Сколько людей работает по специальности. Россия: почему миллионы выпускников работают не по специальности? Особенности трудоустройства по целевому направлению

В 2016 году Группа компаний АКИГ провела исследование молодежного рынка труда, в котором приняло участие более 40 крупнейших компаний, 35 ведущих вузов и 600 молодых талантов из 47 регионов России. В предыдущей публикации () рассматривалась общая ситуация на молодежном рынке труда.

Одной из важнейших характеристик рынка является возможность профильного трудоустройства молодых талантов. Для государства процент трудоустроенных по специальности отражает эффективность расходов на систему образования, для вузов - востребованность знаний и навыков выпускников, для работодателей - актуальность их предложения для молодежи и дополнительные резервы рынка.

Как показало исследование, доля трудоустроенных по специальности заметно растет с возрастом ориентировочно до 24 лет (средний возраст выпускников магистратуры). Доля неработающих среди молодежи, напротив, пропорционально снижается. Количество работающих не по специальности в среднем постоянно для всех возрастных категорий.

«В первые два года студенты, которые могут себе позволить не посещать занятия и хотят в первую очередь заработать деньги, устраиваются на работу не по специальности из-за отсутствия какого-либо опыта и знаний. Однако с 3-го курса работодатели начинают активно привлекать их на работу и стажировки, что существенно увеличивает долю профильного трудоустройства. Помимо этого, на возможность найти работу сильно влияет устройство самого учебного процесса: неоптимальность графика учебных занятий и низкая лояльность к пропускам могут серьезно помешать устроиться на квалифицированную работу», - объясняет Алексей Семянников, эксперт Методолого-аналитического центра Практики управления изменениями ГК АКИГ.

Среди работающих студентов с гуманитарным и естественно-научным профилем образования большинство трудоустроено по специальности. Иначе складывается ситуация для молодежи с инженерно-техническим профилем - количество работающих не по специальности преобладает. При этом, по отзывам представителей учебных заведений, практически все студенты ведущих вузов инженерно-технического профиля к моменту окончания обучения успешно трудоустраиваются по специальности. Работодатели «разбирают» их по результатам практических работ и стажировок, начиная с 3-го курса.

«Выпускники ведущих технических вузов пользуются высоким спросом не только в профильных отраслях, но и в IT-секторе, инвестиционном банкинге, бизнес-аналитике и других. Выпускникам вузов, не занимающих топовые позиции, соответствующие отрасли предлагают ограниченное количество вакансий, а также невысокие зарплаты, что также заставляет их искать возможности для самореализации в других сферах. Именно поэтому среди студентов и выпускников инженерно-технического профиля доля работающих по специальности самая низкая», - комментирует Татьяна Павилова, руководитель проектов практики «Государственный сектор» и Практики управления изменениями ГК АКИГ.

Респонденты с медицинским профилем рассматривают работу исключительно по специальности. Это объясняется не только возможностями трудоустройства (дефицитом кадров в отрасли), но и спецификой профессии (важность осознанного выбора).

Анализ открытых ответов студентов говорит о высокой мотивации работать именно по специальности, но существует множество препятствий на пути к этой цели:

  • «К молодым специалистам относятся настороженно. Боятся брать без опыта работы»;
  • «Т. к. я получаю степень магистра, мне необходим гибкий график, что негативно влияет на возможность трудоустройства»;
  • «Работа близкая к специальности есть, но условия очень плохие. Заработная плата крайне мала».

Около трети выпускников вызов работают не по специальности, причем каждый четвертый закончивший институт трудится на работе, не требующей высшего образования. С одной стороны, выпускники сталкиваются с разнообразными трудностями при поиске работы, с другой — их навыками недовольны 91% работодателей.

Причины, по словам экспертов, в том, что система образования не соответствует запросам рынка труда — ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки. Юристов и экономистов в 10 раз больше потребностей рынка, в то время как не хватает специалистов в сферах информационных технологий, науки и здравоохранения. В учебных заведениях устаревшее оборудование, преподаватели не могут сконцентрироваться только на своей работе из-за низких зарплат, а сами студенты в период обучения работают не для получения навыков, а для заработка денег.

Согласно последним полным данным Росстата (исследования проводятся каждые пять лет), в 2010-2015 годах получили диплом 10,7 миллиона человек. Из них 5,5 миллиона выпускников (из 7,3 миллиона искавших работу) столкнулись с трудностями при трудоустройстве, главным образом из-за отсутствия опыта (3,8 миллиона), низкого уровня зарплаты (2,3 миллиона), в связи с отсутствием вакансий (1,7 миллиона) и из-за трудности найти работу по специальности (1,2 миллиона). В результате в первый год после выпуска трудоустроились 5,9 миллиона человек из 7,3 миллиона, искавших работу, следовательно, остались без работы в этот период — 1,4 миллиона.

Проблемы с трудоустройством испытывают выпускники как высших учебных заведений, так и средних. По данным Минобразования РФ, из получивших диплом в 2014 году, сидели без работы в течение года 43% выпускников средних учебных заведений и 23%выпускников вузов. По выпускникам 2015 года имеются данные только по вузам: в течение года не смогли трудоустроиться 25% человек.


Отсутствие профессиональных навыков

По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), в 2005 — 2015 годах снизился интерес работодателей к выпускникам. Например, в строительстве доля предприятий, нанимавших выпускников, сократилась с 70% в 2005 году до 43% в 2015 году, в торговле — с 53% до 38%, в промышленности — с 73% до 62%. Руководители российских компаний не удовлетворены навыками самоорганизации выпускников, их умением анализировать, решать задачи в нестандартных ситуациях, а их профессиональную подготовку они оценивают в 3,5-3,7 балла из пяти.

Контекст

Первые турецкие атомщики получили престижное российское образование

ИноСМИ 15.03.2018

Образование не ждёт

Project Syndicate 22.05.2016

Инклюзивное украинское образование

Project Syndicate 05.10.2017

Что скрывается за брендом «британское образование»

ИноСМИ 28.03.2016
О нехватке у выпускников вузов практических навыков, по данным ВЦИОМ, заявляет 91% работодателей, у выпускников средних профессиональных организаций, по информации «Бостон консалтинг групп» (The Boston Consulting Group), 60% работодателей.

Согласно выводам BCG, приобретению профессиональных навыков учащихся препятствует то, что система образования «не слышит» бизнес. Также этому способствует бедность материально-технической базы учебных заведений.

«Большая часть станочного парка в России — аналоговое оборудование. Но аналоговый тип был характерен до 1980-х годов, сейчас уже совсем другие реалии», — считает Роберт Уразов, генеральный директор союза WorldSkills Russia. Качественной подготовке студентов мешает и недостаток цифровых средств.

Компенсировать нехватку практических навыков мог бы опыт работы по профессии. Однако во время учебы большинство студентов средних учебных заведений (61,8%) работают не по специальности. Больше половины студентов всех видов учебных заведений (54%) работают исключительно для удовлетворения финансовых потребностей. За опытом, который впоследствии могли бы оценить работодатели, идут лишь 21,5% студентов средних профессиональных организаций и 28% студентов вузов.

Трудности преподавания

Есть вопросы и к уровню преподавания. Например, по данным ВШЭ на 2015 год, только 3,9% преподавателей средних учебных заведений используют в обучении студентов научную литературу на иностранном языке и 7% педагогов — учебную литературу. Это связано с низким уровнем владения иностранными языками и преподавателей, и студентов.

Нежелание преподавателей повышать свой уровень во многом объясняется их низкой зарплатой и высокой учебной нагрузкой. Несмотря на обещания государства повысить среднюю зарплату педагогов, ее уровень в 2017 году составил 76% к уровню в обрабатывающих производствах, и это всего на 1% больше, чем в 2011 году.

«Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей… Жалованье провинциального профессора составляет… менее 500 евро… Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье» — говорится в открытом письме министру образования РФ (апрель 2017 года), автором которого является Вера Афанасьева, профессор Саратовского госуниверситета.


Несоответствие ожиданиям работодателя

По словам управляющего партнера консалтинговой компании Odgers Berndtson Романа Тышковского, спрос работодателей не соответствует предложению вузов ни по количеству специалистов, ни по качеству их подготовки. По данным Рособрнадзора, юристов и экономистов выпускается в 10 раз больше необходимого количества. А по информацииЦБ, дефицит квалифицированных кадров наблюдается в здравоохранении, образовании, науке, технике и информационных технологиях.

Частично несоответствие рабочей силы запросам рынка труда может быть вызвано сильной распространенностью работы не по специальности. По различным данным, не по своей специальности работают от 60% до 73% экономически активного населения.

Другая особенность российского рынка труда заключается в том, что каждый четвертыйвыпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего образования. Например, такое образование имеют 14% российских продавцов и охранников. Это объясняется тем, что многие работодатели ищут сотрудников с высшим образованием не потому, что оно требуется в работе.

«Работодатель считает, что высшее образование дает работнику некий кругозор, кроме того, люди с высшим образованием более ответственные и лучше обладают коммуникативными навыками», — считает директор центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.

На фоне чисто российских проблем, в остальном мире, по мнению Клячко, растет спрос на либо очень высококвалифицированных специалистов, либо просто на ответственных исполнителей. Эта тенденция наблюдается на фоне развития информатизации и использования технологий.

«При сохранении существующей [характеризующейся отсутствием спроса на знания] структуры рынка труда еще на 7 — 10 лет отставание России от стран-лидеров мировой экономики рискует стать несократимым», — подчеркнул старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко, комментируя итоги исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного его компанией совместно со Сбербанком, WorldSkills Russia и Global Education Futures. — Удешевление технологий, повышение волатильности делают весьма вероятным сценарий «обрыва», т. е. достаточно резкого ухудшения экономической ситуации», если в ближайшие годы не произойдет качественных изменений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Трудоустройство выпускников вузов – это вопрос, который актуален всегда, в любое время. Огромное количество высших учебных заведений, колледжей, институтов, выпускает множество специалистов в самых разных сферах – и каждого из них касается проблема трудоустройства выпускников вузов.

Сегодня мы с Вами поговорим о том, какие проблемы трудоустройства выпускников существуют, и каким образом их можно решить. Но сперва поговорим о преимуществах и недостатках такой системы (а также о том, что вообще она из себя представляет). Также нами будут рассмотрены различные вероятные методы трудоустройства.

Трудоустройство выпускников по специальности: какие последние новости имеются по данной теме?

Для начала рассмотрим свежие новости по рассматриваемой теме (и дадим по ним краткие комментарии):

  1. Трудоустройство выпускников вузов в стране. Правительство в кои-то веки заметило, что далеко не каждый выпускник высшего учебного заведения может найти себе рабочее место непосредственно по той специальности, на которую обучался.
  2. Следующая новость, которая вызвала интерес – создание специальной социальной сети для содействия трудоустройству выпускников высших учебных заведений. То есть, соответствующих порталов с огромным количеством вакансий нам не хватает, и государство решило создать видимость напряженной работы посредством создания социальной сети. Доверять данной инициативе как-то не получается.
  3. Новость о введении обязательной отработки для тех, кто учится на бюджетном отделении. Данная новость не такая уж и плохая – человек сначала обучается, затем его берут на уже готовое рабочее место. Ничего страшного в этом нет – за то не нужно будет бегать по собеседованиям, мониторить вакансии и так далее.

Какие способы предполагает система трудоустройства?

Основной метод трудоустройства выпускников вузов по специальности – это распределение после обучения в университете. Если ваши родители учились в то время, когда данный способ устройства на работу был единственным, проконсультируйтесь с ними (или с бабушками, дедушками).

Иногда вузы предлагают работу по специальности

Что представляет собой распределение после учебы в университете? Исходя из названия, трудоустройство выпускников учебных заведений считается процессом, при котором вы не просто учитесь, получаете диплом, ищете с ним подходящего работодателя – это совершенно иной случай. Вы дотошно отучиваетесь несколько лет, получаете статус бакалавра, то есть, гражданина, имеющего . Вам на руки выдают не просто диплом, но и направление на работу в определенной организации.

Само собой, просто так (все вместе) вам ничего не выдадут – сначала необходимо пройти в своем университете конкретные процессы, поговорить с работодателем и так далее. Но у такого способа есть и определенные недостатки, о которых мы и поговорим далее. Недостатками можно считать такие моменты:

  1. Если вас сложно назвать прилежным учеником, вряд ли работодатели захотят вас брать к себе. Согласитесь, что здесь есть логика – кому нужен некомпетентный сотрудник? Другими словами, обязательно нужно учиться хорошо.
  2. Еще один недостаток состоит в следующем – вакансий, на которые вы бы с удовольствием пошли, может и не оказаться. Но здесь стоит отметить следующий момент: Государственная Дума уже изучает законопроект о том, что каждый бюджетник обязан будет отработать денежные средства, затраченные на него государством.
  3. Следующий недостаток – никто не знает, куда именно вы будете распределены. Если для граждан, живущих не в мегаполисах, это не особо глобальная проблема (хотя и радости особой здесь все же нет), то жители крупных городов вряд ли с удовольствием поедут работать в условном Владивостоке.
  4. Следующий недостаток, который предполагает такая система трудоустройства выпускников – никто не может гарантировать вам стабильный хороший заработок. И варианта подыскать другое рабочее место у вас не будет – нужно будет на протяжении нескольких лет работать именно там, куда вас направили.

Но у такой программы трудоустройства выпускников есть и положительные моменты. Основное преимущество заключается в следующем – большинство выпускников вынуждено искать рабочие места, как месяцами, так и годами. А тут все очень удобно: учеба закончена, и вам уже есть, где работать. Несмотря на то, что преимущество здесь одно, а недостатков куда больше, возможно, для кого-то оно окажется самым главным и решающим.

Первый метод рассмотрен – переходим ко второму. Речь пойдет про трудоустройство выпускников школы по целевому направлению.

Особенности трудоустройства по целевому направлению

Целевым направлением называют возможность бесплатного обучения в университете, получения специальности, а также рабочего места.

Какими преимуществами обладает такой вариант:

  1. Проще поступить, ниже проходной балл ЕГЭ.
  2. Обучение на бесплатной основе – все оплачивается организацией, выдавшей целевое направление.
  3. После окончания обучения вам предоставят рабочее место. Институт, организация и вы заключаете договор, в котором фиксируется такой момент: вы должны проработать пару лет в этой организации либо вернуть ей все денежные средства, затраченные на ваше обучение.

Недостатки поступления таким методом:

Само собой, у любого, даже самого оптимального варианта, всегда находятся и недостатки. Может быть, для вас это не будет иметь принципиального значения, но учитывать эти моменты стоит:

  1. Вам может разонравиться выбранная специальность. К примеру, вы осознаете, что желаете быть не юристом, а . Но, завершив свое обучение, пойдете работать по юридической специальности.
  2. Вам не будет выплачиваться стипендия от вуза. О повышенной стипендии можно даже и не мечтать. Может быть, ее будет платить организация – но этот момент остается на их усмотрение.
  3. У вас не будет возможности совершить переезд в иной регион – до отработки прописанного в соглашении периода времени.
  4. Может быть, вас регулярно летом будут отправлять на прохождение специальной практики.

Трудоустройство выпускников университета принудительного характера

Что представляет собой такая служба содействия трудоустройству – таким вопросом задаются многие учащиеся различных ВУЗов и институтов. В реальности же ничего особенного в таком методе нет.


После бесплатного обучения придется отработать на готовом рабочем месте от вуза

Просто недавно прошла информация о том, что выпускникам-бюджетникам придется отработать несколько лет в государственной организации.

Но, в таком подходе есть и плюс – бесплатное обучение, а после – готовое рабочее место. Не нужно ходить по , искать место по своей специальности – Вас прикрепят сразу после получения диплома.

Каким образом можно устроиться на рабочее место, если никакие корректировки внесены не будут?

Положение о содействии трудоустройству выпускников гласит следующее: скорее всего, в ближайшем будущем никаких новых изменений по этой части внесено не будет. Другими словами, все, как и раньше будут получать диплом и самостоятельно искать работу по своей специальности.


В большинстве случаев, работу выпускники ищут сами

Не стоит забывать о том, что самое важное при трудоустройстве – это вовсе не наличие красного диплома. Самое главное – рабочий стаж, даже если он имеется по совсем другой профессии. Для получения такого опыта стоит снизить свои требования и поработать на более простой работе – возможно, не за самую высокую заработную плату.

Университеты с трудоустройством

В нашей стране сейчас огромное количество учебных заведений, предлагающих трудоустройство выпускникам образовательных организаций. По каждой отрасли есть свои вузы. Поговорим о них далее.

Сфера IT-технологий

Самые распространенные профессии в данной сфере – программисты, тестировщики, сисадмины, администратор данных. В наше время информационные технологии пользуются особой востребованностью.

Даже специалист-новичок в первый рабочий год после завершения обучения вправе надеяться на заработную плату в 50 000 рублей, а спустя несколько лет 85 000 рублей.


Работники сферы IT получают одни из самых высоких заработных плат в мире

Университеты по данному направлению:

  1. МГУ имени Ломоносова – Факультет вычислительной математики и кибернетики;
  2. НИИ — Институт автоматики и вычислительной техники;
  3. НИИ ВШЭ — факультет бизнес-информатики;
  4. Московский технический университет связи и информатики – информационные технологии;
  5. Бауманский университет – информатика и системы управления.

Юридическая сфера

Хотя юристов сейчас очень много, на грамотных специалистов спрос есть всегда. Речь идет о судьях, судебном приставе, адвокате, юрисконсульте.


На грамотных юристов всегда есть спрос

После завершения обучения составляет приблизительно 35 000 – 40 000 рублей.

Через несколько лет эта цифра увеличиться. Стаж более десяти лет позволит зарабатывать около двухсот тысяч рублей и более.

Рейтинг вузов по трудоустройству выпускников в сфере юриспруденции

  1. МГУ имени Ломоносова – юрфак;
  2. ВАТ – международный факультет;
  3. МГИМО;
  4. НИИ ВШЭ – факультет права;
  5. МГЮА;
  6. РУДН.

Экономическая и финансовая сферы

По мнению специалистов, финансовая отрасль еще не так развита, как остальной рынок труда. Прохождение обучения завершается тем, что новые специалисты без проблем находят себе рабочие места в банковской отрасли.


Финансовый аналитик тоже пользуется большим спросом

Самые распространенные профессии в данной отрасли – финансовый аналитик, аудитор и многие другие. Само собой, на какие-то специальности устроиться проще (меньше специалистов), на какие-то – сложнее.

После прохождения обучения новые специалисты могут рассчитывать на заработную плату приблизительно в 30 000 рублей. Десятилетний рабочий стаж позволит рассчитывать на заработную плату в 200 000 рублей.

Список университетов службы содействия трудоустройству выпускников

  1. РАНХИГС – финансовый факультет.
  2. Финансовый университет при Правительстве РФ – международные экономические отношения.
  3. Московский университет им. С. Ю. Витте — Факультет экономики и финансов.
  4. НИИ ВШЭ – Международный институт экономики и финансов.

Медицинская сфера

Чаще всего трудоустройство выпускников колледжа (медицинского) подразумевает работу медсестрой, провизором, фельдшером – по сообщениям экспертов.

Медсестра всегда нужна в больнице

Центр трудоустройства выпускников выделяет следующие медицинские учебные заведения – по рангу популярности специалистов:

  1. Сеченовский университет – факультет фармацевтики;
  2. Пироговский университет – факультет педиатрии;
  3. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова – лечебный факультет;
  4. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова — Лечебный факультет.

Стоит отметить, что это далеко не полный перечень вузов для трудоустройства выпускников техникумов по каждому направлению. Есть и другие – нами были перечислены только самые известные и востребованные по каждой из рассмотренных специальностей.

Служба трудоустройства выпускников – что представляет собой данная система?

Некоторые учащиеся обращаются в специальные службы, чтобы им подобрали рабочее место в той или иной организации. Если желаете воспользоваться таким вариантом трудоустройства, сперва обратитесь в свое высшее учебное заведение – там Вам подскажут, какие именно действия нужно предпринять. Не исключено, что Вам быстро подберут рабочее место – практически у всех популярных университетов страны есть договоренности с разными организациями.

Таким образом, это самый оптимальный вариант устройства на работу, хотя определенные плюсы есть и у остальных.

Подведение итогов

Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее: программа содействия трудоустройству выпускников – это актуальная проблема, как для учащихся, так и для государства. Государство старается с каждым годом все больше и больше развивать разные направления решения данного вопроса – чтобы у выпускников учебных заведений не было проблем с трудоустройством. Для этого предпринимается огромное количество самых разных мер и действий.

Видео в тему: Трудоустройство выпускников

А это значит, что большин-ство детей, как и в прошлые годы, планируют поступать на юристов, экономистов и управленцев - на эти факультеты требуют именно этот предмет. Но в итоге по специальности работают меньше половины отучившихся. Куда идут остальные? В продавцы! Потому что работодатели ищут прежде всего менеджеров по продажам, потом - квалифицированных рабочих и инженеров. Последние на рынке в большом дефиците. Особенно инженеры-конструкторы и технологи. Неслучайно многие предприятия подбирают себе инженерные кадры уже из студентов старших курсов вузов и колледжей. Чтобы мечты не разошлись с реальностью, стоит приглядеться к рейтингу самых востребованных специальностей (см. инфографику).

«По данным нашего исследования, при подборе молодых специалистов менеджеры по персоналу обращают внимание прежде всего на личные и деловые качества претендента, - говорит Дарья Шурыгина, ведущий аналитик рекрутингового портала Superjob.ru , - а также на наличие хотя бы минимального опыта (45%). Уровень и каче-ство образования - на третьем месте (34%). Однако вуз всё же имеет значение, так как при прочих равных предпочтение отдадут кандидату с дипломом престижного вуза. А при первом трудоустройстве диплом зачастую играет определяющую роль».

Инфографика: АиФ

Культ успеха и денег

Игорь Белобородов, с-оциолог, научный директор Независимого института с-емьи и демографии:

Современным подросткам придётся труднее, чем их сверстникам даже несколько лет назад, поскольку мир за это время стал гораздо более сложным, нестабильным. Они попали в эру массовой миграции, а это значит, что многие их однокурсники окажутся людьми совершенно иной ментальности и культуры. Им труднее будет находить общий язык с окружающими, дружить, любить, создавать семьи. Ведь во время этнических пограничных войн даже взрослые состоявшиеся люди не могут порой понять, где правда, а где ложь. Что же говорить о неокрепших юных умах...

Уже сейчас у подростков формируется отсутствие моральных норм и табу: в жизни, исподволь внушают им, есть место только целесообразности, цинизму и деньгам. Посмотрите любую рекламу по ТВ - везде культ успеха, секса и красоты. В ней не находится места труду, уважению к другим, идее помочь слабым и беззащитным.

Но есть и плюсы. Благодаря развитию информационных технологий образование становится доступнее. Это повышает шансы детей в том числе из малообеспеченных семей и даёт им хороший старт для успешной жизни.

Жизнь как эксперимент

Пётр Дмитриевский, психолог центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ:

Главное умение, которое надо прививать нынешним детям, - умение адаптироваться. Потому что спрогнозировать, какая профессия будет актуальна через 5 лет, невозможно! Самый ценный жизненный навык - осваиваться в неопределённой ситуации. Именно этому важно научить вступающего во взрослую жизнь школьника. Для этого нужно вооружить подростка тремя орудиями: надеждой, умением контактировать и смелостью пробовать. Рассказывайте о своих ситуациях замешательства, о том, какие неожиданные решения оказывались полезными. Тогда выше вероятность, что, столкнувшись с неожиданностью, недавний школьник не впадёт в отчаяние, а воспримет это как сложную, но интересную задачу. Надо развивать навыки общения. В непонятных и неприятных ситуациях важно не впасть в изоляцию и депрессию, а уметь организовать себе поддерж-ку. Наконец, надо научить относиться к жизни как к эксперименту. Если выпускник (а также его родитель) не будет видеть за каждым неверным шагом катастрофу, он и в ситуации неопределённости продолжит перебирать варианты и в конце концов найдёт правильный выход.

Важнейшим направлением социальной политики является населения. Для полного представления о качестве обучения и выработки рекомендаций по улучшению образовательной системы создается статистика выпускников . На ее основе принимаются решения по социальной, и экономической политике государства.

О «Демографической яме»

В России разрабатывается комплекс мер по стабилизации численности . Достижение поставленных задач возможно только при учете всех неблагоприятных факторов. Чтобы процессы, связанные с игнорированием данных статистики не привели к социальным потрясениям, необходимо составлять грамотные прогнозы по изменению численности населения и длительности влияния на нее «Демографической ямы».

Трактовка такого влияния неоднозначна. Специалисты расходятся во мнениях о ее природе. Основной причиной возникновения «Демографической ямы» стала и послевоенный период. Число жителей РФ достигло довоенного уровня (1940 год – 110,1 млн. чел.).


Первое влияние «ямы» сказалось в 1966–1971 годы. Прирост населения снизился, но без критических показателей, благодаря проводимой тогда социальной политике. В период 1989–1993 показатель опять снизился, а вот дальше наступил провал. Дополнительную роль сыграл экономический фактор. До конца 2000 года показатель превышал количество рожденных почти на 1 млн. человек ежегодно.

Следующая стадия «Демографической ямы» пришлась на 2013–2017 гг. Однако уже наблюдался процесс затухания влияния военных потерь. На первое место вышли экономические причины. К ним относится:

  • рост трудовой конкуренции;
  • непостоянство ;
  • повышение жизни;
  • увеличение времени на получение образования.

Росстат опубликовал данные за первый квартал 2017 года. Из него видно, что рождаемость по стране упала на 10,1%. Самым вероятным прогнозом на период следующего пика «Демографической ямы» в 2036–2040 гг. становится вывод о практическом прекращении действия «Эха войны».

На основе вышеизложенного составляются среднесрочные прогнозы с погрешностью ±4% численности выпускников школ, что влияет на необходимость создания новых средне-специальных учебных заведений, и рабочих мест.

Статистика выпускники школ


Отметила снижение показателей за 12 последних лет практически вдвое. Детальнее с татистика выпускников школ по годам представлена на рисунке:

На графике хорошо видна «Демографическая яма». Система достигла дна в 2017 году. Статистика выпускников прогнозирует постепенный рост с 2018 года. К 2023 году показатель должен достичь того уровня, что был в 2010.

Постоянное уменьшение учеников сопровождалось закрытием школ. Особенно это заметно в сельской местности. В 1990 году в селах было 48,6 тыс. школ, а в городах 21,1 тыс. В 2016 год у показатели упали до 24,5 тыс. и 17,28 тыс. соответственно

Причина такого количества закрытий – снижение численности учащихся. Школы в селах стали укрупнять, обеспечивая транспортом для перевозки , что позволило повысить уровень образования. Еще одна причина – социально-экономические факторы обусловили отток самого трудоспособного населения в города.

В городах количество школ закрылось меньше. Отчасти благодаря притоку учеников из сельской местности. Но «Демографическая яма» сказалась и тут. При составлении рейтингов самых конкурентоспособных выпускников школ (Топ-50), оказалось, что это ученики регионов, где отсутствуют . На 1 месте оказался Югорский физико-математический лицей-интернат (ХМАО ).

Статистика по выпускникам удручает. По данным Генпрокуратуры 40% выпускников интернатов для сирот становятся алкоголиками и , еще 40% становятся . Статистика выпускников сиротских учреждений показывает, что только 10% удается адаптироваться и начать нормальную жизнь.

Статистика выпускников ВУЗов

С 1990 года наблюдался активный рост числа высших профессиональных образовательных заведений. До 2012 года их стало больше в два раза (1990 – 514, 2012 – 1046). Основной прирост был за счет негосударственных . Их стало больше на 437 шт. На 95 стало больше государственных.

Однако «Демографическая яма» развернула процесс в обратную сторону. Статистика выпускников школ сказалась на количестве лиц, окончивших высшие учебные заведения. Численность выпускников ВУЗов сократилась практически на 30%. За период с 2010 по 2015 год закрылось 184 ВУЗа.

Ориентируясь на количество выпускников, статистика предсказывала снижение численности профессорско-преподавательского состава и не ошиблась. Если в 2005 году преподавателей было 358,8 тыс. То в 2016 году их осталось всего 303,6 тыс.

Трудоустройство выпускников ВУЗов

Статистика выпускников показывает, что наличие диплома престижного ВУЗа не гарантирует молодому специалисту последующее трудоустройство. По данным Минобрнауки только 75% выпускников 2015 года нашли работу.

Статистика трудоустройства выпускников по специальности отмечает 11 заведений, окончание которых позволяет легче найти работу. Все они вошли в список международного рейтинга QS 500 ВУЗов:

  1. МГУ им. Ломоносова.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет.
  3. МГИМО.
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  5. Томский политехнический университет.
  6. МФТИ .
  7. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
  8. МГТУ им. Баумана.
  9. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
  10. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Статистика трудоустройства выпускников вузов отмечает, что работодатели стараются занизить молодым специалистам при первичном трудоустройстве. Такой подход провоцирует текучку молодых кадров. В условиях кризиса частный бизнес привлекает молодых специалистов без официального трудоустройства.

Очень сильное влияние на трудоустройство выпускников оказывают связи. Статистика считает их основным фактором. Гораздо легче получить место по рекомендации, чем без нее. представлена в таблице.

Больше всего выпускники востребованы в строительстве, медицине и нефтяном секторе. Хуже всего обстоят дела у обладателей дипломов педагогов, социологов и истории. Подавляющее большинство из них работает в других сферах. Выпускники по специальности агрономия также не спешат уезжать в деревню.

Статистика трудоустройства выпускников по специальности показывает, что 60% из них в течение пяти лет идут на переподготовку или на курсы повышения квалификации. Чтобы молодым специалистам было легче находить работу, необходимо привлекать к преподаванию руководящий состав профильных компаний. Это позволит подготавливать студентов к решению конкретных производственных задач.

Размер у выпускников вузов по статистике составляет в среднем по стране 22,7 тыс. руб. В Москве показатель не превышает 40 тыс. Исключением являются IT-специалисты.

Как дела у соседей

В Республике Казахстан действует программа развития образования и науки на 2016–2019 гг. Согласно ей 71% выпускников могут найти применение своим силам.

В 2017 году в Казахстане 136 тыс. детей окончили школу. Из них 20% получили образование на русском языке. В республике наблюдается отток выпускников школ в Россию для дальнейшего обучения. За 2015–2016 гг. четверть всех иностранных студентов в российских ВУЗах составляли выпускники из Казахстана (67727 чел.).

Республику Беларусь также не обошла стороной «Демографическая яма». Общая цифра окончивших лицеи, гимназии и школы в 2010 году составила 92,6 тыс. человек. В 2015 году показатель снизился до 56,6 тыс. В РБ наблюдается перекос с выпуском по специальностям . В 2016 году 42% выпускников (75 тыс.) получили диплом экономиста. Медиков всего 4,5 тыс., т. е. 6% от общего числа получивших диплом.

Еще один пример «Демографической ямы» образовался в Украине . В 2001 году там был зафиксирован самый низкий показатель рождаемости. Соответственно 2018 год покажет антирекорд количества лиц, поступающих в ВУЗы. По предварительным расчетам их должно быть около 200 тыс.

Для украинских выпускников в российских ВУЗах на 2017–2018 гг. было зарезервировано 474 квоты. В дальнейшем планируется увеличение числа квот. Как видно, «Демографическая яма» коснулась всех бывших союзных республик. Перед выпускниками стоят одинаковые проблемы, как с поиском работы, так и с размером заработной платы.

Похожие статьи

  • Учеба в Краснодаре: где минимальный проходной балл на бюджет

    Заочников, магистрантов и договорников еще подсчитываютПриемная компания в высших учебных заведениях почти завершена. Уже известно, сколько вчерашних абитуриентов поступило по программам бакалавриата и специалитета на бюджетную очную форму...

  • Элифас Леви — биография грешника Элифас Леви «История магии»

    Элифас Леви, чье настоящее имя Альфонс-Луи Констан, родился 8 февраля 1810, в Париже (Paris, France). Его псевдоним был попыткой транслитерировать свое имя "Альфонс-Луи" на иврит, хотя сам он не был евреем. Его отец был сапожником. Элифас...

  • Россия: почему миллионы выпускников работают не по специальности?

    В 2016 году Группа компаний АКИГ провела исследование молодежного рынка труда, в котором приняло участие более 40 крупнейших компаний, 35 ведущих вузов и 600 молодых талантов из 47 регионов России. В предыдущей публикации ()...

  • Артикль the с названиями

    Артикли представляют наибольшую сложность для запоминания. Еще больше путаницы создает тот факт, что артикли надо использовать не всегда. Иногда бывает легче запомнить случаи, когда не нужно употреблять что-либо, вместо того чтобы...

  • Предложения на английском в passive voice

    « » используется для выражения долженствования, исходящего от говорящего. Т.е. когда говорящий говорит о том, что он понимает, что ему нужно сделать. « » − незаменимый модальный глагол, применяемый в ситуациях, когда мы говорим о настоящих...

  • Таро Ангелов-Хранителей: расклады и значения карт

    Ваш Ангел-хранитель своими посланиями и подсказками способен помочь вам во всех начинаниях и в любых сферах жизни. Магическая сила вашего Ангела-хранителя позволит вам общаться с ангелами и получать от них ответы и указания по всем...