Зимняя ночь (мело, мело по всей земле). Анализ стихотворения Б. Пастернака "Зимняя ночь" Темы и настроение

Борис Леонтьевич Пастернак – один из пяти русских писателей, удостоенных Нобелевской премии, признанный мастер слова и бесспорно великий русский поэт. Родился в Москве 29 января 1890 года. В его доме постоянно царил дух творчества. Художественный талант отца и музыкальный – матери не могли не «разбудить» любовь и интерес к творчеству у юного Пастернака. Его выбор пал на литературу. Вероятно, это напрямую связанно с тем, что ещё в юности Пастернак познакомился с выдающимися писателями-современниками: Маяковским, Рахманиновым, Толстым, которые посещали дом его родителей. Уже в двадцать лет Борис Леонидович писал глубокие и насыщенные стихи. Естественно они были ещё незрелыми и, как это часто бывает, стали следствием разбитого сердца из-за отказа любимой.

Стихотворение «Ночь», написанное в 1957-ом, относится к позднему периоду творчества Пастернака, когда поэт жил и работал в писательском поселке Переделкино. Его литфондовская дача хоть и располагалась среди леса, но в то же время находилась недалеко от столицы. Удобный дом с огородиком, где можно работать для души, а не для пропитания, интеллигентные соседи. Странная, скорее, ненормальная ситуация с личной жизнью стала почти привычной, страсти улеглись: Пастернак живет на две семьи, которые каким-то непостижимым образом уживаются по соседству. Прекрасно чувствуя себя в обеих семьях, поэт проводит большее время у «подруги», а работать всё же предпочитает в своём кабинете.

Этот период жизни Пастернака, наверное, можно назвать самым счастливым этапом его жизни. И в то же время – постоянно испытываемая вина перед близкими. И всё же это идёт на пользу процессу созидания. В тот год Пастернак написал около сорока произведений, среди которых множество великолепных стихотворений.

Жанр, направление и размер

Стихотворение написано не часто встречающимся в творчестве Пастернака размером. Это трехстопный ямб.

Перекрестная рифма, напротив, используется им повсеместно. Преобладает количество мужских рифм над женскими. Жанр совмещает в себе два направления – элегия, медитативная лирика.

Образы и символы

В центре стихотворения – образ огромного пространства, в котором переплетены сон и бессонница, вынужденные и добровольные, где ночной труд перекликается с ночными развлечениями (ночные бары), шумят вокзалы, и в то же время в тишине своего уединенного чердачного жилища от одного ему понятного беспокойства бодрствует поэт. И пока над землей «тает ночь», возникает ощущение, что пока человек, тот, кто трудится, чьей заботой «горят материки», наблюдает за планетой, на этой планете будет продолжаться жизнь.

Второе четверостишье считается одним из лучших, а возможно и лучшим, афоризмом Пастернака. Оно цитируется, возможно, чаще всех других его стихотворений. Это умозаключение об участи поэта, где вырисовывается образ пленника вечности и времени, художника, обреченного творить и страдать.

Ночное небо символизирует некий холст, на котором рисует свои воздушные фигуры пилот. Там же творит и художник, но его узоры – мысленные. Ночь в мировой культуре традиционно означает таинственный приход вдохновения, время, когда просыпаются мистические силы. Недаром поэт выбирает именно его.

Стихотворение «Ночь» критики и знатоки творчества Пастернака считают странным, хотя большинству читателей, напротив, оно кажется одним из самых простых и доступных во всем его творчестве. Считается, что в этом стихотворении пастернаковский гений вознесся на особую высоту. «Ночь» — это выход Пастернака как поэта на мировой уровень. Герой чувствует себя полночным летчиком, сравнивая себя с ним, а вовсе не с космическим спутником, как может показаться нам, современникам космических полетов (стихотворение написано летом 1957, еще до запуска первого спутника Земли). Скорее всего, автор вдохновлялся французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери и самолетами с внуковского аэродрома, постоянно кружащими над дачей в Переделкино.

Темы и настроение

Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.

Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.

Идея

Ночь всегда тревожна, по сути. Метафорическое яркое выражение «горят материки» призвано вызывать беспокойство у читателя, и даже понимание того, что горят они мирным светом уличных фонарей, не снижает чувства тревоги. Сплетение анафоры и сильного эпитета: «страшный, страшный крен» усиливает беспокойство, и только привычный для жителя внуковского пригорода мирный звук планирующего самолета снижает тревожность и практически дарует покой.

Жизнь идет своим чередом, не спят разделенные океанами, границами и политическими разногласиями кочегары, бармены, железнодорожники, парижские актеры, художник в своем чердачном жилище и невидимый за облаками летчик, взлетевший с внуковского аэродрома. Все они бодрствуют, работают, творят и, как греческий Антей, удерживают мир на своих плечах, спасая от безумия и краха.

Средства художественной выразительности

Произведение изобилует тропами. Это метафоры (тает ночь), эпитеты (спящий мир), сравнения (Став крестиком на ткани), гипербола (В пространствах беспредельных), олицетворение (Венера или Марс глядят), неоднократная анафора (Не спи, не спи, работай).

Следует так же обратить внимание, что анафора в двух заключительных четверостишиях сливается с антитезой, что особенно необычно. Это одномоментное использование двух и более видов тропов значительно усиливает впечатление от прочитанного. Для усиления экспрессии автор пользуется также таким сильным выразительным средством языка как бессоюзное номинативное перечисление.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Интересные особенности произведений открывает их "Зимняя ночь" отличается большой глубиной смысла. В этом вы убедитесь, прочитав данную статью. Фото автора представлено ниже.

Зимняя ночь... Что предстало перед вашим мысленным взором, когда вы произнесли эти слова? Возможно, спокойствие и тишина, уютный, легкий снег и россыпь звезд по черному небу? А возможно, вам представилась метель за окном, пляска духов природы, вихрь снежных хлопьев и единственная тихая пристань в этом месте - дом с горящей на столе свечой?..

Время создания произведения

Стихотворение было написано в 1946 году. Война закончилась совсем недавно. Казалось бы, наступившему спокойствию ничего не угрожает. Однако не утихли еще бури мировых потрясений и, возможно, не утихнут никогда. Где же искать спасения? Что может помочь человеку не затеряться в водовороте страстей, сохранить хрупкий Борис Пастернак дает ответ в этом произведении: домашний очаг - обитель спокойствия и надежды. Однако ответ этот неоднозначен, как показывает проведенный нами анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" намного сложнее. Чтобы это доказать, рассмотрим его подробнее.

Прием антитезы

Вернемся к интересующему нас стихотворению и попробуем понять, что хотел сказать читателю автор, какие мысли выразил Пастернак в стройной череде рифмующихся строк. Произведение это - стихотворение-сомнение, бегство, уход. Не случайно оно построено целиком на приеме антитезы (противопоставления). Из строфы в строфу рефреном следуют повторяющиеся слова "свеча горела...". Как известно, свеча - это символ надежды, чистоты, уединения, тихого счастья. Этот огонек, который является центром Вселенной для лирического героя, легко потушить. Одного легкого дуновения достаточно для этого. И вот уже "крестообразно" вздымает "два крыла", как ангел, "жар соблазна".

Огонь, жар - символ страстей, эмоций. Однако это "жар соблазна". А вот огонь свечи -это светоч уединенной, тихой жизни. Автор изобразил в произведении одну стихию в двух ипостасях, диаметрально противоположных. Однако основой произведения является все-таки антитеза льда и огня. Это подтверждает дальнейший его анализ.

Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" в первой строфе имеет следующее противопоставление: "мело по всей земле" и "свеча горела". В зиму, метель, рой снежных хлопьев погружают нас первые две строки стихотворения. Холодная стихия при этом является царицей "всей земли", всего мира, которой все подчинено. И только одинокая свеча противостоит храбро этой снежной королеве, которая разъярена, возмущена этим.

Кто же победил?

Произведение напоминает "Бесов" Пушкина противостоянием борьбы духов бытия и природы, непрекращающейся дикой пляски и свечи, символизирующей одинокую человеческую душу. Однако здесь совсем иной итог. Если демоны у Пушкина, изображенные в образе стихии, ломают сопротивление затерявшегося путника, перевернув его возок, то здесь светоч надежды, маленький огонек не могут победить окончательно внешние силы. Последняя строфа является повторением первой: "мело весь месяц" и "свеча горела".

Главная идея произведения

Продолжим наш анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" характеризуется тем, что совпадают последние две строки этих строф, но не первые. Заметим, что в первой строфе ощущения времени нет - с бесконечностью сливается действие. Это подчеркивается повтором слова "мело". Следующей строкой начинается стихотворение "Зимняя ночь": "Мело, мело по всей земле...". Анализируя его, отметим, что в последней строфе, в отличие от первой, поставлены четкие временные границы ("в феврале"). Кроме того, уже не повторяется слово "мело". Значит, не бесконечна зимняя буря, она имеет завершение.

"Свеча горела" в качестве заключительной строки утверждает победу надежды и жизни. Эта борьба, порой неоправданная, житейская, завершается победой чистого источника света, который храбро отстоял право на жизнь. Главной идеей произведения является именно противостояние различным жизненным бурям как внутреннего, так и внешнего мира. Кольцевая композиция, а также эмоциональная окраска стихотворения служат ее раскрытию. Если внимательно приглядеться к произведению, прислушаться к звучанию слов, можно понять, что оно очень красочное и яркое.

Стихотворный размер "Зимней ночи", его особенности

Написано стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" "старинным, допотопным" (слова Ходасевича) ямбом, отражающим более всего сильную эмоциональную окраску. Что в этом такого, казалось бы? традиционный... Но обратите внимание на 2-ю и 4-ю строки каждой строфы. Можно заметить, что они укорочены - всего 2 стопы. В 1-й и 3-ей строках, к тому же, используется мужская рифма, а во 2-й и 4-й -женская.

Конечно, это не случайно. Красками в палитре поэта, придающими яркость эмоциональному настрою произведения, являются используемые приемы. Укорочены строки, выделена антитеза льда и огня. Она становится заметной, обращает на себя внимание.

Прием аллитерации

Однако здесь нет грубости и жестокости. Способствует этому прием аллитерации (повтор "е", "л"). Этот прием придает легкость, звонкость метели. Мы слышим хрустальный звон льдинок, однако при этом чувствуем безжизненность. Это также играет на антитезу - прием, который делает столь выразительным стихотворение Пастернака "Зимняя ночь".

Анализ описания внешнего мира

Применяется антитеза также в описании внешнего мира, который бесцветен, жесток, суетлив. В снежной мгле "все терялось". В этом мире легко исчезнуть, пропасть. Он поглотит с легкостью все несвойственное, чуждое ему. А при описании мира, в котором царит свеча, автор использует слова, обозначающие домашние, простые вещи, - это "два башмачка", "потолок", "слезы", "воск", "платье", "ночник" и др. Здесь уютно и мило, но и сюда отзвуки другого мира все же доносятся, есть место сомнениям и борьбе.

Внутренний мир лирического героя

Внешний мир этого стихотворения, таким образом, достаточно четко обрисован. Если проанализировать существительные, используемые в произведении, то они почти все относятся к его описанию. Напротив, довольно сложно представить внутренний мир лирического героя этого произведения. Практически ничего о нем не сказано, он дан лишь отдельными штрихами. Читатель может только догадываться о владеющих лирическим героем чувствах. Представленный в этой статье Б. Л. Пастернака "Зимняя ночь" поможет вам в этом. Проникновение в духовный мир лирического героя нас заставляет размышлять и думать. Как и любое другое лирическое произведение Бориса Пастернака, "Зимняя ночь" характеризуется мощным философским потенциалом.

"Жар соблазна"

"Жар соблазна", сомнения завладели душой лирического героя. Коварен этот жар, который почему-то сравнивается с ангелом. Соблазн, как известно, является прерогативой сатаны, а ангел - символ непорочности и чистоты. Опять же пороку приписывается символ чистоты - слово "крестообразно". Это является показателем смятения души лирического героя, который не может понять, где добро, а где зло. Единственным ориентиром, единственной соломинкой является для него символическая "свеча", служащая оплотом надежды и веры. От самого героя зависит, погаснет ли она или будет светить. Именно на эту мысль наводит в конечном итоге стихотворение Пастернака "Зимняя ночь".

Анализ его на этом закончим, поскольку основные особенности произведения мы описали. Надеемся, эта информация была вам полезна. Очень долго и подробно можно описывать стихотворение "Зимняя ночь" Пастернака. Полный анализ его открывает и некоторые другие особенности. Однако самое основное мы отметили и предлагаем читателю самостоятельно поразмышлять над произведением.

Произведение Бориса Пастернака восхищает тем, как автор умело передал в своём стихотворении те чувства, которые были у него в душе и сердце. Если читать текст как просто стих, понять ничего нельзя абсолютно. Но если коснуться каждой строчки, каждого четверостишия, можно понять, что автор провел тонкую грань между смертью и жизнью. Как физической, так и между жизнью и смертью его творческой карьеры.

Не сложно догадаться, что холод, метель, снег и темноту автор ассоциирует со смертью. А огонёк от свечки, воск, капающий слезами на платье – состояние, которое борется со смертью и старается не исчезнуть. То есть, жизнь.

Если коснуться биографии Пастернака, можно заметить, что в год, когда он пишет это произведение, он переживает как творческий кризис, так и проблемы со здоровьем.

Поэтому, стихотворение Зимняя ночь имеет такой яркий контраст, заставляя читателя сначала почувствовать тот холод происходящего, ту темноту – состояние, которое переживает поэт. В то же время, оно мгновенно переключает наше внимание на то, что не всё потеряно. Автор не теряет надежду, этот маленький теплый свет от свечи, не теряет веру в лучшее.

Стихотворение грустное, но в то же время изящное. Заставляет задуматься о смысле жизни. Оно хочет до нас донести смысл о том, как бы трудно не было, не нужно сдаваться, нужно верить и гореть как эта маленькая свеча. Гореть из всех сил. До последнего. Чтобы в жизни не происходило, какая бы метель за окном не была.

Анализ стихотворения Зимняя ночь по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лебедь Бальмонта

    Люди очень часто прибегают к тому, что ищут в своей жизни символы, которые бы помогли правильно и четко изъяснить свои мысли, а так же сравнивать благодаря символам те или иные явления в жизни.

  • Анализ стихотворения Когда читала ты мучительные строки Фета

    Произведение относится к позднему творчеству поэта и по жанровой направленности является философско-лирическим в виде любовного послания к безвременно ушедшей из жизни любимой женщине.

  • Анализ стихотворения Фета Ель рукавом мне тропинку завесила 6 класс

    Афанасий Фет – был замечательным русским поэтом, он основал такой жанр как лирическая миниатюра. Он ограничивает тематику своих произведений показывая в основном любовь и природу. Автор брал за главное желание передать ту красоту мгновений

  • Сочинение Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского (стихотворение)

    Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять

  • Анализ стихотворения На пруде Бунина

    Произведение, которое описывает утро на водоеме, расположенном недалеко от маленького поселение, было написано в 1887 году. Автор только начинает свой творческий путь и многому учиться у своего наставника в лице Фета

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Произведение Б. Пастернака «Зимняя ночь», входящее в цикл стихотворений Юрия Живаго, имеет глубокий смысл, понять который возможно с помощью анализа поэтического мира лирического шедевра и его ритмико-мелодической организации.

Действительно в «Зимней ночи» присутствуют наглядно-зримые образы (создаются на лексическом и мелодическом уровнях), метафорические противопоставления. Необычен и ритмический строй произведения, который сопрягаясь с образным планом стихотворения, позволяет понять его идейно-эстетическую концепцию.

Стихотворение «Зимняя ночь» представляет собою противопоставление двух миров: внешнего и внутреннего. Внешний мир (мир глобальный) – это прежде всего образы холода: зима и связанные с нею образы метели, которая «лепит на стекле кружки и стрелы» (олицетворение), снега (снежные хлопья сравниваются с мошкарой), непроглядной «снежной мглы». Весь мир погружен в зиму, всё подчинено ей. Перед читателем предстает образ расширенного пространства, глобального, создать который помогает использованный автором в тексте стихотворения прием гиперболы («Мело, мело по всей земле во все пределы»)

Внутренний мир, наоборот, локализован. В его центре – свеча. Вокруг свечи разворачивается образ утаенного места , ограниченного окнами, потолком, полом. В этом мире царит свет, и все невзгоды, находящиеся вне – ничто по сравнению с той любовью, «жар соблазна» которой ощутим в произведении. Внутренний мир наполнен уютом и теплом. Здесь прослеживается доминанта атрибутов повседневной жизни, домашних вещей (башмачков, платья, ночника, стола). Здесь прослеживается характерный для лирики Пастернака прием обытовления пространства (появляются детали быта) на уровне с образами явлений природы.

Образ свечи вводится в контекст произведения не только на семантическом уровне, но и на синтаксическом. Рефреном на протяжении всей «Зимней ночи» следуют слова:

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Данный приём подчеркивают ключевое значение образа свечи, его символичность, а главное важность для понимания замысла автора. Её образ, с одной стороны, ограничен миром уединенным, а с другой – присутствие свечи в произведении приобретает вселенскую значимость, она предстает не только как атрибут интимного мира, но и как центр всего мироздания.

Образ окна мы можем интерпретировать как границу между миром внутренним и внешним.

Мотивы льда и огня несомненно присутствуют в произведении. Мы видим их антиномию практически в каждом катрене. В первом: образ метели и свечи; во втором: хлопья снега и яркий, контрастный ему образ пламени; в третьем: опять же образы метели и свечи; в четвертом катрене антиномия льда и огня выявляется с помощью мотивов света («озаренный потолок») и тьмы («ложились тени»). В последующих катренах (6,7,8) мы видим уже знакомые нам образы снежной мглы и свечи, жара соблазна и дуновения внешних сил на свечу, и в последнем катрене – вечную метель и вечно горящую свечу как символ спасения и надежды.

Мотив света – доминирующий мотив «Зимней ночи» (соотносим с ипостасей огня). Его воплощению способствуют библейские образы. Связь с божественным началом ощутима в лирическом стихотворении. Это достигается за счёт образов «озарённого потолка» (словно божественные силы проникают в это место, удаленное от всего мира), образа ангела, концепта креста, который пронизывает текст «Зимней ночи», имплицитно проявляет себя в словах: «скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья», «крестообразно». Использование Б. Пастернаком однокоренных слов « кр е ст», «с кр ещ е нья», « кр естообразно» неслучайно. Тем самым автор намеренно сближает их, ставит в один образный ряд. Сближение достигается и посредством приёмов мелодики (аллитерации звуков [к], [р], ассонанса звука [э]).

Образ метели является лейтмотивом всей «Зимней ночи». Её образ на мелодическом уровне создается с помощью аллитерации звука [л] и ассонанса звука [э]. Данные приёмы сближают слова, связанные с образом метели. К ним мы относим: «ме л о», «зем л е» , «мг л а», «пред е л ы», «б е л ой», «ду л о», «из уг л а» (последние два слова создают ощущение дуновения).

Поэтический мир стихотворения «Зимняя ночь» действительно антитетичен, но кроме того, в нём особое место занимает момент любви, который является кульминационным фрагментом произведения. Автор косвенно вводит в контекст стихотворения образы двух влюбленных, использует метонимию в пятом катрене для создания их образов («…и падали два башмачка…»). Данный фрагмент звучит как жизнеутверждающее начало, как победа жизни над смертью (выявляется ещё одна параллель противопоставленных образов). Неслучайно здесь автор использует образы, связанные с божественным началом, а именно образ ангела, который подчеркивает святость любви. Становится понятна важная мысль: любовь – это высокое чувство, способное человека вопреки всем обстоятельствам сделать счастливым.

Подтверждением жизнеутверждающей идеи является и размер произведения (разностопный ямб ). Несмотря на присутствие в тексте стихотворения пиррихиев, ямб выполняет свою функцию – придаёт лирическому шедевру сильную, эмоциональную окраску. Перекрестная рифма, чередование мужских и женских окончаний говорит о единстве, о соединении двух душ.

Стихотворение «Зимняя ночь» музыкально (неслучайно оно положено на музыку как романс). Музыкальность придает ему мелодичная интонация, несколько даже элегическая. Она создается благодаря рефренам «Свеча горела…», а также посредством подчинения ритмом синтаксиса (в стихотворении мы можем найти примеры инверсий «…слетались хлопья со двора…», «…и падали два башмачка…», синтаксический параллелизм в пятом катрене).

Анализ поэтического мира и ритмико-мелодической организации помогает понять смысл стихотворения, его философский подтекст. «Зимняя ночь» – это размышление о вечном. Именно поэтому автор затрагивает все сферы бытия: и жизнь природы, и бытие человека. Соотнося их, Б. Пастернак приходит к мысли о том, что любовь способна преодолеть все невзгоды. Никакая метель не может стоять на пути того человека, который любит. Любовь – главная ценность (неслучайно подчеркнута её святость в произведении). Б. Пастернак утверждает идею вечности любви и высоких чувств.

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Вопросы к анализу стихотворения

    На каком контрасте построено стихотворение?

    В каких рефренах и образах выражается это противостояние?

    Какой символический смысл вкладывает поэт в образ свечи?

    Как в стихотворении соединяется вечность с сиюминутностью?

    Что предпочитает лирический герой Пастернака – холод вечности за окном или тепло жизни в комнате?

    Приведите примеры метафор, эпитетов, сравнений. Как они усиливают смысл и чувства?

    Какие согласные звуки и почему преобладают в стихотворении?(Аллитерация)

    Дважды в стихотворении в разных лексико-грамматических вариантах повторяется образ креста. Что он символизирует?

    Какова же главная мысль стихотворения?

Анализ стихотворения б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»

Это произведение входит в цикл стихотворений Юрия Живаго, помещённый в конце романа «Доктор Живаго» под № 15 – в самой середине цикла.

Произведение построено на контрасте. Холоду пространства и времени противостоит тепло дома, любви и творчества. Это противостояние получает художественное выражение в двух рядах рефренов. Первый из них связан с образом февральского холода и метели («мело, мело по всей земле…» в разных вариантах), а второй – с образом свечи в тёплом доме («Свеча горела на столе…»).

Рефрен о свече встречается 4 раза, причём всякий раз – со всё большей силой и настойчивостью - в ответ на непрестанную метель и усиливающийся за окном холод. Свеча – образ и реальный, и символический, понятие многогранное. Это – и символ памяти, и примета праздника, и излучатель тепла, и составляющая уюта в доме, и символ любви, и показатель скоротечности человеческой жизни по сравнению с бесконечностью времени и пространства, и, наконец, предмет, сопутствующий поэзии, творчеству. Свеча словно соединяет вечность с сиюминутностью: неограниченность пространства в начале стихотворения («по всей земле») сочетается с ограниченностью времени в конце («…весь месяц в феврале…»).

Действие переносится из космического хаоса, из природного пространства в конкретный дом, из бытия в быт с реальной земной ситуацией, а затем обратно. Всё это весьма напоминает по композиционному решению стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» (кстати, есть перекличка и одновременно полемика даже в самих названиях стихотворений двух великих поэтов). Однако у Пушкина душа героя стремится от «весёлого треска» печи и «янтарного блеска» комнаты – в свободное, яркое и красиво-спокойное природное пространство, где подлинная жизнь, подлинное движение, а дремлющая «красавица» не способна понять и разделить этого порыва лирического героя. У Пастернака - наоборот: природное пространство за окном холодно и жутковато, как вечность, а комната со свечой – место спасения от этого холода подлинной жизнью, любовью, теплом, поэзией.

Художественное впечатление усиливается целым рядом художественных приёмов, помимо повторов и контрастов. Можно отметить такие приёмы, как:

    метафоры (2-я, 3-я и другие строфы);

    эпитеты и сравнения (2-я, 4-я, 6-я строфы);

    олицетворения (3-я и 4-я строфы);

    аллитерацию: преобладают свистящие и шипящие согласные, символизирующие противостояние свиста метели и горения свечи, снежной мглы и жара соблазна.

И всё-таки, если определить в стихотворении главное, то следует признать, что Пастернак пишет о любви, причём, любви гармоничной, не чурающейся единством духовной и физиологической стихий. Вот почему в центре стихотворения образы скрещивающихся рук и ног, скинутых платья и башмачков. Причём святость любви и «жара соблазна» подчёркивает образ креста, повторенный в разных лексико-грамматических вариантах в 4-й («скрещенье») и 7-й строфах («крестообразно»).

Таким образом, знаменитое стихотворение Б.Л.Пастернака и одновременно литературного персонажа Юрия Живаго художественно утверждает мысль о том, что человек способен преодолеть, растопить холод судьбы только теплом любви и поэзии.

Похожие статьи

  • Дромомания Этапы развития дромомании

    – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями. Уходы из дома, интерната сопровождаются эмоциональными нарушениями – депрессивными состояниями, дисфорией, напряженностью;...

  • Ребенок боится стоматолога - что делать?

    Юлия Клоуда Руководитель экспертного ресурса о стоматологии Startsmile.ru. Как перестать панически бояться зубного врача? «Никак!» - ответят многие пациенты, особенно заставшие советскую стоматологию, и, возможно, немедленно выпьют...

  • Зимняя ночь (мело, мело по всей земле)

    Борис Леонтьевич Пастернак – один из пяти русских писателей, удостоенных Нобелевской премии, признанный мастер слова и бесспорно великий русский поэт. Родился в Москве 29 января 1890 года. В его доме постоянно царил дух творчества....

  • Где живут лямблии в организме человека

    Протозойная инвазия, вызываемая кишечной лямблией и протекающая с признаками функционального расстройства пищеварения. Ведущим в клинике лямблиоза выступает гастроинтестинальный синдром (тошнота, боли в животе, неустойчивый стул,...

  • Что делать при появлении папиллом в гортани

    Папилломатоз гортани - это опухоль доброкачественного характера, которая образуется из плоского эпителия и принимает форму сосочка на поверхности. Для данного заболевания характерно большое количество образующихся папиллом. При увеличении...

  • Что такое дисбактериоз, какие анализы на дисбактериоз у грудничка нужно сдать и как его вылечить?

    Дисбактериоз характеризуется нарушением пропорций штаммов полезных и условно-болезнетворных бактерий на внутренней оболочке кишечника. Причинами этого состояния у ребенка может быть прием антибиотиков им или кормящей мамой, нерациональное...