Дополнительное образование. Валентин сорокин и нина попова. высшие литературные курсы

Интервью

ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР, 25... Это не просто адрес, а святое, «намоленное» для писателей место, на котором расположились здания Литературного института и Высших литературных курсов (ВЛК). Сегодня наш разговор пойдет о ВЛК.

Уникальное и знаменитое учебное заведение, выпестовавшее не одно поколение талантливых писателей и литераторов — честных, ярких, самобытных, с пронзительным, разрывающим сердце, чувством любви к Родине; особым совестливым отношением к родному языку и слову. Так и хочется воскликнуть: «Какие люди, какие судьбы, какие имена!» И эти имена никогда не зайдут и не потускнеют на высоком небосводе литературы: Чингиз Айтматов, Олесь Гончар, Кайсын Кулиев, Михаил Алексеев, Алим Кешоков, Николай Шундик, Виктор Кочетков, Петр Проскурин, Виктор Астафьев, Иван Акулов, Римма Казакова, Анатолий Жигулин, Владимир Санги, Василий Ледков, Юван Шесталов, Андрей Тарханов и многие-многие другие...

Кто может еще рассказать о ВЛК с большей любовью и знанием, как не выпускник курсов, их проректор (уже 28 лет!), руководитель семинара поэзии, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького, Международной премии им. М. А. Шо-лохова и многих других заслуженных премий — Валентин Васильевич Сорокин, член редколлегии журнала «Приокские зори».

Валентин Васильевич, когда были организованы Курсы и с какой целью?

В мае 1953 года секретариат правления Союза писателей СССР обратился в ЦК КПСС и Советское правительство с ходатайством об открытии Всесоюзных высших литературных курсов, а уже в августе было принято постановление Советского правительства: «Предоставить Союзу советских писателей право организовать с 1 сентября при Литературном институте им. А. М. Горького постоянно действующие Высшие литературные курсы...»

Цели и задачи перед Курсами поставили сама жизнь и реальный ход литературного процесса, и они четко прозвучали в Положении о Курсах: «Повышение общекультурного и идейно-теоретического уровня профессиональных писателей, развитие их творческой индивидуальности, совершенствование литературного мастерства».

И как выполнялись поставленные задачи?

ВЛК стали школой мастерства и творчества. Здесь, признаются выпускники, прорастает святое чувство зоркой ответственности перед самим собою, перед словом, которое произносишь и перед делом, которое ты обязан вершить. Здесь укрепляются многонациональное единство и гражданственность. Приобретается важнейший для писателя опыт выступлений перед самыми разными аудиториями.

Кем становились выпускники ВЛК при Советской власти?

Получив дипломы, они часто становились руководящими работниками отделений Союза писателей СССР в областях, Союзов писателей братских республик, назначались на ответственные посты в издательствах, газетах и журналах, поддерживая завязавшуюся во время учебы творческую и человеческую дружбу.

Авторитет Курсов был очень высок. Я сам многократно отправлял письма в райкомы и обкомы партий различных республик и городов с просьбой об улучшении условий жизни слушателей и моментально получал положительный ответ. Теперь же, по прошествии многих месяцев, часто приходит пустопорожняя отписка... Произошли пагубные и печальные для литературы изменения и в условиях учебы на ВЛК. Раньше государство платило учащимся стипендию, а теперь учащиеся платят государству за свою учебу. Прекратились поездки с выступлениями по всей стране. Пропала забота о творческих людях, которые могли бы принести огромную пользу Родине.

— А в чем выражалось, как проявлялось отношение Правления Союза писателей СССР к Высшим литературным курсам.

Вспоминаю сердечное отношение Георгия Мокеевича Маркова, Председателя правления. Он был нам как отец родной. Еженедельно приглашал к себе и расспрашивал меня о жизни слушателей, их проблемах. Всегда был готов поддержать и помочь. К праздникам выписывал материальную помощь, причем, если обещал 100 рублей, то в ведомости мы обнаруживали 250, это были по тем временам очень солидные деньги.

Многие и многие, уже ушедшие от нас именитые и талантливейшие писатели всегда с радостью приходили на семинары поэзии, прозы и критики, щедро даря свой талант и душу. И сейчас мы продолжаем творческие встречи с известными писателями и выпускниками ВЛК.

А творчество наших гениев! Строки всех погибших в лагерях и застенках... Божественные есенинские стихи и проза... Оттуда, издалека, они как живые поддерживают нас и окрыляют, стоит только открыть страницы их немеркнущих книг:

Я теперь скупее стал в желанья.

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Сергей Есенин

— Дружны ли между собой студенты Литературного института и слушатели ВЛК? Ведь между ними огромная разница и в возрасте, и в жизненном опыте.

Слушатели и студенты с уважением и вниманием относятся друг к другу, часто вместе участвуя в различных творческих семинарах. Все они — литинститутцы. Мир вдохновения у них единый. Профессорско-преподавательский состав один.

Нельзя не вспомнить доброе отношение к ВЛК ректора Литературного института Владимира Федоровича Пименова. Забыть это — предать память о нем. Возглавлявшие Литинститут, каждый в свое время,— Евгений Сидоров, Владимир Егоров, Сергей Есин и сегодняшний ректор, известный ученый и писатель Борис Тарасов всегда поддерживали традиционно-доброе отношение к ВЛК. Низкий поклон им за это!

— Зажглись ли яркие новые имена среди выпускников ВЛК последних лет?

Выпускники последних лет: Антонина Спиридонова, Владислав Цылев, Василий Попов, Людмила Снитенко, Игорь Мухин, Ирина Еременко, Евгений Попов, Елена Мозжухина, Ольга Дробышевская, Олег Малинин и многие другие — талантливые литераторы. И среди тех, кто учится сейчас, есть одаренные благородные люди, которые в ближайшие годы обязательно заявят о себе!

— Валентин Васильевич, что Вы думаете о нынешнем состоянии литературного процесса и какое будущее, по Вашему мнению, ожидает многонациональную русскую литературу?

Сегодня полностью разрушена дорога книги. Изменена программа работ с авторами не только в издательствах, частных теперь, но и в книжных магазинах. Ни государство, ни издатели материально не поддерживают писателей, поддержка и помощь сейчас — редкое исключение.

Авторы за свой счет издают книги, совсем мизерным тиражом. Если раньше тираж был выгоден и государству, и автору, то сейчас авторских средств хватает от силы на 500—1000 экземпляров, а то и, горько сказать, на 50—100 экземпляров. Он явно не окупается. О каком гонораре может идти речь?

Многочисленные мелкие «творческие» Союзы мешают возродить государственную трассу книги, подрывают авторитет литературы, не оказывают помощь писателям.

По пальцам можно пересчитать издательства, которые болеют душой за автора, за свою литературную репутацию. Считаю необходимым выделить уважаемого мною талантливого, честного, высокопрофессионального литератора и издателя Леонида Васильевича Ханбекова, руководителя Независимого литературного агентства «Московский Парнас», который в тяжелейших условиях издает книги честно и ответственно. И гораздо больше, чем все Союзы писателей, вместе взятые. А каково ему приходится? Его агентство ютится в одной маленькой комнатушке! И он не входит ни в какой Союз! Пока государство не возьмется за возрождение гражданского и патриотического пути писателей — толку не будет...

Надо возродить разговор писателей с народом, с государством, контакт народов, не только в Москве, но и во всех округах и республиках России! Необходимо, чтобы был услышан писательский вздох, который выше молитвы, проторить вновь дорогу дружбы и уважения, возобновить национальные праздники.

Многонациональное население России утратило свой общий голос, и он почти не слышен в полуразоренной стране. Нет преемственности поколений, прославляется и приветствуется падение нравственности, одобряется блуд и безответственность. Нет достойных телепередач о созидании и возрождении великой многонациональной литературы России.

При достойном, благородном и честном подходе можно за полгода возродить и направить по нужному пути весь литературный процесс, войдя в плодотворный контакт с писателями России, чиновниками России и народом России!

— Что бы Вы хотели пожелать и начинающим, и именитым писателям?

Считаю, что литератор обязан читать каждый день, думать, работать над собой и собственным словом, четко знать свое место не только в жизни, но и в творчестве. Опираться на любимых писателей. А поэт — я не шучу — каждый час, каждый миг не только душою, но и сердцем своим, обязан слышать любимых поэтов, без которых нет пути к вдохновению. И поддерживать близких ему действующих собратьев выступлениями, очерками, рецензиями. Это и есть не только путь литератора, но и судьба его... Честность и смелость слова никогда не подведут автора!

Первые в России и за рубежом Курсы литературного мастерства Андрея Воронцова, успешно работающие на основе обучающей системе Moodle уже седьмой год, объявляют новый набор учащихся на сентябрь 2019 г. - март 2020 г. Мастерскую возглавляет секретарь Правления Союза писателей России, преподаватель литературного мастерства Московского государственного областного университета, много лет руководивший семинарами прозы в Литературном институте им. Горького..

Формы обучения - дистанционная (проходящая посредством сети Интернет в режиме on-line, с доступом 24 часа 7 дней в неделю) и очная (с аудиторными занятиями по субботам).

Начало занятий дистанционных Курсов - 18 сентября 2019 г. Срок обучения - 6 месяцев . Краткосрочные Ознакомительные занятия по работе в обучающей системе Moodle ДО-Курсов будут проходить с 9 сентября.

Начало занятий на очных Курсах - 14 сентября 2019 . Срок обучения - 5 месяцев в помещении журнала «Москва» (Арбат, 20)»..

На курсы принимаются пишущие на русском языке авторы (с 18 лет), независимо от их социального статуса, места жительства и гражданства. Вступительные экзамены не проводятся. Кандидаты на зачисление проходят творческий конкурс, для которого необходимо прислать на электронный адрес, указанный в анкете свои произведения в жанре прозы, поэзии, драматургии, критики, публицистики объемом не более 80 тыс. печатных знаков с пробелами, набранным 14 кеглем, с интервалом 1,5. Для лиц, не имеющих опыта создания литературных произведений, допускается после письменного собеседования прием в качестве вольнослушателей . Вольнослушатель может, в отличие от других слушателей, не представлять на обсуждение своих произведений, но выполняет наравне со всеми теоретические и практические задания и участвует в обсуждениях.

Для поступления на Курсы предоставляются также следующие документы:

1) заявление на имя руководителя (указать выбранную форму обучения) ;
2) копия (скан) документа об образовании (по желанию);
3) автобиография;
4) анкета абитуриента
(скачать в форматах rtf , txt );
5) фотография (любого формата).

Документы отправляются электронной почтой на адрес, который указан в анкете (скачать) .

После зачисления слушателей на дистанционные Курсы, до начала занятий , проводятся бесплатные Ознакомительные занятия по работе в обучающей системе Moodle.

Программа Курса литературного мастерства направлена на повышение художественного, теоретического и практического уровня начинающих писателей. Специфика литературного процесса требует от писателя постоянного творческого совершенствования, с чем начинающие литераторы далеко не всегда в состоянии справиться в одиночку. Интерактивные занятия разделяются на теоретические (лекции, ответы на вопросы мастера) и практические. Практические - это творческие семинары, представляющие собой общее обсуждение произведения автора с завершающим анализом мастера. Таким образом, обеспечивается творческая объемность, непрерывность и многосторонность процесса повышения литературного мастерства. Слушателям предстоит выполнять еще и творческие задания мастера, тоже выносимые на интерактивное обсуждение. На каждую теоретическую тему, практическое обсуждение или творческое задание отводится неделя.

В идейно-духовном отношении обучение призвано содействовать углубленному представлению о русской литературе как одной из главных мировых литературных школ, сама принадлежность, к которой является естественным преимуществом всякого начинающего русскоязычного писателя. При этом, естественно, не будет обойдено вниманием и наследие других мировых литературных школ.

У нас вы сможете учиться по самым низким ценам среди курсов подобного рода и в любое удобное для вас (на ДО-Курсах) время. Минимальный размер оплаты за обучение (с учетом предоставляемых скидок по предоплате) на дистанционных Курсах составляет 3500 руб. в месяц , на очных - 4500 руб. в месяц . Приглашаем всех желающих! Подробности и р/с для оплаты будет сообщен дополнительно. Прочие интересующие аспекты условий приема и обучения можно будет выяснить путем переписки по адресу, указанному в анкете.

Форма итогового контроля - аттестация. По окончании Курсов выдается соответствующий сертификат. Лучшие произведения слушателей будут опубликованы в альманахе на сайте и рекомендованы мастером в центральные литературные издания.

Выпускники ДО-Курсов имеют право участвовать в работе литературного объединения "Точки" при Совете по прозе Союза писателей России.

Как я одновременно училась на трех литературных курсах и к чему это привело

Текст: Марина Безуглова
Рисунок Чарльза Д. Гибсона с сайта www.zazzle.com
Фото Марины Безугловой с ее странички в фейсбуке

Приближается новый учебный год, 2017/2018 . Который имеет шанс войти в историю русской литературы как год прорыва в области профессионального писательского образования - которого, по мнению редакторов издательств, порой нашим дарованиями катастрофически не хватает. Институт культуры открыл прием студентов по специальности «детский писатель». Высшая школа экономики впервые начала прием в магистерскую программу - причем, по уверениям причастных, конкурс на бюджетные места превышал десять человек на место.
И это, разумеется, не считая , который тихо и планомерно продолжает свою работу. И не поддающихся точному исчислению офлайновых и онлайновых литературных курсов, возникших за последние несколько лет.
О последних делится живыми впечатлениями непосредственная участница процесса.


…Отматываю время назад и думаю: зачем мне вообще были нужны литературные курсы? Филологического образования у меня нет. Я руководитель небольшой мастерской по производству зеркал. Интерес к писательскому мастерству вырос из любви к чтению. Но я не знала, как подступиться к собственному произведению. Мне нужно было испытать свои силы и дать себе право писать.
Я живу в Ростове-на-Дону, а литературное образование сконцентрировано в столице. Поэтому обучаться очно я не могла, только онлайн. Тогда я организовала для себя интенсив с полным погружением в тему: четыре месяца я параллельно обучалась в трех писательских школах и в итоге получила троекратное благословение от мэтров мира литературы.
Сразу скажу: с задачей воодушевить все курсы справляются замечательно.
Теперь подробнее об учебном процессе. Это не реклама, поэтому сами курсы называть не буду, но немного поясню. В мои школьные годы было такое замечательное понятие, как класс «с уклоном». По отношению к курсам это слово тоже уместно. Итак, я выбрала: курсы с уклоном в жанровую коммерческую литературу (это те книги, которые выходят сериями в издательствах), курсы для начинающих с уклоном в так называемую большую литературу (произведения из списков больших премий) и курсы с легким уклоном в западную литературу. Помимо этого существуют курсы поэзии, сценарного мастерства, курсы нон-фикшн и проч. Цены варьируются от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Многие школы предоставляют скидки, проводят розыгрыши бесплатных мест и конкурсы. (Благодаря этому у меня и была возможность попробовать сразу три варианта.)

Но если вы не такой экстремал от литературы, как я,

выбирая направление, задайте себе вопрос: «что для меня значит быть писателем? Быть автором бумажной книги? Публиковать посты в соцсетях и собирать лайки? Побеждать в конкурсах?» Честный ответ здорово поможет сориентироваться.

Кроме того, перед обучением очень важно почитать специальные учебники, а также воспользоваться бесплатными ресурсами - статей и видео в интернете масса. И если вы поймете, что созрели для профессиональных курсов, вот по каким параметрам я советую выбирать онлайн-школу.

1. Первый параметр - тот самый «уклон». Однако на деле «уклон» был весьма условным. Все мои курсы рассматривали литературное мастерство достаточно широко, при этом информация практически не дублировалась.
2. Количество и продолжительность занятий - рассчитывайте свои силы. Как правило, это еженедельные лекции длительностью от 30 мин до 1 часа. Но есть курсы, которые потребуют по 3 часа 3 раза в неделю.
3. Домашняя работа. Каждое занятие состоит из теоретической лекции и творческого задания. Курсы, подразумевающие рецензирование письменных работ, то есть отзывы преподавателей, многократно полезнее. Обсуждать свои тексты только с такими же, как вы, учениками не особенно эффективно.
4. Количество и объем творческих заданий , выполняемых в течение курса. Чем больший объем текста вы напишете, чем больше получите откликов, тем лучше.
5. Преподавательский состав. Пожалуй, самый важный пункт. Разумеется, приятно, когда наставники - популярные литераторы. Но уровень их известности не должен быть определяющим. Ведь писать и учить этому других - разные вещи. Для вас важнее их педагогический талант. Почитайте работы ваших будущих преподавателей, поищите в интернете видеозаписи с ними, просмотрите, наконец, профили в соцсетях. Если эти люди вас увлекли, значит, и обучение будет интересным.
6. Обратная связь. Каким образом вы сможете задавать вопросы преподавателям? В формате вебинара, в специальной группе в соцсетях, по электронной почте или такой возможности вообще нет?
7. Дальнейшая судьба. Каковы шансы, что работы учеников будут опубликованы? Пусть на конкурсной основе, пусть не в самых популярных изданиях, но само существование такой возможности - большой плюс.
8. Видео. При онлайн-обучении вы будете получать лекции в записи. Большинство из нас лучше всего воспринимает информацию визуально, поэтому наличие видеоряда помогает.
9. Очная/заочная форма . Если у вас есть возможность очного обучения, пользуйтесь. Такая форма, конечно, предпочтительнее заочной.

По этим пунктам можно сопоставлять . Теперь кратко расскажу, что из своего обучения вынесла лично я.

Во-первых , произошло маленькое чудо: у меня впервые получилось связное законченное произведение - рассказ. Потом еще один, и еще… Первые отзывы на тексты дарят незабываемые ощущения.
Во-вторых , курсы дали целостное представление о том, как должен быть выстроен сюжет и образы героев, чтобы удержать внимание читателя. Многие начинающие авторы сэкономили бы свое и чужое время, изучив эти нехитрые принципы. На самом деле произведения, написанные с опорой на эти законы, выгодно отличаются от написанных наобум.
В-третьих , обострилось мое читательское восприятие. Я вижу, как «сделан» текст. Но это вовсе не мешает наслаждаться хорошим произведением - напротив. Сильные тексты (оценка субъективна, конечно) дарят еще больше радости, слабые - еще больше раздражают.
Обучение потребовало от меня больше времени и отдачи, чем я рассчитывала. (Я даже не окончила одни из курсов, поскольку ситуация моя поменялась и стало не хватать времени.) Также мне следовало лучше подготовить своих домочадцев к своему новому увлечению. Вот вы не насторожились бы, если человек бормочет себе под нос, глядя в одну точку? А он, между прочим, подбирает слова для своего текста. Или сидит ночами за компьютером, а ему через час нужно сдать работу. Кстати, так я узнала великую силу дедлайна, когда с его приближением вдохновение просто накрывает волнами.
После окончания обучения наступил некоторый «синдром отмены». Теперь нет никаких дедлайнов, никто не хвалит, не критикует, не задает каверзных заданий. Дальше все зависит только от меня. Ведь литературные курсы - это не фабрика литературных звезд. Из тех, кто прошел обучение, лишь некоторые что-нибудь напишут, только часть из этого опубликуют, а успешными авторами станут единицы.
А как же остальные? Что ж,

выразительно и точно формулировать свои мысли еще никому не помешало, не только писателям или блогерам.

Неизвестно, как сложится моя творческая судьба. В моем понимании быть писателем - значит иметь в распоряжении некоторый объем текстов, которые не стыдно показывать профессионалам и обычным читателям. Назвать себя писателем пока не могу. Сейчас я пишу роман, есть несколько рассказов. Короткие творческие дистанции оказались мне ближе. Опубликованы мои рецензии на два довольно известных романа. Была победа в небольшом литературном конкурсе . Я стараюсь получать удовольствие от жизни, и литература - ее часть.

Просмотры: 0

Похожие статьи

  • Дромомания Этапы развития дромомании

    – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями. Уходы из дома, интерната сопровождаются эмоциональными нарушениями – депрессивными состояниями, дисфорией, напряженностью;...

  • Ребенок боится стоматолога - что делать?

    Юлия Клоуда Руководитель экспертного ресурса о стоматологии Startsmile.ru. Как перестать панически бояться зубного врача? «Никак!» - ответят многие пациенты, особенно заставшие советскую стоматологию, и, возможно, немедленно выпьют...

  • Зимняя ночь (мело, мело по всей земле)

    Борис Леонтьевич Пастернак – один из пяти русских писателей, удостоенных Нобелевской премии, признанный мастер слова и бесспорно великий русский поэт. Родился в Москве 29 января 1890 года. В его доме постоянно царил дух творчества....

  • Где живут лямблии в организме человека

    Протозойная инвазия, вызываемая кишечной лямблией и протекающая с признаками функционального расстройства пищеварения. Ведущим в клинике лямблиоза выступает гастроинтестинальный синдром (тошнота, боли в животе, неустойчивый стул,...

  • Что делать при появлении папиллом в гортани

    Папилломатоз гортани - это опухоль доброкачественного характера, которая образуется из плоского эпителия и принимает форму сосочка на поверхности. Для данного заболевания характерно большое количество образующихся папиллом. При увеличении...

  • Что такое дисбактериоз, какие анализы на дисбактериоз у грудничка нужно сдать и как его вылечить?

    Дисбактериоз характеризуется нарушением пропорций штаммов полезных и условно-болезнетворных бактерий на внутренней оболочке кишечника. Причинами этого состояния у ребенка может быть прием антибиотиков им или кормящей мамой, нерациональное...