Застрахованные лица - это кто? Общая характеристика. Не пропустите: памятка по заполнению расчета страховых взносов Расчет по страховым взносам: коды тарифа

Навигация по статье

В настоящее время в России практически каждый гражданин имеет (СНИЛС) - это является подтверждением того, что гражданин застрахован в пенсионной системе РФ и за периоды его трудовой деятельности уплачивались страховые взносы.

  • Данный документ является обязательным при устройстве на работу, без него невозможно в будущем.
  • Также он может быть добровольно оформлен независимо от трудоустройства неработающим гражданам, несовершеннолетним детям и лицам иностранных государств.

Субъектами правоотношений в системе ОПС являются:

  • застрахованные лица (все граждане, имеющие СНИЛС);
  • страхователь (работодатели, все юридические лица, а также физические лица, уплачивающие взносы за себя или за других граждан);
  • страховщик (ПФР или любой другой негосударственный пенсионный фонд (НПФ)).

Таким образом, система ОПС была создана государством и представляет собой систему мер, направленных на формирование и защиту пенсионных прав граждан, застрахованных в ней. Данная система основана на страховых принципах, согласно которым страховщик обязан делать отчисления за застрахованных лиц.

Кто является застрахованными лицами в Пенсионном фонде?

Законодательством РФ также предусмотрены иные права застрахованных лиц:

  • беспрепятственное получение информации о состоянии своего , размере уплачиваемых взносах, количестве пенсионных баллов и других сведений у своего работодателя (страхователя) или в Пенсионном фонде (в том числе дистанционно через «Личный кабинет» на официальном сайте ПФР);
  • бесплатная замена страхового свидетельства СНИЛС прежнего, ошибки в бумажном документе или ;
  • защита своих прав в судебном порядке;
  • в государственном или негосударственном пенсионном фонде;
  • распоряжение своими пенсионными накоплениями (смена пенсионного фонда, управляющей компании и т.д.);
  • своевременное получение пенсионных накоплений (бессрочной выплаты накопительной пенсии, единовременной или срочной пенсионной выплаты).

Персонифицированный учет пенсионных прав

Для организации и учета сведений о застрахованных лицах в системе ОПС государством была создана . Учетом информации занимается Пенсионный фонд России.

В данной системе содержится вся основная информация о каждом гражданине:

  • личные данные (ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство и т.д.);
  • сведения о заработной плате, периодах трудовой деятельности;
  • сведения о страховых взносах;
  • количество пенсионных баллов и т.д.

Главной целью создания персонифицированного учета является учет данных о стаже и заработке граждан, а также осуществление контроля за регулярной уплатой страховых взносов. Это дает возможность при установлении как страховых, так и накопительных пенсионных выплат гражданам свести к минимуму ошибки и неточности.

Индивидуальный лицевой счет в ПФР

При регистрации в системе ОПС Пенсионный фонд России открывает гражданину индивидуальный лицевой счет (ИЛС) и присваивает страховой номер - . Постоянный страховой номер содержит контрольные разряды, позволяющие выявлять ошибки в процессе учета.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года сам индивидуальный лицевой счет делится на три части . Каждая часть содержит определенную информацию о каждом застрахованном в системе ОПС лице:

  • общая часть (ФИО, адрес места жительства, пол, гражданство, сведения о доходе, периоды трудовой деятельности и т.д.);
  • специальная (данные о пенсионных правах на накопительную пенсию);
  • профессиональная (сведения о страховых взносах, уплаченных за гражданина, имеющего право на досрочное назначение пенсии; инвестиционный доход; профессиональный стаж, суммы выплат).

СНИЛС присваивается застрахованному лицу один раз и не подлежит замене. Данные о гражданине постоянно уточняются и дополняются в течение всей его жизни. После смерти застрахованного лица информация о нем также хранится в органах Пенсионного фонда определенное время.

Так как информация о гражданине, содержащаяся на индивидуальном лицевом счете, является строго конфиденциальной , то получить ее может только он сам.

Состояние ИЛС можно посмотреть через специальную выписку, получить которую можно в территориальном органе ПФР (в том числе дистанционно через «Личный кабинет») или на официальном сайте Единых государственных услуг (Госуслуги). Данная выписка состоит из 7 блоков, в которых представлена информация о застрахованном лице.

Обязанности застрахованных лиц в системе ОПС

Помимо прав в системе обязательного пенсионного страхования у застрахованных лиц есть и обязанности .

  • Главной обязанностью является своевременное предоставление достоверных данных , подлинных документов страхователю или непосредственно страховщику.
  • В случае изменения сведений в документах (смена фамилии после замужества, смена имени и т.д.) гражданин обязан сообщить об этом в Пенсионный фонд России или работодателю, так как любое изменение персональных данных может повлиять на выплату пенсионного обеспечения при его установлении.
  • При этом застрахованное лицо также обязано соблюдать все условия, которые установлены для назначения и выплаты пенсии.

Ответственность работника перед работодателем и Пенсионным фондом

Как субъект правоотношений в системе ОПС застрахованные лица несут определенную ответственность, как перед страхователем, так и перед страховщиком. Также каждый наемный работник несет ответственность перед своим работодателем и Пенсионным фондом России за невыполнение своих обязанностей .

При невыполнении гражданами своих обязанностей (например, представление недостоверных данных о себе) из бюджета ПФР могут быть выплачены излишние суммы денежных средств. В этом случае ответственность застрахованных лиц заключается в возмещении страховщику причиненного ущерба в денежном выражении в соответствии с законодательством РФ.

Отчет РСВ раздел 3.1 данные о физическом лице: к юбилею организации один раз в год пенсионерам, бывшим сотрудникам организации выплачивается премия, на которую в ПФР, ФФМС, ФСС не начисляются. Какой признак застрахованного лица в системе пенсионного, медицинского и социального страхования необходимо поставить? 1 или 2 ?

Ответ

Пенсионеры, которые уже не работают в учреждении, не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования (ст. 2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). По таким сотрудникам в разделе 3 по строке 180 поставьте код - 2 «Не является застрахованным лицом».

Обоснование

Как составить и сдать в ИФНС расчет по страховым взносам (ЕРСВ)

Подраздел 3.1. В подразделе 3.1 расчета укажите персональные данные сотрудника, которому выплачивали доход:
- в строке 060 - ИНН;
- в строке 070 - СНИЛС;
- в строках 080, 090 и 100 - Ф. И. О. сотрудника полностью по данным документа, удостоверяющего личность;
- в строке 110 - дату рождения сотрудника по документу, удостоверяющему личность;
- в строке 120 - числовой код страны, гражданином которой является физическое лицо. Код возьмите из Классификатора стран мира. Если у сотрудника нет гражданства, в строке 120 укажите код страны, выдавшей документ, удостоверяющий его личность;
- в строке 130 - цифровой код пола: «1» - мужской, «2» - женский;
- в строке 140 - код вида документа, удостоверяющего личность;
- в строке 150 - реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия и номер документа). При этом знак «№» не проставляйте, серию и номер документа отделяйте пробелом;
- в строках 160, 170 и 180 - признак застрахованного лица в системе обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования: «1» - является застрахованным лицом, «2» - не является застрахованным лицом.

2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ

Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 209

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):224

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;91

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;6

5) священнослужители;12

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

Застрахованное лицо в системе обязательного пенсионного страхования

"...1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие на неопределенный срок либо на срок не менее шести месяцев:

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2004 N 70-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

самостоятельно обеспечивающие себя работой ( , адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ)

священнослужители;

( введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Источник:

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

"...застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное , включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;..."

Источник:

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Застрахованное лицо в системе обязательного пенсионного страхования" в других словарях:

    27-ФЗ от 01.04.1996 - ВНИМАНИЕ! Этот нормативный акт изменен! См. Новую редакцию закона 1 апреля 1996 года N 27 ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ Принят… … Бухгалтерская энциклопедия

    167-ФЗ от 15.12.2001 - ВНИМАНИЕ! Этот нормативный акт изменен! См. Новую редакцию закона 15 декабря 2001 года N 167 ФЗ (в редакции на 30.12.2008 года) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят… … Бухгалтерская энциклопедия

    Фиксированные взносы в Пенсионный фонд - Стоимость страхового года 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2009 2010 ИП ООО … Бухгалтерская энциклопедия

    Пенсионная реформа в России (2002) - В данной статье раскрывается хронология пенсионной реформы. В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного… … Википедия

    Пенсионная реформа (Россия - Пенсионная реформа (Россия, 2002 год) В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и… … Википедия - Пенсия регулярное (обычно ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца). В связи с демографическими… … Википедия

    Индивидуальный лицевой счет совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные… … Официальная терминология

    Пенсия - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Если организация не реорганизовывается и не ликвидируется, в соответствующем поле расчета нужно поставить прочерк.

Расчет по страховым взносам: коды отчетного/расчетного периода

РСВ: коды места представления

В зависимости от того, кто и в какую ИФНС представляет расчет, в поле «По месту нахождения (учета) (код)» титульного листа расчета необходимо указать один из следующих кодов (Приложение № 4 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ ):

Значение кода Код
По месту жительства физлица, не являющегося ИП 112
По месту жительства ИП 120
По месту жительства адвоката, учредившего адвокатский кабинет 121
По месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой 122
По месту жительства члена (главы) КФХ 124
По месту нахождения российской организации 214
По месту учета правопреемника российской организации 217
По месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения 222
По месту нахождения ОП иностранной организации в РФ 335
По месту учета международной организации в РФ 350

Расчет по страховым взносам: коды тарифа

Плательщик страховых взносов должен указать в расчете код применяемого им тарифа по страховым взносам. Данный код отражается по строке 001 приложения № 1 к разделу 1.

Все коды тарифов приведены в Приложении № 5 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Например, плательщик страховых взносов, применяющий ОСН и уплачивающий взносы по основному тарифу, в данной строке должен отразить код «01», а плательщики на УСН, также применяющие основной тариф взносов, — код «02».

Имейте в виду, что коды тарифов «21» — «29» не используются при заполнении строки 001 приложения № 1 к разделу 1.

Кроме того важно отметить, что если в течение отчетного/расчетного периода плательщиком применялось несколько тарифов, то в расчет он должен включить столько приложений № 1 к разделу 1 (или только отдельных подразделов приложения № 1 к разделу 1), сколько тарифов применялось в течение этого отчетного/расчетного периода.

Код тарифа также отражается в графах 270 раздела 3 расчета. В данных графах указывается код, соответствующий тарифу, который применяется плательщиком к выплатам работникам, облагаемым взносами по доптарифам (ст. 428 НК РФ).

Единый расчет по страховым взносам: коды видов документов

Код вида документа, удостоверяющего личность, указывается в строке 140 раздела 3 расчета по страховым взносам.

Например, если в сведениях персонифицированного учета вы отражаете данные паспорта работника, являющегося гражданином РФ, то в строке 140 нужно указать код «21». Если же отражаются данные паспорта работника - иностранного гражданина, то в данной строке ставится код «10».

Все коды видов документов, удостоверяющих личность, содержатся в Приложении № 6 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Расчет по страховым взносам: коды категории застрахованного лица

В графах 200 раздела 3 плательщик страховых взносов должен указать категории застрахованного лица, в отношении которого представляются сведения персонифицированного учета.

Коды категории застрахованного лица содержатся в Приложении № 8 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Так, к примеру, если работник относится к категории лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, и за которых уплачиваются страховые взносы, то данному работнику в целях заполнения расчета по страховым взносам присваивается код «НР».

РСВ: иные коды, отражаемые в расчете

Помимо вышеуказанных сведений в расчете по страховым взносам отражается следующая информация в закодированном виде:

Вид кода Место указания кода в расчете по страховым взносам Комментарии
Код налогового органа Титульный лист Код своей ИФНС вы можете найти в нашем
Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД2 Титульный лист Необходимо указать код, соответствующий вашему виду деятельности. Код берется из Классификатора ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) , утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст
Код страны гражданства/ Гражданство (код страны) стр.070 Приложения 9 к разделу 1 Код страны вы найдете в ОКСМ, утв. Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст
стр.120 раздела 3
Код по ОКТМО стр.010 раздела 1 Отражается код муниципального образования/межселенной территории/населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого плательщик уплачивает страховые взносы. ОКТМО содержатся в Классификаторе, утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст
стр.010 раздела 2
КБК стр.020 раздела 1 Нужно указать код бюджетной классификации, на который зачисляются:
— взносы на ОПС
стр.020 раздела 2
стр.040 раздела 1 — взносы на ОМС
стр.040 раздела 2
стр.060 раздела 1 — взносы на ОПС по дополнительным тарифам
стр.080 раздела 1 — взносы на дополнительное социальное обеспечение
стр.100 раздела 1 — взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (взносы на ВНиМ)
Признак основания начисления страховых взносов по дополнительным тарифам стр.001 подраздела 1.3.1 В данной строке указывается:
— «1», если взносы в размере 9% начисляются на выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (п. 1 ст. 428 НК РФ , 400-ФЗ );
— «2», если взносы в размере 6% начисляются на выплаты работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда (п. 2 ст. 428 НК РФ , )
Код основания стр.001 подраздела 1.3.2 Выбор кода зависит от основания исчисления взносов по доптарифам, установленным п. 3 ст. 428 НК РФ :
— «1», если взносы, установленные п. 3 ст. 428 НК РФ , начисляются на выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (п. 1 ст. 428 НК РФ , п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ );
— «2», если взносы, установленные п. 3 ст. 428 НК РФ , начисляются на выплаты работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда (п. 2 ст. 428 НК РФ , пп. 2— 18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ )
Основание заполнения стр.002 подраздела 1.3.2 Отражается код, соответствующий основанию установления доптарифа:
— «1» — на основании результатов спецоценки;
— «2» — на основании результатов аттестации рабочих мест;
— «3» — на основании результатов спецоценки и результатов аттестации рабочих мест
Код класса условий труда стр.003 подраздела 1.3.2 Нужно указать один из кодов, соответствующих условиям труда:
— «1» — опасный, подкласс условий труда - 4;
— «2» — вредный, подкласс условий труда - 3.4;
— «3» — вредный, подкласс условий труда - 3.3;
— «4» — вредный, подкласс условий труда - 3.2;
— «5» — вредный, подкласс условий труда - 3.1;
Код основания исчисления страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение стр.001 подраздела 1.4 Отражается:
— «1» при расчете сумм взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов и гражданской авиации;
— «2» — при расчете сумм взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
Признак выплат стр.001 Приложения 2 к разделу 1 Нужно указать признак выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на ВНиМ:
— «1» — при прямых выплатах территориальным органом ФСС застрахованному лицу;
— «2» — зачетная система выплат территориальным органом ФСС плательщику взносов
Признак стр.090 Приложения 2 к разделу 1 Укажите:
— «1», если по стр.090 отражаются суммы взносов на ВНиМ, подлежащие уплате в бюджет;
— «2», если по стр.090 отражаются суммы превышения произведенных расходов над исчисленными взносами на ВНиМ
Код вида предпринимательской деятельности, установленный законодательством субъекта РФ, указанный в заявлении на получение патента стр.030 Приложения 8 к разделу 1 Данный код берется из заявления на выдачу патента
Признак застрахованного лица стр.160 раздела 3 Код зависит от того, застраховано ли лицо, на которого подаются сведения, в системе ОПС:
— «1» — да;
— «2» — нет
стр.170 раздела 3 Код зависит от того, застраховано ли лицо, на которого подаются сведения, в системе ОМС:
— «1» — да;
— «2» — нет
стр.180 раздела 3 Код зависит от того, застраховано ли лицо, на которого подаются сведения, в системе обязательного социального страхования:
— «1» — да;
— «2» — нет

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.

Похожие статьи

  • Сообщение на тему: «Страницы истории России

    Урок Окружающего мира в 4 классе по теме: «Русь расправляет крылья» Пономарь Майя Егоровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2, п. Мостовского Краснодарского края Цели урока: Сформировать представление учащихся о начале возрождения...

  • Человек как духовное существо

    Духовность в наши дни одно из востребованных понятий. О ней говорят философы, политики и публицисты. Недавно японский премьер Наото Кан сказал: "Если бы нам удалось соединить наши технологические успехи с такой духовностью, которая...

  • Граница городской черты. Городская черта. Пределы роста городов

    Расширение юридической границы Москвы в XV-XX вв. Юридическая и фактическая граница города. Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население,...

  • Рассказ о себе на английском языке

    О себе на английском рассказать не так уж сложно, если следовать плану ииметь перед глазами всю нужную лексику. План рассказа зависит от цели. Для чего нужен такой рассказ? Есть несколько ситуаций, в которых нам надо рассказать о себе на...

  • Счастливые числа для овна

    Планета-управитель - Марс Астрологический символ - Баран Счастливое число - 9 и все числа, кратные 9Стихия - ОгоньЦвет - красный, малиновый, золотисто-желтыйДень недели - Вторник Камни - сардоникс, аметист, алмаз, рубинКлючевые слова -...

  • Проектная работа "русские имена на карте мира"

    Надежда Бендер Постановление «Об организации научно-просветительной пропаганды», принятое ЦК ВКП(б) в 1944 г., требовало «обеспечить пропаганду естественнонаучных знаний среди населения». И для этого - издавать массовыми тиражами...