Как правильно писать комментарий егэ. Как написать комментарий в сочинении ЕГЭ по русскому языку? Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ
0 баллов: сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
2014 г.
Комментарий проблемы.
«… сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем… »
Комментарий — это рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Можно выделить два типа комментария:
Тeкстуaльный кoммeнтaрий
прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.
Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:
1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?
2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?
3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?
4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?
5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?
6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?
При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии
в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нужно найти oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:
1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)
2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?
3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?
4) Пoчeму этa прoблeмa привлeклa внимaниe aвтoрa?
5) Кaкoй aспeкт (кaкую стoрoну) этoй прoблeмы рaссмaтривaeт aвтoр?
6) К кaким вывoдaм aвтoр пoдвoдит читaтeля?
Речевые клише для введения текстуального комментария:
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что…
Речевые клише для введения концепционного комментария:
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…
- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном…
Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста.
Типичные ошибки при написании комментария:
· Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия.
· Констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика её как социальной/нравственной/философской. Помните: при комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах исходного текста.
· Формулируется одна проблема, а комментируется другая.
Комментарий - это рассуждение с пояснениями по поводу одной из исходного текста.
Комментарий пишется именно по той проблеме, которую выбрали вы. В текстах ЕГЭ можно выделить от двух проблем. Обычно их гораздо больше. Комментарий неодинаков для каждой их них, хотя пишется по одному и тому же тексту. не влияет на комментарий.
Требования к комментарию
Баллы за комментарий к проблеме исходного текста ставятся в соответствии с .
1. Комментарий должен быть написан по исходному тексту (из КИМа).
2. При комментировании ученик должен указать не менее двух примеров , важных для понимания проблемы. Примеры берутся из исходного текста.
3. Комментарий не должен содержать фактических ошибок : экзаменуемый должен правильно интерпретировать содержание текста.
При правильном выполнении выполнении всех пунктов можно получить три первичных балла.
Но! Если ученик изначально неправильно выделил проблему, комментарий оценивается нулем баллов.
С чего начать писать комментарий?
Следует добиться полного понимания текста. Нужно прочитать его еще несколько раз, подчеркивая важные факты, высказывания, события, поступки. Именно они и будут примерами из исходного текста.
Задача ученика - оценить, проанализировать, прокомментировать содержание исходного текста. Не важно, художественный он или публицистический. Нельзя пересказывать, можно цитировать небольшие отрывки. Нужно обобщать и делать выводы.
Задайте себе несколько вопросов:
2. Как я понял, что он придерживается именно этой точки зрения?
3. О каких фактах, событиях, историях упомянул автор? Зачем он это сделал? Почему это важно?
Комментарий - это ответы на данные вопросы. При написании комментария нужно следовать за мыслью автора. Лучше упоминать о событиях в хронологическом порядке, объясняя, зачем автор ввел в текст каждое из них.
Клише для написания комментария
Вспомогательные фразы для написания комментария и других частей сочинения приведены на странице с . Они нужны в силу ряда причин. Во-первых, чтобы не переходить на пересказ. Во-вторых, чтобы помогать эксперту проверять сочинение. В-третьих, чтобы сохранять логичность формулировок, разбавляя предложения словами-связками. Ниже приведем список некоторых фраз.
Нам важно выделить, ЧТО , ЗАЧЕМ и КАКИМИ СПОСОБАМИ автор показал читателю.
Объем комментария
В критериях оценивания сочинения ничего не сказано по поводу минимального и максимального объема комментария. Это значит, что следует исходить из здравого смысла. Учителя сходятся во мнении, что хороший комментарий должен состоять из 6-9 предложений. Не стоит писать слишком мало. Но не следует писать и слишком много - помните о временных ограничениях.
Вы можете ознакомиться с примерами, нажав на заголовок. Найти комментарий не составит труда. Комментарий - это второй абзац сочинения, идущий сразу после вступления. После него принято писать авторскую и собственную позиции.
Пишите как можно больше. Чем раньше вы начнете подготовку, тем больше шансов научиться писать комментарий на максимальный балл. Вы можете писать сочинения наполовину (заканчивая на комментарии) в целях экономии времени. Показывайте свои работы учителю или репетитору - своевременное исправление ошибок поможет избежать проблем в будущем. В качестве практики можно прописывать комментарий не для одной, а для всех проблем исходного текста.
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развёрнуто. Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.
Согласие с позицией автора текста
- Нельзя не согласиться с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).
- Я разделяю мнение автора и считаю, что... .
- Трудно спорить с автором о том, что... . И моя позиция состоит в... .
- Думаю, что следует согласиться с автором в том, что... .
- Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что... .
- Мне близка позиция автора относительно... . Я тоже считаю, что... .
- Нет сомнения в том, что слова автора о... заслуживают одобрения. По моему мнению, ... .
- Следует согласиться, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.
- Я согласен с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова "Обломов"...
- Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что... (далее идёт формулировка важного тезиса).
- Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она:
- Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет... (далее идёт авторский тезис, вывод).
К сожалению, в наше время часто... (далее идёт пример-аргумент).
НЕсогласие (полное или частичное) с позицией автора исходного текста
- В целом разделяя позицию автора относительно... , выскажу особое мнение о... . Я считаю, что... .
- Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что... . Однако на вопрос о.... у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что... .
- Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие)..., но с другой -... (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
- В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения...
- Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
- Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
- Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … .
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … .
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
- Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … .
- Автор, несомненно, прав, утверждая, что … , но я убеждён(а), что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … .
- Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что … .
- По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что … .
- Автор справедливо осуждает … , однако я не могу согласиться с тем, что … .
- Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и иная точка зрения: … .
- Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … .
- Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … .
- Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … .
- Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что … .
- Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … .
- Вызывает сомнение тезис о том, что … .
- Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
- Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
- Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора … .
Как написать комментарий к проблеме
(задание №25 ЕГЭ по русскому языку)
Задание 25: сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Что такое комментарий? Это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы, обозначенной в тексте. Существуют определенные требования к комментарию:
1) он должен быть написан с опорой на исходный текст;
3) он должен связывать сформулированную проблему с авторской точкой зрения.
Что недопустимо при написании комментария? Нельзя пересказывать текст, ведь эсперт уже знаком с его содержанием. Старайтесь избегать чрезмерного цитирования. Помните про прием «выщипывания» наиболее значимых фрагментов, помогающих при написании комментария. Избегайте и другой крайности: комментирования без опоры на прочитанный текст. Не надо формулировать авторскую позицию (это вы сделаете в следующем абзаце), высказывать свое отношение, писать о всех проблемах, затронутых в тексте.
Обдумывая то, что следует включить в комментарий, ответьте на следующие вопросы:
2. На какие аспекты обозначенной проблемы он обращает особое внимание?
3. Что особенно его беспокоит?
За комментарий максимально можно получить 3 балла, если в нем два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Итак, что такое примеры-иллюстрации? Это цитаты, ссылки на номера предложений, сформулированные своими словами фрагменты текста, важные для понимания обозначенной проблемы.
Речевые клише
* В качестве примера, подтверждающего актуальность обозначенной проблемы, автор приводит...
* Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор (писатель, публицист) говорит …
* Своеобразной иллюстрацией может служить поведение героя, свидетельствующее о …
Если автор одобряет, то он восхищается, удивляется, поражается, восторгается; словно приглашает вместе с ним полюбоваться...; с большим интересом наблюдает за тем …; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о…
Помните, что удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор.
Желаю успехов!
В ПОМОЩЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЗАДАНИЯ №25 ЕГЭ.
Речевые клише
1. Для формулировки темы / проблем(-ы) исходного текста:
1) В предложенном для анализа тексте (указываем автора) поднята/затронута проблема(-ы)…
3) Данный текст посвящён теме/проблеме…
4) В тексте представлена точка зрения (указываем автора) на проблему…
5) В предложенном для анализа тексте автор (указываем его) касается следующих вопросов: …/останавливается на следующих проблемах: …
6) Проблема, которую рассматривает автор предложенного для анализа текста, заключается в том, что…
8) Волнующую всех нас проблему … поднимает (указываем автора).
9) Проблема, поднятая / поставленная (указываем автора), - это …
10) Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор текста – (указываем автора).
11) Что такое … ? / В чём заключается проблема … ? / Какую роль в жизни человека играет … ? Эту важную проблему поднимает автор текста – (указываем автора).
2. Для комментирования проблемы:
1) Вопрос о … (обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (Объясняем почему.)
2) Проблема, поднятая / обозначенная автором, особенно актуальна / важна / существенна / насущна в наши дни, потому что …
4) Размышляя над проблемой автор обращается к … (указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т.д. Передаём содержание текста, а не пересказ! ) .
7) В тексте доказывается мысль о том, что …
8) Основная мысль текста заключается в том, что …
4. Для выражения собственной позиции:
1) Я разделяю / не разделяю точку зрения / позицию автора на проблему …
2) Я придерживаюсь / не придерживаюсь того же мнения на проблему, что и автор.
4) Трудно / нельзя не согласиться с автором в том, что …
5. Для аргументации собственной позиции
- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с …
2) Разве не стали обычными / нормой жизни такие явления, как … ?
3) Кто из нас не наблюдал / не сталкивался / не замечал (за собой) / не оказывался свидетелем того, как … ?
4) К сожалению, часто в наши дни / среди нас / вокруг нас … ;
- из читательского опыта:
1) Данная проблема волновала многих великих русских и зарубежных писателей. К ней в своём произведении (указываем жанр и название) обращался (указываем имя писателя / поэта) .
2) Особенно остро эта проблема поставлена / звучит в произведении … .
3) Актуальность проблемы, затронутой автором текста, доказывает то, что и русские / зарубежные авторы в своих произведениях обращались к ней, в частности … (указываем имя автора и название произведения) ;
- из зрительского опыта:
1) Проблема часто обсуждается в Интернете / на страницах газет и журналов / в различных телепередачах. (Указать, в каком издании / телепередаче дискутировали на эту тему.)
2) Обращает на себя внимание и то, что данной проблеме посвящены многочисленные статьи в печатных СМИ и телепередачи. (Указать автора статьи и название издания / название телепередачи и её сюжет.)
Похожие статьи
-
Дромомания Этапы развития дромомании
– психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями. Уходы из дома, интерната сопровождаются эмоциональными нарушениями – депрессивными состояниями, дисфорией, напряженностью;...
-
Ребенок боится стоматолога - что делать?
Юлия Клоуда Руководитель экспертного ресурса о стоматологии Startsmile.ru. Как перестать панически бояться зубного врача? «Никак!» - ответят многие пациенты, особенно заставшие советскую стоматологию, и, возможно, немедленно выпьют...
-
Зимняя ночь (мело, мело по всей земле)
Борис Леонтьевич Пастернак – один из пяти русских писателей, удостоенных Нобелевской премии, признанный мастер слова и бесспорно великий русский поэт. Родился в Москве 29 января 1890 года. В его доме постоянно царил дух творчества....
-
Где живут лямблии в организме человека
Протозойная инвазия, вызываемая кишечной лямблией и протекающая с признаками функционального расстройства пищеварения. Ведущим в клинике лямблиоза выступает гастроинтестинальный синдром (тошнота, боли в животе, неустойчивый стул,...
-
Что делать при появлении папиллом в гортани
Папилломатоз гортани - это опухоль доброкачественного характера, которая образуется из плоского эпителия и принимает форму сосочка на поверхности. Для данного заболевания характерно большое количество образующихся папиллом. При увеличении...
-
Что такое дисбактериоз, какие анализы на дисбактериоз у грудничка нужно сдать и как его вылечить?
Дисбактериоз характеризуется нарушением пропорций штаммов полезных и условно-болезнетворных бактерий на внутренней оболочке кишечника. Причинами этого состояния у ребенка может быть прием антибиотиков им или кормящей мамой, нерациональное...