Модернизация системы жкх. Реформа ЖКХ подразумевает модернизацию жилищно-коммунального хозяйства страны. Основные задачи реформы: модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда; - презентация. Тенденции модернизации в ЖКХ

В практике управления важным инструментом является мониторинг. Его организация немыслима без значительного объема сведений, накапливаемых длительное время в нужных аналитических разрезах.

Ю.Ф. Федоров,

эксперт журнала

В этой статье вы прочитаете:

  • Какие новые технологии будут использованы в ходе модернизации ЖКХ
  • Каким функционалом обладает современное программное обеспечение для водоканалов и теплосетей

С внедрением на предприятии программного обеспечения увеличивается скорость (оперативность) обработки и анализа множественных потоков данных, поскольку появляется возможность в режиме реального времени получать и обрабатывать информацию о функционировании предприятия, включая материалы аварийно-диспетчерских служб, а также отслеживать происходящие изменения в работе оборудования. Программные комплексы позволяют анализировать массивы получаемой информации, составлять более точные планы на предстоящий год, квартал или иной временной период, экономить денежные средства путем минимизации издержек.

Сферы применения программного обеспечения достаточно разнообразны.

Новые технологии в ЖКХ

Новейшие модернизированные информационно-графические системы (ИГС) позволяют более эффективно и результативно:

  • осуществлять наглядно в оперативном режиме комфортную для пользователя визуализацию схем водопроводного хозяйства или теплосетей . Графика современных систем отличается высоким качеством, для удобства можно, например, выводить на экран монитора одновременно сразу несколько фрагментов инженерной инфраструктуры в разных графических окнах, настраивать графическое изображение путем масштабирования, подбора цветовой палитры, условных обозначений и т. п.;
  • отслеживать и контролировать посредством применения особого графического редактора и определенного набора критериев в автоматическом режиме детализированную специализацию объектов водоканалов и сетей . При этом удобно в графическом цветном «оконном» интерфейсе проводить классификацию, идентификацию и даже особое кодирование элементов (составляющих частей), указанных объектов (например, задвижек, насосных агрегатов и т. п.). Кроме этого, ИГС предоставляет пользователю возможность по определенному, заданному им критерию (алгоритму) формировать различные отчеты-справки в виде табличек, содержащих практически все необходимые данные для детализированной паспортизации объектов водоканалов и сетей;
  • осуществлять посредством определенного алгоритма описания паспортизацию различных объектов водоканалов и теплосетей, адекватно отражающую все изменения, происходящие с ними. При этом состав паспортизируемых объектов может регулироваться (т. е. какие-то параметры могут удаляться либо включаться в соответствующий паспорт объекта) в зависимости от тех настроек, которые удобны и нужны пользователю ИГС. Важно отметить, что технологическая информация, содержащаяся в базе данных паспортизации сети, в т. ч. полученная в результате выполнения различных прикладных задач (например, мониторинга параметров работы гидравлического режима, изучения архива повреждений объектов или оборудования водоканалов и теплосетей и т. п.), а также комбинация разнообразных данных о функционировании указанных объектов или оборудования могут служить основой для изменения графического изображения сети (в виде, например, соответствующей раскраски или выделения шрифтом или иным способом части таких объектов либо оборудования). Такие функциональные возможности ИГС существенно облегчают ее пользователю процесс наглядного изучения и визуального анализа работы объектов или наиболее значимого оборудования водоканалов и теплосетей.

Пример

Можно выделить цветом все участки трубопроводов системы водоканала, изготовленные из определенного материала, с каким-либо одним (либо несколькими) видом (видами) прокладки, с заданным сроком службы и иными параметрами.

  • Преимущества модернизации оборудования за счет энергосервисных компаний

Либо, например, можно выделить цветом (т. е. раскрасить) сеть водоканала или теплосеть по определенным зонам давлений, скорости потока, степени износа и скорости этого процесса, по диаметрам или материалам труб или по иным нужным пользователю данной системы параметрам.

Такая графическая визуализация существенно облегчает пользователю анализ причин и закономерностей возникновения аварийных ситуаций, рисков их возникновения, поиск мест повышенной потенциально аварийной уязвимости и т. п.

  • проводить моделирование, включая информационно-математическое, различного состояния и специфики функционирования оборудования и агрегатов систем водоканалов и теплосетей , максимально приближенное к существующим или возможным, в т. ч. форс-мажорным, экстремальным особенностям функционирования таких систем.

Отметим, что у системы ИГС имеется возможность с помощью графического ввода информации об объектах либо оборудовании водоканалов или теплосетей автоматически запускать формирование базовых основ для информационно-математической модели указанных сетей, обеспечивающей в дальнейшем возможность постановки и нахождения оптимальных решений прикладных инженерных задач, связанных с особенностями их функционирования;

  • создавать точное схематическое изображение разнообразных технологических составляющих инженерных коммуникаций (например, камер, насосных станций, трансформаторных подстанций и т. п.);
  • формировать единую и максимально удобную в работе с ней базу данных технологических параметров как непосредственно в режиме онлайн, так и опосредованно - путем соблюдения отдельной особой процедуры;
  • осуществлять особый гидравлический расчет характеристик , например, сетей, водозабора, теплоисточника или газораспределительной станции. Важно отметить, что система ИГС обладает обширным и многофункциональным инструментарием для осуществления анализа результатов такого гидравлического расчета: от наглядных, заданных определенными параметрами ярко выделенных графических изображений до подробных высокоточных табличных описаний особенностей функционирования систем водоканалов и теплосетей, в т. ч., например, процесса с обозначением конкретных проблемных мест и характера выявленных либо прогнозируемых нарушений. При этом в отличие от традиционных технологий в ИГС практически полностью отсутствуют какие-либо ограничения на размерность и степень закольцованности сети;
  • вести диспетчерские журналы с помощью специальной подсистемы с возможностью оперативной фиксации и обработки как нормальных стандартизированных плановых, так и форс-мажорных, экстренных аварийных заявок различных профилактических либо ремонтно-восстановительных работ. Также система ИГС обладает возможностью локализации, в т. ч. в графическом формате сети, месторасположения объектов заявок как на карте сети, так и на реальной местности. Применение указанной подсистемы позволяет также наблюдать и комплексно отслеживать каждую заявку - от ее получения и регистрации до стадии полного завершения и помещения в архив, где она не уничтожается, а особым образом классифицируется и хранится до востребования и может найти свое применение как объект какой-либо операции по обработке и анализу данных по критерию (или совокупности критериев), задаваемому пользователем ИГС.

Пример

Такие операции могут быть осуществлены по разным причинам: мониторинг процесса эксплуатации сети, выявление потенциально аварийных мест в системах водоканалов и теплосетей, сбор статистической информации и т. п.

  • Современный подход к наладке и модернизации систем централизованного водоснабжения

К числу критериев, например, можно отнести определенную периодизацию поступления заявок, тип аварии или иного повреждения объектов водоканалов или теплосетей, неисполненные должным образом или просроченные заявки и т. п.

  • осуществлять профилактику , а также локализацию и устранение аварийных ситуаций. Система ИГС способна не только оперативно выявить и подать сигнал соответствующим службам о возникновении аварийной ситуации, о чем уже упоминалось ранее, но и на основе анализа полученной информации (например, о текущем состоянии и функционировании запорной арматуры в соответствующих узлах) выдать действенные рекомендации по предотвращению, локализации и полному устранению аварий. При этом важным преимуществом данной системы по сравнению с традиционными технологиями является ее способность максимально эффективно локализовать место аварийной ситуации и тем самым минимизировать неблагоприятные последствия для абонентов таких сетей, чтобы как можно меньшее их количество пострадало от аварийного отключения соответствующей аппаратуры.

В результате локализованная область, как правило, выделяется особым ярким цветом, и система ИГС в оперативном порядке формирует и предоставляет своему пользователю полный отчет, содержащий искомый перечень переключаемых агрегатов (например, задвижек), исчерпывающую информацию о зоне локализации, а также рапорт о пострадавших от аварии и временно отключенных от сети абонентах.

  • создавать с помощью специального графического редактора качественные и высокоинформативные технологические схемы объектов сети, отражающие как их внутреннюю структуру, так и другую необходимую полезную информацию. Указанный редактор имеет не только обширный набор необходимых графических инструментов, позволяющий значительно облегчить и упростить работу по вводу схем узлов и участков, а также иных агрегатов сети, но и при необходимости может быть дополнен новыми эффективными инструментами для реализации его функций;
  • осуществлять комплексную, автоматизированную уникальную идентификацию и последующую регистрацию в базах данных паспортизируемых объектов (оборудования) систем водоканалов и теплосетей. Существенной особенностью указанного специального графического редактора, отличающей его от традиционных технологий, является его способность производить комплексную уникальную идентификацию и регистрацию в соответствующих базах данных каждой единицы паспортизируемого оборудования в автоматическом режиме непосредственно в процессе формирования и изменения схем объектов водоканалов и теплосетей. Необходимо отметить, что идентификация происходит системно, комплексно, в автоматизированной взаимоувязке в единое целое различных агрегатов и оборудования. При этом выдаваемые системой ИГС изображения могут быть как векторными (в виде соответствующих схем), так и растровыми (в виде фотографий либо отсканированных чертежей), а также комбинированными, сочетающими элементы этих двух разновидностей изображений. Обращаем внимание, что для отражения более полной и объемной информации о паспортизированном объекте (оборудовании) систем водоканалов и теплосетей система ИГС обладает функциональной возможностью закрепить за каждым из таких объектов несколько разновидностей изображений;
  • проводить оптимизированное и эффективное введение и корректировку графической информации об объектах (либо оборудовании) систем водоканалов и теплосетей с помощью новейших IT-инструментов.

Пример

В частности, процедуры введения и последующей корректировки графической информации могут быть осуществлены как с помощью экранной оцифровки по векторной или растровой подложке, так и с бумажных материалов посредством дигитайзера, представляющего собой особое высокотехнологичное инновационное устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер.

Векторно-растровые объекты представляют собой векторные границы фрагментов изображений указанных планшетов и особые растровые файлы, отображаемые в этих границах. Таким образом, растровые подложки могут быть отображены в единых координатах пространственных данных территории и в виде непрерывного (не ограниченного рамками планшетов) изображения (причем в память компьютера загружаются только нужные в данный момент пользователю растровые файлы).

  • Оценка эффективности инвестиций в модернизацию городских систем теплоснабжения

К сведению

Дигитайзер (digitizer ) - это кодирующее устройство, обеспечивающее ввод двумерного (в т. ч. и полутонового) или трехмерного (3D дигитайзеры) изображения в компьютер в виде растровой таблицы.

Необходимо отметить, что в ИГС заложены функциональные возможности ввода и корректировки графического изображения (представления) не только систем водоканалов и теплосетей, но сети и (или) плана целого города с помощью специальной растровой подложки, как правило, полученной в результате сканирования или иным способом. Для этого данная система оснащена специальным режимом так называемой привязки растрового изображения к узлам координатной сетки нужного фрагмента по имеющимся на растре «крестам».

Указанное растровое изображение представляет собой, как правило, сетку пикселей или цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе компьютера, бумаге и других отображающих устройствах и домах (растр). При этом к числу его важнейших и наиболее значимых характеристик относятся количество пикселей, используемых цветов цветовой гаммы (либо качество цвета в виде, например, его глубины), характеристики цветового пространства и разрешение, представляющее собой определенную справочную величину, характеризующую рекомендуемый (например, на экране монитора компьютера) размер изображения. При этом процесс создания растровой графики не только в системе ИГС, но и в ином подобном ей современном инновационном оборудовании происходит с помощью фотоаппаратов, сканеров, а также непосредственно в растровом редакторе, либо путем экспорта из векторного редактора или в виде снимков экрана. После осуществления процесса привязки растровое изображение «подкладывается» под поле векторных слоев вводимой графической информации. Это позволяет осуществлять последующее введение и идентифицирование различных объектов и определять местоположение таким образом прорисовываемых и обозначаемых на схеме города объектов по растровой подложке.

По завершении процесса оцифровки изображение, выполнившее свою полезную функцию, может быть впоследствии удалено пользователем системы ИГС за ненадобностью.

К числу преимуществ ИГС по сравнению с традиционными технологиями можно отнести ее способность поддерживать не только достаточно простые монохромные, но и более усовершенствованные цветные растры в наиболее распространенных в настоящее время графических форматах. Кроме этого, система ИГС позволяет ее пользователю осуществлять процедуру графического ввода информации об объектах либо оборудовании (включая подробное описание с детализированным графическим изображением структуры, основных характеристик и некоторых иных аспектов) с помощью специального стандартизированного алгоритма с применением различных встроенных справочников и классификаторов . Такой порядок введения значительно повышает степень корректности информации и системно-комплексной взаимосвязанности и взаимозависимости.

Также к числу новейших IT-инструментов системы ИГС, применяемой в отношении объектов и оборудования водоканалов и теплосетей, можно отнести входящую в ее состав специальную утилиту , позволяющую добавлять, изменять и иным способом осуществлять настройку практически всех обширнейших характеристик графического изображения (представления) указанных сетей и так называемых топооснов. Данная утилита позволяет пользователю системы ИГС применять специально созданные шаблоны в отношении практически каждого типа объектов и наиболее значимого оборудования водоканалов и теплосетей. Эти шаблоны определяют конкретный вид и способ осуществления различных надписей и текстовых обозначений применительно к указанным объектам и оборудованию.

Пример

Для динамических элементов схем узлов водоканалов и теплосетей (таких, например, как всевозможные задвижки, коммутаторы, насосы и т. п.) определяется способ их графического представления, отражающий функциональное состояние этих устройств (открыто/закрыто, включено/выключено и т. д.).

Модернизированные основные (базовые) версии компьютерных программ в сфере автоматизации теплосетей и водоканалов, работающих на платформе 1С. Данная технология в целом представляет собой, как правило, так называемую однопользовательскую программу (т. е. разработанную специально для решения конкретных задач индивидуализированного пользователя, который только один может работать в определенный промежуток времени с информационной базой, а не многопользовательскую сетевую, предназначенную для одновременного удовлетворения запросов и команд, в т. ч. в отношении соответствующей информационной базы программы, нескольких или многих пользователей).

К числу преимуществ этой технологии по сравнению с традиционными можно отнести:

  • сравнительно низкую стоимость (зачастую примерно втрое меньше, чем у полной версии программы), возникающую благодаря отсутствию дополнительных финансовых затрат на приобретение и легализацию (путем покупки соответствующей лицензии) работы базы 1С. При этом функциональный инструментарий у такой «усеченной» однопользовательской программы, как правило, такой же, как и у ее полной версии;
  • оперативную готовность к работе . Указанное преимущество тесно связано с предыдущим, поскольку у данной технологии отсутствует необходимость осуществления дополнительных финансовых затрат по приобретению и легализации (путем покупки соответствующей лицензии) работы базы 1С. Тем самым однопользовательская программа данной технологии уже готова к работе без указанных финансовых и, как правило, сопутствующих им временных издержек;
  • удобную компактность , позволяющую осуществлять эффективное управление работой небольших теплосетей и водоканалов, находящихся на территории малых и средних муниципальных образований.

Вместе с тем необходимо отметить, что у данной технологии имеются и определенные уязвимости (ограничения) в сравнении с полными версиями соответствующих программ в виде отсутствия возможности:

  • ведения учета с одновременным анализом работы в отношении двух и более организаций в пределах одной информационной базы . При этом обращаем внимание на имеющуюся у данной технологии возможность ведения такого учета применительно к нескольким организациям, но не в одной, а в нескольких отдельных информационных базах, размещенных на одном компьютере. Таким образом, при необходимости указанную уязвимость можно преодолеть созданием нескольких отдельных информационных баз на одном компьютере, что, конечно, представляет некоторое неудобство, но тем не менее является пусть и трудоемким и менее комфортабельным, но все же выходом из этой затруднительной ситуации;
  • осуществления одновременной работы с информационной базой программы указанной технологии кем-либо еще, кроме одного пользователя (из-за чего она, собственно говоря, и называется однопользовательской);
  • внесения новейших технологических изменений(т. е. обновления, актуализации, соответствующего конфигурирования) в такую программу. Подобно описанной уязвимости, связанной с отсутствием возможности у программ данной технологии по ведению учета в отношении двух и более организаций в пределах одной информационной базы, для преодоления данного ограничения также имеется «противоядие» в виде, как правило, выпускаемых производителем программ этой технологии периодических обновлений, разработанных с учетом соответствующих изменений в законодательстве. А поскольку российское законодательство меняется довольно часто, то это, конечно же, создает определенные неудобства, в т. ч. временные и финансовые;
  • осуществления поддержки работы указанной программы в технологии «клиент - сервер» (представляющей собою специальную вычислительную или сетевую IT-архитектуру, в которой пользовательские команды (задания) или сетевая нагрузка особым образом распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами), а также функционирования так называемых распределенных информационных баз , представляющих собой, как правило, определенную IT-структуру, включающую отдельные информационные базы, сформированные в иерархическом порядке на базе определенной IT-платформы (например, 1С), между которыми происходит обмен информацией (в виде различных данных, сведений и т. п.) с целью синхронизации процесса конфигурации таких баз, а также обрабатываемой информации.

К сведению

База данных - совместно используемый набор логически связанных данных. Это единое хранилище данных, которое однократно определяется, а затем используется одновременно многими пользователями.

Электронно-математическое моделирование работы системы теплоснабжения . В качестве нормативно- методологической основы работы данной технологии выступает постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Необходимо отметить, что указанные Требования включают также требования к Электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, в т. ч. по графическому представлению объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе муниципальных образований, паспортизации указанных объектов, осуществлению гидравлических расчетов проектирования и работы тепловых сетей, моделированию их функций и по некоторым иным аспектам (характеристикам) функционирования и возможных сценариев перспективного развития объектов системы теплоснабжения.

Указанная технология представляет собой разработанную одним из отечественных производителей программного обеспечения (ПО) для водоканалов и теплосетей так называемую электронную модель системы теплоснабжения, состоящую из геоинформационной системы (ГИС) и модуля гидравлических расчетов тепловой сети.

Необходимо отметить, что при создании и в процессе работы указанной электронной модели используется различный IT-инструментарий, позволяющий не только с помощью графики комплексно (системно) описать (паспортизировать) все технологические объекты, составляющие систему теплоснабжения, но и на основе специальных алгоритмов и программ осуществить необходимые математико-аналитические расчеты особенностей проектирования и работы трубопроводных сетей (в т. ч. расчеты тепловых потерь, балансов тепловой энергии и др.) в целях создания адекватной расчетно-аналитической модели таких сетей, многоаспектного и поливариантного моделирования возможных ситуаций, в т. ч. аварийных, форс-мажорных.

При этом особую значимость приобретает процесс информационного наполнения, т. е. формирования баз данных. Вводимая информация должна максимально полно, конкретно и в исчерпывающем объеме раскрывать электронный план местности, где расположены сети, и характеризовать каждый значимый составляющий элемент (объект).

В свою очередь, ГИС представляет собой многофункциональную систему в виде особого IT-программного продукта, предназначенного для сбора, обработки, анализа, моделирования, графического отображения пространственно-географических данных и иной информации об объектах и значимых элементах системы теплоснабжения, необходимой для решения поставленных расчетно-аналитических задач. При этом ГИС может включать как пространственные базы данных (БД), включая БД, находящиеся под управлением универсальных СУБД, так и различные графические редакторы (например, редакторы растровой и векторной графики), а также некоторые иные средства и инструментарии пространственно-графического анализа данных.

К сведению

Система управления базами данных (СУБД) - это совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять контролируемый доступ к ней.

Классифицировать СУБД можно по различным признакам:

По модели данных:

Иерархические;

Сетевые;

Реляционные;

Объектно-ориентированные;

Объектно-реляционные;

По степени распределенности:

Локальные - все части СУБД размещаются на одном компьютере;

Распределенные - части СУБД могут размещаться на двух компьютерах и более;

По способу доступа к БД:

Файл-серверные;

Клиент-серверные;

Встраиваемые.

Применение данной технологии с использованием ГИС и указанного модуля гидравлических расчетов имеет по сравнению с традиционными технологиями следующие преимущества:

  • экономичность, выражающуюся в существенном уменьшении расходов на материальные ресурсы при применении данной технологии;
  • энергоэффективность, проявляющуюся в значительном снижении уровня потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, тепла, ГВС, ХВС, газа);
  • эффективность осуществления работ по проектированию, содержанию и ремонту тепловых сетей (включая проведение необходимых гидравлических расчетов, в т. ч. тупиковых и кольцевых тепловых сетей), формированию соответствующей отчетной документации по объектам сети и проводимым плановым и внеплановым ремонтно-профилактическим работам (например, отчетов о функциональном состоянии сети и ее объектов, о проведенных ремонтных, профилактических и аварийных работах, и т. п.).

Особый программно-расчетный комплекс , разработанный одним из отечественных производителей. Применение указанного комплекса позволяет эффективно осуществлять гидравлический и тепловой расчет, а также анализ инженерных коммуникаций с помощью графического редактора, расчетного модуля. В рамках данной технологии делается акцент на комплексное и комфортное, с использованием новейших достижений компьютерной графики, решение задач ресурсоснабжающей организации.

  • Содержание инженерных сетей: распределение обязанностей и ответственности

Пример

Благодаря компьютерной графике достигается более удобная и наглядная визуализация, например, объектов теплосети на схеме, введение, вычленение и редактирование их изображения, автоматизация необходимых расчетов и др.

При этом отличительной особенностью графического редактора данной технологии является простота его применения и многофункциональность.

К числу преимуществ данной технологии по сравнению с традиционными можно отнести:

  • быстродействие модуля гидравлического и теплового расчета , практически не зависящее от особенностей топологии сети и типа решаемой задачи;
  • сокращение времени необходимых вычислений и минимизация накопления ошибок таких вычислений - во многом благодаря применению алгоритма оптимизации ширины ленты;
  • увеличение количества нужной и полезной информации , полученной в результате проведения соответствующих расчетов;
  • повышение качества управления составом графической и цифровой информации, выводимой на экран монитора компьютера;
  • облегчение процесса поиска допущенных ошибок ввода и анализа работы сети, ставшее возможным с применением особого модуля этой технологии;
  • повышение эффективности и наглядности в восприятии графической информации и некоторые другие преимущества.

Усовершенствование работы модуля паспортизации , позволяющее вводить, обрабатывать и хранить всю необходимую для работы информацию - включая не только паспорта каждого объекта теплосети, но и сопутствующую нужную информацию в виде соответствующих таблиц.

Следует отметить, что современное программное обеспечение для теплоснабжающих организаций и предприятий водоснабжения и водоотведения далеко не исчерпывается перечисленными технологиями. Индустрия создания программных продуктов характеризуется их быстрым развитием и совершенствованием.

Тенденции модернизации в ЖКХ

К числу тенденций модернизации программного обеспечения для водоканалов и теплосетей можно отнести:

  • повышение оперативности, эффективности и результативности процесса обработки информации (в первую очередь заявок на осуществление профилактических и ремонтно-аварийных работ на объектах и (или) наиболее значимом оборудовании систем водоканалов и теплосетей);
  • снижение затрат на внедрение, поддержку, функционирование и модернизацию новейших технологий в данной сфере;
  • сокращение времени вычислений, касающихся особенностей проектирования, функционирования, модернизации теплосетей и водоканалов, а также минимизации накопления ошибок таких вычислений;
  • улучшение оперативной готовности к работе, в т. ч. благодаря отсутствию дополнительных финансовых затрат на приобретение и легализацию (путем покупки соответствующей лицензии) работы соответствующей IT-платформы;
  • развитие комплексно-системной идентификации указанных объектов или оборудования;
  • неуклонное увеличение мощности систем;
  • стремление к стандартизации отдельных элементов интерфейса программ, форматов данных и т. д.

Производители ПО постоянно работают над оптимизацией соотношения цены и качества выпускаемого продукта.

Немало внимания уделяется автоматизации работы ПО; совершенствованию качества, комфортности и удобства в эксплуатации данного ПО, качества и корректности осуществления моделирования и схематического изображения функционирования объектов или оборудования водоканалов и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций.

Модернизация отрасли ЖКХ требует внедрения инновационных технологических и управленческих решений, повышения инвестиционной привлекательности и эффективности. Об этом на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России заявил Председатель Правительства Дмитрий Медведев. Мероприятие прошло 1 октября на подмосковном Климовском трубном заводе.

Глава Правительства указал на огромный инновационный потенциал отрасли, основные фонды которой изношены на 60%. Так, в процессе транспортировки теряется до 27% воды, тепла - не менее 15%. Объем инвестиций в отрасль оценивается в 9 трлн рублей.

Государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через институты развития – фонд «Сколково», «Роснано», Внешэкономбанк, Российскую венчурную компанию и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – составила не менее 53 млрд рублей.

Государство участвует в обновлении жилищно-коммунального сектора через федеральные целевые программы, через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но даже несмотря на то, что мы все понимаем, этих средств, как и всегда, не хватает. Надо, тем не менее, чтобы они работали эффективно, стимулировали внедрение самых современных технологий, долговечных и энергосберегающих материалов», – дал поручение Дмитрий Медведев.

Удельный вес инноваций, товаров, работ и услуг в сфере ЖКХ составляет примерно 0,4%, по сравнению с 2009 годом показатель сократился в 4 раза, сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев.

Выстраивание эффективной системы управления является главным условием масштабного внедрения инноваций в жилищно-коммунальную сферу», – отметил он.

Потенциал повышения эффективности отрасли составляет не менее 40%, указал руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис.

Если брать только по группе «население», то в деньгах это можно оценить как ежегодную экономию порядка 360 млрд рублей», – отметил эксперт.

У предприятий ЖКХ нет мотивации для внедрения новых технологий, посетовал Андрей Чибис. Система стимулирования должна заработать с 2014 года.

Модернизация сферы ЖКХ, повышение прозрачности отрасли, контроль за госрасходами и госинвестициями – приоритеты работы Открытого правительства. В Экспертном совете при Правительстве РФ создана рабочая группа по развитию ЖКХ, которая занимается разработкой и экспертным сопровождением процесса законотворчества и правоприменения. В частности, речь идет о законодательстве, о долгосрочном тарифном регулировании и концессионных соглашениях, которые призваны привлечь частные инвестиции для модернизации отрасли. Совместно с Минрегионом подготовлен законопроект, регулирующий отношения между потребителями, поставщиками услуг ЖКХ и управляющими компаниями.

Важный аспект модернизации отрасли – сокращение потерь и потребления ресурсов. «Наши эксперты подготовили соответствующий законопроект, устраняющий препятствия по заключению сервисных договоров об обслуживании жилья», – указал Андрей Чибис. За счет фиксации платежей у компаний появится возможность финансировать внедрение энергосберегающих технологий. Андрей Чибис предложил под эгидой Экспертного совета выбрать пилотные регионы для реализации проектов по внедрению инноваций в сферу ЖКХ.

Рабочая группа по развитию ЖКХ также проводит методологическое сопровождение новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и участвует в развитии государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ).

ГИС ЖКХ позволит анализировать бюджетно-тарифные решения, контролировать качество и объемы инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, наладить учет коммунального ресурса и коммунальных услуг на всех этапах (производство, распределение, транспортировка, потребление) и объемов коммунальных платежей, а также обеспечит учет жилого фонда», – рассказал на заседании президиума Совета по модернизации глава Минрегиона Игорь Слюняев.

Внедрению инновационных решений в отрасли должно способствовать и изменение системы государственного заказа, с вступлением в силу Федерального закона 44-ФЗ о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Одним из факторов модернизации отрасли является также повышение ее прозрачности. В Указе Президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству и регионам поручено обеспечить условия для создания сети общественных организаций по контролю за предприятиями сферы ЖКХ. Эта работа ведется рабочей группой Экспертного совета, НП «ЖКХ Развитие», Фондом содействия реформированию ЖКХ, Счетной палатой и Общественной палатой.

Кроме того, на площадке Открытого правительства подготовлена Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Документ утвержден 19 сентября распоряжением Председателя Правительства Дмитрия Медведева. Предполагается, что на региональном уровне будут создаваться межотраслевые советы потребителей . В частности, приоритет отдается контролю над инвестпрограммами монополий, работающих в сфере услуг по передаче электро- и тепловой энергии, а также водоснабжения и водоотведения. Потребители смогут участвовать в планировании строительства тех или иных объектов, а также участвовать в процедуре технологического и ценового аудита, где приоритет должен отдаваться наилучшим технологическим решениям.

Введение

1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

2 Инвестирование жилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Башкортостана

2.1 Сфера жилищно-коммунального хозяйства в РБ и ее финансирование

2.2 Комплекс мер по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере.

Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству.

Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства.

Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др. Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая снанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных и дополнительных источников инвестирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Объектом изучения является сфера ЖКХ.

Задачи при выполнении работы: изучение инвестиционных возможностей жилищно-коммунального хозяйства, рассмотрение источников инвестирования модернизации ЖКХ на примере региона РБ.


1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры, как правило, базируется на программах модернизации и нового строительства.

В то же время эти программы часто выступают объектом оптимизации затрат при секвестировании муниципальных бюджетов. Таким образом, жизненно важная коммунальная сфера из-за капиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь.

В условиях ограниченности средств - и бюджетных, и собственных средств организаций коммунального комплекса (ОКК) - для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к их финансированию с учетом возможных ограничений по источникам и объемам финансирования, а также использовать различные инструменты при формировании тарифов.

Коммунальная отрасль, с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности, имеет следующие специфические особенности:

· практически защищенная от конкуренции деятельность, носящая естественно монополистический характер;

· государственное регулирование и ограничение предельными индексами цен на услуги, привязанное к инфляции;

· ежедневное потребление услуг широкой клиентской базой (населением, предприятиями, общественным сектором), обеспечивающей предсказуемые денежные потоки и гарантированный сбыт услуг;

· прогнозируемое сокращение потребления ресурсов вследствие экономии потребителями и обязательности с 201 2 г. приборного учета, что не позволяет рассчитывать на дополнительную выручку за счет расширения инфраструктуры;

· значительная стоимость, длительные сроки службы и окупаемости активов;

· нередко продолжительные сроки строительства новых объектов;

· привлечение инвестиций в основном для модернизации действующих объектов и сетей, лишь небольшая часть средств направляется на новое строительство;

· сравнительно небольшие инвестиционные потребности по проектам реконструкции, не позволяющие получать финансирование по приемлемой ставке на длительный срок в крупных финансовых институтах;

· большое количество текущих финансовых обязательств компаний;

· отсутствие ликвидной залоговой массы.

Выбор источников финансирования планов развития ОКК определяется рядом условий, в их числе:

· реализуемый вариант реформирования и управления коммунальным сектором региона (муниципального образования), тип собственности оператора и собственника объектов и сетей;

· программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (СКИ) муниципального образования, разработанная в соответствии с ней Стратегия развития ОКК с учетом текущего финансового и технического состояния ОКК;

· производственная и инвестиционная программа ОКК, предусмотренные в ней мероприятия по модернизации (новому строительству) объектов и сетей, в том числе план мероприятий или программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Источниками финансирования производственных и инвестиционных программ ОКК могут быть:

1. Собственные средства:

o операционный денежный поток (платежи потребителей по тарифам);

o амортизационная составляющая тарифа для потребителей;

o прибыль.

2. Бюджетные средства:

o средства регионального/муниципального бюджетов на финансирование отдельных мероприятий в рамках целевых программ или региональных фондов (например, по энергосбережению);

o предоставление гарантий и субсидирование процентов по кредитам из регионального/муниципального бюджетов;

o Инвестиционный фонд РФ - для комплексных проектов, объем финансирования, которых составляет более 500 млн. руб.

3. Внебюджетные привлеченные средства:

o кредиты российских и международных банков;

o кредиты и участие в капитале международных фондов и банков развития - для крупных проектов более 200 млн. руб.;

o энергосервисные контракты по энергосберегающим проектам;

o средства и гранты международных организаций, внебюджетных энергосберегающих и экологических фондов по отдельным объектам (безвозмездно);

o лизинговые схемы финансирования с привлечением лизинговых компаний;

o другие источники: облигационный заем, размещение акций (дополнительный выпуск) - возможно для объема средств более 500 млн руб., а также векселя, товарные кредиты на энергосберегающее оборудование, прямые инвестиции финансовых инвесторов (фондов прямых инвестиций), экспортное кредитование.

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий индустриального домостроения, сыгравших существенную роль в решении жилищной проблемы, являются одним из важнейших направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса.

Задержка с их проведением приведет к росту доли ветхих и аварийных жилых домов в жилищном фонде Российской Федерации, что станет главным фактором увеличения эксплуатационных затрат на его содержание и повышения суммарных бюджетных выплат: во-первых, на покрытие расходов на жилищно-коммунальные услуги, не полностью оплачиваемые потребителями, и, во-вторых, на выплату субсидий гражданам с низкими доходами. При переходе к адресной системе субсидирования произойдет перераспределение, а точнее объединение финансовых потоков бюджетной помощи. Однако, на наш взгляд, суммарная нагрузка на бюджет уменьшится незначительно. Следовательно, решение проблемы заключается во всемерном снижении расходов на содержание жилых домов и оптимизации потребления населением ресурсов жизнеобеспечения, что возможно лишь при комплексной реконструкции жилищного фонда.

Владимир Корягин ,
председатель Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса Республики Карелия – совершенствование тарифной политики, газификация населенных пунктов региона, модернизация котельных, использование местных видов топлива, развитие систем водоснабжения и водоотведения, капитальный ремонт жилья, внедрение новых форм управления многоквартирными домами.

Преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Карелия начались с момента выхода Указа Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе ЖКХ в Российской Федерации». Основные направления концепции были определены и положены в основу Программы реформы ЖКХ Республики Карелия, одобренной Постановлением Правительства РК от 19.09.1997 № 544. Ее основными целями являются улучшение качества жизни граждан, повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населенных пунктов, поэтапный переход отрасли на самоокупаемость, внедрение рыночных механизмов для развития конкурентной среды и стимулирования создания ТСЖ.

В дальнейшем был принят ряд региональных целевых программ:

  • «Реформирование и модернизация ЖКХ Республики Карелия на 2004 2010 годы»;
  • подпрограмма «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Карелия на 20042010 годы» региональной программы «Жилище»;
  • «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 20072010 годы»;
  • адресные программы проведения капитальных ремонтов МКД.

Республика активно принимала участие в Программе газификации регионов РФ на 2007 г. и последующие годы.
Промежуточные итоги развития жилищно-коммунального комплекса РК были подведены на съездах работников ЖКХ, состоявшихся 2223 ноября 2001 г. и 21 апреля 2006 г.
Мероприятия, проводимые в рамках программ, способствовали внедрению рыночных механизмов, привлечению частных операторов в жилищную и коммунальную сферу, формированию системы учета энергоресурсов.
В 2009 г. на территории республики предоставлением услуг в сфере ЖКХ занимается 286 организаций, из них 219 – частной формы собственности (77%). Доля предприятий частной формы собственности в коммунальной сфере составляет 73,8% от общего числа всех организаций коммунального комплекса, а в сфере управления и содержания жилья – 90% (рис. 1).

Рис. 1. Развитие рыночных отношений в отрасли ЖКХ.

Численность работающих на протяжении ряда лет остается стабильной и составляет более 15 тыс. человек, или 7 % общей численности занятых в экономике республики.
Объем предоставляемых организациями отрасли услуг за 2009 г. достиг 8,5 млрд руб. и превысил объем 2002 г. почти в 3 раза, что связано в основном с ростом стоимости энергоресурсов, транспортных расходов, а также повышением уровня заработной платы работникам отрасли. При этом роста объемов в натуральном выражении не произошло. Около 75 % общего объема жилищно-коммунальных услуг, оказываемых потребителям республики, предоставляется коммерческими организациями.

Позитивные изменения
Период с начала реформы до сегодняшнего дня для жилищно-коммунального комплекса республики можно охарактеризовать как период позитивных изменений в экономике отрасли. Вышеназванным Указом Президента РФ в 1997 г. была введена система федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг для обеспечения плавного перехода к 100%-ной оплате ЖКУ с применением социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Целенаправленная работа по соблюдению в Республике Карелия федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг позволила в 2005 г. перейти на 100%-ую оплату населением ЖКУ и отказаться от прямого бюджетного дотирования предприятий отрасли. Соответственно возрос и фактический уровень покрытия затрат платежами населения. Это позволило обеспечить финансовую стабильность предприятий, направляя дополнительные финансовые средства на расчеты с кредиторами, и остановить рост неплатежей в отрасли (рис. 2).

Рис. 2. Изменения утвержденного и фактического уровня платежей населения за ЖКУ и соотношения кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ.

Социальная защита малообеспеченных групп населения осуществлялась путем предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Планомерная работа по обеспечению полного финансирования предприятий позволила безболезненно перейти на предоставление субсидий в виде денежных выплат на счета граждан и освободить предприятия от несвойственных функций. Работа по переходу к перечислению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на социальные счета граждан в Республике Карелия проводилась с 2006 г. К началу 2008 г. процесс перехода был завершен во всех муниципальных образованиях региона.

В настоящее время более 7 % семей воспользовались правом на получение субсидий на сумму более 200 млн руб. Кроме того, 1/3 населения пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что составляет более 1000 млн руб. Следует отметить, что с 1 января 2010 г. меры социальной поддержки на всей территории республики также предоставляются в виде денежной компенсации и перечисляются непосредственно на счета граждан, как требует того действующее законодательство. При этом полностью выполняются обязательства бюджета Республики Карелия по финансированию льгот и субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг. Так, если в 2002 г. возмещение из бюджета составляло 66%, то в 2009 г. – 100%.

Совершенствование тарифной политики
Самоокупаемость предприятий не могла быть обеспечена без существенного совершенствования тарифной политики, поскольку в 1997 г. при существующей тогда системе дотирования и недостатке средств в местных бюджетах затраты предприятий покрывались не более чем на 20%. Мероприятия, осуществленные в этом направлении, позволили в настоящее время практически обеспечить баланс между затратами по производству жилищно-коммунальных услуг и начисленными платежами потребителям этих услуг. Процент возмещения затрат организаций платежами потребителей по установленным тарифам за 2009 г. остался на уровне прошлого года и составил около 99% по сравнению с 84% в 2002 г.

В рамках реформирования отрасли удалось решить и вопросы ликвидации просроченной задолженности по заработной плате работникам организаций ЖКХ, выравнивания заработной платы по видам деятельности, а также доведения ее до уровня заработной платы на крупных и средних предприятиях республики. Просроченная задолженность на действующих предприятиях ЖКХ по выплате зарплаты на 1 января 2010 г. составила 6,8 млн руб., или 0,05 мес., по сравнению с 0,7 мес. в 2001 г. При этом рост среднемесячного фонда зарплаты по отношению к тому же периоду составил более чем в 3 раза (150,8 млн руб. против 44,8 млн руб.). Рекомендуемая ставка рабочего 1 разряда позволяет обеспечить заработную плату в размере не ниже прожиточного минимума и единообразно подходить к процессу тарифообразования как при государственном регулировании тарифов, так и при установлении тарифов органами местного самоуправления.
За период реформирования предприятия ЖКХ из категории стабильно убыточных перешли в категорию частично прибыльных. Величина убытков предприятий ЖКХ республики с 2001 г. снизилась более чем в 2 раза и по итогам 2009 г. составила 92,6 млн руб. Количество прибыльных организаций в регионе достигло 53 % общего числа организаций. Для сравнения в 2007 г. этот показатель составлял 33%, в 2008 г. – 48%. В то же время достичь полной самоокупаемости, несмотря на реализуемые меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, пока не удается.

Стратегической целью реформирования ЖКХ является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Достижение этой цели возможно при осуществлении мероприятий по модернизации и реконструкции объектов ЖКХ, развитие местных видов топлива.
Суммарный объем финансирования программных мероприятий за счет всех источников в 2004-2009 годах составил 4539,6 млн руб. (табл. 1). Привлечение этих средств позволило провести значительные работы по ремонту и модернизации объектов жизнеобеспечения, улучшить ситуацию с теплоснабжением в большинстве поселений республики. В целом в регионе заменено около 300 км ветхих тепловых и водопроводных сетей, отремонтировано и модернизировано 102 источника теплоснабжения, установлено более 212 новых котлов, что позволило закрыть 35 малоэффективных источников тепла.

Табл. 1. Суммарный объем финансирования программных мероприятий за счет всех источников в 2004-2009 годах.

Источники финансирования

Всего, млн руб.

Адресная инвестиционная программа РК

Бюджет Республики Карелия (субсидии)

Местные бюджеты

Средства предприятий ЖКХ

Бюджет РФ

Другие внебюджетные источники

Всего:

Теплоснабжение
Мероприятия по модернизации котельных осуществляются параллельно с реализацией Региональной целевой программы «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы». В результате за период с 2005 г. существенно снизились объемы потребления привозных ископаемых (невозобновляемых) видов топлива – каменного угля и продуктов нефтепереработки. Доля потребления местных видов топлива в сводном балансе потребления ТЭР на сегодняшний день составляет 23,8 %. Постепенное замещение привозных энергоресурсов местными видами топлива и сетевым газом обеспечивает повышение надежности теплоснабжения и экологической безопасности региона.
За период 2006-2007 гг. удалось провести реконструкцию котельных п. Вярсиля, п. Салми, и тем самым полностью снять вопросы качественного теплоснабжения в данных населенных пунктах.

Пока с трудом, но все же удается привлечь и внешние инвестиции. В рамках Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Карелия и ОАО «Малая энергетика» (Москва) реализовано два инвестиционных проекта строительства и реконструкции котельных п. Кааламо и Хелюля в Сортавальском районе с переводом их на биотопливо. Эти два проекта полностью реализованы за счёт внебюджетных средств в сумме 95 млн руб. Также за счет внебюджетных источников приобретено торфодобывающее оборудование для производства местных видов топлива на общую сумму 32,5 млн руб.
В целях координации процессов производства местных энергетических ресурсов, снижения зависимости региона от привозного топлива и формирования местной топливно-сырьевой базы разработана Стратегия развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов на 2011–2020 годы.

Водоснабжение
С 2004 г. обеспечено софинансирование средствами бюджета Российской Федерации объекта коммунальной инфраструктуры – Водозаборных сооружений и напорных водоводов в п. Лоухи. Софинансирование осуществлялось по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» в объеме 20,9 млн руб. За счет всех источников финансирования в стройку вложено более 72 млн руб. В конце 2009 г. строительство объекта завершено, он введен в эксплуатацию. Продолжается реализация инвестиционного проекта «Строительство и реконструкция ВОС г. Петрозаводска (I и II этапы).

В настоящее время на водоочистных сооружениях работают 17 новых контактных фильтров. При необходимости, в зависимости от погодных условий и цветности воды в Онежском озере, будут подключены все 22 новых фильтра. На 20 мая цветность воды в губе Онежского озера составляла 110 градусов. Таким образом, вся водопроводная вода – 145 тыс. м3 в сутки – в Петрозаводске уже проходит две ступени очистки, а не одну, как было раньше. Первые 8 новых осветлителей (фильтров) на ВОС заработали еще в начале марта, что позволило осветлять до нормы 40 % поднимаемой из озера воды.
Финансирование вышеуказанного инвестиционного проекта осуществлялось за счет средств бюджета Российской Федерации, ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», бюджетов Республики Карелия и Петрозаводского городского округа. В 2009 г. было привлечено более 300 млн руб. средств бюджета Российской Федерации.

В поддержку инвестиционных проектов, имеющих региональное значение, в 2009 г. была проведена работа по использованию бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. В соответствии с заключенным соглашением между Правительством РК и Инвестиционным Фондом РФ на строительство и реконструкцию водопроводных очистных сооружений г. Петрозаводска (II этап) планируется направить 631,9 млн руб. инвестиционных средств, в том числе за счет ассигнований Фонда – 237,6 млн руб. Срок реализации проекта – 2009-2013 гг.
В рамках международного сотрудничества приграничных районов и бассейна Балтийского моря в республике ведется работа над обеспечением надежности систем водоснабжения и водоотведения и снижением нагрузки на окружающую природную среду. Реализован ряд крупных международных проектов с привлечением иностранных инвестиций, таких как строительство сетей водоснабжения и водозаборных сооружений в п. Валдай Сегежского района и строительство КОС в г. Сортавала.

В 2009 г. подготовлен инвестиционный проект «Комплексная система водоочистки малых городов Республики Карелия» с предположительным объемом инвестиций 3,7 млрд руб. По проекту предлагается создание сети очистных сооружений в наиболее экологически критичных населенных пунктах Республики Карелия, с единым информационным и обслуживающим центром, привлечением крупных инвестиций на основе долгосрочного кредита государственной корпорации «Внешэкономбанк», зарубежных банков и фондов (как возмездные, так и грантовые, то есть безвозмездные). Это одна из схем государственно-частного партнерства, предложенная ВЭБ. Ожидаемый эффект от реализации проекта – снижение нагрузки на окружающую природную среду по азоту на 103 т в год, по фосфору – на 7 т в год.

Сегодня для республики в направлении природоохранной деятельности являются важными вопросами отведение и очистка сточных вод, ликвидация прямых выпусков неочищенных сточных вод в Онежское озеро и Белое море. В связи с этим Госкомитетом подготовлены предложения в Федеральную целевую программу «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря на период до 2020 года» по разделу «Эвтрофикация» о включении 9 населенных пунктов Республики Карелия, требующих строительства канализационных очистных сооружений. Софинансирование из бюджета Российской Федерации на реализацию вышеуказанных мероприятий планируется в объеме 80%.

Газоснабжение
В рамках мероприятий по газификации Республики Карелия в период с 2007 по 2009 гг. выполнены работы по строительству модульных котельных в с. Янишполе, п. Березовка Кондопожского района и п. Мелиоративный Прионежского района. Переведено на потребление природного газа 400 квартир муниципального и частного жилого фонда этих населенных пунктов.
За счет средств ОАО «Газпром» проектным институтом ОАО «Газпром Промгаз» завершена работа по разработке Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Карелия на период до 2015 г.
В целях дальнейшей работы по газификации населенных пунктов региона был подготовлен перечень мероприятий до 2013 г., который утвержден Распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.08.2009 № 290р-П.

Жилищные проблемы и их решение
За годы реформирования в жилищной сфере, также как и в коммунальной, произошли существенные изменения. С 1998 г. доля частного жилищного фонда увеличилась с 35,9 % до 66, 4% к 2010 г. (рис. 3).

Рис. 3. Изменения в структуре собственности на жилье.

Вместе с тем в уровне благоустройства жилищного фонда Карелии на протяжении последних лет значительных изменений не произошло, так как новое строительство почти не велось.
Невозможность проведения капитального ремонта многоквартирных домов в необходимых объемах в связи с отсутствием средств и невысокие темпы строительства нового жилья, привели к усилению процесса старения жилищного фонда, моральному и физическому износу жилых зданий. По данным статистики на протяжении ряда лет ветшание жилищного фонда совпадает с темпом ввода нового жилья. Изношенность жилищного фонда республики оценивается на уровне 60 %.
С принятием в 2007 г. Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» реформа в жилищной сфере получила дальнейшее развитие, резко увеличилась возможность проведения капитального ремонта МКД (рис. 4).

Рис. 4. Проведение капитального ремонта жилищного фонда.

Фондом в 2008 г. была принята Региональная адресная программа «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Карелия, на 2008 год». Решением Правления Фонда по итогам 2009 г. она признана завершенной в полном объеме. В результате реализации программы в 6 муниципальных образованиях республики было отремонтировано 176 многоквартирных домов общей площадью 235,443 тыс. м2, в которых проживают 10738 человек. На эти цеди израсходовано 209,173 млн руб., в том числе средств Фонда – 139,147 млн руб. (рис. 5).

31 декабря 2009 г. Постановлением РК № 313-П утверждена подготовленная Госкомитетом Региональная адресная программа по капитальному ремонту МКД на 2010 г.
30 апреля 2010 г. Правление Фонда одобрило заявку Республики Карелия на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда для реализации региональной адресной программы капитального ремонта МКД в 2010 г. В настоящее время средства Фонда и бюджета РК в размере 218,8 млн руб. перечислены в бюджеты муниципальных образований. За счет этих средств планируется капитально отремонтировать 127 многоквартирных домов общей площадью 190,052 тыс. м2 в 29 муниципальных образованиях региона. Реализация Программы позволит улучшить условия проживания 8948 человек.

В настоящее время Госкомитет приступил к формированию дополнительной программы капитального ремонта многоквартирных домов 2010 г. и проводит подготовительную работу с муниципальным образованиями республики.
Ориентировочный срок подачи на согласование в Фонд дополнительной заявки Республики Карелия на 2010 г., по которой планируется привлечение порядка 470,5 млн руб. средств Фонда, – 1 июля 2010 г.
Участие в Программе позволило ускорить процесс реформирования отрасли в целом. Развиваются введенные жилищным законодательством принципиально новые формы управления жилищным фондом. Доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления, в Карелии составляет 58,3 %. Существенный прогресс получила самоорганизация населения по управлению многоквартирными домами. В результате проводимой на региональном и муниципальном уровнях работы по поддержке создания и функционирования товариществ собственников жилья их количество увеличилось в 2,3 раза – со 178 в 2007 г. до 404 в 2009 г. (рис. 6).
Наибольшее количество ТСЖ создано в Петрозаводском ГО – 210 (52%), Сортавальском районе – 68 (16,8%), Лахденпохском районе – 22 (5,5%). Слабо проводится работа по созданию ТСЖ в Лоухском (1), Калевальском (2), Питкярантском (2) и Суоярвском (2) районах.
Развитие конкуренции на рынке управления жилищным фондом наглядно характеризуется ростом в 1,8 раза числа управляющих компаний – с 34 в 2007 г. до 65 в 2009 г.

Развиваются современные формы участия общественных организаций в управлении процессами в жилищной сфере. Созданы и активно функционируют некоммерческие объединения: Ассоциация управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Республики Карелия и Карельская региональная ассоциация по поддержке ТСЖ, ЖК и ЖСК. В г. Петрозаводске открыта общественная приемная Ассоциации по поддержке ТСЖ. В марте текущего года в регионе создана саморегулируемая организация управляющих компаний (СРО УК).

Рис. 6. Выбор способа управления многоквартирным домом.

Постоянно увеличивается доля отпускаемых коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов. В настоящее время этот показатель составляет 56% (рис. 7).

Рис. 7. Доля коммунальных ресурсов, отпускаемых по приборам учета.

В контексте этого направления разработана региональная адресная программа «О поэтапном переходе на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов в 2009-2011 годах», которая утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 12 октября 2009 г. № 231-П.
В связи с выходом Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Госкомитетом РК по реформированию ЖКХ совместно с Госкомитетом по энергетике и регулированию тарифов начата разработка программ по энергосбережению и энергоэффективности.

Разработать механизмы эффективного решения проблем
В Республике Карелия 2010 г. является завершающим в реализации действующих региональных целевых программ и подпрограмм в области реформирования и модернизации ЖКХ. Однако дальнейшая модернизация ЖКХ в настоящее время осложняется рядом проблем. Например, отсутствие в муниципальных образованиях региона градостроительной и землеустроительной документации, разработанной по единой методологии, затрудняет подготовку документов территориального планирования, в первую очередь, генеральных планов поселений и городских округов и схем территориального планирования муниципальных районов, а также правил землепользования и застройки.

В Карелии из 127 муниципальных образований приступили к разработке градостроительной документации 16 муниципальных районов, 2 городских округа, 8 городских (Сортавала, Калевала, Кондопога, Медвежьегорск, Олонец, Питкяранта, Пудож, Сегежа) и 2 сельских поселения (Курортное, Боровское). Разработка большей части схем территориального планирования и генеральных планов завершена. Но документация не передана заказчикам в связи с задолженностью по выполненным работам. В то же время стоимость разработки генеральных планов поселений сопоставима с годовым бюджетом муниципального образования, а иногда и превышает его. Это, в свою очередь, не позволяет определить перспективы развития коммунальной инфраструктуры, принять комплексные планы прокладки и замены сетей, определить инвестиционные потребности предприятий.

Вследствие этого в настоящее время инвестиционные программы утверждены на 4 предприятиях Сортавальского городского поселения (МУП «Теплоснабжение» и МУП «УК Водоканал») и Кемского городского поселения (ООО «Теплосфера» и МУП « Водоканал»).
Таким образом, софинансирование расходов местных бюджетов на разработку градостроительной документации из бюджета Республики Карелия становится особенно актуальным. Методическая и консультационная помощь, оказываемая Министерством строительства РК органам местного самоуправления в указанной сфере, очень важна для реализации полномочий в градостроительстве.

Передача полномочий в области организации жилищно-коммунального хозяйства на уровень поселений также выявила проблемы организационного, кадрового и профессионального характера. Вместе с тем в ближайшее время предстоит большая скоординированная работа по реализации программных документов Правительства РФ, таких как:

  • Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2011-2020 годы;
  • Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные в отдельные законодательные акты РФ»;
  • проект Федерального закона «О федеральном и региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов», проходящий в настоящее время согласование в регионах.

Необходимо разработать механизмы эффективного решения проблем текущего и перспективного развития жилищно-коммунального хозяйства.

Похожие статьи

  • Учеба в Краснодаре: где минимальный проходной балл на бюджет

    Заочников, магистрантов и договорников еще подсчитываютПриемная компания в высших учебных заведениях почти завершена. Уже известно, сколько вчерашних абитуриентов поступило по программам бакалавриата и специалитета на бюджетную очную форму...

  • Элифас Леви — биография грешника Элифас Леви «История магии»

    Элифас Леви, чье настоящее имя Альфонс-Луи Констан, родился 8 февраля 1810, в Париже (Paris, France). Его псевдоним был попыткой транслитерировать свое имя "Альфонс-Луи" на иврит, хотя сам он не был евреем. Его отец был сапожником. Элифас...

  • Россия: почему миллионы выпускников работают не по специальности?

    В 2016 году Группа компаний АКИГ провела исследование молодежного рынка труда, в котором приняло участие более 40 крупнейших компаний, 35 ведущих вузов и 600 молодых талантов из 47 регионов России. В предыдущей публикации ()...

  • Артикль the с названиями

    Артикли представляют наибольшую сложность для запоминания. Еще больше путаницы создает тот факт, что артикли надо использовать не всегда. Иногда бывает легче запомнить случаи, когда не нужно употреблять что-либо, вместо того чтобы...

  • Предложения на английском в passive voice

    « » используется для выражения долженствования, исходящего от говорящего. Т.е. когда говорящий говорит о том, что он понимает, что ему нужно сделать. « » − незаменимый модальный глагол, применяемый в ситуациях, когда мы говорим о настоящих...

  • Таро Ангелов-Хранителей: расклады и значения карт

    Ваш Ангел-хранитель своими посланиями и подсказками способен помочь вам во всех начинаниях и в любых сферах жизни. Магическая сила вашего Ангела-хранителя позволит вам общаться с ангелами и получать от них ответы и указания по всем...