Виндельбанд в что такое философия. Виндельбанд (windelband) вильгельм - новейший философский словарь. Философские взгляды Виндельбанда

ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (11 мая 1848, Потсдам – 22 октября 1915, Гейдельберг) – немецкий философ, основатель Баденской (Фрайбургской) школы неокантианства . Родился в семье прусского служащего. Учился в университетах Йены, Гёттингена и Берлина. В Берлине защитил диссертацию «Учение о случайности» (1870), габилитировался в 1873. Добровольцем участвовал во франко-прусской войне 1870. С 1877 – профессор университета во Фрайбурге, с 1882 – в Страсбург, с 1903 – в Гейдельберге. Член Гейдельбергской академии наук с 1910. Влияние двух учителей Виндельбанда – К.Фишера и Г.Лотце определило два направления его деятельности: исследования историко-философские (наряду с Дильтеем , Виндельбанд – один из наиболее признанных немецких историков философии конца 19 в., его «Истории новой философии» (Geschichte der neueren Philosophie, Bd. 1–2, 1878–80) уже к 1928 выдержали 12 изданий, в два раза чаще переиздавалась «История философии» (Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 1892)) и разработка трансцендентальной философии ценностей, которой Виндельбанд интенсивно занимался, начиная с 1903 г.

Внимание Виндельбанда сосредоточено в основном на практической философии Канта, и свою главную задачу он видит в создании «философии ценностей» (Wertphilosophie), осмысляющей конкретные исторические формы культуры через призму общезначимых ценностей. Решение этой задачи основывается на введенном еще Фр.Брентано различении «суждения» (Urteil) и оценки (Beurteilung). В суждении (напр., «эта вещь – белая») высказывается принадлежность двух содержаний представления друг другу. В оценке («эта вещь – хорошая») – реакция «водящего и чувствующего субъекта» на содержание представления. Грамматическая форма суждений одинакова, однако во втором случае предикат является отношением, указывающим на нечто иное. «Оценка» не расширяет наше познание, но позволяет предположить некое «нормальное» (или «нормативное» – «Normalbewußtsein») сознание: предикат оценочного суждения не заключен в субъекте, он лишь приписывается ему в соответствии с некоторым масштабом – ценностью. «Нормативное сознание» – трансцендентальное сознание вообще, оно обусловливает общезначимость оценок, ценности становятся его коррелятами. (Свою преемственность с философией Канта Виндельбанд усматривает в том, что аналогичным образом относится к «сознанию» и кантовская «вещь в себе» . «Вещь в себе», и «ценность» также даны только в их взаимосвязи с сознанием). Трансцендентальное учение о ценностях охватывает у Виндельбанда все традиционные разделы философии – логику, этику, эстетику, которые понимаются как учения о ценностях истинного, благого и прекрасного. В этом он расходится с Марбургской школой неокантианства (Коген , Наторп ), видевшей в логике основополагающую дисциплину: у Виндельбанда же логика превращается в «этику мышления»: поскольку для него (как и для Фихте) теоретическое познание является формой практического поведения, он показывает, что практический, ценностный аспект можно обнаружить не только в оценочных, но и в других типах суждений. Поскольку суждение связывает субъект и предикат и тем самым выражает истинностную ценность (Wahrheitswert) этого отношения, то в конечном счете оно указывает на долженствование (Sollen) – на нормы, по которым следует мыслить. Исключением являются суждения вероятностные, где такое заключение не делается.

В работе «История и наука о природе» (1894) Виндельбанд указывает на то, что в процессе классификации и систематизации наук сложилось представление, будто тому или иному предмету соответствует один единственный метод, что плохо согласуется с возможностью предмета быть объектом исследования нескольких наук. Считая неудачным разделение наук на «науки о духе» и «науки о природе» (в такую классификацию не укладывается, напр., психология), Виндельбанд предложил разделить их не по предмету исследования, а по методу и их специфическим познавательным целям. Он выделил науки, занимающиеся отысканием общих законов – «номотетические» (от греч. «νόμος» – закон) и «идиографические», описывающие индивидуальные, неповторимые события. Методы эти несводимы друг к другу, но ни одна наука не может ограничиться лишь одним из них: естествознание, напр., может пользоваться не только номотетическими методами (систематическое естествознание), но и идиографическими методами (исторические науки о природе). История и наука о культуре принадлежат в основном к идиографическим дисциплинам (историческое событие всегда уникально), однако и единичное историческое событие может быть понято только в контексте общих представлений об истории. «Историческим фактом» может считаться только то, что имеет «значение», критерий же для определения значения того или иного события может дать только система общезначимых ценностей. Усилия Виндельбанда по созданию систематической философии («тот, кто желает говорить о философских вещах философски, должен занять по отношению к ним позицию как к целому») были продолжены затем его учеником Риккертом . Этическая проблематика Виндельбанда оказала влияние на становление неофихтеанства, а его систематизирующие работы последних лет – на появление неогегельянства («Обновление гегельянства», 1910).

Сочинения:

1. Präludien. Aufsätze und Reden zur Philosophie und ihrer Geschichte, 1884, 4 Aufl., Bd. 1–2. Tub., 1911;

2. Geschichte der abendländischen Philosophie im Altertum, 1888;

3. Platon, 1900, 7 Aufl., 1923;

4. Über Willensfreiheit. Tub., 1904;

5. в рус. пер.: История древней философии. СПб., 1983;

6. Прелюдии. СПб., 1904;

7. О свободе воли. М., 1905;

8. Платон, 4 изд. СПб., 1909, Киев, 1997;

9. Философия в нем. духовной жизни XIX столетия. М., 1910;

10. От Канта до Ницше. СПб., 1913; М., 1997;

11. Дух и история. Избр. работы. М., 1996.

Литература:

1. Rickert H.W. Windelband, 2 Aufl. Tüb., 1929.

Вильге́льм Виндельба́нд (нем. Wilhelm Windelband; 11 мая 1848, Потсдам - 22 октября 1915, Гейдельберг) - немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства.

Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877),Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903).

Виндельбанд известен своими трудами по истории философии

«История древней философии», 1888; рус. пер. 1893;

«История новой философии», Bd 1-2, 1878-80; рус. пер., т. 1-2, 1902-05,

в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём.

Философию Виндельбанд определяет как «... критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных.

Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд расчленил науки на

Лучшие дня

номотетические, имеющие дело с законами, и

идиографические, изучающие единичные явления в их неповторимости.

Сочинения

Geschichte und Naturwissenschaft. - 3. Aufl. - Strassburg, 1904.

Über Willensfreiheit. - 4. Aufl. - Tübingen, 1923.

Lehrbuch der Geschichte der Philosophie. - 15 Aufl. - Tübingen, 1957.

В русском переводе:

О свободе воли. - М., 1905

Платон. - 4-е изд. - СПб., 1909.

Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. - М., 1910.

Г.; состоял профессором в Страсбургском университете. Ученик Куно Фишера и Лотце , он примкнул к неокантианцам. Написал «Ueber die Gewissheit der Erkenntniss» (Берлин , ), «Ueber den gegenwärtigen Stand der psycholog. Forschung» (Лейпциг , ), «Die Geschichte der neuern Philosophie in ihrem Zusammenhange mit der allgemeinen Kultur und den besondern Wissenschaften» (т. 1 «Von der Renaissance bis Kant», Лейпциг, ; т. 2, «Von Kant bis Hegel und Herbart, die Blütezeit der deutschen Philosophie», Лейпц., ) и «Präludien, Reden und Aufsätze zur Einleitung in die Philosophie» (Фрейбург и Тюбинг . ; общедоступное изложение начал критической философии).

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Виндельбанд , Вильгельм (1848-1915), нем. философ-неокантианец и историк философии. На рус. язык переведены соч. Виндельбанда: «История древней философии», «История новой философии», «Прелюдии».

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Вильгельм Виндельбанд (Wilhelm Windelband , 1848-1915)

Виндельбанд (Windelband ) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам, - 22.10.1915, Гейдельберг), немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства . Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903). Виндельбанд известен своими трудами по истории философии («История древней философии», 1888; рус. пер. 1893; «История новой философии», Bd 1-2, 1878-80; рус. пер., т. 1-2, 1902-05), в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. В характерном для неокантианства духе Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе », пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём. Философию Виндельбанд определяет как «... критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются В. как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», В. сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, В. расчленил науки на номотетические, имеющие дело с законами, и идеографические, изучающие единичные явления в их неповторимости. «Одни из них суть науки о законах, другие - науки о событиях» (там же, с. 320). Таким образом, закономерность как руководящий принцип В. исключает из исторического познания.

Сочинения : Geschichte und Naturwissenschaft, 3 Aufl., Strassburg, 1904: Über Willensfreiheit, 4 Aufl., Tübingen, 1923; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 15 Aufl., Tübingen, 1957; в рус. пер. - О свободе воли, М., 1905; Платон, 4 изд., СПБ, 1909; Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия, М., 1910.


Виндельбанд Вильгельм (1848-1915) немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. В трудах по истории философии ("История древней философии",1888; "История новой философии",1880) рассматривал философские учения прошлого с кантианских позиций. Учение Виндельбанда о разделении наук оказало значительное влияние на философию, социологию и историографию.

Виндельбанд предложил положить в основу классификации наук различие между науками не по предмету, а по методу. Вопрос состоит, утверждал Виндельбанд, не столько в уразумении предмета исторического познания и в отграничении его от предмета естественных наук, сколько в установлении логических и формально-методологических особенностей исторического познания.

Виндельбанд отказывается от деления знания на науки о природе и науки о духе.

Принципом деления должен служить "формальный характер познавательных целей наук". Одни науки отыскивают общие законы, другие - отдельные факты; одни из них - науки о законах, другие - науки о событиях. Первые учат тому, что всегда имеет место, последние - тому, что однажды было.

Первый тип мышления Виндельбанд называет "номотетическим" (законополагающим).Тип мышления, противостоящий "номотетическому" (законополагающему), Виндельбанд называет "идиографическим" (описывающим особенное).

Один и тот же предмет может служить объектом одновременно как номотетического, так и идиографического исследования. Причина такой возможности в том, что противоположность между неизменным (общим) и однажды встречающимся в известном смысле относительна. Так, наука об огранической природе в качестве систематики - наука номотетическая, но в качестве истории развития - идиографическая.

Итак, Виндельбанд устанавливает различие двух основных методов научного познания и двух направлений, типов мышления - номотетического и идиографического.

Это различие номотетического и идиографического типов мышления и определяет различие между естествознанием и историей. В случае естествознания мышление стремится перейти от установления частного к пониманию общей связи, в случае истории оно останавливается на выяснении частного, особенного.

Виндельбанд считает, что идиографический исторический метод находился долгое время в пренебрежении. По его мнению, пренебрежение всем, кроме общего и родового, есть черта греческого мышления, перешедшая от элеатов к Платону, который видел как истинное бытие, так и истинное познание только во всем общем. В новое время глашатаем этого мнения явился Шопенгауэр, который отказал истории в значении истинной науки именно на том основании, что она имеет дело только с частным и никогда не достигает общего.

Виндельбанд считает этот взгляд на идиографический метод многовековым заблуждением. В противоположность ему Виндельбанд подчеркивает, что "всякий человеческий интерес и всякая оценка, все, имеющее значение для человека, относится к единичному и однократному". Если это справедливо в отношении к индивидуальной человеческой жизни, то это "тем более применимо ко всему историческому процессу: он имеет ценность, только если он однократен".

Виндельбанд считает, что в целостное познание, образующее общую цель всех родов научной работы, должны в одинаковой мере войти оба метода: и номотетический, и идиографический.

Оба эти момента человеческого знания - номотетический и идиографический - не могут быть сведены к одному общему источнику. Никакое подведение под общие законы не может вскрыть последние основания единичного, данного во времени явления. Поэтому во всем историческом и индивидуальном, заключает Виндельбанд, для нас остается доля необъяснимого - нечто невыразимое, неопределимое.

В соответствии с этим знаменитая речь Виндельбанда об отношении истории к естествознанию завершается рассуждением о беспричинности свободы: последняя и глубочайшая сущность личности, по Виндельбанду, противится анализу посредством общих категорий, и этот неуловимый элемент "проявляется в нашем сознании как чувство беспричинности нашего существа, т.е. индивидуальной сводобы".

Выступление Виндельбанда "История и естествознание" наметило новый взгляд на историческое знание в эскизной форме.

Виндельбанд Вильгельм (1848-1915) - немецкий философ, один из классиков историко-философской науки, основатель и видный представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Лейпцигском (1870-1876), Цюрихском (1876), Фрейбургском (1877-1882), Страсбургском (1882-1903), Гейдельбергском (1903-1915) университетах. Основные труды: "История древней философии" (1888), "История новой философии" (в двух томах, 1878-1880), "О свободе воли" (1904), "Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия" (1909) и др. Имя В. ассоциируется прежде всего с возникновением Баденской школы неокантианства, которая наряду с другими направлениями этого движения (Марбургская школа и др.) провозгласила лозунг "Назад к Канту", положив тем самым начало одному из главных течений в западно-европейской философии последней трети 19 - начала 20 вв. Круг проблем, рассматривавшихся философами этой школы, чрезвычайно велик. Тем не менее доминирующим вектором ее развития можно считать попытки трансцендентального обоснования философии. В отличие от Марбургской версии неокантианства, ориентировавшейся глав. обр. на поиски логических оснований т.наз. точных наук и связанной с именами Когена и Наторпа, баденцы, во главе с В., акцентировали роль культуры и сконцентрировали свои усилия в деле обоснования условий и возможностей исторического познания. Заслугой В. является попытка дать новое освещение и разрешение основным проблемам философии, и, прежде всего, проблеме ее предмета. В статье "Что такое философия?", опубликованной в сборнике "Прелюдии. Философские статьи и речи" (1903) и книге "История новой философии" В. специально разбирает этот вопрос, посвящая его прояснению пространный историко-философский экскурс. В. показывает, что в Древней Греции под понятием философии понималась вся совокупность знаний. Однако в процессе развития самого этого знания из философии начинают выделяться самостоятельные науки, в результате чего вся действительность постепенно оказывается разобранной этими дисциплинами. Что же в таком случае остается от старой всеобъемлющей науки, какая область действительности остается на ее долю? Отвергая традиционное представление о философии как науке о наиболее общих законах этой действительности, В. указал на принципиально иной путь и новый предмет, обусловленный самим ходом развития культуры. Культурная проблема кладет начало движению, лозунгом которого стала "переоценка всех ценностей", а значит философия может продолжать существовать, по В., только как учение об "общезначимых ценностях". Философия, по В., "более не будет вмешиваться в работу отдельных наук... она не настолько честолюбива, чтобы со своей стороны стремиться к познанию того, что они уже узнали и не находит удовольствия в компиляции, в том, чтобы из наиболее общих выводов отдельных наук как бы сплетать самые общие построения. У нее своя собственная область и своя собственная задача в тех общезначимых ценностях, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценностей". Следуя духу кантовского различения теоретического и практического разума, В. противопоставляет философию как чисто нормативное учение, основанное на оценочных суждениях и познании должного, - опытным наукам, базирующимся на теоретических суждениях и эмпирических данных о действительности (как о сущем). Сами ценности у В. очень близки в своем значении к кантовским априорным формам или нормам, обладающим трансцендентальным характером и являющимися надвременными, внеисторическими и общезначимыми принципами, которые направляют и, таким образом, отличают человеческую деятельность от процессов, происходящих в природе. Ценности (истина, благо, красота, святость) - это то, с помощью чего конструируются и объективный мир научного познания, и культура, и с их помощью можно правильно мыслить. Однако они не существуют в качестве неких самостоятельных предметов и возникают не при их осмыслении, а при истолковании их значения, поэтому они "значат". Субъективно же они осознаются в качестве безусловного долженствования, переживаемого с аподиктической очевидностью. Проблему разъединенности мира сущего (природы) и мира должного (ценностей) В. провозглашает неразрешимой проблемой философии, "священной тайной", т.к. последняя, по его мнению, не способна отыскать некий универсальный способ познания обоих миров. Частично эта задача решается религией, объединяющей эти противоположности в едином Боге, однако и она не может до конца преодолеть эту принципиальную раздвоенность, т.к. не может объяснить, почему рядом с ценностями существуют и безразличные в отношении к ним предметы. Дуализм действительности и ценности становится, по В., необходимым условием человеческой деятельности, цель которой и состоит в воплощении последних. Большое место в творчестве В. занимала также проблема метода, а, точнее, проблема специфики метода исторической науки, являющейся процессом осознания и воплощения трансцендентальных ценностей. Решающим в различении "наук о природе" и "наук о духе" (в терминологии Дильтея) В. считал различие по методу. Если метод естествознания направлен главным образом на выявление общих законов, то в историческом знании акцент делается на описании исключительно индивидуальных явлений. Первый метод был назван В. "номотетическим", второй - "идиографическим". В принципе один и тот же предмет может быть исследован обоими методами, однако в номотетических науках приоритетным является законополагающий метод; тайны же исторического бытия, отличающегося своей индивидуальной неповторимостью, единичностью, постижимы посредством идиографического метода, т.к. общие законы в принципе несоизмеримы с единичным конкретным существованием. Здесь всегда присутствует нечто в принципе невыразимое в общих понятиях и осознаваемое человеком как "индивидуальная свобода"; отсюда несводимость этих двух методов к какому-либо общему основанию. Значителен вклад В. в историко-философскую науку. Его "История древней философии" и "История новой философии" и сегодня сохраняют свою ценность в силу оригинальности и продуктивности высказанных в них методологических принципов историко-философского знания, а также благодаря содержащемуся в них обширному историческому материалу; они не только расширили представления об историко-философском процессе, но и способствовали осмыслению современного культурного состояния общества.

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Фридриха Вильгельма Ницше - немецкого мыслителя, классического филолога, композитора, создателя самобытного философского учения. Образность и метафоричность произведений Ницше, его основные работы.

    презентация , добавлен 26.09.2013

    История зарождения и формирования гуманитарных наук. Особенности функционирования механической картины мира как общенаучного исследования. Принципы и методы "науки о духе". Описание философских взглядов на жизнь В. Дильтея, В. Виндельбанда и Г. Риккерта.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Основы философского мышления современного специалиста. Развитие философского мышления у современных технических специалистов. Творческий потенциал человека. Роль изучения философии будущими специалистами. Технологическая доминанта в социальном развитии.

    реферат , добавлен 09.10.2016

    Понятие философии, ее основные разделы, круг изучаемых вопросов и отличия от всех других наук. Мифология и религия как истоки возникновения философии. Характеристика основных функций философии. Основная специфика и особенности философского знания.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Предмет и природа философского знания. Понимание сознания как дифференцированной внутри себя целостности. Анализ природы философского знания и его признаки. Основные мировоззренческие аксиомы. Основные модусы философского знания согласно учению А. Мерсье.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2010

    Логика - наука о мышлении, законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир, как ее предмет. Повышение культуры мышления с помощью знания логики. Основные особенности мышления, его опосредованность.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2010

    Определение понятия интуиции, ее места в активном познавательном процессе. Методология научного познания и описание механизма мышления. Научные открытия и проблемы полуформальной логики. Разграничение знания и основные принципы нешаблонного мышления.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2010

    Природа философских проблем. Культурные традиции, типы философского мышления. Природа социальных конфликтов, революций и реформ. Сущность глобального эволюционизма. Основные парадигмы философского анализа культуры. Традиции и новации в динамике культуры.

    курс лекций , добавлен 14.02.2012

    Мышление как объект логики. Предмет науки логики. Получение истинных знаний. Этапы развития логики. Непосредственные и опосредованные знания. Законы абстрактного мышления. Методы получения нового выводного знания. Характеристики правильного мышления.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Специфика логики как науки, ее содержание и специфические признаки, место в системе наук. Сущность основных законов мышления, их особенности. Законы формальной логики: исключенного третьего, достаточного основания, вытекающие из них главные требования.

(1915-10-22 ) (67 лет) Место смерти: Школа/традиция: Направление: Оказавшие влияние: Испытавшие влияние:

Вильге́льм Виндельба́нд (нем. Wilhelm Windelband ; 11 мая , Потсдам , Королевство Пруссия - 22 октября , Гейдельберг , Германская империя) - немецкий философ -идеалист, глава баденской школы неокантианства .

Биография

Родился в семье прусского служащего. Учился в университетах Йены (где слушал лекции Куно Фишера) и Гейдельберга (где слушал лекции Лотце). Добровольцем участвовал во франко-прусской войне 1870 . В Берлине защитил диссертацию «Учение о случайности» (1870), габилитировался в 1873.

После защиты диссертации Виндельбанд начинает преподавательскую деятельность в Лейпциге: через три года он приват-доцент, а через шесть лет - профессор. Профессор в Цюрихе (1876). С 1877 - профессор университета во Фрайбурге, с 1882 - в Страсбург, с 1903 - в Гейдельберге. Член Гейдельбергской академии наук с 1910.

Философия

Виндельбанд известен следующими трудами по истории философии:

  • «История древней философии», 1888; рус. пер. 1893;
  • «История новой философии», Bd 1-2, 1878-80; рус. пер., Т. 1-2. 1902-05.

В них философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём.

Философию Виндельбанд определяет как «… критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных.

Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд расчленил науки на:

  • номотетические - имеющие дело с законами
  • идиографические - изучающие единичные явления в их неповторимости.

Сочинения

    Обложка книги Виндельбанда.jpg

    Виндельбанд 004.jpg

    Виндельбанд 003.jpg

    Виндельбанд 002.jpg

    Виндельбанд 001.jpg

  • Истории новой философии (нем. Geschichte der neueren Philosophie , Bd. 1-2, 1878-80)
  • История философии (нем. Lehrbuch der Geschichte der Philosophie , 1892)
  • История и наука о природе (нем. Geschichte und Naturwissenschaft , 1894, 2-е изд. Strassburg, 1904)
  • Über Willensfreiheit. - 4. Aufl. - Tübingen, 1923.

В русском переводе:

  • О свободе воли. - М., 1905
  • Платон. - 4-е изд. - СПб., 1909.
  • Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. - М., 1910.
  • История Новой философии. - М.: 2007

Напишите отзыв о статье "Виндельбанд, Вильгельм"

Литература

  • Плеханов Г. В. О книге В. Виндельбанда // Соч. - Т. 17. - М., 1925. - С. 155-159.
  • Яковенко Б. Вильгельм Виндельбанд // Вопросы философии и психологии . - 1916. - Кн. 132-133.
  • Блонский П. Современная философия. - Ч. 1. - М., 1919.
  • Rickert Н. Wilhelm Windelband. - 2. Aufl. - Tübingen, 1929.
  • В.Виндельбанд История философии 1884 (перевод с немецкого П.Рудина)С.-Петербург акционерное общество «издатель» 1898 (Дозволено цензурой С.-Петербурга 19 марта 1898г)

Ссылки

  • Михайлов И. А. // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .

Отрывок, характеризующий Виндельбанд, Вильгельм

– Par ici! Par ici! [Сюда, сюда!] – кричал ему француз из окна, показывая на сад, бывший за домом. – Attendez, je vais descendre. [Погодите, я сейчас сойду.]
И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад.
– Depechez vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. [Эй, вы, живее, припекать начинает.]
Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице.
– Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez vous, [Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди,] – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам.
Пьер, задыхаясь от радости, подбежал к девочке и хотел взять ее на руки. Но, увидав чужого человека, золотушно болезненная, похожая на мать, неприятная на вид девочка закричала и бросилась бежать. Пьер, однако, схватил ее и поднял на руки; она завизжала отчаянно злобным голосом и своими маленькими ручонками стала отрывать от себя руки Пьера и сопливым ртом кусать их. Пьера охватило чувство ужаса и гадливости, подобное тому, которое он испытывал при прикосновении к какому нибудь маленькому животному. Но он сделал усилие над собою, чтобы не бросить ребенка, и побежал с ним назад к большому дому. Но пройти уже нельзя было назад той же дорогой; девки Аниски уже не было, и Пьер с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывавшую и мокрую девочку, побежал через сад искать другого выхода.

Когда Пьер, обежав дворами и переулками, вышел назад с своей ношей к саду Грузинского, на углу Поварской, он в первую минуту не узнал того места, с которого он пошел за ребенком: так оно было загромождено народом и вытащенными из домов пожитками. Кроме русских семей с своим добром, спасавшихся здесь от пожара, тут же было и несколько французских солдат в различных одеяниях. Пьер не обратил на них внимания. Он спешил найти семейство чиновника, с тем чтобы отдать дочь матери и идти опять спасать еще кого то. Пьеру казалось, что ему что то еще многое и поскорее нужно сделать. Разгоревшись от жара и беготни, Пьер в эту минуту еще сильнее, чем прежде, испытывал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его в то время, как он побежал спасать ребенка. Девочка затихла теперь и, держась ручонками за кафтан Пьера, сидела на его руке и, как дикий зверек, оглядывалась вокруг себя. Пьер изредка поглядывал на нее и слегка улыбался. Ему казалось, что он видел что то трогательно невинное и ангельское в этом испуганном и болезненном личике.
На прежнем месте ни чиновника, ни его жены уже не было. Пьер быстрыми шагами ходил между народом, оглядывая разные лица, попадавшиеся ему. Невольно он заметил грузинское или армянское семейство, состоявшее из красивого, с восточным типом лица, очень старого человека, одетого в новый крытый тулуп и новые сапоги, старухи такого же типа и молодой женщины. Очень молодая женщина эта показалась Пьеру совершенством восточной красоты, с ее резкими, дугами очерченными черными бровями и длинным, необыкновенно нежно румяным и красивым лицом без всякого выражения. Среди раскиданных пожитков, в толпе на площади, она, в своем богатом атласном салопе и ярко лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег. Она сидела на узлах несколько позади старухи и неподвижно большими черными продолговатыми, с длинными ресницами, глазами смотрела в землю. Видимо, она знала свою красоту и боялась за нее. Лицо это поразило Пьера, и он, в своей поспешности, проходя вдоль забора, несколько раз оглянулся на нее. Дойдя до забора и все таки не найдя тех, кого ему было нужно, Пьер остановился, оглядываясь.
Фигура Пьера с ребенком на руках теперь была еще более замечательна, чем прежде, и около него собралось несколько человек русских мужчин и женщин.
– Или потерял кого, милый человек? Сами вы из благородных, что ли? Чей ребенок то? – спрашивали у него.
Пьер отвечал, что ребенок принадлежал женщине и черном салопе, которая сидела с детьми на этом месте, и спрашивал, не знает ли кто ее и куда она перешла.
– Ведь это Анферовы должны быть, – сказал старый дьякон, обращаясь к рябой бабе. – Господи помилуй, господи помилуй, – прибавил он привычным басом.
– Где Анферовы! – сказала баба. – Анферовы еще с утра уехали. А это либо Марьи Николавны, либо Ивановы.

Похожие статьи

  • Вопросы, которые следует себе задать, вытянув Туз Пентаклей

    Карта Таро Туз Денариев изображает руку, держащую огромную монету. Рядом расположены колосья пшеницы, облака, голубое небо и цветы. Данная карта является началом новой жизни. Она символизирует возникновение новых возможностей, интерес к...

  • Снежная лавина к чему снится

    Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное действие либо поступок могут спровоцировать цепь событий, способных оказать серьезное влияние на...

  • Пшеница: к чему снится сон

    Сон, в котором вы видите зерно, предвещает удачу в делах, успех в хозяйстве и большой урожай. Видеть закрома, полные отборным зерном, – знак большого и длительного преуспевания.Видеть зерно на элеваторе означает цветущее хозяйство. Если вы...

  • Связь с умершими родственниками: как правильно поминать умерших родственников, как попросить у них помощи?

    Как помочь душе человека? Когда человек жил в теле, он мог помочь себе сам. Он мог совершать ошибки, но мог и каяться. Теперь только мы можем помочь душе человека, которого мы любим.Панихида, отпевание, поминальная молитва – это еще не...

  • Какие страдания перенес христос, умирая за наши грехи

    Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи...

  • Баптисты – кто они такие, и какие цели они преследуют

    В мире много разных религий. Все они имеют свои особенности и последователей. Одно из самых популярных направлений – баптизм. Этой религии придерживаются даже многие политики. Итак, баптисты: кто они такие и какие цели они преследуют? Само...