговор, семь дней гауптвахты и требование написать заявление на перевод в другую роту.

Все это не могло не оставить глубокого следа в ранимой душе главного героя повести «Поединок». Он в одиночестве брел домой, когда на железнодорожной ветке его встретил Николаев. Владимир Ефимович не скрывал, что ждал именно Ромашова. Они не поздоровались, а перешли сразу к делу. Николаев рассказал своему бывшему другу о анонимных записках и слухах, распускаемых неким неизвестным. Все это портило репутацию его жене. Ромашов согласился, что это недопустимо и пообещал попробовать прекратить это. Кроме того, главный герой пообещал больше некогда не бывать в доме Николаевых. После этого Ромашов целый вечер бродил по городу и лишь отдельные картинки откладывались у него в памяти. Очнулся он вновь на железнодорожном полотне. К этому времени его все настойчивее посещали мысли о самоубийстве. Как не странно помешал этому солдат Хлебников. Это был один из самых слабых солдатов, которого вечно избивали офицеры и простые солдаты. Очевидно его тоже посетила мысль о самоубийстве. В последствии Ромашов пригласил его к себе и выведал все о его несчастной жизни. После этого он твердо решил, дослужив три обязательных года уйти в запас. Он даже начал продумывать себе профессию. Но чем больше он думал, тем больше убеждался что для человека есть лишь три вида деятельности – это наука, искусство и физический труд. И литература, как и главного героя , из всего этого прельщала его больше всего.

После того случая на плацу Ромашов сторонился офицерского, да и любого другого общества. Он часами размышлял либо проводил под окнами Шурочки. Однажды он даже бросил ей букет в окно. Но вскоре получил записку больше так не делать. В конце мая в роте капитана Осадчего повесился солдат. Это не было бы чем-то странным, если бы это не произошло точь-в-точь в тот же день, как и год назад. Ромашову пришлось присутствовать при вскрытии. А вскоре к нему пришёл сам капитан, который был безумно пьян. Он практически силой затянул Ромашова на одну из своих пьянок. Когда все офицеры уже были порядком пьяны решили ехать в публичный дом. Там невменяемый Бек-Агамалов чуть не зарубил женщину. Остановил его Ромашов. Это помогло ему чуть позже, когда пьяная компания вернулась в салон. Здесь Осадчий запел заупокойную из-за чего случился скандал. В результате пьяный Николаев начал оскорблять Ромашова, тот вылили ему в лицо остатки пива и завязалась драка. Очнулся главный герой уже в углу, а Бек-Агамалов что-то говорил Николаеву.

На следующее утро в главный герой произведения «Поединок» Куприна получил записку с требованием явится на суд офицеров N-ого полка. К шести Ромашов прибыл и его попросили обождать. Вскоре из зала суда вышел Николаев. Он нечего не говорил, а главный герой старался не замечать его. Но Николаев присел рядом и старясь дабы этого некто не видел попросил не распространяться о анонимных письмах и их прениях. Ромашов выполнил его просьбу. Некому из офицеров суда он этого не рассказал. А все попытки капитана Петерсона подвести к этой теме игнорировал. Уже вечером суд офицеров вынес свой вердикт – поединок.

Повесть “Поединок” увидела свет в 1905 году. Это история о конфликте гуманистического мировоззрения и насилия, процветавшего в армии того времени. Повесть отражает виденье армейских порядков самим Куприным. Многие герои произведения – персонажи из реальной жизни писателя, с которыми он столкнулся во время службы.

Юрий Ромашов, молодой подпоручик, тяжело переживающий всеобщее моральное разложение, царящие в армейских кругах. Он часто бывает в гостях у Владимира Николаева, в чью супругу Александру (Шурочку) он тайно влюблен. Ромашов также поддерживает порочную связь с Раисой Петерсон, женой своего сослуживца. Этот роман перестал доставлять ему какую-либо радость, и однажды он решился разорвать отношения. Раиса вознамерилась отомстить. Вскоре после их разрыва, кто-то стал засыпать Николаева анонимками с намеками на особую связь между его супругой и Ромашовым. Из-за этих записок Шурочка просит Юрия больше не посещать их дом.

Однако и других бед у молодого подпоручика хватало. Он не позволял унтерам устраивать драки, постоянно пререкался с офицерами, поддерживающими моральное и физическое насилие над подопечными, чем вызывал недовольство командования. Материальное положение Ромашова также оставляло желать лучшего. Он одинок, служба для него теряет смысл, на душе горько и тоскливо.

Во время церемониального марша подпоручику пришлось пережить самый страшный позор в его жизни. Юрий попросту замечтался и допустил фатальную ошибку, нарушив строй.

После этого случая Ромашов, терзая себя воспоминаниями о насмешках и всеобщем порицании, не заметил, как оказался недалеко от железной дороги. Там он встретил солдата Хлебникова, который хотел покончить с собой. Хлебников сквозь слезы рассказывал о том, как над ним издеваются в роте, о побоях и насмешках, которым нет конца. Тогда Ромашов стал еще ярче осознавать, что каждая безликая серая рота, состоит из отдельных судеб, и каждая судьба имеет значение. Его горе меркло на фоне горя Хлебникова и ему подобных.

Немногим позже в одной из рот повесился солдат. Это происшествие повлекло за собой волну пьянства. Во время попойки между Ромашовым и Николаевым разгорелся конфликт, который повлек за собой дуэль.

Перед дуэлью в дом Ромашова пожаловала Шурочка. Она стала взывать к нежным чувствам подпоручика, говорить, что стреляться они должны обязательно, ведь отказ от дуэли может быть неверно истолкован, однако никто из дуэлянтов не должен быть ранен. Шурочка заверила Ромашова, что ее супруг согласен на эти условия и их договоренность останется в тайне. Юрий согласился.

В итоге, несмотря на заверения Шурочки, Николаев смертельно ранил подпоручика.

Главные герои повести

Юрий Ромашов

Центральный персонаж произведения. Добрый, застенчивый и романтичный молодой человек, которому не по душе суровые армейские нравы. Он мечтал о литературной карьере, часто гулял, погружаясь в размышления, мечты о другой жизни.

Александра Николаева (Шурочка)

Объект воздыхания Ромашова. На первый взгляд, это талантливая, обаятельная, энергичная и умная женщина, ей чужды сплетни и интриги, в которых участвуют местные дамы. Однако на поверку оказывается, что она гораздо коварней всех их. Шурочка мечтала о роскошной столичной жизни, все остальное для нее не имело значения.

Владимир Николаев

Неудачливый муж Шурочки. Он не блещет интеллектом, проваливает вступительные экзамены в академию. Даже его жена, помогая ему готовиться к поступлению, усвоила почти всю программу, а Владимиру это никак не удавалось.

Шульгович

Требовательный и суровый полковник, часто недовольный поведением Ромашова.

Назанский

Офицер-философ, который любит рассуждать об устройстве армии, о добре и зле в целом, склонен к алкоголизму.

Раиса Петерсон

Любовница Ромашова, жена капитана Петерсона. Это сплетница и интриганка, не обремененная никакими принципами. Она занята игрой в светскость, говорит о роскоши, но внутри нее – духовная и моральная нищета.

В “Поединке” А. Куприн демонстрирует читателю всю ущербность армии. Главный герой, поручик Ромашов, все больше и больше разочаровывается в службе, находя ее бессмысленной. Он видит жестокость, с которой офицеры относятся к своим подчиненным, становится свидетелем рукоприкладства, никак не пресекаемого руководством.

Большая часть офицеров смирилась с существующим порядком. Одни находят в нем возможность выместить на других собственные обиды посредством морального и физического насилия, проявить жестокость, свойственную характеру. Другие просто принимают реальность и, не желая бороться, ищут отдушину. Часто этой отдушиной становится пьянство. Даже Назанский, умный и талантливый человек, топит в бутылке мысли о безысходности и несправедливости системы.

Разговор с солдатом Хлебниковым, который постоянно терпит издевательства, утверждает Ромашова во мнении о том, что вся эта система прогнила насквозь и не имеет права на существование. В своих размышлениях подпоручик приходит к выводу, что есть лишь три занятия, достойные честного человека: наука, искусство и вольный физический труд. Армия же представляет собой целое сословие, которое в мирное время пользуются благами, заработанными другими людьми, а в военное – идет убивать таких же вояк, как они сами. Это лишено смысла. Ромашов задумывается над тем, что было бы, если б все люди в один голос сказали “нет” войне, и необходимость в армии отпала сама собой.

Дуэль Ромашова и Николаева – это противостояние честности и коварства. Ромашова убило предательство. Как в то время, так и сейчас, жизнь нашего общества – это поединок между цинизмом и состраданием, верностью принципам и аморальностью, человечностью и жестокостью.

Так же вы можете прочитать , одного из самых видных и популярных писателей России первой половины ХХ века.

Наверняка вас заинтересует краткое содержание самой удачной по мнению Александра Куприна его , проникнутой сказочной, или даже мистической атмосферой.

Главная идея повести

Проблемы, затронутые Куприным в “Поединке”, выходят далеко за рамки армии. Автор указывает на недостатки общества в целом: социальное неравенство, пропасть между интеллигенцией и простым народом, духовное падение, проблему взаимоотношений между обществом и отдельной личностью.

Повесть “Поединок” получила положительный отзыв от Максима Горького. Он утверждал, что это произведение должно глубоко затронуть “каждого честного и думающего офицера”.

К. Паустовского глубоко тронула встреча Ромашова и солдата Хлебникова. Паустовский причислил эту сцену к лучшим в русской литературе.

Однако “Поединок” получил не только положительную оценку. Генерал-лейтенант П. Гейсман обвинял писателя в клевете и попытке подрыва государственного строя.

  • Первое издание повести Куприн посвятил М. Горькому. По словам самого автора, всеми самыми смелыми мыслями, выраженными на страницах “Поединка”, он обязан влиянию Горького.
  • Повесть “Поединок” была экранизирована пять раз, последний – в 2014 году. “Поединок” стал последней серией четырех-серийного фильма, состоявшего из экранизаций произведений Куприна.
Вечерние занятия в шестой роте приходили к концу, и младшие офицеры все чаще и нетерпеливее посматривали на часы. Изучался практически устав гарнизонной службы. По всему плацу солдаты стояли вразброс: около тополей, окаймлявших шоссе, около гимнастических машин, возле дверей ротной школы, у прицельных станков. Все это были воображаемые посты, как, например, пост у порохового погреба, у знамени, в караульном доме, у денежного ящика. Между ними ходили разводящие и ставили часовых; производилась смена караулов; унтер-офицеры проверяли посты и испытывали познания своих солдат, стараясь то хитростью выманить у часового его винтовку, то заставить его сойти с места, то всучить ему на сохранение какую-нибудь вещь, большею частью собственную фуражку. Старослуживые, тверже знавшие эту игрушечную казуистику, отвечали в таких случаях преувеличенно суровым тоном: «Отходи! Не имею полного права никому отдавать ружье, кроме как получу приказание от самого государя императора». Но молодые путались. Они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность. — Хлебников! Дьявол косорукой! — кричал маленький, круглый и шустрый ефрейтор Шаповаленко, и в голосе его слышалось начальственное страдание. — Я ж тебя учил-учил, дурня! Ты же чье сейчас приказанье сполнил? Арестованного? А, чтоб тебя!.. Отвечай, для чего ты поставлен на пост? В третьем взводе произошло серьезное замешательство. Молодой солдат Мухамеджинов, татарин, едва понимавший и говоривший по-русски, окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства — и настоящего и воображаемого. Он вдруг рассвирепел, взял ружье на руку и на все убеждения и приказания отвечал одним решительным словом: — З-заколу! — Да постой... да дурак ты... — уговаривал его унтер-офицер Бобылев. — Ведь я кто? Я же твой караульный начальник, стало быть... — Заколу! — кричал татарин испуганно и злобно и с глазами, налившимися кровью, нервно совал штыком во всякого, кто к нему приближался. Вокруг него собралась кучка солдат, обрадовавшихся смешному приключению и минутному роздыху в надоевшем ученье. Ротный командир, капитан Слива, пошел разбирать дело. Пока он плелся вялой походкой, сгорбившись и волоча ноги, на другой конец плаца, младшие офицеры сошлись вместе поболтать и покурить. Их было трое: поручик Веткин — лысый, усатый человек лет тридцати трех, весельчак, говорун, певун и пьяница, подпоручик Ромашов, служивший всего второй год в полку, и подпрапорщик Лбов, живой стройный мальчишка с лукаво-ласково-глупыми глазами и с вечной улыбкой на толстых наивных губах, — весь точно начиненный старыми офицерскими анекдотами. — Свинство, — сказал Веткин, взглянув на свои мельхиоровые часы и сердито щелкнув крышкой. — Какого черта он держит до сих пор роту? Эфиоп! — А вы бы ему это объяснили, Павел Павлыч, — посоветовал с хитрым лицом Лбов. — Черта с два. Подите, объясняйте сами. Главное — что? Главное — ведь это все напрасно. Всегда они перед смотрами горячку порют. И всегда переборщат. Задергают солдата, замучат, затуркают, а на смотру он будет стоять, как пень. Знаете известный случай, как два ротных командира поспорили, чей солдат больше съест хлеба? Выбрали они оба жесточайших обжор. Пари было большое — что-то около ста рублей. Вот один солдат съел семь фунтов и отвалился, больше не может. Ротный сейчас на фельдфебеля: «Ты что же, такой, разэтакий, подвел меня?» А фельдфебель только глазами лупает: «Так что не могу знать, вашескородие, что с ним случилось. Утром делали репетицию — восемь фунтов стрескал в один присест...» Так вот и наши... Репетят без толку, а на смотру сядут в калошу. — Вчера... — Лбов вдруг прыснул от смеха. — Вчера, уж во всех ротах кончили занятия, я иду на квартиру, часов уже восемь, пожалуй, темно совсем. Смотрю, в одиннадцатой роте сигналы учат. Хором. «Наве-ди, до гру-ди, по-па-ди!» Я спрашиваю поручика Андрусевича: «Почему это у вас до сих пор идет такая музыка?» А он говорит: «Это мы, вроде собак, на луну воем». — Все надоело, Кука! — сказал Веткин и зевнул. — Постойте-ка, кто это едет верхом? Кажется, Бек? — Да. Бек-Агамалов, — решил зоркий Лбов. — Как красиво сидит. — Очень красиво, — согласился Ромашов. — По-моему, он лучше всякого кавалериста ездит. О-о-о! Заплясала. Кокетничает Бек. По шоссе медленно ехал верхом офицер в белых перчатках и в адъютантском мундире. Под ним была высокая длинная лошадь золотистой масти с коротким, по-английски, хвостом. Она горячилась, нетерпеливо мотала крутой, собранной мундштуком шеей и часто перебирала тонкими ногами. — Павел Павлыч, это правда, что он природный черкес? — опросил Ромашов у Веткина. — Я думаю, правда. Иногда действительно армяшки выдают себя за черкесов и за лезгин, но Бек вообще, кажется, не врет. Да вы посмотрите, каков он на лошади! — Подождите, я ему крикну, — сказал Лбов. Он приложил руки ко рту и закричал сдавленным голосом, так, чтобы не слышал ротный командир: — Поручик Агамалов! Бек! Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо. Потом, повернув лошадь в эту сторону и слегка согнувшись в седле, он заставил ее упругим движением перепрыгнуть через канаву и сдержанным галопом поскакал к офицерам. Он был меньше среднего роста, сухой, жилистый, очень сильный. Лицо его, с покатым назад лбом, тонким горбатым носом и решительными, крепкими губами, было мужественно и красиво и еще до сих пор не утратило характерной восточной бледности — одновременно смуглой и матовой. — Здравствуй, Бек, — сказал Веткин. — Ты перед кем там выфинчивал? Дэвыцы? Бек-Агамалов пожимал руки офицерам, низко и небрежно склоняясь с седла. Он улыбнулся, и казалось, что его белые стиснутые зубы бросили отраженный свет на весь низ его лица и на маленькие черные, холеные усы... — Ходили там две хорошенькие жидовочки. Да мне что? Я нуль внимания. — Знаем мы, как вы плохо в шашки играете! — мотнул головой Веткин. — Послушайте, господа, — заговорил Лбов и опять заранее засмеялся. — Вы знаете, что сказал генерал Дохтуров о пехотных адъютантах? Это к тебе, Бек, относится. Что они самые отчаянные наездники во всем мире... — Не ври, фендрик! — сказал Бек-Агамалов. Он толкнул лошадь шенкелями и сделал вид, что хочет наехать на подпрапорщика. — Ей-богу же! У всех у них, говорит, не лошади, а какие-то гитары, шкапы — с запалом, хромые, кривоглазые, опоенные. А дашь ему приказание — знай себе жарит, куда попало, во весь карьер. Забор — так забор, овраг — так овраг. Через кусты валяет. Поводья упустил, стремена растерял, шапка к черту! Лихие ездоки! — Что слышно нового, Бек? — спросил Веткин. — Что нового? Ничего нового. Сейчас, вот только что, застал полковой командир в собрании подполковника Леха. Разорался на него так, что на соборной площади было слышно. А Лех пьян, как змий, не может папу-маму выговорить. Стоит на месте и качается, руки за спину заложил. А Шульгович как рявкнет им него: «Когда разговариваете с полковым командиром, извольте руки на заднице не держать!» И прислуга здесь же была. — Крепко завинчено! — сказал Веткин с усмешкой — не то иронической, не то поощрительной. — В четвертой роте он вчера, говорят, кричал: «Что вы мне устав в нос тычете? Я — для вас устав, и никаких больше разговоров! Я здесь царь и бог!» Лбов вдруг опять засмеялся своим мыслям. — А вот еще, господа, был случай с адъютантом в N-ском полку... — Заткнитесь, Лбов, — серьезно заметил ему Веткин. — Эко вас прорвало сегодня. — Есть и еще новость, — продолжал Бек-Агамалов. Он снова повернул лошадь передом ко Лбову и, шутя, стал наезжать на него. Лошадь мотала головой и фыркала, разбрасывая вокруг себя пену. — Есть и еще новость. Командир во всех ротах требует от офицеров рубку чучел. В девятой роте такого холоду нагнал, что ужас. Епифанова закатал под арест за то, что шашка оказалась не отточена... Чего ты трусишь, фендрик! — крикнул вдруг Бек-Агамалов на подпрапорщика. — Привыкай. Сам ведь будешь когда-нибудь адъютантом. Будешь сидеть на лошади, как жареный воробей на блюде. — Ну ты, азиат!.. Убирайся со своим одром дохлым, — отмахивался Лбов от лошадиной морды. — Ты слыхал, Бек, как в N-ском полку один адъютант купил лошадь из цирка? Выехал на ней на смотр, а она вдруг перед самим командующим войсками начала испанским шагом парадировать. Знаешь, так: ноги вверх и этак с боку на бок. Врезался, наконец, в головную роту — суматоха, крик, безобразие. А лошадь — никакого внимания, знай себе испанским шагом разделывает. Так Драгомиров сделал рупор — вот так вот — и кричит: «Поручи-ик, тем же аллюром на гауптвахту, на двадцать один день, ма-арш!..» — Э, пустяки, — сморщился Веткин. — Слушай, Бек, ты нам с этой рубкой действительно сюрприз преподнес. Это значит что же? Совсем свободного времени не останется? Вот и нам вчера эту уроду принесли. Он показал на середину плаца, где стояло сделанное из сырой глины чучело, представлявшее некоторое подобие человеческой фигуры, только без рук и без ног. — Что же вы? Рубили? — спросил с любопытством Бек-Агамалов. — Ромашов, вы не пробовали? — Нет еще. — Тоже! Стану я ерундой заниматься, — заворчал Веткин. — Когда это у меня время, чтобы рубить? С девяти утра до шести вечера только и знаешь, что торчишь здесь. Едва успеешь пожрать и водки выпить. Я им, слава богу, не мальчик дался... — Чудак. Да ведь надо же офицеру уметь владеть шашкой. — Зачем это, спрашивается? На войне? При теперешнем огнестрельном оружии тебя и на сто шагов не подпустят. На кой мне черт твоя шашка? Я не кавалерист. А понадобится, я уж лучше возьму ружье да прикладом — бац-бац по башкам. Это вернее. — Ну, хорошо, а в мирное время? Мало ли сколько может быть случаев. Бунт, возмущение там или что... — Так что же? При чем же здесь опять-таки шашка? Не буду же я заниматься черной работой, сечь людям головы. Ро-ота, пли! — и дело в шляпе... Бек-Агамалов сделал недовольное лицо. — Э, ты все глупишь, Павел Павлыч. Нет, ты отвечай серьезно. Вот идешь ты где-нибудь на гулянье или в театре, или, положим, тебя в ресторане оскорбил какой-нибудь шпак... возьмем крайность — даст тебе какой-нибудь штатский пощечину. Ты что же будешь делать? Веткин поднял кверху плечи и презрительно поджал губы. — Н-ну! Во-первых, меня никакой шпак не ударит, потому что бьют только того, кто боится, что его побьют. А во-вторых... ну, что же я сделаю? Бацну в него из револьвера. — А если револьвер дома остался? — спросил Лбов. — Ну, черт... ну съезжу за ним... Вот глупости. Был же случай, что оскорбили одного корнета в кафешантане. И он съездил домой на извозчике, привез револьвер и ухлопал двух каких-то рябчиков. И все!.. Бек-Агамалов с досадой покачал головой. — Знаю. Слышал. Однако суд признал, что он действовал с заранее обдуманным намерением и приговорил его. Что же тут хорошего? Нет, уж я, если бы меня кто оскорбил или ударил... Он не договорил, но так крепко сжал в кулак свою маленькую руку, державшую поводья, что она задрожала. Лбов вдруг затрясся от смеха и прыснул. — Опять! — строго заметил Веткин. — Господа... пожалуйста... Ха-ха-ха! В М-ском полку был случай. Подпрапорщик Краузе в Благородном собрании сделал скандал. Тогда буфетчик схватил его за погон и почти оторвал. Тогда Краузе вынул револьвер — рраз ему в голову! На месте! Тут ему еще какой-то адвокатишка подвернулся, он и его бах! Ну, понятно, все разбежались. А тогда Краузе спокойно пошел себе в лагерь, на переднюю линейку, к знамени. Часовой окрикивает: «Кто идет?» — «Подпрапорщик Краузе, умереть под знаменем!» Лег и прострелил себе руку. Потом суд его оправдал. — Молодчина! — сказал Бек-Агамалов. Начался обычный, любимый молодыми офицерами разговор о случаях неожиданных кровавых расправ на месте и о том, как эти случаи проходили почти всегда безнаказанно. В одном маленьком городишке безусый пьяный корнет врубился с шашкой в толпу евреев, у которых он предварительно «разнес пасхальную кучку». В Киеве пехотный подпоручик зарубил в танцевальной зале студента насмерть за то, что тот толкнул его локтем у буфета. В каком-то большом городе — не то в Москве, не то в Петербурге — офицер застрелил, «как собаку», штатского, который в ресторане сделал ему замечание, что порядочные люди к незнакомым дамам не пристают. Ромашов, который до сих пор молчал, вдруг, краснея от замешательства, без надобности поправляя очки и откашливаясь, вмешался в разговор: — А вот, господа, что я скажу с своей стороны. Буфетчика я, положим, не считаю... да... Но если штатский... как бы это сказать?.. Да... Ну, если он порядочный человек, дворянин и так далее... зачем же я буду на него, безоружного, нападать с шашкой? Отчего же я не могу у него потребовать удовлетворения? Все-таки же мы люди культурные, так сказать... — Э, чепуху вы говорите, Ромашов, — перебил его Веткин. — Вы потребуете удовлетворения, а он скажет: «Нет... э-э-э... я, знаете ли, вээбще... э-э... не признаю дуэли. Я противник кровопролития... И кроме того, э-э... у нас есть мировой судья...» Вот и ходите тогда всю жизнь с битой мордой. Бек-Агамалов широко улыбнулся своей сияющей улыбкой. — Что? Ага! Соглашаешься со мной? Я тебе, Веткин, говорю: учись рубке. У нас на Кавказе все с детства учатся. На прутьях, на бараньих тушах, на воде... — А на людях? — вставил Лбов. — И на людях, — спокойно ответил Бек-Агамалов. — Да еще как рубят! Одним ударом рассекают человека от плеча к бедру, наискось. Вот это удар! А то, что и мараться. — А ты, Бек, можешь так? Бек-Агамалов вздохнул с сожалением: — Нет, не могу... Барашка молодого пополам пересеку... пробовал даже телячью тушу... а человека, пожалуй, нет... не разрублю. Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось... нет. Мой отец это делал легко... — А ну-ка, господа, пойдемте попробуем, — сказал Лбов молящим тоном, с загоревшимися глазами. — Бек, милочка, пожалуйста, пойдем... Офицеры подошли к глиняному чучелу. Первым рубил Веткин. Придав озверелое выражение своему доброму, простоватому лицу, он изо всей силы, с большим, неловким размахом, ударил по глине. В то же время он невольно издал горлом тот характерный звук — хрясь! — который делают мясники, когда рубят говядину. Лезвие вошло в глину на четверть аршина, и Веткин с трудом вывязил его оттуда. — Плохо! — заметил, покачав головой, Бек-Агамалов. — Вы, Ромашов... Ромашов вытащил шашку из ножен и сконфуженно поправил рукой очки. Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок. Фехтовать на эспадронах он не умел даже в училище, а за полтора года службы и совсем забыл это искусство. Занеся высоко над головой оружие, он в то же время инстинктивно выставил вперед левую руку. — Руку! — крикнул Бек-Агамалов. Но было уже поздно. Конец шашки только лишь слегка черкнул по глине. Ожидавший большего сопротивления, Ромашов потерял равновесие и пошатнулся. Лезвие шашки, ударившись об его вытянутую вперед руку, сорвало лоскуток кожи у основания указательного пальца. Брызнула кровь. — Эх! Вот видите! — воскликнул сердито Бек-Агамалов, слезая с лошади. — Так и руку недолго отрубить. Разве же можно так обращаться с оружием? Да ничего, пустяки, завяжите платком потуже. Институтка. Подержи коня, фендрик. Вот, смотрите. Главная суть удара не в плече и не в локте, а вот здесь, в сгибе кисти. — Он сделал несколько быстрых кругообразных движений кистью правой руки, и клинок шашки превратился над его головой в один сплошной сверкающий круг. — Теперь глядите: левую руку я убираю назад, за спину. Когда вы наносите удар, то не бейте и не рубите предмет, а режьте его, как бы пилите, отдергивайте шашку назад... Понимаете? И притом помните твердо: плоскость шашки должна быть непременно наклонна к плоскости удара, непременно. От этого угол становится острее. Вот, смотрите. Бек-Агамалов отошел на два шага от глиняного болвана, впился в него острым, прицеливающимся взглядом и вдруг, блеснув шашкой высоко в воздухе, страшным, неуловимым для глаз движением, весь упав наперед, нанес быстрый удар. Ромашов слышал только, как пронзительно свистнул разрезанный воздух, и тотчас же верхняя половина чучела мягко и тяжело шлепнулась на землю. Плоскость отреза была гладка, точно отполированная. — Ах, черт! Вот это удар! — воскликнул восхищенный Лбов. — Бек, голубчик, пожалуйста, еще раз. — А ну-ка, Бек, еще, — попросил Веткин. Но Бек-Агамалов, точно боясь испортить произведенный эффект, улыбаясь, вкладывал шашку в ножны. Он тяжело дышал, и весь он в эту минуту, с широко раскрытыми злобными глазами, с горбатым носом и с оскаленными зубами, был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу. — Это что? Это разве рубка? — говорил он с напускным пренебрежением. — Моему отцу, на Кавказе, было шестьдесят лет, а он лошади перерубал шею. Пополам! Надо, дети мои, постоянно упражняться. У нас вот как делают: поставят ивовый прут в тиски и рубят, или воду пустят сверху тоненькой стрункой и рубят. Если нет брызгов, значит удар был верный. Ну, Лбов, теперь ты. К Веткину подбежал с испуганным видом унтер-офицер Бобылев. — Ваше благородие... Командир полка едут! — Сми-ирррна! — закричал протяжно, строго и возбужденно капитан Слива с другого конца площади. Офицеры торопливо разошлись по своим взводам. Большая неуклюжая коляска медленно съехала с шоссе на плац и остановилась. Из нее с одной стороны тяжело вылез, наклонив весь кузов набок, полковой командир, а с другой легко соскочил на землю полковой адъютант, поручик Федоровский — высокий, щеголеватый офицер. — Здорово, шестая! — послышался густой, спокойный голос полковника. Солдаты громко и нестройно закричали с разных углов плаца: — Здравия желаем, ваш-о-о-о! Офицеры приложили руки к козырькам фуражек. — Прошу продолжать занятия, — сказал командир полка и подошел к ближайшему взводу. Полковник Шульгович был сильно не в духе. Он обходил взводы, предлагал солдатам вопросы из гарнизонной службы и время от времени ругался матерными словами с той особенной молодеческой виртуозностью, которая в этих случаях присуща старым фронтовым служакам. Солдат точно гипнотизировал пристальный, упорный взгляд его старчески бледных, выцветших, строгих глаз, и они смотрели на него, не моргая, едва дыша, вытягиваясь в ужасе всем телом. Полковник был огромный, тучный, осанистый старик. Его мясистое лицо, очень широкое в скулах, суживалось вверх, ко лбу, а внизу переходило в густую серебряную бороду заступом и таким образом имело форму большого, тяжелого ромба. Брови были седые, лохматые, грозные. Говорил он почти не повышая тона, но каждый звук его необыкновенного, знаменитого в дивизии голоса — голоса, которым он, кстати сказать, сделал всю свою служебную карьеру, — был ясно слышен в самых дальних местах обширного плаца и даже по шоссе. — Ты кто такой? — отрывисто спросил полковник, внезапно остановившись перед молодым солдатом Шарафутдиновым, стоявшим у гимнастического забора. — Рядовой шестой роты Шарафутдинов, ваша высокоблагородия! — старательно, хрипло крикнул татарин. — Дурак! Я тебя спрашиваю, на какой пост ты наряжен? Солдат, растерявшись от окрика и сердитого командирского вида, молчал и только моргал веками. — Н-ну? — возвысил голос Шульгович. — Который лицо часовой... неприкосновенно... — залепетал наобум татарин. — Не могу знать, ваша высокоблагородия, — закончил он вдруг тихо и решительно. Полное лицо командира покраснело густым кирпичным старческим румянцем, а его кустистые брови гневно сдвинулись. Он обернулся вокруг себя и резко спросил: — Кто здесь младший офицер? Ромашов выдвинулся вперед и приложил руку к фуражке. — Я, господин полковник. — А-а! Подпоручик Ромашов. Хорошо вы, должно быть, занимаетесь с людьми. Колени вместе! — гаркнул вдруг Шульгович, выкатывая глаза. — Как стоите в присутствии своего полкового командира? Капитан Слива, ставлю вам на вид, что ваш субалтерн-офицер не умеет себя держать перед начальством при исполнении служебных обязанностей... Ты, собачья душа, — повернулся Шульгович к Шарафутдинову, — кто у тебя полковой командир? — Не могу знать, — ответил с унынием, но поспешно и твердо татарин. — У!..... Я тебя спрашиваю, кто твой командир полка? Кто — я? Понимаешь, я, я, я, я, я!.. — И Шульгович несколько раз изо всей силы ударил себя ладонью по груди. — Не могу знать... .......... — ... — выругался полковник длинной, в двадцать слов, запутанной и циничной фразой. — Капитан Слива, извольте сейчас же поставить этого сукина сына под ружье с полной выкладкой. Пусть сгниет, каналья, под ружьем. Вы, подпоручик, больше о бабьих хвостах думаете, чем о службе-с. Вальсы танцуете? Поль де Коков читаете?.. Что же это — солдат, по-вашему? — ткнул он пальцем в губы Шарафутдинову. — Это — срам, позор, омерзение, а не солдат. Фамилию своего полкового командира не знает... У-д-дивляюсь вам, подпоручик!.. Ромашов глядел в седое, красное, раздраженное лицо и чувствовал, как у него от обиды и от волнения колотится сердце и темнеет перед глазами... И вдруг, почти неожиданно для самого себя, он сказал глухо: — Это — татарин, господин полковник. Он ничего не понимает по-русски, и кроме того... У Шульговича мгновенно побледнело лицо, запрыгали дряблые щеки и глаза сделались совсем пустыми и страшными. — Что?! — заревел он таким неестественно оглушительным голосом, что еврейские мальчишки, сидевшие около шоссе на заборе, посыпались, как воробьи, в разные стороны. — Что? Разговаривать? Ма-ал-чать! Молокосос, прапорщик позволяет себе... Поручик Федоровский, объявите в сегодняшнем приказе о том, что я подвергаю подпоручика Ромашова домашнему аресту на четверо суток за непонимание воинской дисциплины. А капитану Сливе объявляю строгий выговор за то, что не умеет внушить своим младшим офицерам настоящих понятий о служебном долге. Адъютант с почтительным и бесстрастным видом отдал честь. Слива, сгорбившись, стоял с деревянным, ничего не выражающим лицом и все время держал трясущуюся руку у козырька фуражки. — Стыдно вам-с, капитан Слива-с, — ворчал Шульгович, постепенно успокаиваясь. — Один из лучших офицеров в полку, старый служака — и так распускаете молодежь. Подтягивайте их, жучьте их без стеснения. Нечего с ними стесняться. Не барышни, не размокнут... Он круто повернулся и, в сопровождении адъютанта, пошел к коляске. И пока он садился, пока коляска повернула на шоссе и скрылась за зданием ротной школы, на плацу стояла робкая, недоумелая тишина. — Эх, ба-тень-ка! — с презрением, сухо и недружелюбно сказал Слива несколько минут спустя, когда офицеры расходились по домам. — Дернуло вас разговаривать. Стояли бы и молчали, если уж бог убил. Теперь вот мне из-за вас в приказе выговор. И на кой мне черт вас в роту прислали? Нужны вы мне, как собаке пятая нога. Вам бы сиську сосать, а не... Он не договорил, устало махнул рукой и, повернувшись спиной к молодому офицеру, весь сгорбившись, опустившись, поплелся домой, в свою грязную, старческую холостую квартиру. Ромашов поглядел ему вслед, на его унылую, узкую и длинную спину, и вдруг почувствовал, что в его сердце, сквозь горечь недавней обиды и публичного позора, шевелится сожаление к этому одинокому, огрубевшему, никем не любимому человеку, у которого во всем мире остались только две привязанности: строевая красота своей роты и тихое, уединенное ежедневное пьянство по вечерам — «до подушки», как выражались в полку старые запойные бурбоны. И так как у Ромашова была немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о самом себе в третьем лице, словами шаблонных романов, то и теперь он произнес внутренно: «Его добрые, выразительные глаза подернулись облаком грусти...»

Повесть «Поединок» А. Куприна считается лучшим его произведением, так как там затронута важная проблема армейского неблагополучия. Сам автор когда-то был кадетом, его изначально вдохновляла эта идея – пойти в армию, но в дальнейшем он с ужасом будет вспоминать эти годы. Поэтому тема армии, ее уродство очень хорошо изображена им в таких произведениях, как «На переломе» и «Поединок».

Герои – армейские офицеры, тут автор не поскупился и создал несколько портретов: полковник Шульгович, капитан Осадчий, офицер Назанский и другие. Все эти персонажи показаны далеко не в лучшем свете: армия превратила их в монстров, которые признают исключительно бесчеловечность и воспитание палками.

Главным героем является Юрий Ромашков, подпоручик, которого сам автор назвал буквально своим двойником. В нем мы видим совершенно иные черты, отличающие его от вышеупомянутых лиц: искренность, порядочность, желание сделать этот мир лучше, чем он есть. Также герой иногда мечтательный и очень интеллигентный.

Каждый день Ромашков убеждался в том, что солдаты бесправны, он видел жестокие обращения и безразличие со стороны офицеров. Он пытался протестовать, однако этот жест порой было трудно заметить. В его голове было множество замыслов, которые он мечтал осуществить ради справедливости. Но чем дальше, тем больше начинают открываться его глаза. Так, страдания Хлебникова и его порыв покончить с собственной жизнью, настолько изумляют героя, что он, наконец, понимает – его фантазии и планы по поводу справедливости слишком глупы и наивны.

Ромашков – человек со светлой душой, с желанием помочь другим. Однако любовь погубила героя: он поверил замужней Шурочке, ради которой пошел на дуэль. Ссора Ромашкова с ее мужем привела к поединку, который печально закончился. Это было предательство – девушка знала, что именно этим дуэли и завершится, но она обманом заставила поверить влюбленного в себя героя, что будет ничья. Более того, она намеренно использовала его чувства к себе, только чтобы помочь своему мужу.

Ромашков, который все это время искал справедливость, в итоге не смог сразиться с беспощадной действительностью, он проиграл ей. А автор не увидел другого выхода, кроме смерти героя – иначе его ждала бы другая гибель, нравственная.

Анализ повести Куприна Поединок

Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна.

В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века, как устроен ее быт, чем собственно она живет. На примере армии Куприн показывает то социальное неблагополучие, в котором она находится. Он не только описывает и размышляет, но и ищет возможные выходы из положения.

Облик армии разнообразен: она состоит из разных людей, отличающихся друг от друга теми или иными чертами характера, внешности, отношения к жизни. В описанном гарнизоне все как и везде: постоянная муштра с утра, разгульство и пьянки по вечерам, - и так изо дня в день.

Главный персонаж подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов, как принято считать, написан с самого автора, Александра Ивановича. Ромашов личность мечтательная, несколько наивная, но честная. Он искренне верит в то, что мир можно изменить. Как для человека молодого, он склонен к романтизации, ему хочется подвигов, показать самого себя. Но со временем он осознает, что это все пустое. Ему не удается найти единомышленников, собеседников среди других офицеров. Единственный с кем ему удается найти общий язык, это Назанский. Возможно, именно отсутствие человека с которым он может говорить как с самим собой и привело в итоге к трагичной развязке.

Судьба сводит Ромашова с женой офицера, Александрой Петровной Николаевой или иначе Шурочкой. Эта женщина прекрасна, умна, невероятно хороша собой, но при всем этом она прагматична и расчётлива. Она одновременно прекрасна и коварна. Ею движет одно желание: покинуть этот город, попасть в столицу, зажить «настоящей» жизнью, и она готова на многое ради этого. В свое время она была влюблена в другого, но тот не подходил для роли того, кто сможет выполнить ее амбициозные планы. И она предпочла брак с тем, кто мог бы помочь в исполнение ее мечты. Но годы идут, а мужу все не удаётся получить повышения с переводом в столицу. У него уже выпадало два шанса, и третий был крайним. Шурочка томится в душе и не удивительно, что она сходится с Ромашовым. Они как никто другой понимают друг друга. Но к сожалению Ромашов не может никак помочь Шурочке выбраться из этого захолустья.

Все со временем становится явным, и о романе узнает супруг Александры Петровны. У офицеров того времени были разрешены дуэли, как единственный способ защиты собственного достоинства.

Это первая и последняя дуэль в жизни Ромашова. Он доверится словам Шурочки, что муж будет стрелять мимо, и пусть он стреляет мимо: честь сохранена и жизнь тоже. Ромашову как человеку честному, даже в голову не приходит, что его могут обмануть. Так Ромашов был убит в результате предательства той, кого он любил.

На примере Ромашова мы можем видеть, как рушится романтический мир, при столкновение с реальностью. Так и Ромашов выйдя на поединок, проиграл суровой действительности.

Повесть для 11 класса

Что такое мечта? Что может быть общего между мечтой и реальностью, ведь мечта - это наша цель на будущее. А реальность - это то, что нас сейчас окружает. Общего между ними это то, что мечта со временем перерастёт в реальность.

  • Сочинение Что дети делают в библиотеке 4 класс

    Детям нравится посещать библиотеку. Здесь они могут прочитать много разнообразных книг: исторических, научных, художественных произведений. Когда ученики приходят в неё, то их всегда встречает библиотекарь.


  • ПИСАЛ ЛИ КУПРИН О СЕБЕ, СМЕРТЬЮ РОМАШОВА "УБИВ" СВОИ ЮНОШЕСКИЕ МЕЧТЫ?

    А.П.Апсит Портрет А.И.Куприна 1928 г.
    Фото А.И.Куприна 1900е

    Куприн был поручиком белой армии, блестящим наездником, который на пари мог подняться на лошади на второй этаж ресторана, выпить, не покидая седла, полстакана коньяка и тем же манером вернуться на землю.
    Детство Куприна прошло в Сиротской школе (Москва, ул. Казакова, 18), где за бредни его, что он-де генерал Скобелев, сам Наполеон, на него наденут остроконечный колпак с жирно выведенной надписью «Лгун».
    Стриженым двенадцатилетним подростком Куприн учился в Кадетской школе(Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 3–5), потом училище юнкеров (Москва, угол Знаменки и Гоголевского бульвара), где сидел в карцере за крестьянскую девушку Дуняшу (за ней ухаживал вместо занятий по топографии) и за первый напечатанный рассказ – «бумагомарание».
    Ещё вчера он, юнкер, мчался на тройке на бал в женский институт, объяснялся в любви на чистопрудном катке и тайно хранил подобранный в театре платок какой-то незнакомки, а сегодня он – офицер 46-го Днепровского пехотного полка. Он прыгает со второго этажа, когда какая-то гарнизонная дама пообещала за это поцелуй, ради ещё одной любви, забросив стихи и прозу, пытается поступить в Академию Генштаба.
    Поступил бы – экзамены сдал блестяще! – если бы по дороге в Петербург не встретил в Киеве друзей по кадетскому корпусу и, загуляв, не сбросил то ли с парома, то ли с ресторанчика-поплавка полицейского пристава. По одной версии, за то, что тот не уступил им, офицерам, заказанного столика, по другой, более романтичной, за наглое приставание к какой-то девице.
    Дуэлей в его жизни не было. Но, не правда ли, есть что-то общее в описании юности писателя с Ромашовым - героем его повести "Поединок" ?

    Название повести А. И. Куприна - «Поединок», верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы. Под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями.
    Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые
    она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова.
    Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне.
    Жизнь Ромашова в полку - вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления. Придя в полк, Ромашов мечтал “о доблести, о подвигах, о славе”. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. Но в гарнизоне офицеры ведут серое, беспросветное существование, они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи.
    Вся повесть - это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми.
    Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной - дуэли между Ромашовым и Николаевым.
    В общем-то, дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любит жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Ласково называя офицера «Ромочка», Шурочка проводит с ним свободное время «от нечего делать». Ромашов отказывается от романа с полковой дамой Раисой Александровной Петерсон, с которой они грязно и скучно (и уже довольно давно) обманывали её мужа. Желая отомстить своему «усатенькому Жоржику», она начинает забрасывать мужа Шурочки анонимками.
    Сам Николаев с самого начала не приемлет Ромашова К позору во время смотра, когда по вине Ромашова провалился церемониальный марш, прибавилось объяснение с Николаевым, потребовавшим сделать все, чтобы прекратить поток анонимок, и ещё - не бывать у них в доме. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.
    Слово “поединок” по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров.
    Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, не услышал этого.
    Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломна?
    Он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию. Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика.
    «Поединок» вышел с посвящением М.Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л.Н.Толстого.

    А теперь дуэлянты:

    ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАШОВ

    И.Глазунов Иллюстрация к повести "Поединок" гл. 16 (фрагмент)

    Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок. Фехтовать на эспадронах он не умел даже в училище, а за полтора года службы и совсем забыл это искусство.
    В молодом выпускнике кадетского училища, ныне подпоручике, второй год служащем в полку, расквартированном в маленьком еврейском местечке, своеобразно соединяются слабость воли и сила духа. Служба в армии для Ромашова тяжелое испытание: он не может смириться с грубостью и пошлостью полкового быта.
    Ромашов сочиняет повести, хотя и стыдится своих литературных занятий.
    «Не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, - это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер». От тоски он часто ходит на вокзал, где ненадолго останавливающиеся поезда напоминают ему об иной, праздничной жизни.
    После драки с Николаевым Ромашов вызывает его на дуэль и за сутки становится «сказкой города и героем дня». Заседание офицерского суда выносит решение о неминуемости поединка между Ромашовым и Николаевым.
    На следующий день Николаев убивает Ромашова на дуэли.

    ВЛАДИМИР ЕФИМОВИЧ НИКОЛАЕВ
    Вот уже два года подряд он проваливает экзамены в академию, и Александра Петровна, Шурочка, делает все, чтобы последний шанс (поступать дозволялось только до трех раз) не был упущен.

    И последнее, в 2007 снят двенадцатисерийный телевизионный художественный фильм «Юнкера», созданный по мотивам произведений А. И. Куприна. В основе сценария - роман «Юнкера», повести «Поединок», «На переломе» («Кадеты»), многие рассказы писателя и эпизоды его биографии. Время действия в фильме, в отличие от романов Куприна, сдвинуто с конца XIX века на годы, предшествующие началу первой мировой войны.

    Нам осталось перечесть фрагменты первоисточника!

    Начался обычный, любимый молодыми офицерами разговор о случаях неожиданных кровавых расправ на месте и о том, как эти случаи проходили почти всегда безнаказанно. В одном маленьком городишке безусый пьяный корнет врубился с шашкой в толпу евреев, у которых он предварительно "разнес пасхальную кучку". В Киеве пехотный подпоручик зарубил в танцевальной зале студента насмерть за то, что тот толкнул его локтем у буфета. В каком-то большом городе - не то в Москве, не то в Петербурге - офицер застрелил, "как собаку", штатского, который в ресторане сделал ему замечание, что порядочные люди к незнакомым дамам не пристают.
    Ромашов, который до сих пор молчал, вдруг, краснея от замешательства, без надобности поправляя очки и откашливаясь, вмешался в разговор:
    - А вот, господа, что я скажу с своей стороны. Буфетчика я, положим, не считаю... да... Но если штатский... как бы это сказать?.. Да... Ну, если он порядочный человек, дворянин и так далее... зачем же я буду на него, безоружного, нападать с шашкой? Отчего же я не могу у него потребовать удовлетворения? Все-таки же мы люди культурные, так сказать... - Э, чепуху вы говорите, Ромашов, - перебил его Веткин. - Вы потребуете удовлетворения, а он скажет: "Нет... э-э-э... я, знаете ли, вээбще... э-э... не признаю дуэли. Я противник кровопролития... И кроме того, э-э... у нас есть мировой судья..." Вот и ходите тогда всю жизнь с битой мордой.

    Вы не читали в газетах об офицерском поединке? - спросила вдруг Шурочка.
    Ромашов встрепенулся и с трудом отвел от нее глаза.
    - Нет, не читал. Но слышал. А что?
    - Конечно, вы, по обыкновению, ничего не читаете. Право, Юрий Алексеевич, вы опускаетесь. По-моему, вышло что-то нелепое. Я понимаю: поединки между офицерами - необходимая и разумная вещь. - Шурочка убедительно прижала вязанье к груди. - Но зачем такая бестактность? Подумайте: один поручик оскорбил другого. Оскорбление тяжелое, и общество офицеров постановляет поединок. Но дальше идет чепуха и глупость. Условия - прямо вроде смертной казни: пятнадцать шагов дистанции и драться до тяжелой раны... Если оба противника стоят на ногах, выстрелы возобновляются. Но ведь это - бойня, это... я не знаю что! Но, погодите, это только цветочки. На место дуэли приезжают все офицеры полка, чуть ли даже не полковые дамы, и даже где-то в кустах помещается фотограф. Ведь это ужас, Ромочка! И несчастный подпоручик, фендрик, как говорит Володя, вроде вас, да еще вдобавок обиженный, а не обидчик, получает после третьего выстрела страшную рану в живот и к вечеру умирает в мучениях. А у него, оказывается, была старушка мать и сестра, старая барышня, которые с ним жили, вот как у нашего Михина... Да послушайте же: для чего, кому нужно было делать из поединка такую кровавую буффонаду? И это, заметьте, на самых первых порах, сейчас же после разрешения поединков. И вот поверьте мне, поверьте! - воскликнула Шурочка, сверкая загоревшимися глазами, - сейчас же сентиментальные противники офицерских дуэлей, - о, я знаю этих презренных либеральных трусов! - сейчас же они загалдят: "Ах, варварство! Ах, пережиток диких времен! Ах, братоубийство!"
    - Однако вы кровожадны, Александра Петровна! - вставил Ромашов.
    - Не кровожадна, - нет! - резко возразила она. - Я жалостлива. Я жучка, который мне щекочет шею, сниму и постараюсь не сделать ему больно. Но, попробуйте понять, Ромашов, здесь простая логика. Для чего офицеры? Для войны. Что для войны раньше всего требуется? Смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью. Где эти качества всего ярче проявляются в мирное время? В дуэлях. Вот и все. Кажется, ясно. Именно не французским офицерам необходимы поединки, - потому что понятие о чести, да еще преувеличенное, в крови у каждого француза, - не немецким, - потому что от рождения все немцы порядочны и дисциплинированны, - а нам, нам, нам! Тогда у нас не будет в офицерской среде карточных шулеров, как Арчаковский, или беспросыпных пьяниц, вроде вашего Назанского; тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге, это ваше взаимное сквернословие, пускание в голову друг другу графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться. Тогда вы не будете за глаза так поносить друг друга. У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер - это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия - рисковать жизнью.

    20
    .........
    Вечером в этот день его опять вызвали в суд, но уже вместе с Николаевым. Оба врага стояли перед столом почти рядом. Они ни разу не
    взглянули друг на друга, но каждый из них чувствовал на расстоянии
    настроение другого и напряженно волновался этим. Оба они упорно и
    неподвижно смотрели на председателя, когда он читал им решение суда:
    - "Суд общества офицеров N-ского пехотного полка, в составе - следовали
    чины и фамилии судей - под председательством подполковника Мигунова,
    рассмотрев дело о столкновении в помещении офицерского собрания поручика
    Николаева и подпоручика Ромашова, нашел, что ввиду тяжести взаимных
    оскорблений ссора этих обер-офицеров не может быть окончена примирением и
    что поединок между ними является единственным средством удовлетворения
    оскорбленной чести и офицерского достоинства. Мнение суда утверждено
    командиром полка".
    Окончив чтение, подполковник Мигунов снял очки и спрятал их в футляр.
    - Вам остается, господа, - сказал он с каменной торжественностью, -
    выбрать себе секундантов, по два с каждой стороны, и прислать их к девяти
    часам вечера сюда, в собрание, где они совместно с нами выработают условия
    поединка. Впрочем, - прибавил он, вставая и пряча очечник в задний карман,
    - впрочем, прочитанное сейчас постановление суда не имеет для вас
    обязательной силы. За каждым из вас сохраняется полная свобода драться на
    дуэли, или... - он развел руками и сделал паузу, - или оставить службу.
    Затем... вы свободны, господа... Еще два слова. Уж не как председатель
    суда, а как старший товарищ, советовал бы вам, господа офицеры,
    воздержаться до поединка от посещения собрания." Это может повести к
    осложнениям. До свиданья.
    Николаев круто повернулся и быстрыми шагами вышел из залы. Медленно
    двинулся за ним и Ромашов. Ему не было страшно, но он вдруг почувствовал
    себя исключительно одиноким, странно обособленным, точно отрезанным от
    всего мира. Выйдя на крыльцо собрания, он с долгим, спокойным удивлением
    глядел на небо, на деревья, на корову у забора напротив, на воробьев,
    купавшихся в пыли среди дороги, и думал: "Вот - все живет, хлопочет,
    суетится, растет и сияет, а мне уже больше ничто не нужно и не интересно.
    Я приговорен. Я один".
    Вяло, почти со скукой пошел он разыскивать Бек-Агамалова и Веткина,
    которых он решил просить в секунданты. Оба охотно согласились -
    Бек-Агамалов с мрачной сдержанностью, Веткин с ласковыми и
    многозначительными рукопожатиями.
    Идти домой Ромашову не хотелось - там было жутко и скучно. В эти
    тяжелые минуты душевного бессилия, одиночества и вялого непонимания жизни
    ему нужно было видеть близкого, участливого друга и в то же время тонкого,
    понимающего, нежного сердцем человека.
    И вдруг он вспомнил о Назанском.

    21
    ........
    Ромашов рассказал подробно историю своего столкновения с Николаевым.
    Назанский задумчиво слушал его, наклонив голову и глядя вниз на воду,
    которая ленивыми густыми струйками, переливавшимися, как жидкое стекло,
    раздавалась вдаль и вширь от носа лодки.
    - Скажите правду, вы не боитесь, Ромашов? - спросил Назанский тихо.
    - Дуэли? Нет, не боюсь, - быстро ответил Ромашов. Но тотчас же он
    примолк и в одну секунду живо представил себе, как он будет стоять совсем
    близко против Николаева и видеть в его протянутой руке опускающееся черное
    дуло револьвера. - Нет, нет, - прибавил Ромашов поспешно, - я не буду
    лгать, что не боюсь. Конечно, страшно. Но я знаю, что я не струшу, не
    убегу, не попрошу прощенья.
    Назанский опустил концы пальцев в теплую, вечернюю, чуть-чуть ропщущую
    воду и заговорил медленно, слабым голосом, поминутно откашливаясь:
    - Ах, милый мой, милый Ромашов, зачем вы хотите это делать? Подумайте:
    если вы знаете твердо, что не струсите, - если совсем твердо знаете, - то
    ведь во сколько раз тогда будет смелее взять и отказаться.
    - Он меня ударил... в лицо! - сказал упрямо Ромашов, и вновь жгучая
    злоба тяжело колыхнулась в нем.
    - Ну, так, ну, ударил, - возразил ласково Назанский и грустными,
    нежными глазами поглядел на Ромашова. - Да разве в этом дело? Все на свете
    проходит, пройдет и ваша боль и ваша ненависть. И вы сами забудете об
    этом. Но о человеке, которого вы убили, вы никогда не забудете. Он будет с
    вами в постели, за столом, в одиночестве и в толпе. Пустозвоны,
    фильтрованные дураки, медные лбы, разноцветные попугаи уверяют, что
    убийство на дуэли - не убийство. Какая чепуха! Но они же сентиментально
    верят, что разбойникам снятся мозги и кровь их жертв. Нет, убийство -
    всегда убийство. И важна здесь не боль, не смерть, не насилие, не
    брезгливое отвращение к крови и трупу, - нет, ужаснее всего то, что вы
    отнимаете у человека его радость жизни. Великую радость жизни! - повторил
    вдруг Назанский громко, со слезами в голосе. - Ведь никто - ни вы, ни я,
    ах, да просто-напросто никто в мире не верит ни в какую загробную жизнь.
    Оттого все страшатся смерти, но малодушные дураки обманывают себя
    перспективами лучезарных садов и сладкого пения кастратов, а сильные -
    молча перешагивают грань необходимости. Мы - не сильные. Когда мы думаем,
    что будет после нашей смерти, то представляем себе пустой холодный и
    темный погреб. Нет, голубчик, все это враки: погреб был бы счастливым
    обманом, радостным утешением. Но представьте себе весь ужас мысли, что
    совсем, совсем ничего не будет, ни темноты, ни пустоты, ни холоду... даже
    мысли об этом не будет, даже страха не останется! Хотя бы страх!
    Подумайте!
    ......
    - Да, жизнь прекрасна, - сказал Ромашов.
    - Прекрасна! - пылко повторил Назанский. - И вот два человека из-за
    того, что один ударил другого, или поцеловал его жену, или просто, проходя
    мимо него и крутя усы, невежливо посмотрел на него, - эти два человека
    стреляют друг в друга, убивают друг друга. Ах, нет, их раны, их страдания,
    их смерть - все это к черту! Да разве он себя убивает - жалкий движущийся
    комочек, который называется человеком? Он убивает солнце, жаркое, милое
    солнце, светлое небо, природу, - всю многообразную красоту жизни, убивает
    величайшее наслаждение и гордость - человеческую мысль! Он убивает то, что
    уж никогда, никогда, никогда не возвратится. Ах, дураки, дураки!

    22
    .......
    - Ну, хочешь, я завтра откажусь от поединка, извинюсь перед ним? Сделать это? - произнес он печально.
    Она помолчала немного. Будильник наполнял своей металлической болтовней
    все углы темной комнаты. Наконец она произнесла еле слышно, точно в
    раздумье, с выражением, которого Ромашов не мог уловить:
    - Я так и знала, что ты это предложишь.
    Он поднял голову и, хотя она удерживала его за шею рукой, выпрямился на
    кровати.
    - Я не боюсь! - сказал он громко и глухо.
    - Нет, нет, нет, нет, - говорила она горячим, поспешным, умоляющим
    шепотом. - Ты меня не понял. Иди ко мне ближе... как раньше... Иди же!..
    Она обняла его обеими руками и зашептала, щекоча его лицо своими
    тонкими волосами и горячо дыша ему в щеку:
    - Ты меня не понял. У меня совсем другое. Но мне стыдно перед тобой. Ты
    такой чистый, добрый, и я стесняюсь говорить тебе об этом. Я расчетливая,
    я гадкая...
    - Нет, говори все. Я тебя люблю.
    - Послушай, - заговорила она, и он скорее угадывал ее слова, чем слышал
    их. - Если ты откажешься, то ведь сколько обид, позора и страданий падет
    на тебя. Нет, нет, опять не то. Ах, боже мой, в эту минуту я не стану
    лгать перед тобой. Дорогой мой, я ведь все это давно обдумала и взвесила.
    Положим, ты отказался. Честь мужа реабилитирована. Но, пойми, в дуэли,
    окончившейся примирением, всегда остается что-то... как бы сказать?.. Ну,
    что ли, сомнительное, что-то возбуждающее недоумение и разочарование...
    Понимаешь ли ты меня? - спросила она с грустной нежностью и осторожно
    поцеловала его в волосы.
    - Да. Так что же?
    - То, что в этом случае мужа почти наверно не допустят к экзаменам.
    Репутация офицера генерального штаба должна быть без пушинки. Между тем
    если бы вы на самом деле стрелялись, то тут было бы нечто героическое,
    сильное. Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом,
    многое, очень многое прощают. Потом... после дуэли... ты мог бы, если
    хочешь, и извиниться... Ну, это уж твое дело.
    ......
    Стараясь скрыть непонятное, глухое раздражение, он сказал сухо:
    - Ради бога, объяснись прямее. Я все тебе обещаю.

    Илья Глазунов Шурочка у Ромашова накануне дуэли гл.22

    Тогда она повелительно заговорила около самого его рта, и слова ее были
    как быстрые трепетные поцелуи:
    - Вы непременно должны завтра стреляться. Но ни один из вас не будет
    ранен. О, пойми же меня, не осуждай меня! Я сама презираю трусов, я
    женщина. Но ради меня сделай это, Георгий! Нет, не спрашивай о муже, он
    знает. Я все, все, все сделала.
    Теперь ему удалось упрямым движением головы освободиться от ее мягких и
    сильных рук. Он встал с кровати и сказал твердо:
    - Хорошо, пусть будет так. Я согласен.

    Его Высокоблагородию, командиру N-ского пехотного полка.
    Штабс-капитан того же полка Диц.

    Настоящим имею честь донести вашему высокоблагородию, что сего 2-го
    июня, согласно условиям, доложенным Вам вчера, 1-го июня, состоялся
    поединок между поручиком Николаевым и подпоручиком Ромашовым. Противники
    встретились без пяти минут в 6 часов утра, в роще, именуемой "Дубечная",
    расположенной в 3 1/2 верстах от города. Продолжительность поединка,
    включая сюда и время, употребленное на сигналы, была 1 мин. 10 сек. Места,
    занятые дуэлянтами, были установлены жребием. По команде "вперед" оба
    противника пошли друг другу навстречу, причем выстрелом, произведенным
    поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть
    живота. Для выстрела поручик Николаев остановился, точно так же, как и
    оставался стоять, ожидая ответного выстрела. По истечении установленной
    полуминуты для ответного выстрела обнаружилось, что подпоручик Ромашов
    отвечать противнику не может. Вследствие этого секунданты подпоручика
    Ромашова предложили считать поединок оконченным. С общего согласия это
    было сделано. При перенесении подпоручика Ромашова в коляску последний
    впал в тяжелое обморочное состояние и через семь минут скончался от
    внутреннего кровоизлияния. Секундантами со стороны поручика Николаева
    были: я и поручик Васин, со стороны же подпоручика Ромашова: поручики
    Бек-Агамалов и Веткин. Распоряжение дуэлью, с общего согласия, было
    предоставлено мне. Показание младшего врача кол. ас. Знойко при сем
    прилагаю.
    Штабс-капитан Диц.

    Использованы материалы сайтов

    Похожие статьи

    • Связь с умершими родственниками: как правильно поминать умерших родственников, как попросить у них помощи?

      Как помочь душе человека? Когда человек жил в теле, он мог помочь себе сам. Он мог совершать ошибки, но мог и каяться. Теперь только мы можем помочь душе человека, которого мы любим.Панихида, отпевание, поминальная молитва – это еще не...

    • Какие страдания перенес христос, умирая за наши грехи

      Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи...

    • Баптисты – кто они такие, и какие цели они преследуют

      В мире много разных религий. Все они имеют свои особенности и последователей. Одно из самых популярных направлений – баптизм. Этой религии придерживаются даже многие политики. Итак, баптисты: кто они такие и какие цели они преследуют? Само...

    • К чему снятся иголки в дом залетела

      Сонник Клеопатры Если снится Иголка, к чему это: Снилась огромная куча вещей, в которую случайно обронили нужную иголку - то это предвестие непредвиденных обстоятельств, которые неожиданно усложнят и без того запутанное дело. Снился на...

    • К чему снится тарантул К чему снится паук тарантул мужчине

      Узнайте из онлайн сонника, к чему снится Тарантул, прочитав ниже ответ в интерпретации авторов-толкователей. Тарантул к чему снится во сне? Сонник XXI векаК чему снится Тарантул и что означает: Тарантул – Видеть во сне живого тарантула –...

    • Поединок (повесть), сюжет, герои

      Год издания книги: 1905Повесть Александра Куприна «Поединок» многие называют одним из наиболее значимых произведений в творчестве автора. Именно благодаря таким произведениям Куприн занимает высокое место в нашем . Свою повесть писатель...